ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-8397/2011 от 12.09.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-8397/2011

«12» сентября 2011 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи: Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании представителей:

от прокуратуры – ФИО2, действующей по удостоверению №076781; ФИО3, действующей по удостоверению № 107452;

от предпринимателя – не явился, уведомлен в порядке статьи 123 АПК РФ.

Сущность дела: Прокуратура города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее – прокуратура, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Предприниматель, извещенный о времени и месте предварительного судебного заседания и судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своего представителя в суд не обеспечил.

Учитывая отсутствие возражений со стороны участвующих в деле лиц относительно переходя из предварительного судебного заседания в судебное заседание, на основании абзаца 2 пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу.

В судебном заседании представители прокуратуры заявленное требование поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

По правилам статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 зарегистрирован 29.05.2009г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Нижегородской области в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 309525214900017, ИНН <***>, и на основании лицензии № 68408, выданной 01.07.2011 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг связи в Интернет-центре, расположенном в подвальном помещении нежилого дома по адресу: <...>, арендованном у ИП ФИО4 на основании договора субаренды от 01.01.2011г. № 01.

Интернет-центр предоставляет услуги населению по выходу в сеть Интернет посредством установленных в Интернет-центре интернет-терминалов, представляющих собой персональные компьютеры, помещенные на специальных стойках.

24.03.2011г. сотрудниками УВД по г.Комсомольску-на-Амуре проведена проверка соблюдения ИП ФИО1 требований лицензионного законодательства при оказании населению услуг связи, в ходе которой установлен факт организации азартных игр в подвальном помещении по адресу: <...>, а так же факт осуществления предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением телематических услуг связи.

Результаты проверки зафиксированы протоколом осмотра места происшествия от 24.03.2011, а так же прилагаемыми к протоколу материалами фотосъемки, произведенной цифровым фотоаппаратом «Сони». В ходе проверки отобраны объяснения у администратора интернет-центра ФИО5 и представителя ИП ФИО1 по доверенности - ФИО6

Материалы проверки переданы в Прокуратуру города Комсомольска-на-Амуре.

Согласно объяснению ФИО6, представляющего интересы предпринимателя ФИО1 на основании доверенности от 07.02.2011г., он отслеживал рабочий процесс оказания телематических услуг связи по адресу: <...>, в том числе, контролировал явку на работу сотрудников Интернет-центра, их работу с посетителями. В Интернет-центре работали четыре администратора, в должностные обязанности которых входил прием денежных средств от посетителей интернет-центра за использование ресурсов сети Интернет.

Согласно объяснению администратора интернет-центра ФИО5, интернет-центр предоставляет населению услуги по доступу к сети Интернет. Посетители оплачивали посещение сети Интернет по тарифу: один час - 50 рублей, после чего им выдавался чек и посетитель имел возможность через терминалы, расположенные в зале, пользоваться сетью Интернет.

Из письма Управления Роскомнадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 02.06.2011г. № 03442-07/27, полученным прокуратурой г.Комсомольска-на-Амуре 14.06.2011г. под входящий № 711, следует, что уведомление о начале работ по строительству сооружений связи от ИП ФИО1 в Управление не поступало, законченное строительством сооружение связи для оказания телематических услуг связи к приемке не представлялось, разрешительных документов на право эксплуатации сооружения связи по адресу: <...> предпринимателю Управлением не выдавалось.

Заказным письмом с уведомлением предпринимателю ФИО1 по месту его регистрации, указанному в учредительных документах (<...>) было направлено требование от 02.06.2011г. № 435 о необходимости явки в прокуратуру для дачи объяснения и возбуждения дела об административном правонарушении 30.06.2011г. к 11-00 часам. Требование возвращено почтовой организацией в прокуратуру города Комсомольска-на-Амуре в связи со сносом дома, указанного в адресе.

30.06.2011г. прокурором города Комсомольска-на-Амуре Пахомовым В.Е. в отношении ИП ФИО1 возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных индивидуальными предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, прокуратура направила материалы проверки для рассмотрения в арбитражный суд.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей прокуратуры, исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензия это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечни лицензионных условий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005г. № 87 и ежегодно уточняются (далее - Перечень).

Пунктом 16 данного Перечня предусмотрен вид связи - «Телематические услуги связи».

