Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-8405/2020
27 июля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 21.07.2020.
Решение в полном объеме изготовлено 27.07.2020.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьиМанника С.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варфоламеевым Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции
заявлениеОбщества с ограниченной ответственностью «Лесное Дело» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>, оф. 312А)
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680020, <...>)
опризнании недействительным решения от 10.03.2020 № 05-36/3702 об отказе в организации конкурса на право заключения договора аренды.
при участии в судебном заседании:
от ООО «Лесное дело»– ФИО1 по дов. № 22 от 01.06.2020, диплом;
от Управления лесами– ФИО2 по дов. № 09/09 от 09.01.2020, диплом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Лесное дело» (далее - заявитель, ООО «Лесное дело») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее – Управление лесами) с заявлением, в соответствии с требованиями которого просит суд:
- признать недействительным решение Управления лесами от 10.03.2020 № 05-36/3702 об отказе в организации конкурса на право заключения договора аренды;
- признать незаконным действие Управления лесами об отказе в организации конкурса по заявлению ООО «Лесное дело» о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины;
- обязать Управление лесами на основании заявления ООО «Лесное дело» провести открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.
Управление лесами представило отзыв на заявление о несогласии с заявленными требованиями.
Представитель заявителя в судебном заседании заявил ходатайство в порядке статьи 49 АПК РФ об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым просит исключить из состава заявленных требований второе требование. Ходатайство судом удовлетворено и к рассмотрению приняты уточненные требования заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Управления лесами в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей сторон судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
ООО «Лесное дело» в соответствии со статьей 80.1 Лесного кодекса РФ обратилось в Управление лесами с заявлением от 11.02.2020 № 26/1 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки. К заявлению приложен пакет документов, предусмотренный приказом Минприроды от 29.06.2018 № 303.
Решением Управления лесами, оформленного письмом от 10.03.2020
№ 05-36/3702, обществу отказано в проведении конкурса на основании
пунктов 1, 3, 5, 6 части 8 статьи 8.1 Лесного кодекса РФ.
При этом отказ в проведении конкурса обоснован Управлением лесами следующими обстоятельствами:
- заявление подано лицом, не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, т.к. представленные договоры субаренды линии сортировки и аренды линии лесопиления не подтверждают право владения объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры;
- заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации (отсутствует проектная документация лесного участка, которая согласно части 18 статьи 80.1 ЛК РФ является частью документации о конкурсе, из чего следует, что конкурс не может быть организован). Кроме того, в представленном заявлении указан лесной участок, образованный как часть лесного участка с кадастровым номером 27:12:0000000:48, что не позволяет Управлению лесами организовать проведение конкурса и подготовить извещение о проведении конкурса, предусмотренное пунктом 4 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ, т.к. участок не имеет собственного кадастрового, номера;
- для оценки количества дополнительной потребности в древесине необходимы сведения о сделках с древесиной, зарегистрированных в Единой государственной системе учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС). Вместе с тем, какие-либо сделки с древесиной, осуществленные ООО «Лесное дело» за три последних года в ЕГАИС, не зарегистрированы (кроме одной сделки по перепродаже древесины);
- при оценке дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, Управлением лесами установлено, что ООО «Лесное дело» не имеет в пользовании лесных участков с установленным допустимым объемом изъятия древесины, поэтому не представляется возможным установить наличие дополнительной потребности в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой установлены распоряжением Правительства РФ от 28.02.2019 № 347-р.
Не согласившись с отказом в проведении конкурса, считая его незаконным и необоснованным, ООО «Лесное дело» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев доводы ООО «Лесное дело» и возражения Управления лесами, исследовав материалы дела и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать названному Кодексу.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что положения главы V.I применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Торги на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат организации и проведению согласно правилам главы 8 Лесного кодекса РФ.
Согласно статье 73.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 73.1, частью 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ.
Открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ).
С заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (часть 2 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ требования к содержанию документов, указанных в части 4 настоящей статьи, порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов, а также требования к их формату, если они подаются в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303 (далее - Приказ № 303) в соответствии со статьей 80.1 Лесного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 № 1475 (далее - Постановление № 1475) утверждены требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления и порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса.
В силу абзаца 2 пункта 1 Приказа № 303 заявление о проведении открытого конкурса подается в орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью и направляемого в уполномоченный орган посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг или с использованием официального сайта уполномоченного органа.
Сведения, необходимые для указания в заявлении о проведении открытого конкурса перечислены в пункте 2 Приказа № 303, а перечень прилагаемых к заявлению документов указан в пунктах 3, 4 Приказа № 303.
