ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-8793/07 от 17.09.2007 АС Хабаровского края


Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                    Дело № А73-8793/2007-89АП

20 сентября 2007 года

 резолютивная часть решения объявлена 17.09.2007 г. Полный текст изготовлен 20.09.2007 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  А.В.Зверевой,

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора 

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Искра-96» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности №01/10 от 09.01.2007г.

от лица, привлекаемого к ответственности – не явился

Сущность дела: Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Искра-96» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В судебном заседании представитель административного органа дала пояснения по существу правонарушения, настаивала на требованиях, изложенных в заявлении.

Общество с ограниченной ответственностью «Искра-96» в судебное заседание не явилось, надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения заявления в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Искра-96» (далее – ООО «Искра-96», общество) зарегистрировано 16.11.2006г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 2062703099248 и на основании лицензии № АСС-27-034192 от 25.11.2004, выданной Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В соответствии с приказом заместителя руководителя Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора от 09.08.2007 № 07-246к проведена внеплановая проверка работы автотранспорта, принадлежащего ООО «Искра-96», по соблюдению лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров.

Основанием для проведения внеплановой проверки послужило дорожно-транспортное происшествие, произошедшее 16.07.2007 в г. Комсомольске-на-Амуре с участием автобуса ПАЗ-32050R государственный номер КА357/27, принадлежащего ООО «Искра-96», под управлением водителя ФИО2

В ходе проверки, проведенной государственным инспектором ФИО3 совместно со старшим государственным  инспектором ОАТИ ОГИБДД УВД по г. Комсомольска-на-Амуре ФИО4, выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства, а именно, установлено, что предприятием допускаются нарушения по переоформлению лицензии в связи с изменением  юридического адреса, по проведению предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей квалифицированными специалистами, по повышению квалификации диспетчера, по учету дорожно-транспортных происшествий, по проведению стажировки водителей, а также допускаются нарушения установленного законодательством РФ  режима труда и отдыха водителей.

По результатам проверки составлен акт от 17.08.2007 № 07-246к.

17.08.2007 государственным инспектором ФИО3 в отношении ООО «Искра-96» с участием его законного представителя (директора ФИО5) по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении серия 27 № 1053.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных  частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, совершённых юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, заслушав в судебном заседании пояснения представителя административного органа, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.

В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ указано, что условием выдачи лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление конкретного вида деятельности является обязательное соблюдение лицензионных требований.

Подпунктом «б» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ в случае изменения места нахождения юридического лица, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель либо его правопреемник обязаны подать не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Как следует из материалов дела, обществом нарушаются требования по переоформлению лицензии в связи с изменением юридического адреса, так в настоящее время ООО «Искра-96» зарегистрирована по адресу: 681000, <...>. Лицензия была оформлена с указанием адреса: 681000, <...>. Заявление о внесении изменений в адрес юридического лица  в пятнадцатидневный срок в лицензирующий орган не поступало.

В соответствии со статьями 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995               № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, обеспечить проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств с привлечением работников органов здравоохранения.

Согласно пункту 3.3.3. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, владельцы транспортных средств обязаны организовывать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации утверждены Методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (Письмо от 21.08.2003 N2510/9468-03-32).

Из приведенных выше нормативных актов следует, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся только прошедшими специальное обучение медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат.

 Материалами дела установлено, что работник ФИО6, осуществляющая проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей предприятия, специального медицинского образования не имеет, курсов обучения на администратора по проведению медицинских осмотров водителей не проходила.

В соответствии с пунктом 4д Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» от 30.10.2006г. № 637лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

В соответствии с приложением к Приказу Минтранса РФ от 22.06.1998 №75 «Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам.

 Судом по материалам дела установлено, что обязанности диспетчера осуществляет ФИО6 Повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом не проходила.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

В соответствии с пунктом 2.6.2. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, установлено, что владельцы лицензий, в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, должны вести учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 3.3.2. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», которое устанавливает особенности режима труда и отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 7, 8, 9, 11, 18 Положения, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

В соответствии с пунктом 25 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утверждённого приказом Минтранса России от 20.08.04 №15, зарегистрированного в Минюсте РФ 01.11.04 под номером 6094, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Как следует из материалов дела обществом не обеспечивается соблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха водителей, так 15.07.2007г. водитель ФИО2 работал на маршруте  с 06 часов 45 минут  до 21 часов 40 минут, время работы водителя ФИО2 на линии  составило -14 часов 55 минут; 16.07.2007г. водитель ФИО2 выехал на линию в 06 часов 20 минут, таким образом, междусменный отдых водителя составил 8 часов 40 минут.

В соответствии пунктом 18 «Правил учета дорожно-транспортных происшествий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995г. № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Также, в силу пункта 3.4.3. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, организация с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация обязана организовать в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения.

Как видно из материалов дела, обществом не осуществляется ежемесячная сверка сведений о ДТП в органах ГИБДД.

Также, в силу пункта 3.2.1. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки водителей. Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута  в соответствии с действующими нормативными документами.

Приказом Министерства автотранспорта РСФСР от 18.01.1967 № 32 «О состоянии и мерах по обеспечению автохозяйств министерства водительскими кадрами и закреплению на работе выпускников учебных комбинатов и автошкол» установлено, что водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортное происшествие, направляются на стажировку в течение 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов.

Из материалов дела следует, что после совершения 16.07.2007 водителем ФИО2  ДТП, он стажировку в объеме 8 часов не проходил, экзамены не сдавал.

Анализ и оценка установленных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод, что ООО «Искра-96» при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров были нарушены требования вышеуказанных нормоположений, что является нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), чем причинен вред порядку осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ в виде наложения на юридических лиц  административного штрафа - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Обстоятельства правонарушения, совершенного предприятием, подтверждаются актом проверки от 17.08.2007г. 07-246к, протоколом об административном правонарушении от 17.08.2007г. серия 27 № 1053,  лицензией  от 25.11.2004 № АСС-27-034192.

Вина предприятия заключается в бездействии и выражается в необеспечении соблюдения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Порядок, сроки привлечения предприятия к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 4.1., 4.3., частью 3 статьи 14.1., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Искра-96», зарегистрированное 16.11.2006г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 2062703099248, ИНН <***>, расположенное по адресу: 681000, <...>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей в доход бюджета города Хабаровска.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Хабаровского края в течение 10 дней.

Судья                                                                                                А.В.Зверева