Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-8179/2014
22 июля 2014 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Калашникова А.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой М.Д.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об оспаривании постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска от 19.05.2014г. о наложении административного штрафа вынесенного в рамках исполнительного производства № 25843/11/01/27
при участии:
от заявителя: представитель не явился;
от ОСП: представитель не явился.
Сущность спора: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство ЖКХ Хабаровского края, заявитель, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска от 19.05.2014г. о наложении административного штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, вынесенного в рамках исполнительного производства № 25843/11/01/27.
Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного заседания извещен в порядке статьи 123 АПК РФ.
Судебный пристав-исполнитель в судебное заседание не явился, представил отзыв и материалы производства.
Суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
В соответствии со статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
По материалам дела установлено следующее:
27.07.2011г. Отделом судебных приставов по Центральному району города Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС № 019370363, выданного 20.07.2011г. Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 01.07.2011г. по делу № 2-3404/11 об обязании Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям в пределах г. Хабаровске на состав семьи: один человек с учетом нормы общей площади не менее 18 квадратных метров за счет жилищного фонда Хабаровского края, возбуждено исполнительное производство № 25843/11/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление.
16.01.2013г. постановлением о наложении административного штрафа Министерство ЖКХ по Хабаровскому краю привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
07.05.2014г. Министерству ЖКХ по Хабаровскому краю под штамп входящей корреспонденции было вручено требование от 05.05.2014г., согласно которому судебный пристав исполнитель требует в срок до 12.05.2014г. исполнить решение суда. В требование содержится предупреждение об административной и уголовной ответственности за неисполнение решения суда, так же сообщается что в случае неисполнения должником требований указанных в исполнительном документе 13.05.2014г. в 16 ч. 30 мин. состоится рассмотрение вопроса о привлечении должника к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
13.05.2014г. судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края составлен протокол № 011891/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ. На составление протокола представитель Министерства не явился, извещен надлежащим образом.
Протокол вручен Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края под штамп входящего 14.05.2014г.
Определением от 13.05.2014г. назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, определение вручено Министерству ЖКХ под штамп входящего 14.05.2014г.
19.05.2014г. начальником отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, в отсутствие представителя, лица привлекаемого к ответственности, вынесено постановление о наложении на Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в сумме 50 000 рублей.
Несогласие должника с постановлением о наложении штрафа явилось основанием для обращения в суд с заявлением.
Исследовав с позиции статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможным последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Так, согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, 27.07.2011г. возбуждено исполнительное производство № 25843/11/01/27 об обязании Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям в пределах г. Хабаровске на состав семьи: один человек с учетом нормы общей площади не менее 18 квадратных метров за счет жилищного фонда Хабаровского края.
В установленный срок и в сроки установленные в требованиях решение суда о предоставлении благоустроенного жилого помещения исполнено не было.
16.01.2013г. постановлением о наложении административного штрафа Министерство ЖКХ по Хабаровскому краю привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
07.05.2014г. Министерству ЖКХ по Хабаровскому краю под штамп входящей корреспонденции было вручено требование от 05.05.2014г., согласно которому судебный пристав исполнитель требует в срок до 12.05.2014г. исполнить решение суда. В требование содержится предупреждение об административной и уголовной ответственности за неисполнение решения суда, так же сообщается что в случае неисполнения должником требований указанных в исполнительном документе 13.05.2014г. в 16 ч. 30 мин. состоится рассмотрение вопроса о привлечении должника к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
13.05.2014г. судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края составлен протокол № 011891/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ. На составление протокола представитель Министерства не явился, извещен надлежащим образом. Протокол вручен Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края под штамп входящего 14.05.2014г.
Определением от 13.05.2014г. назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, определение вручено Министерству ЖКХ под штамп входящего 14.05.2014г.
19.05.2014г. начальником отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, в отсутствие представителя, лица привлекаемого к ответственности, вынесено постановление о наложении на Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в сумме 50 000 рублей.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства ЖКХ события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина Министерства ЖКХ установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения в г. Хабаровске.
Направление информационных писем судебному приставу-исполнителю с указанием процедуры приобретения жилого помещения не свидетельствует об отсутствии вины Министерства в совершении административного правонарушения, поскольку указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок, следовательно, принятые должником меры являются недостаточными и не освобождают Министерство от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Также в материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения судебного акта.
Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю, не может быть признано уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить стать. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Таким образом, в бездействии Министерства ЖКХ имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Суд не соглашается с доводами заявителя о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства ЖКХ предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение носит имущественный характер.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие – предоставить гражданину жилое помещение.
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ, в виде минимального размера штрафа, установленного санкцией части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов исполнительного производства судом не установлено нарушений порядка, срока привлечения должника к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным постановления отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска от 19.05.2014г. о наложении административного штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в рамках исполнительного производства № 25843/11/01/27, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края
Судья А.Г. Калашников