В частности, в заявлении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения: - производимые или планируемые к производству изделия из древесины и иная продукция переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка (подпункт «б»); - дополнительная потребность в древесине, в том числе по породам и сортиментам, исходя из загрузки имеющихся производственных мощностей (подпункт «в»); - кадастровый номер лесного участка (подпункт «д»).
К заявлению прилагаются следующие документы: - документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка (подпункт «а»); - расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка (подпункт «б»).
Приложением 2 к Приказу № 303 установлено, что к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины: а) каталог объектов и оборудования в табличной форме, содержащий наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения). Каталог формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX; б) копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования; в) таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции, нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья, потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.
Порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством РФ (пункт 6 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ).
Также пунктом 6 Приказа № 303 предусмотрено, что рассмотрение заявления осуществляется в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Постановлением № 1475 утверждены «Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине». Данные правила устанавливают порядок рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (пункт 1 Правил № 1475).
Согласно пунктов 2, 3 Правил № 1475 заявление подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ. К заявлению прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов, предусмотренные частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ.
В силу пункта 4 Правил № 1475 рассмотрение заявления и документов осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ полномочия по распоряжению лесными участками. По результатам рассмотрения заявления и документов уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения указанных заявления и документов в письменной форме принимается решение о проведении конкурса или об отказе в проведении конкурса (пункт 8 Правил № 1475), аналогичные положения закреплены в части 7 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ.
Федеральным законом от 29.12.2017 № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков» усовершенствован порядок организации торгов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений и аренды государственных и муниципальных лесных участков, а также определены особенности подготовки, организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины. Решение об отказе в проведении конкурса принимается в случаях, установленных частью 8 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ (пункт 9 Правил № 1475).
В соответствии с частью 8 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ, которая введена Законом от 29.12.2017 № 471-ФЗ, решение об отказе в проведении конкурса принимается в случаях, если:
заявление подано лицом, не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи (пункт 1);
заявление подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другим гражданам или юридическим лицам (пункт 2);
заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3);
отсутствие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, и которые могут быть предоставлены в аренду с учетом положений настоящего Кодекса (пункт 4);
отсутствие подтверждения дополнительной потребности в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, в результате оценки, проведенной в соответствии с частью 6 настоящей статьи (пункт 5);
несоответствие заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов требованиям, установленным в соответствии с частью 5 настоящей статьи (пункт 6).
В силу части 9 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ решение об отказе в проведении конкурса, содержащее мотивированное обоснование такого отказа, направляется органом государственной власти или органом местного самоуправления гражданину или юридическому лицу, подавшим заявление о проведении конкурса, в течение одного рабочего дня с даты принятия такого решения. Лицо, подавшее заявление о проведении конкурса, вправе обжаловать решение об отказе в проведении конкурса в судебном порядке.
Как следует из оспариваемого отказа, одним из оснований для отказа в проведении конкурса послужил вывод Управления лесами о том, что заявление подано лицом, не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, т.к. представленные договоры субаренды линии сортировки и аренды линии лесопиления не подтверждают право владения объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Как установлено судом по материалам дела, заявителем представлен в Управление лесами договор субаренды недвижимого имущества от 01.08.2019 № 181/12-2019 (л.д. 167-168 том 1), заключенный между ООО «Логистик лес» (арендатор) и ООО «Лесное дело» (субарендатор).
Согласно пункту 1.1 договора субаренды арендатор предоставляет субарендатору в субаренду недвижимое имущество, расположенное по адресу Хабаровский край, р-н Солнечный, пос. Березовый, мкр. Тугурский, а именно: установка сортировки (линии сортировки) круглого леса: здание операторской, пуль управления, линия сортировки круглого леса, штабели сортированных лесоматериалов (зона сортированных лесоматериалов), система видеонаблюдения.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу положений статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункт 3 статьи 607 ГК РФ).
Пункт 2 статьи 615 ГК РФ устанавливает, что к договорам субаренды применяются правила, установленные для договоров аренды.
Между тем в договоре субаренды недвижимого имущества от 01.08.2019 № 181/12-2019 не указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче субарендатору в качестве объекта субаренды.
При таких обстоятельствах и в силу пункта 3 статьи 607 ГК РФ соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, вывод Управления лесами о том, что заявление подано лицом, не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса, является обоснованным.
Вторым основанием для отказа в проведении конкурса послужил вывод Управления лесами о том, что заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством РФ.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ (статья 7 Лесного кодекса РФ).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется (применительно к участку лесного фонда) в соответствии с проектной документациейлесных участков (пункт 2 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ).
Названные нормы указывают на то, что в аренду могут быть предоставлены только спроектированныелесные участки.
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ).
Согласно требованиям части 15 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ информация о проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включающая извещение о проведении конкурса и подготовленную организатором конкурса документацию о конкурсе,размещается на официальном сайте торгов не позднее чем за шестьдесят пять дней до дня проведения конкурса.
В соответствии с пунктом 1 части 18 указанной статьи документация о конкурсе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении конкурса, должна, в том числе содержать проектную документацию лесного участка.
Довод заявителя о том, что отсутствие проектной документации лесного участка и любого иного документа из этого перечня состава документации не является случаями для решения об отказе в проведении конкурса и не является основанием по которым участок не может быть предоставлен в аренду прямо противоречит буквальному толкованию пункта 1 части 18 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ.
Таким образом, отсутствие проектной документации, отражающей документированную актуальную информацию о лесном участке, в настоящее время не позволяет Управлению лесами организовать проведение конкурса и подготовить извещение о проведении конкурса, документацию о конкурсе на участок в соответствии с требованиями лесного законодательства, о чем Обществу сообщено в оспариваемом письме.
Соответственно решение об отказе в выставлении на конкурс права аренды на такой участок не может быть признано незаконным.
Вопреки доводам ООО «Лесное дело», законодательством не установлена императивная норма, в соответствии с которой обязанность по проектированию лесных участков для их последующего предоставления в аренду заинтересованным лицам возложена исключительно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющих переданные полномочия в области лесных отношений.
Пункт 12 приказа Минприроды России от 03.02.2017 № 54, на который ссылается заявитель, не подразумевает под заинтересованным лицом организатора конкурса.
В частях 15 и 18 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ речь идет о составе и порядке размещения документации о конкурсе. Однако это не означает, что все документы, подлежащие включению в документацию о конкурсе, должны готовиться организатором конкурса и, тем более что обязанность по подготовке всех этих документов лежит на нем.
Указанный порядок содержит не обязанность по подготовке уполномоченным органом самой проектной документации, а обязанность по включению этого документа в состав документации о конкурсе при выставлении участка на конкурс.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственной услугой понимается предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации деятельность по реализации функций органа исполнительной власти при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределахустановленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
ООО «Лесное дело» обратилось с заявлением о выставлении определенного лесного участка на конкурс. Результатом данной государственной услуги могло быть либо принятие решения о выставлении участка на конкурс (при соблюдении установленных Лесным кодексом РФ условий), либо отказ в выставлении такого участка, но никак не устранение обстоятельств самим органом, которые препятствуют в данном конкретном случае выставить участок на конкурс.
Именно поэтому пунктом 3 части 8 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что решение об отказе в проведении конкурса принимается, в том числе тогда, когда заявление о проведении конкурса подано в отношении лесного участка, который не может бытьпредоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации(в данном случае не соблюдаются требования пункта 1 части 18 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ - некомплектность документации о конкурсе).
В противном случае (если бы уполномоченный орган самостоятельно устранял все препятствия для выставления участка на конкурс по первому требованию заявителя) такого основания для отказа попросту не было.
Более того, Управление лесами не только не обязанов порядке оказания государственной услуги (заявительном порядке) готовить недостающие документы, но и, вопреки позиции заявителя, не имеет возможностив настоящее время самостоятельно устранить препятствия для выставления испрашиваемого участка на конкурс.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, соответственно, исполнение переданных полномочий находится в прямой взаимосвязи с получением соответствующего финансирования из федерального бюджета.
Управление, как государственный орган, не является непосредственным исполнителем проектных работ и не имеет в своем ведении специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению таких работ (в отличие от Федерального агентства лесного хозяйства, имеющего в своем ведении
ФГБУ «Рослесинфорг» с филиалом «Дальлеспроект»).
Для составления проектной документации, также как для выполнения лесоустроительных работ, требуется привлечение специалистов, функции которых выходят за пределы полномочий Управления, например, подготовка схемы осуществляется с учетом, в том числе геоданных и каталога координат характерных точек границ проектируемого лесного участка в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости, которые согласно пункту 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» определяются кадастровыми инженерами (пункт 3 приказ Минприроды России от 03.02.2017 № 54 «Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки»).
В связи с чем выполнение лесоустроительных работ, так и работ по проектированию лесных участков, возможно только посредством размещения государственного заказа в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013
№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при условии достаточного финансирования из средств федерального бюджета.
Оспариваемое решение Управления лесами не содержит указания на обязанность готовить проектную документацию и заявителю, сообщено лишь об отсутствии в настоящее время возможности выставить испрашиваемый лесной участок на конкурс, то есть заявление рассмотрено и оспариваемый отказ выдан в пределах, установленных статьей 80.1 Лесного кодекса РФ, для оказания данной государственной услуги.
На отсутствие у Управления лесами обязанности готовитьпроектную документацию по заявлениям заинтересованных лиц указывает и наличие Административного регламента предоставления Управлением государственной услуги по утверждению проектной документации лесного участка, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 26.06.2018
№ 40 (который определяет порядок действий заявителей,обратившихся в установленном порядке с заявлением (запросом) о предоставлении государственной услуги по утверждению проектной документации лесного участка), и сложившаяся судебная практика.
Так, согласно пункту 2.1 указанного Административного регламента, государственной услугой является именно утверждениепроектной документации лесного участка, а не ее подготовка. Всоответствии с пунктом 2.6.1 для оказания этой государственной услуги проектная документация лесного участка, оформленная в соответствии с Требованиями к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядку ее подготовки, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 № 54 «Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки» предоставляется заявителем.
Аналогичная правовая позиция поддержана судебными актами по делу № А73-7030/2018, в котором, вопреки настоящей позиции заявителя, в удовлетворении требований о выставлении необразованного участка на аукцион отказано, в том числе, в связи с отсутствием обязанности Управления лесами готовить проектную документацию.
Заявителем не представлено доказательств составления проектной документации на испрашиваемый участок и обращения в Управление лесами за ее утверждением.
Кроме этого, сама по себе организация конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, а также его проведение по заявлению заинтересованного лица не гарантирует победу именно этому заинтересованному лицу.
Более того, в представленном заявлении указан лесной участок, образованный как частьлесного участка с кадастровым номером 27:12:0000000:48, что не соответствует требованиям пункта 4 части 17 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ, согласно которому извещение о проведении конкурса должно содержать сведения о предполагаемом к предоставлению в аренду лесном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере лесного участка (а не его части),правах на лесной участок, об ограничениях этих прав), и об объеме подлежащей заготовке древесины.
Таким образом, вывод Управления лесами о том, что заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством РФ, также является обоснованным.
Третьим основанием для отказа в проведении конкурса послужил вывод Управления лесами о том, что документы, представленные ООО «Лесное дело», не подтверждают дополнительную потребность в древесине.
Перечень оснований для принятия решения об отказе в проведении конкурса, установленный частью 8 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ, содержит указанное основание (пункт 5).
Согласно части 4 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ, к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие помимо технических характеристик и параметров объектов глубокой переработки древесины также обоснование потребности в дополнительномобъеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).
В соответствии с пунктом 7 Методики оценки, для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС),а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:
а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;
б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;
в) объем произведеннойзаявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;
г) фактический объем приобретеннойдревесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.
Как установлено Управлением лесами согласно информации из ЕГАИС за три последних года какие-либо сделки с древесиной, осуществленные
ООО «Лесное дело» не зарегистрированы.
Сам заявитель подтверждает, что на момент подачи заявления в Управление лесами ООО «Лесное дело»:
- не имеет в пользовании лесных участков с установленным допустимым объемом изъятия древесины (объем равен 0);
- не имеет произведенной продукции (объем равен 0);
- не имеет приобретенной древесины для производства продукции за 3-х летний период, предусмотренный пунктом «б» Методики оценки
(объем равен 0).
При этом, заявитель каким-то образом, не имея исходных данных, установленных Методикой оценки, рассчитывает дополнительную потребность в древесине.
То есть, формально указав, что 3 из 4 необходимых параметров равны «0» заявитель считает, что подтвердил потребность в дополнительной древесине.
Однако, само значение слова «дополнительная» потребность и требования Методики для ее оценки подразумевают, что у лесопользователя уже есть лесные участки и он производит продукцию, при этом его оборудование позволяет производить больше, дополнительно к установленному объему.
В данном же случае, заявитель, не имея ни участков с установленным допустимым объемом изъятия древесины, ни произведенной, ни приобретенной продукции за последние 3 года, рассчитал не дополнительный, а возможный объем древесины, требующийся для производства продукции на имеющемся в субаренде оборудовании.
Таким образом, суд пришел к выводу, что заявление ООО «Лесное дело» рассмотрено Управлением лесами в соответствии с пунктами 7 - 9 Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и пунктом 7 Методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 № 1475, а отказ в проведении конкурса соответствует пунктам 1, 3, 5 части 8 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ.
Заявителем в ходе судебного разбирательства не доказано,что оспариваемый отказ Управления лесами не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, нарушил его права и законные интересы и препятствует в осуществлении им предпринимательской или иной экономической деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя и не взыскивается в связи с её уплатой при подаче заявления в суд.
Руководствуясь статьями 110, 170-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья С.Д. Манник