ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7727/07 от 07.11.2007 АС Хабаровского края


Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А-73-7727/2007-89АП

г. Хабаровск                          

«07» ноября 2007 года

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи А. В. Зверевой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Никулиным Д. А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению  ООО «ХАБ-КОР»

об оспаривании постановлений № 206, 207 от 12.07.2007 г. Отдела государственного пожарного надзора по Центральному району г. Хабаровска о привлечении к административной ответственности.

Заинтересованное лицо: Прокуратура Центрального района г. Хабаровска

при участии:

от заявителя – ФИО1 (дов. от 10.07.2007 г.)

от административного органа – не явился

от Прокуратуры: не явился

Сущность спора: Общество с ограниченной ответственностью «ХАБ-КОР» (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления  № 207 от  12.07.2007 г. Отдела государственного пожарного надзора по Центральному  району г. Хабаровска о привлечении ООО «ХАБ-КОР» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и Постановления № 206 от 12.07.2007 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ генерального директора ООО «ХАБ-КОР» ФИО2

Определением  от 07.11.2007 г. производство по делу в части требования о признании незаконным и отмене Постановления административного органа № 206 от 12.07.2007 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ генерального директора ООО «ХАБ-КОР» ФИО2 прекращено.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на отсутствие вины Общества в совершении данного правонарушения, а также на нарушение административным органом порядка привлечения к административной ответственности.

Представители административного органа и Прокуратуры Центрального района в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом, в силу статьи 123 АПК РФ, о времени и месту судебного заседания.

Суд установил:

 Отделом государственного пожарного надзора по Центральному  району г. Хабаровска старшим инспектором ФИО3 совместно с помощником прокурора Центрального района Шишкиной Е. Е. на основании  указания Прокуратуры Центрального района № 2/1 от 25.05.2007 г. проведена проверка ООО «Хаб-Кор», по вопросу о соблюдении требований противопожарной безопасности в помещении Общества,  расположенном по адресу: <...>  на 6-м этаже «Дома быта».

В ходе проверки выявлено ряд нарушений правил пожарной безопасности, а именно: помещения не оборудованы системой автоматического пожаротушения, руководитель ООО «Хаб-Кор» не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума; на предприятии не разработана  инструкция о мерах пожарной безопасности. С персоналом не проведен противопожарный инструктаж; отсутствует журнал инструктажей по пожарной безопасности с подписями работников; ширина эвакуационного прохода составляет 63 см.

По установленным проверкой нарушениям 30.06.2007 г. Прокурором центрального района ФИО4 в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО2 вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Материалы дела об административном правонарушении направлены на рассмотрение в ОГПН по Центральному району г. Хабаровска.

Определением ОГПН по Центральному району г. Хабаровска от 04.06.2007 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 12.07.2007 г.  на 16-00.

12.07.2007 г. главным государственного инспектором Центрального  района по пожарному надзору ФИО5 в отсутствии законного представителя Общества, вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 207 от 12.07.2007, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.000 руб. за нарушение правил пожарной безопасности.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса,  является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, Учреждение  является субъектом ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Также, в пункте 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2002 N 313 (далее - Правила) указано, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно пункту 2 Правил, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Обязанность по обеспечению зданий системами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей установлены Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 315 от 18.06.2003 г. «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации» (НПБ 110-03) (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. N 4836) (таблица 1).

Настоящие нормы, согласно пункту 1 НББ 110-03, устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

Пунктом 38 приложения 3 "Помещения" к НПБ 110-03 установлено, что автоматическими установками пожарной сигнализации оборудуются помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, независимо от площади.

В соответствии с пунктом 6 Правил, на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.) в соответствии с приложением N 1.

Согласно пункту 6.16 СНиП 21-01-97, высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф.1.3 - более 50 чел.;

0,8 м - во всех остальных случаях.

Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в  6.29.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В соответствии с пунктом 1.3. Положения о порядке обучения мерам пожарной безопасности на территории Хабаровского края, утвержденного Постановлением Главы администрации от 26.06.2000 № 233, обучение мерам пожарной безопасности обязаны проходить все работники предприятия, в том числе его руководитель. Обучение мерам пожарной безопасности руководителей и работников предприятий является обязательным условием для получения предприятием заключения государственной противопожарной службы о соответствии требованиям пожарной безопасности.

Обучение мерам пожарной безопасности проводится в форме пожарно-технического минимума, противопожарных инструктажей, пожарно-технических конференций, семинаров, лекций, бесед, а также в процессе обучения на специализированных курсах повышения квалификации, в общеобразовательных, средних, высших учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях по специальным программам (пункт 1.4)

Обучение мерам пожарной безопасности руководителей, инженерно-технического персонала предприятий, лиц, имеющих право проводить противопожарные инструктажи рабочих и служащих, населения, должностных лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов, помещений, производственных участков, а также рабочих, занятых во взрывоопасных и пожароопасных производствах и (или) осуществляющих сварочные, огневые, окрасочные и другие пожароопасные работы, проводится в объеме пожарно-технического минимума (пункт 1.5)

Обучение мерам пожарной безопасности рабочих и служащих предприятий, а также населения по месту жительства проводится в объеме инструктажей по пожарной безопасности (пункт 1.6.).

Как следует из материалов дела, административным органом установлено на момент проверки нарушение Обществом вышеуказанных нормоположений.

Факт установленных проверкой нарушений подтверждается актом проверки № 165 от 26.06.2007 г., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении  от 30.06.2007 г., Объяснениями директора ОАО «Хаб-Кор» ФИО2, договором аренды нежилых помещений от 01.03.2007 г.

Таким образом, в действиях ООО «Хаб-Кор» имеется состав правонарушении предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Вина Общества заключается в бездействии и выражается в нарушении правил противопожарной безопасности.

В то же время суд считает, что административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и назначении административного наказания в виде штрафа не учтено в качестве обстоятельства смягчающего ответственность юридического лица, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, добровольное устранение допущенных нарушений, что подтверждается представленными суду квалификационным удостоверением по пожарной безопасности № 1229 на имя ФИО2, журналом инструктажа на рабочем месте от 26.06.2007 г., журналом учета первичных средств пожаротушении, инструкцией по соблюдению правил пожарной безопасности. Указанные нарушения устранены на момент вынесения Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении – 30.06.2007 г.

Кроме того, как следует из акта о проведении контрольных опробований и проверке работоспособности системы автоматического порошкового пожаротушения, пожарной сигнализации от 20.09.2007 г. в здании ОАО «Дом быта» (включая 6 этаж) испытана и признана работоспособной  система автоматической противопожарной защиты.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым отменить постановление административного органа в части назначения наказания в виде штрафа в размере 10.000 руб., изменив меру наказания, примененную административным органом со штрафа на предупреждение.

Довод заявителя о нарушении административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности, судом отклоняется как необоснованный.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд проверяет соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи  25.11 КоАП РФ,  Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении (п.п. 1); участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела (п.п. 2).

Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 28. 1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента  составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. 30.06.2007 г. Прокуратурой Центрального района вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Проверка проведена и Акт проверки составлен 26.06.2007 г.

Согласно части 1 статьи 25.1., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Законными представителями юридического лица, в соответствии с КоАП РФ, являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

 Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в соответствии с пунктом 1 статьи 25.5. КоАП РФ.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (пункт 2 статьи 25.5. КоАП РФ)

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (пункт 3)

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении (пункт 4).

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 5).

Однако, доверенность представителя ООО «Хаб-Кор» ФИО1 от 10.07.2007 г. не позволяет сделать вывод о том, что ему предоставлены полномочия на участие в рассмотрении конкретного дела об административном правонарушении и привлечении ОАО «Хаб-Кор» к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению в части.

 Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования удовлетворить частично.

 Признать незаконным и отменить  Постановление Отдела государственного пожарного надзора по Центральному району г. Хабаровска № 207 от 12.07.2007 г. о привлечении к административной ответственности о привлечении ООО «ХАБ-КОР» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в части назначения наказания в виде штрафа в размере 10.000 руб. Меру наказание изменить на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию   через Арбитражный суд Хабаровского края в течение 10 дней

Судья                                                                                    А. ФИО6