Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-8650/2020
18 сентября 2020 года
Резолютивная часть решения опубликована 02.09.2020 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 18.09.2020 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» (ОГРН-<***>, ИНН-<***>, адрес: 682610, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.05.2020г. № 19-ю по делу об административном правонарушении
Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» (далее – заявитель, Общество, ООО «Водоснабжение») обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – административный орган, Комитет) от 28.05.2020г. № 19-ю о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Административный орган представил суду материалы административного производства и письменный отзыв. Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
02.09.2020 г. судом в упрощенном порядке вынесено решение в виде резолютивной части.
15.09.2020 г. от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края поступила апелляционная жалоба на решение по данному делу
В связи с поступлением апелляционной жалобы суд полагает необходимым изготовить мотивированное решение по делу.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Должностными лицами Комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского краю в ходе проведенного административного расследования по обращению заявителя (вх. № КО-295ж от 05.08.2019) по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении ООО "Ресурс" установлено следующее:
Из представленной копии квитанции, приложенной к обращению на имя ФИО1, проживающей по адресу: <...>, следует, что за июль 2019 года, плата за холодное водоснабжение на содержание общего имущества (далее - СОИ), рассчитана по тарифу на питьевую воду (питьевое водоснабжение) - в размере 23,69 руб./м3.
Комитетеом установлено, что ООО "Водоснабжение", осуществляя регулируемый вид деятельности, в нарушение п. 1) ч. 1 ст. 5, п. 1) ч. 1, п. 1) ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ), пп. 4.2.1 п. 4.2 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр (далее - Положение о комитете), предъявило 31.07.2019 плату за холодное водоснабжение для нужд потребления при СОИ обществу с ограниченной ответственность "Ресурс" (далее - ООО "Ресурс") за июль 2019 года, рассчитанную с применением тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в размере 19,74 руб./м3 без НДС (23,69 руб./м3 с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС), установленного уполномоченным органом - комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - комитет) для потребителей другой ресурсоснабжающей организации общества с ограниченной ответственностью "Водо-канализационное хозяйство" (далее - ООО "ВКХ") на период с 01.07.2018 по 31.12.2018,
На основании представленных документов, проверяющим сделан вывод, что в действиях ООО «Водоснабжение» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 09.04.202г. в 12 часов 00 минут ООО «Водоснабжение» извещалось уведомлением от 05.02.2020г., направленным в адрес Общества посредством почтовой связи
09.04.2020г. по факту выявленного правонарушения должностным лицом Комитета главным специалистом ФИО2 в отношении ООО «Водоснабжение», в отсутствии представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении направлен 13.12.2019г. в адрес ООО «Водоснабжение» сопроводительным письмом от 13.12.20109г. № 4-1-5-5130, что подтверждается почтовым реестром, представленным в материалы дела.
Определением от 30.04.2020. № 19-Ю рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 28.05.2020г. в 10 часов 00 минут. Определение направлено в адрес Общества посредством почтовой связи и вручено 12.05.2020 г. согласно почтовому уведомлению о вручении.
ООО «Водоснабжение» на определение от 30.12.2019г. № 89-Ю представило письмо от 17.01.2020г. № 31 о рассмотрении дела без участия представителя Общества с пояснениями по существу административного правонарушения.
28.05.2020г. в результате рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования Комитета ФИО3, в отсутствие представителя Общества, вынесено постановление от 28.05.2020г. № 19-ю о привлечении ООО «Водоснабжение» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Хабаровского края.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ - в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с п. 1, ч. 1 ст. 5, п. 1, ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) - холодное водоснабжение и водоотведение являются регулируемыми видами деятельности, а установление тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 32 Федерального закона № 416-ФЗ - при установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 35 Федерального закона № 416-ФЗ - органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, водоотведения, в том числе в части применения цен (тарифов).
Подпунктом 4.2.1 п. 4.2 Положения о Комитете, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010г. № 142-пр. полномочия по регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Хабаровского края закреплены за Комитетом.
В силу п. 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013г. № 406 - для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.
Таким образом, законодательством о тарифном регулировании предусмотрен механизм учета выпадающих расходов регулируемой организации, сложившихся, в том числе в период, отсутствия установленных тарифов, посредством учета понесенных расходов (недополученных доходов) при последующем тарифном регулировании.
В ходе проверки установлено, что ООО "Водоснабжение", предъявило 31.07.2019 плату за холодное водоснабжение для нужд потребления при СОИ обществу с ограниченной ответственность "Ресурс" (далее - ООО "Ресурс") за июль 2019 года, рассчитанную с применением тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в размере 19,74 руб./м3 без НДС (23,69 руб./м3 с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС), установленного уполномоченным органом - комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - комитет) для потребителей другой ресурсоснабжающей организации общества с ограниченной ответственностью "Водо-канализационное хозяйство" (далее - ООО "ВКХ") на период с 01.07.2018 по 31.12.2018.
Плата за холодное водоснабжение на СОИ, за июль 2019 года, рассчитана обществом по тарифу в размере 19,74 руб./м3, установленному постановлением комитета от 25.11.2015 № 35/21 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Водо-канализационное хозяйство" в поселке Эльбан Амурского муниципального района на 2016 - 2018 годы", для потребителей ООО "ВКХ" (в ред. постановления комитета от 19.12.2017 № 38/111) (далее - постановление от 25.11.2015 № 35/21) на период с 01.07.2018 по 31.12.2018.
ОО «Водоснабжение» в период времени до 07 декабря 2019г. осуществляло регулируемый вид деятельности - оказание услуг по холодному водоснабжению, в т.ч. в целях содержания общего имущества, в отсутствие установленных уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке тарифов.
Раннее в п. Эльбан Амурского муниципального района поставщиком коммунальной услуги являлось ООО «ВКХ», на основании тарифа, установленного постановлением Комитета от 25.11.2015г. № 35/21 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Водо-канализационное хозяйство» в поселке Эльбан Амурского муниципального района на 2016 - 2018 годы» на период с 01.01.2018г. по 31.12.2018г. в размере 21,30 руб./м.3.
ООО «Водоснабжение» общество правопреемником ООО «ВКХ» не является, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, ООО «Водоснабжение» не имело оснований применять тариф, установленный для ООО «ВКХ», до утверждения обществу тарифа.
23.09.2019 в комитет поступили письменные пояснения ООО "Ресурс" (вх. № 4332 от 23.09.2019) (далее - письменные пояснения), в которых помимо прочего, указано, что согласно договору управления многоквартирным домом от 12.05.2019 (далее - договор управления), заключенному между администрацией Эльбанского городского поселения и ООО "Ресурс", управление общим имуществом многоквартирного дома № 22 по ул. 2 МКР (далее - МКД № 22), осуществляется ООО "Ресурс", (именуемое в указанном договоре - управляющая организация).
Согласно договору управления, управляющая организация обязуется осуществлять работу по начислению, сбору платы за управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (п. 3.1.7 договора управления).
Порядок определения расходов на содержание общего имущества, и их структура определены Правилами содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества).
Коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества с 01.01.2017 включены в состав расходов за содержание жилого помещения (п. 29 Правил содержания общего имущества).
Согласно пояснениям ООО "Ресурс" ресурсоснабжающей организацией питьевой воды (питьевое водоснабжение) в период с 01.07.2019 года являлось ООО "Водоснабжение".
В соответствии с договором холодного водоснабжения в части потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества в многоквартирном доме от 01.07.2019 (далее - договор холодного водоснабжения от 01.07.2019), заключенным между ООО "Водоснабжение", (именуемое в договоре "Ресурсоснабжающая организация") и ООО "Ресурс" (именуемое в договоре "Покупатель"), предметом договора является приобретение "Покупателем" коммунального ресурса - холодной воды у "Ресурсоснабжающей организации" в целях предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Ресурс".
Согласно п. 1.4 договора холодного водоснабжения, "Ресурсоснабжающая организация" и "Покупатель" обязуются руководствоваться решениями уполномоченных органов в области установления цен (тарифов) на холодную воду.
Пунктом 5.1. договора холодного водоснабжения определено, что стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. № 10 в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
ООО «Водоснабжение» могло и должно было предпринять все необходимые меры для недопущения события противоправного правонарушения, а именно не взимать плату за потребленный ресурс без установленных уполномоченным органом тарифов.
