Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-7767/2014
04 сентября 2014 года
Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Регионснаб»
о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии № 1 в Центральном округе муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» № 07/0462 от 29.05.2014г. о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 60 000 руб.
По определению суда от 07.07.2014г. от административного органа поступили материалы административного производства, а также отзыв на заявление по существу административного правонарушения.
Представитель ООО «ДВ-Регионснаб», извещенный о рассмотрении дела по правилам упрощенного производства, представил возражения на отзыв, в которых на требованиях настаивает указывает на процессуальные нарушения при рассмотрения дела об административном правонарушении.
Правила о надлежащем извещении сторон, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, соблюдены.
На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «ДВ-Регионснаб» (далее - ООО «ДВ-Регионснаб», Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-<***>, ИНН-<***>.
Специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства Центрального округа администрации города Комсомольска-на-Амуре ФИО1 15.04.2014г. выявлен факт нарушения правил благоустройства: на земельном участке по адресу: <...> в районе Универсама, на котором расположен объект незавершенного строительства, находится свалки мусора, бытовых отходов, не осуществляется уборка территории и вывоз мусора в специально установленные для этого места.
Арендатором земельного участка по адресу: <...> на котором расположено недостроенное нежилое здание -объект незавершенного строительства инв. № 11899 лит. А., является ООО «ДВ-Регионснаб».
Посредством факсимильной связи в адрес ООО «ДВ-Регионснаб» 15.04.2014г. направлено уведомление о явке представителя Общества для осмотра территории в 10 часов 00 минут 16.04.2014г.
Уведомление получено 15.04.2014г. по номеру факса 553737, который получен из сведений о данном юридическом лице в ЕГРЮЛ с сайта ИФНС, что подтверждается факсимильным отчетом о получении уведомления, представленным в материалы дела.
16.04.2014г. Специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства Центрального округа администрации города Комсомольска-на-Амуре ФИО1 в присутствии двух понятых, в отсутствии представителя ООО «ДВ-Регионснаб» был произведен осмотр территории адресу: <...> в районе Универсама, на котором расположен объект незавершенного строительства.
В ходе осмотра установлено, что на указанном участке находится свалки мусора, бытовых отходов, не осуществляется уборка территории и вывоз мусора в специально установленные для этого места, чем нарушены пункты 5.3.3, 5.11 Положения о содержании объектов благоустройства города Комсомольска-на-Амуре, утвержденного Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.06.2005 № 50-па.
Нарушения зафиксированы протоколом осмотра территории от 16.04.2014г., составленным вышеуказанным должностным лицом в присутствии двух понятых, в отсутствие представителя ООО «ДВ-Регионснаб».
Уведомлением от 21.04.2014г. б/н ООО «ДВ-Регионснаб» было извещено о составлении протокола об административном правонарушении на 28.05.2014г. с 09 часов до 13 часов и рассмотрении дела об административном правонарушении на 29.05.2014г. в 15 часов 00 минут.
Указанное уведомление направлено заказным почтовым отправлением и получено ООО «ДВ-Регионснаб» 29.04.2014г., что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.
28.05.2014г. по факту выявленного нарушения главным специалистом -секретарем административной комиссии № 1 в Центральном округе муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» ФИО2 в отношении ООО «ДВ-Регионснаб», в отсутствие представителя Общества, составлен протокол № 10/87 об административном правонарушении по части 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
29.05.2014г. по результатам рассмотрения административного дела, административной комиссией Административной комиссии № 1 в Центральном округе муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» вынесено постановление № 07/0462, которым ООО «ДВ-Регионснаб» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 руб.
При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ООО «ДВ-Регионснаб» не присутствовал.
Как следует из пояснений представителя административного органа копия протокола об административном правонарушении № 10/87 от 28.05.2014г. вместе с постановлением о назначении административного наказания от 29.05.2014г. № 07/0462 направлены в адрес ООО «ДВ-Регионснаб» и получены им 10.06.2014г., что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования Учреждения подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в том числе, законность и обоснованность оспариваемого решения, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательствами.
Пунктом 3 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ предусмотрено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (часть 6 ст. 27.8 КоАП РФ).
Статьей 28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, наряду с требованиями о содержании протокола предусмотрен ряд гарантий защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ - в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Как указано ранее, 16.04.2014г. Специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства Центрального округа администрации города Комсомольска-на-Амуре ФИО1 в присутствии двух понятых, в отсутствии представителя ООО «ДВ-Регионснаб» был произведен осмотр территории адресу: <...> в районе Универсама, на котором расположен объект незавершенного строительства.
В ходе осмотра установлено, что на указанном участке находится свалки мусора, бытовых отходов, не осуществляется уборка территории и вывоз мусора в специально установленные для этого места, чем нарушены пункты 5.3.3, 5.11 Положения о содержании объектов благоустройства города Комсомольска-на-Амуре, утвержденного Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.06.2005 № 50-па.
Нарушения зафиксированы протоколом осмотра территории от 16.04.2014г., составленным вышеуказанным должностным лицом в присутствии двух понятых, в отсутствие представителя ООО «ДВ-Регионснаб».
Судом установлено, что материалы административного производства не содержат доказательств направления протокола осмотра территории от 16.04.2014г. в адрес ООО «ДВ-Регионснаб», что является нарушением части 6 ст. 27.8 КоАП РФ.
28.05.2014г. по факту выявленного нарушения главным специалистом –секретарем административной комиссии № 1 в Центральном округе муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» ФИО2 в отношении ООО «ДВ-Регионснаб», в отсутствие представителя Общества, составлен протокол № 10/87 об административном правонарушении по части 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
29.05.2014г. по результатам рассмотрения административного дела, административной комиссией Административной комиссии № 1 в Центральном округе муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» вынесено постановление № 07/0462, которым ООО «ДВ-Регионснаб» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 руб.
При составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ООО «ДВ-Регионснаб» не присутствовал.
Как следует из пояснений представителя административного органа копия протокола об административном правонарушении № 10/87 от 28.05.2014г. вместе с постановлением о назначении административного наказания от 29.05.2014г. № 07/0462 направлены в адрес ООО «ДВ-Регионснаб» и получены им 10.06.2014г., что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.
Учитывая изложенное, до рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения, обжалуемого постановления протокол в адрес ООО «ДВ-Регионснаб» не направлялся, а был направлен после вынесения обжалуемого постановления, что является нарушением ст. 28.2 КоАП РФ.
Указанное обстоятельство представителем административного органа не оспаривается.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом процессуального требования является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанное нарушение носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данным нарушением вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Не направление протокола осмотра территории от 16.04.2014г. и протокола об административном правонарушении от 28.05.2014г. до рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении, свидетельствует о лишении ООО «ДВ-Регионснаб» гарантий защиты, предоставленных ему действующим законодательством, носит существенный характер нарушений и является в силу вышеуказанных норм процессуальных требований основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Указанные выше процессуальные нарушения признаются судом существенными, возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией Шестого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении № 06АП-7172/2013 от 12.02.2014г.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить полностью постановление Административной комиссии № 1 в Центральном округе муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» № 07/0462 от 29.05.2014г. о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 60 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко