ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-8022/07 от 08.11.2007 АС Хабаровского края


Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А-73-8022/2007-89АП

г. Хабаровск                          

«08» ноября 2007 года

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи А. В. Зверевой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Никулиным Д. А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению  ОАО «Российские железные дороги»

об оспаривании постановления Отделения Госпожарнадзора по Облученскому району УГПН ГУ МЧС России по ЕАО от 10.07.2007 г. № 113 о привлечении к административной ответственности.

Заинтересованное лицо: Биробиджанская транспортная прокуратура

при участии:

от заявителя – ФИО1 (дов. от 11.12.2006 г. № 877)

от административного органа – не явился

от Прокуратуры: не явился

Сущность спора: Открытое акционерное общества «Российские железные дороги» в лице филиала ДВЖД – Хабаровское отделение дороги (далее – ОАО «РЖД» заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления  № 113 от  10.07.2007 г Отделения Госпожарнадзора по Облученскому району УГПН ГУ МЧС России по ЕАО (далее – административный орган) о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование своих требований заявитель ссылается на отсутствие вины Общества в совершении данного правонарушения.

Представители административного органа и Биробиджанской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом, в силу статьи 123 АПК РФ, о времени и месту судебного заседания.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 01.11.2007 г. по 08.11.2007 г.

Суд установил:

 Отделением Госпожарнадзора по Облученскому району ВРИО главного государтсвенного инспектора Облученского района по пожарному надзору ФИО2 совместно с Биробиджанской транспортной прокуратурой  05.06.2007 г. в 09 часов 50 минут  на основании  распоряжения № 46 от 04.06.2007 г. проведена проверка ОАО «РЖД», по вопросу о соблюдении требований противопожарной безопасности поста ЭЦ станции Облучье ОАО «РЖД»,  расположенном по адресу: <...> Победы, дом. 17.

В ходе проверки выявлено ряд нарушений правил пожарной безопасности, а именно: деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом организацией имеющей лицензию; отсутствует технический отчет по замерам сопротивления токоведущих частей силового и осветительного оборудования.

Результаты проверки отражены в акте от 05.06.2007 г.

По установленным проверкой нарушениям 13.06.2007 г. Биробиджанской транспортной прокуратурой в отсутствии законного представителя Общества, при его надлежащем извещении вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Материалы дела об административном правонарушении направлены на рассмотрение в ОГПН по Облученскому району.

   10.07.2007 г. ВРИО главного государственного инспектором Облученского  района по пожарному надзору ФИО2 отсутствии законного представителя Общества при его надлежащем извещении, вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 113 от 10.07.2007, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.000 руб. за нарушение правил пожарной безопасности.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса,  является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, Учреждение  является субъектом ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.


Также, в пункте 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2002 N 313 (далее - Правила) указано, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно пункту 2 Правил, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно пункту 57 Правил, проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Как следует из материалов дела, административным органом установлено на момент проверки нарушение Обществом вышеуказанного нормоположения в виде отсутствия технического отчета по замерам сопротивления токоведущих сетей.

Однако, в ходе рассмотрения дела судом установлено отсутствие вышеуказанного нарушения со стороны Общества, поскольку в материалах дела имеется Протокол измерения сопротивления изоляции электроустановок аппаратов, вторичных цепей, силовых кабельных линий и электропроводок на электроустановке – пост ЭЦ ст. Облучье от 26.07.2006 г.

Согласно Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 г. № 6 измерение сопротивления изоляции в особо опасных помещениях и наружных установках производится 1 раз в год. В остальных случаях измерения проводятся 1 раз в 3 года.

В соответствии с пунктом 36 Правил, нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.

Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.

Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

Материалами дела актом проверки от 05.06.2007, Постановлением прокуратуры от 13.06.2007 г. подтверждается тот факт, что на момент проверки деревянные конструкции чердачного помещения  поста ЭЦ станции Облучье не были обработаны огнезащитным составом. Данный факт не отрицается представителем заявителя.

Таким образом, в действиях ОАО «РЖД» присутствует состав правонарушении предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Вина Общества заключается в бездействии и выражается в нарушении правил противопожарной безопасности.

Из представленных представителем ОАО «РЖД» договора на оказание услуг в области пожарной безопасности № 16/НОР-1/07/ПТЧ-19 от 15.06.2007 г., протокола согласования цены, протокола разногласий к договору,  акта сдачи-приемки оказанных услуг по огнезащитной обработке деревянных конструкций от 15.06.2007 г., а также акт приемки в эксплуатацию от 30.07.2007 г. следует, что вышеуказанное нарушение устранено ОАО «РЖД» сразу же после его обнаружения.

Следует признать, что административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и назначении административного наказания в виде штрафа не учтено в качестве обстоятельства смягчающего ответственность юридического лица, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, добровольное устранение допущенных нарушений.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым отменить постановление административного органа в части назначения наказания в виде штрафа в размере 10.000 руб., изменив меру наказания, примененную административным органом со штрафа на предупреждение.

Довод заявителя об отсутствии у должностного лица, вынесшего постановление о привлечении к административной ответственности соответствующих полномочий отклоняется судом как несостоятельный, поскольку на ФИО2 обязанности начальника отделения Государственного пожарного надзора по Облученскому району Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по ЕАО возложены Приказом Начальника Главного управления МЧС России по ЕАО ФИО3 № 41 от 14.05.2007 г.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд проверяет соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В ходе рассмотрения дела не установлено нарушений административным органом порядка привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности.

Довод административного органа о пропуске заявителем срока на обжалование постановления о привлечении к ответственности судом отклоняется поскольку в соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течении 10 дней со дня его получения.

Как следует из почтового уведомления, указанный документ получен ОАО «РЖД»  (ДВЖД) 23.07.2007 г. Таким образом, срок на обжалование истекает 06.08.23007 г. ОАО «РЖД» обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления по почте – 03.08.2007 г. (согласно почтового штемпеля).

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению в части.

 Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования удовлетворить частично.

 Признать незаконным и отменить  Постановление Отдела государственного пожарного надзора по Облученскому району  № 113 от 10.07.2007 г. о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в части назначения наказания в виде штрафа в размере 10.000 руб. Меру наказание изменить на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию   через Арбитражный суд Хабаровского края в течение 10 дней

Судья                                                                                    А. ФИО4