Учитывая изложенное, в действиях (бездействиях) ООО «Водоснабжение» имеется состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Между тем, суд приходит к выводу об обоснованности доводов Общества относительно повторности привлечения его к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, обжалуемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности на основании того обстоятельства, что ООО "Водоснабжение", являясь ресурсоснабжающей организацией, предъявило ООО "Ресурс" плату за июль 2019 года за холодное водоснабжение на СОИ по тарифу, установленному постановлением от 25.11.2015 № 35/21 для другой ресурсоснабжающей организации (ООО "Водо-канализационное хозяйство") на период с 01.07.2018 по 31.12.2018.
Между тем, также 24.01.2020г. должностным лицом Комитета ФИО3, вынесено постановление от 24.01.2020г. № 89-ю о привлечении ООО «Водоснабжение» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Основанием для вынесения указанного постановления, послужило то обстоятельство, что ООО «Водоснабжение», являясь поставщиком коммунальной услуги - холодное водоснабжение, предъявило с указанием в квитанциях оператора по сбору платежей - ООО «Управление ЖКХ» в июле 2019 года, гражданкам ФИО1, ФИО4 плату за холодное водоснабжение, рассчитанную по тарифу, неустановленному в законном порядке на данный период времени для ООО «Водоснабжение», тарифу, установленному для другой ресурсоснабжающей организации (ООО "Водо-канализационное хозяйство").
Таким образом, указанные постановления основаны на факте необоснованного применения Обществом в июле 2019 тарифа, неустановленного в законном порядке на данный период времени для ООО «Водоснабжение» и выставления Обществом потребителям (гражданам и юридическим лицам) квитанций и счетов за холодное водоснабжение, для личных нужд и для общедомовых нужд, в соответствии с указанным неустановленным для данного лица тарифом.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Преступления, именуемые длящимися, характеризуются непрерывным осуществлением состава определенного преступного деяния. Весьма сходны с длящимися преступлениями преступления продолжаемые, т.е. преступления, складывающиеся из ряда тождественных преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 N 23 «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям»).
В Постановлении Европейского Суда по правам человека от 10.02.2009 по делу «Сергей Золотухин против Российской Федерации» отмечается, что статья 4 Протокола N 7 к Конвенции должна толковаться как запрещающая преследование или предание суду за второе «преступление», если они вытекают из идентичных фактов, которые в значительной степени являются теми же.
Соответственно, правонарушения, выражающиеся в периодическом направлении потребителям платежных документов за определенный период, содержащих неверно определенный размер платы (по тарифу), не являются отдельными и независимыми правонарушениями.
Таким образом, у административного органа в случае установления события административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, отсутствуют основания для привлечения организации к административной ответственности по каждому факту направления квитанции за один период по каждому собственнику подавшему жалобу.
Данная правовая позиция также подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2017 по делу N 307-АД17-9528.
При этом, такие обстоятельства, как привлечение к ответственности по итогам разных административных производств, возбуждённых в различное время на основании отдельных обращений разных граждан, по отдельным платежным документам, различного размера платы за горячее водоснабжение, в данном случае не имеют правового значения для повторного привлечения к ответственности.
Субъектом всех вменяемых правонарушений является одно и то же лицо – ООО «Водоснабжение». Нарушение посягает на одни и те же общественные нарушения, связанные с ценообразованием при расчетах за холодное водоснабжение.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Таким образом, названной нормой установлен запрет на привлечение к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение дважды.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку постановлением № 89-ю от 24.01.2020 Общество уже привлекалось к административной ответственности за предъявление размера платы за холодное водоснабжение, рассчитанного с в соответствии с неустановленным для данного юридического лица тарифом, суд приходит к выводу об отсутствии у Комитета правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности в рамках оспариваемого постановления.
Таким образом, оспоренное постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 2.1, 2.10, ч. 5 ст. 4.1, частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 210, 211, 229 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.05.2020г. № 19-ю по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» признать незаконным и отменить полностью.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья Зверева А. В.