АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-7853/2012
27 августа 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 22.08.2012г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем З.А. Синицкой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры города Хабаровска
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Городская аптека» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Капшиенко В.С., действующей на основании доверенности от 01.02.2012г. № 7-03-12;
от лица, привлекаемого к ответственности – не явился.
Сущность дела: Прокуратура города Хабаровска (далее – прокуратура, заявитель, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Городская аптека» (далее – ООО «Городская аптека», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В заседании суда представитель административного органа дал пояснения по существу вменяемого правонарушения, на заявленном требовании настаивал по основаниям, указанным в заявлении.
Общество, извещенное о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своего представителя в суд не обеспечило.
В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Городская аптека».
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Городская аптека», расположенное по адресу: 680000, <...>, зарегистрировано 26.07.2011г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1112721007200, ИНН <***> и на основании лицензии от 02.11.2011г. №ЛО-27-02-000402, выданной Министерством здравоохранения Хабаровского края, осуществляет фармацевтическую деятельность (розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения) в аптечном пункте, расположенном по адресу: 680000, <...>, функциональное помещение № 0 (1-6).
Указанный аптечный пункт расположен в нежилом помещении площадью 48 кв.м., арендуемом ООО «Городская аптека» на основании договора аренды от 01.01.2012г., заключенного с ЗАО «Астери».
В ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, 08.06.2012г. в 12 час. 00 мин. прокуратурой города Хабаровска была проведена проверка деятельности ООО «Городская аптека» в аптечном пункте, расположенном по адресу: 680000, <...>.
В ходе проверки установлено, что вход в аптечный пункт не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом, имеется кнопка вызова сотрудника аптечной организации, которая на момент проверки находилась в нерабочем состоянии, кроме того, подход к данной кнопке затруднен наличием бордюра, переносной пандус в аптечном пункте отсутствует.
Результаты проверки зафиксированы актом осмотра, составленным помощником прокурора города Хабаровска Капшиенко В.С. в присутствии провизора ООО «Городская аптека» ФИО1
15.06.2012г. по факту выявленного нарушения прокуратурой города Хабаровска в отношении ООО «Городская аптека» возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, о чем в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО2 вынесено соответствующее постановление. В своих объяснениях директор Общества ФИО2 пояснила, что «установить пандус в данной аптеке технически не возможно, имеется кнопка вызова, которая ранее находилась в технически рабочем состоянии. В кратчайшие сроки обязуемся устранить выявленные нарушения».
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокуратура обратилась в суд с заявлением о привлечении ООО «Городская аптека» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения представителя прокуратуры, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности определен как вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно части 2 указанной статьи, под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Статьей 8 Закона № 61-ФЗ установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ, утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным закономот 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011г. № 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее – Положение о лицензировании).
Пунктом 5 указанного Положения установлены лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату при осуществлении фармацевтической деятельности.
Согласно подпунктам «а», «г» пункта 5 Положения о лицензировании, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций); соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности) правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
В силу пункта 6 Положения о лицензировании, осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «з» пункта 5 Положения о лицензировании.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003г. № 80 утвержден Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, (далее – Правила), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.1 вышеуказанных Правил, аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001г. № 73, в соответствии со статьями 2, 3, 6, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
В силу пунктов 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001, лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема;в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, на момент проверки вход в принадлежащий ООО «Городская аптека» аптечный пункт, расположенный по адресу: 680000, <...>, не был оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандусом либо иным средством подъема, при этом установленная на здании кнопка вызова персонала аптечного учреждения находилась в нерабочем состоянии, доступ к данной кнопке затруднен наличием бордюра, что свидетельствует о нарушении Обществом пункта 3.1 «Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 и, в силу подпункта «г» пункта 5, пункта 6 Положения о лицензировании является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт административного правонарушения, совершенного Обществом, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, актом осмотра помещения аптеки, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.06.2012г., договором аренды нежилого помещения от 01.01.2012г., лицензией от 02.11.2011г. №ЛО-27-02-000402, объяснениями директора ООО «Городская аптека» ФИО2
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанной нормы Кодекса, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
Вина ООО «Городская аптека» выражается в осуществлении фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, в непринятии всех зависящих от него мер по контролю за соблюдением требований лицензионного законодательства, чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности. Между тем, у организации имелась реальная возможность обеспечить выполнение требований действующего законодательства, но юридическим лицом не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований лицензионного законодательства при осуществлении фармацевтической деятельности.
Наличие на здании аптеки технического средства оповещения персонала аптечной организации о прибытии к его зданию инвалида (кнопки вызова), само по себе не является доказательством соблюдения лицензиатом требований пункта 3.1 «Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003. В рассматриваемом случае, учитывая, что кнопка вызова находилась в нерабочем состоянии и доступ к ней затруднен наличием бордюра, суд приходит к выводу, что организация не приняла все возможные меры для соблюдения лицензионного законодательства и не обеспечила возможность доступа в помещение аптечного пункта людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств Обществом не представлено.
По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность юридического лица.
При этом, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, а также, принимая во внимание, что ранее Общество не привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения, суд считает возможным применить к правонарушителю меру наказания в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа - Прокуратура Хабаровского края, ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, ИНН <***>, КПП 272101001, расчетный счет получателя платежа 40101810300000010001, глава 415, БИК 040813001, код бюджетной классификации 41511690010000000140, ОКАТО 08101000000. Наименование платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба. Административный штраф по решению суда от 27.08.2012г. по делу № А73-7853/2012.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 4.1, частью 4 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Городская аптека», расположенное по адресу: 680000, <...>, зарегистрированное 26.07.2011г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1112721007200, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 40000 (сорока тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак