ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-826/16 от 28.03.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                            дело № А73-826/2016

28 марта 2016 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  Ж.Г. Шестак,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.01.2016г. № 05П06/25-14-03/01 о назначении административного наказания,

Сущность дела: общество с ограниченной ответственностью «Стройсервис» (далее – ООО «Стройсервис»,  общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Дальневосточное управление Ростехнадзора, Управление, административный орган) от 19.01.2016г. № 05П06/25-14-03/01, которым заявитель привлечен  к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.01.2016г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В обоснование заявленных требований общество, не оспаривая факта вмененного административного правонарушения,  полагает, что совершенное им противоправное деяние является малозначительным, в связи с чем просит суд в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ освободить ООО «Стройсервис» от ответственности, ограничившись устным замечанием.

В установленный судом срок от административного органа поступили материалы административного производства и отзыв, согласно которому Управление с заявленными требованиями не согласно, полагает, что факт административного правонарушения и вина общества полностью подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и отмены оспариваемого постановления не имеется.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.

На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В период с 06.10.2015 по 28.10.2015 Дальневосточным управлением Ростехнадзора на основании распоряжения и.о. руководителя Управления ФИО1 от 30.09.2015 № Р-А71-1139 проведена выездная проверка на объекте капитального строительства «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-60 «Уссури» от Хабаровска до Владивостока. Реконструкция автомобильной дороги М-60 «Уссури» от Хабаровска до Владивостока км. 355 - км. З66, Приморский край», (в пределах существующей полосы отвода автомобильной дороги А-370 «Уссури»), расположенном по адресу: Приморский край, г. Дальнереченск, Дальнереченский район.

Заказчиком строительства указанного объекта капитального строительства является ФКУ ДСД «Дальний Восток».

Лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком) по государственному контракту от 23.09.2013 № 03-13/СРМ является ООО «Стройсервис».

В ходе проверки установлено, что ООО «Стройсервис», являясь лицом, осуществляющим строительство вышеуказанного объекта, допустило нарушение обязательных требований  в области строительства, выразившееся в следующем:

- в нарушение требований п. 8.5 РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» в разделе № 5 общего журнала работ «Сведения о строительном контроле лица,
осуществляющего строительство», нет отметок об устранении недостатков, выявленных при проведении строительного контроля за последний месяц. Акты об устранении недостатков представлены (устранено во время проверки);

- в нарушение требований п. 7.2 04-11/ПИР-ПОС1 и п. 3.4 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» на участке производства земляных работ не полностью вывезены порубочные остатки, а также не полностью вывезен грунт и отходы расчистки с границы полосы отвода (устранено во время проверки);

- в нарушение требований п. 7.8 04-11/ПИР-ПОС в отдельных местах земляного полотна обнаружены линзовые просадки суглинистого грунта (устранено во время проверки).

Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.10.2015 № 05-08-25-14-03-01.

03.12.2015г. по установленному проверкой факту старшим государственным инспектором межрегионального отдела  государственного строительного надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО2 в отношении ООО «Стройсервис» составлен протокол №05Пр06/25-14-03/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 9.4 КоАП РФ.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещалось надлежащим образом, путем направления в его адрес соответствующего уведомления от 28.10.2015г. № 05-08-25-14-03-01-1 (сопроводительным письмом от 28.10.2015 № 05-13/8798), которое получено организацией 12.11.2015г., что подтверждается почтовой карточкой о вручении почтового отправления.

Определением от 03.12.2015г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 19.01.2016 в 11 час. 30 мин. по адресу: <...>.  Копия определения вместе с копией протокола об административном правонарушении направлена по юридическому адресу общества и получена адресатом, согласно почтовой карточке о вручении, 19.12.2015.

19.01.2016г. заместителем руководителя Дальневосточного управления  Ростехнадзора ФИО3 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 05П06/25-14-03/01, которым  ООО «Стройсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4  КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде  штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц  от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в осуществлении строительства с нарушением обязательных требований проектной документации, стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс) строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Под объектом  капитального строительства, в силу пункта 10 вышеназванной статьи Кодекса, понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются соответствующие документы, в том числе общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ.

Приказом Ростехнадзора от 12.01.2007г. № 7 утвержден Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, РД-11-05-2007 (далее – Порядок, РД-11-05-2007).

Настоящий Порядок устанавливает порядок ведения общего и (или) специального журнала, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. (пункт 2 РД-11-05-2007).

В силу пунктов 3, 4 Порядка общий журнал работ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - общий журнал работ), является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре.

Специальные журналы работ, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - специальные журналы работ), являются документами, отражающими выполнение отдельных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Общие и (или) специальные журналы работ (далее - журналы работ) подлежат передаче застройщиком или заказчиком заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно с извещением, направляемым в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган государственного строительного надзора в случаях, если в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор.

Согласно пункту 8.5 РД-11-05-2007, Раздел 5 "Сведения о строительном контроле лица, осуществляющего строительство, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" заполняется уполномоченным представителем лица, осуществляющего строительство. В указанный раздел включаются все данные о выявленных строительным контролем недостатков при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, сведения об устранении указанных недостатков, а также о применяемых строительным контролем схемах контроля выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. (часть 2 статьи 53 Кодекса).

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 20 августа 1985 года № 133 утверждены Строительные нормы и правила  «Автомобильные дороги» СНИП 3.06.03-85, которые распространяются на строительство новых и реконструкцию существующих автомобильных дорог общего пользования и ведомственных, за исключением временных дорог, испытательных дорог промышленных предприятий и автозимников.

В силу пункта 3.4 СНИП 3.06.03-85 отходы расчистки должны быть полностью вывезены до начала земляных работ. Не допускается оставлять отходы расчистки на границе полосы отвода.

Из материалов дела следует, что в ходе выездной проверки, проведенной административным органом на объекте капитального строительства «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-60 «Уссури» от Хабаровска до Владивостока. Реконструкция автомобильной дороги М-60 «Уссури» от Хабаровска до Владивостока км. 355 - км. З66, Приморский край», (в пределах существующей полосы отвода автомобильной дороги А-370 «Уссури»), расположенном по адресу: Приморский край, г. Дальнереченск, Дальнереченский район, выявлены факты нарушений лицом, осуществляющим строительство - ООО «Стройсервис» требований пункта 8.5 РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», пункта 3.4 СНИП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», а также требований проектной документации, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, совершенного обществом, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, актом проверки № 05-08-25-14-03-01 от 28.10.2015г., протоколом об административном правонарушении от 03.12.2015г. №05Пр06/25-14-03/01 и не оспаривается заявителем.

С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суд считает доказанной также и вину юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у общества имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства в области строительства, но им не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения. Заявителем не представлено доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению юридическим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения учреждения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.

Административное наказание назначено нарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ, в виде минимального размера штрафа, установленного для юридических лиц частью 1 статьи 9.4 Кодекса. При этом при назначении административного наказания административным органом были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность (устранение замечаний во время проверки) и обстоятельства, отягчающие ответственность юридического лица (повторное привлечение к административной ответственности за совершение однородного правонарушения).

Также суд полагает, что назначенное заявителю наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. является соразмерным характеру совершенного правонарушения и степени вины юридического лица, и сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела суд не усматривает, поскольку материалы дела не подтверждают наличие в данном случае исключительных обстоятельств, как это предусмотрено частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Нарушений порядка, срока привлечения юридического лица к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «Стройсервис» о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.01.2016г. №05П06/25-14-03/01 о назначении административного наказания – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                           Ж.Г. Шестак