Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-8100/2015
28 июля 2015 года
резолютивная часть решения объявлена 21.07.2015 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 28.07.2015 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Деминой А. И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный центр спутникового мониторинга»
об оспаривании постановления Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю от 05.06.2015г. №10/37-15 о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности 29.01.2015;
от административного орган – ФИО2, по доверенности от 27.01.2015.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточный центр спутникового мониторинга»
(далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее – административный орган, Управление, УФСБ по Хабаровскому краю) от 05.06.2015г. №10/37-15, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласилась. Просил в удовлетворении требований отказать. Полагает, что событие правонарушения и вина юридического лица подтверждается материалами дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 20.07.2015 до 21.07.2015 г.
Суд установил:
ООО «Дальневосточный центр спутникового мониторинга» осуществляет деятельность, связанную с распространением, установкой и техническим обслуживанием технических средств контроля за соблюдением режимов движения труда и отдыха водителей (тахографов).
Должностными лицами УФСБ по Хабаровскому краю в ходе проверки в отношении ООО «Дальневосточный центр спутникового мониторинга» выявлено следующее:
На основании договора с МУП г. Хабаровска «Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» от 27.08.2014, специалистами ООО «Дальневосточный центр спутникового мониторинга» проведены работы по установке тахографа марки «Drive 5» (№ прибора 98422749005) и активизации блока СКЗИ НКМ-1 (14G-740-01716586-14G3A00001716582) на автомобиль марки «Камаз» гос. номер х212ах 27rus (дата ввода в эксплуатацию 08.09.2014).
Тем самым, ООО «Дальневосточный центр спутникового мониторинга» осуществило работы, подпадающие под действие ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и конкретизируемые пунктами 12, 20 Перечня, являющегося приложением к Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», как «работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лиц или индивидуального предпринимателя)».
Вместе с тем, ООО «Дальневосточный центр спутникового мониторинга» имеет лицензию, выданную УФСБ России по Хабаровскому краю, разрешающую деятельность только в части осуществления работ и оказания услуг, предусмотренных пунктами 21,22,23, 24 Перечня.
29.05.2015 г. по данному факту, должностным лицом старшим офицером 1 отделения 5 отдела СССИ УФСБ России по Хабаровскому краю ФИО3 в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО4, составлен в отношении ООО «Дальневосточный центр спутникового мониторинга» протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.13 КоАП РФ.
05.06.2.2015 г. начальником УФСБ России по Хабаровскому краю ФИО5, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в отсутствии представителей Общества, при надлежащем извещении, вынесено в отношении ООО «Дальневосточный центр спутникового мониторинга» постановление о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 13.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15.000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 13.13 КоАП РФ, занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), - является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой.
Объектом правонарушения является установленный порядок защиты информации (сведений) (за исключением информации, составляющей государственную тайну).
Объективная сторона рассматриваемого нарушения характеризуется в осуществлении деятельности в области защиты информации без соответствующей лицензии.
Соответственно, субъектом административной ответственности по части 1 статьи 13.13 КоАП РФ является лицо, осуществляющее такую деятельность.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельности в области - разработки, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 утверждено «Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее- Положение), н
В силу пункта 1 Положения, настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - лицензируемая деятельность).
Согласно пункту 2 Положения, к шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации), включая документацию на эти средства, относятся:
а) средства шифрования - аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ограничения доступа к ней, в том числе при ее хранении, обработке и передаче;
б) средства имитозащиты - аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства (за исключением средств шифрования), реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ее защиты от навязывания ложной информации, в том числе защиты от модифицирования, для обеспечения ее достоверности и некорректируемости, а также обеспечения возможности выявления изменений, имитации, фальсификации или модифицирования информации;
в) средства электронной подписи;
г) средства кодирования - средства шифрования, в которых часть криптографических преобразований информации осуществляется с использованием ручных операций или с использованием автоматизированных средств, предназначенных для выполнения таких операций;
д) средства изготовления ключевых документов - аппаратные, программные, программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, обеспечивающие возможность изготовления ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств, не входящие в состав этих шифровальных (криптографических) средств;
е) ключевые документы - электронные документы на любых носителях информации, а также документы на бумажных носителях, содержащие ключевую информацию ограниченного доступа для криптографического преобразования информации с использованием алгоритмов криптографического преобразования информации (криптографический ключ) в шифровальных (криптографических) средствах;
ж) аппаратные шифровальные (криптографические) средства - устройства и их компоненты, в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации без использования программ для электронных вычислительных машин;
з) программные шифровальные (криптографические) средства - программы для электронных вычислительных машин и их части, в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации в программно-аппаратных шифровальных (криптографических) средствах, информационных системах и телекоммуникационных системах, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;
и) программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства - устройства и их компоненты (за исключением информационных систем и телекоммуникационных систем), в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации с использованием программ для электронных вычислительных машин, предназначенных для осуществления этих преобразований информации или их части.
Приложением к указанному Положению является Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность в отношении шифровальных (криптографических) средств (далее – Перечень).
В соответствии с пунктом 12 Перечня, в него входит монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств.
Согласно пункту 20 Перечня в него входят работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
С 1 апреля 2013 года приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 (зарегистрирован в Минюсте РФ 7 марта 2013 г., регистрационный № 27574) установлены требования к тахографам, допускающие их эксплуатацию только в составе с программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством (СКЗИ). Таким средством в составе тахографа является навигационно-криптографический модуль НКМ-1 (сертификат соответствия требованиям безопасности информации ФСБ России № СФ/124-2135 от 25.10.2013).
Для приведения тахографа в рабочее состояние, предназначенное к последующей штатной эксплуатации в составе транспортного средства, требуется активизация его компонентного блока СКЗИ. Активизация указанного блока осуществляется в соответствии с порядком, установленным п. 89 Приказа Минтранса РФ № 36 от 13 февраля 2013 г. Осуществляет процедуру активизации работник специализированной мастерской. В рамках аутсорсинга, участие в указанной процедуре могут принимать организации, являющиеся Удостоверяющими центрами и имеющими соответствующую лицензию ФСБ России. Процесс активизации завершается установкой (вручную) работником карты мастерской с записанным на нее криптографическим алгоритмом в тахограф.
Описанная выше процедура является техническим обслуживанием шифрсредств, под которым понимается активизация блока СКЗИ тахографа и иные работы с блоком в соответствии с его эксплуатационно-технической документацией (разъяснения ЦЛСЗ ФСБ России от 09.10.2013 № 8/ЛЗ/2/2с2908).
Как следует из материалов дела, административным органом в ходе проверки установлено, что на основании договора с МУП г. Хабаровска «Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» от 27.08.2014, специалистами ООО «Дальневосточный центр спутникового мониторинга» проведены работы по установке тахографа марки «Drive 5» (№ прибора 98422749005) и активизации блока СКЗИ НКМ-1 (14G-740-01716586-14G3A00001716582) на автомобиль марки «Камаз» гос. номер х212ах 27rus (дата ввода в эксплуатацию 08.09.2014).
Вместе с тем, ООО «Дальневосточный центр спутникового мониторинга» имеет лицензию, выданную УФСБ России по Хабаровскому краю, разрешающую деятельность только в части осуществления работ и оказания услуг, предусмотренных пунктами 21,22,23, 24 Перечня.
Таким образом, административный орган обоснованно установил в действиях (бездействии) Общества признаки административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 13.13 КоАП РФ.
Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
В ходе рассмотрения дела, не нашел подтверждения довод Общества, относительно существенного нарушения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Между тем, суд приходит к выводу об обоснованности довода заявителя о вынесении административным органом рассматриваемого постановления за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные в том числе частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении событие правонарушения изложено следующим образом: «На основании договора с МУП г. Хабаровска «Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» от 27.08.2014, специалистами ООО «Дальневосточный центр спутникового мониторинга» проведены работы по установке тахографа марки «Drive 5» (№ прибора 98422749005) и активизации блока СКЗИ НКМ-1 (14G-740-01716586-14G3A00001716582) на автомобиль марки «Камаз» гос. номер х212ах 27rus (дата ввода в эксплуатацию 08.09.2014)».
Между тем, изложенный в указанном протоколе об административном правонарушении факт свидетельствует о допущении Обществом одномоментного действия в виде установки тахографа марки «Drive 5» (№ прибора 98422749005) и активизации блока СКЗИ НКМ-1 (14G-740-01716586-14G3A00001716582) на автомобиль марки «Камаз» гос. номер х212ах 27rus, введенного в эксплуатацию 08.09.2014 г.
Таким образом, датой совершения данного правонарушения, является 08.09.2014 г., т.е. момент окончания работ, указанных в протоколе об административном правонарушении.
Сведений о проведении иных подобных работ в иной период времени, факт продолжения противоправного поведения на момент его выявления, в протоколе об административном правонарушении не отражен.
При изложенных обстоятельствах оснований полагать, что нарушение, изложенное в протоколе об административном правонарушении от 29.05.2015 г., является длящимся, у суда не имеется.
Данное нарушение не обладает признаком длительности и непрекращаемости деяния.
Довод административного органа о том, что в постановлении о назначении административного наказания изложены также иные факты подобных нарушений, а также о том, что в протоколе об административном правонарушении имеется ссылка на доказательства, свидетельствующие о длящимся характере правонарушения судом отклоняется.
В силу требования, предусмотренного частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Частью 2 статьи 28.2. КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2. КоАП РФ, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении лица и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. По смыслу данных разъяснений вопрос о несоблюдении процессуальных гарантий должен решаться судами в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела.
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении помимо ссылки на доказательство должно быть изложено событие правонарушения, вменяемое лицу, привлекаемому к ответственности.
Событие правонарушения, не изложенное в протоколе об административном правонарушении, не может лечь в основу постановления о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, следует признать, что рассматриваемое правонарушение имело место 08.09.2014 г. и на момент вынесения оспоренного постановления (05.06.2015 г.) срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.
Вынесение постановления по истечении срока давности привлечения к ответственности является безусловным основанием для отмены постановления.
Не изложение в протоколе об административном правонарушении ряда фактов, поименованных в оспоренном постановлении от 05.06.2015 г. суд признает существенным нарушением, возможность устранения которого отсутствует, что также является основанием для признания незаконным и отмены оспоренного постановления административного органа.
При изложенных обстоятельствах, постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме.
руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный центр спутникового мониторинга» удовлетворить.
Постановление Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю от 05.06.2015г. №10/37-15 о назначении административного наказания, предусмотренной частью 1 статьи 13.13 КоАП РФ, признать незаконным и отменить полностью.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.