Согласно пунктам 5, 6 главы XVI Перечня, лицензионными условиями осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи являются: оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ, соблюдение правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Правительством РФ, при присоединении сети передачи данных лицензиата к сети связи общего пользования, присоединения к сети передачи данных лицензиата других сетей связи, осуществлении пропуска и учета трафика в сети передачи данных лицензиата, пропуска и учета трафика от (на) сетей связи других операторов.

В пункте 9 главы XVI «Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005г. № 87, в качестве лицензионного условия значится «обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий».

Пунктом 1 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 575 от 10.09.2007г. даны понятия:

- «информационно-телекоммуникационная сеть» - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

- «предоставление доступа к сети передачи данных» - совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи.

К Перечню лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи отнесено, в том числе, обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата, доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, приема и передачи телематических электронных сообщений.

Таким образом, предоставляя неограниченному кругу лиц доступ к сети Интернет, предприниматель Корнеев С..В. осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг связи.

Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 09.09.2002г. №113 утверждены Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи. Данные правила направлены на обеспечение единства процедур ввода в эксплуатацию сооружений связи и установления исчерпывающего перечня необходимых документов, которые имеют право требовать органы государственного надзора за связью и информатизацией у операторов связи при вводе сооружений (сетей) связи в эксплуатацию и применяются органами государственного надзора за связью и информатизацией в РФ, органами государственной радиочастотной службы при Минсвязи России, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при вводе в эксплуатацию сооружений связи всех форм собственности и ведомственной принадлежности, предназначенных для предоставления услуг связи.

Пунктами 3.1, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8 данных Правил установлена процедура ввода в эксплуатацию новых сооружений связи, а также сооружений связи, на которых в результате реконструкции (расширения, технического перевооружения) изменились зарегистрированные показатели. Приемка сооружения связи комиссией с участием представителей госсвязьнадзора оформляется «Актом приемки сооружений связи приемочной комиссией». Данный акт является основанием для предоставления услуг связи.

Вместе с тем, в ходе проверки индивидуальным предпринимателем ФИО1 акт приемки сооружений связи приемочной комиссией в прокуратуру города Комсомольска-на-Амуре не представлен, поскольку не оформлен.

В соответствии с пунктом 5 лицензионных условий, являющихся неотъемлемой частью лицензии № 68408 от 01.07.2009г., установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 9 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 68408 лицензиат обязан реализовывать установленные Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требованиям к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Порядок организации указанных выше мероприятий утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005г. № 538 «Об утверждении правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» (далее – Правила).

Согласно пункту 2 вышеуказанных Правил, органы федеральной службы безопасности, являясь уполномоченными органами, осуществляют взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в интересах других уполномоченных органов.

В соответствии с пунктом 7 Правил, ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом Федеральной службы безопасности России совместно с оператором связи, планом мероприятий по внедрению технических средств.

В нарушение требований постановления Правительства РФ от 27.08.2005г. № 538 индивидуальный предприниматель ФИО1 с заявлением о взаимодействии с органом связи к органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, не обращался, что свидетельствует о предоставлении предпринимателем телематических услуг связи с нарушением обязательных требований и условий такой деятельности.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на индивидуальных предпринимателей, с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ, в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) предпринимателя ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, совершенного предпринимателем, установлен судом и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Вина предпринимателя выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при осуществлении деятельности по оказанию телематических услуг связи.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Судом по материалам дела не установлено обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность предпринимателя, вместе с тем, оценив установленные по делу обстоятельства, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к правонарушителю наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом, исходя из характера совершенного правонарушения, учитывая, что выявленные нарушения могут повлечь за собой доступность данной точки связи для организационных мероприятий, связанных с терроризмом, доступность к сайтам, направленных на пропаганду войны, и разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, информацию, оправдывающую терроризм и содержащую другие экстремистские материалы, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, суд не находит оснований для применения в данном случае меры наказания в виде предупреждения.

Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа - Прокуратура Хабаровского края, ИНН <***>, КПП 272101001, ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г.Хабаровск, расчетный счет получателя платежа 40101810300000010001, БИК 040813001, код бюджетной классификации 41511690010010000140, код ОКАТО 08401000000. Наименование платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещении ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающего по адресу: <...>, зарегистрированного 29.05.2009г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Нижегородской области за основным государственным регистрационным номером 309525214900017, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак