ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-8927/17 от 28.08.2017 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                     дело № А73-8927/2017

августа 2017 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., рассмотрел в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Вираж-1» (ОГРН-<***>, ИНН-<***>, адрес: 680014, <...>, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 09.06.2017г. № 3 о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

По определению суда от 29.06.2017г. Управлением федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС по Хабаровскому краю) представлен отзыв на заявление, по существу административного правонарушения, а также материалы административного производства.

Представитель ООО «Вираж-1», извещенный о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в установленный судом срок возражения на отзыв не представил.

Правила о надлежащем извещении сторон, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ соблюдены.

На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев доводы представителя заявителя, административного органа,  исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что УФАС по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения заявления индивидуальных предпринимателй ФИО1, ФИО2, ФИО3 о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Вираж-1», выразившегося во введении конкурсной комиссии в заблуждение, путем размещения в составе заявки на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок недостоверных сведений о характеристиках транспортных средств, предлагаемых к осуществлению регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам № 14-1, № 34-1, приказом № 1249 от 29.12.2016г. возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Вираж-1» пункта 1 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании данного приказа вынесено определение о назначении дела № 04-3/4 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, в котором изложены основания возбуждения дела.

В связи с тем, что пунктом «к» части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрена выдача антимонопольным органом, в том числе, предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, то в рамках рассмотрения указанного дела определением об отложении рассмотрения дела от 20.02.2017г. у ООО «Вираж-1» запрошены сведения:

о совокупной сумме дохода, определенного в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, полученного от оказания услуг перевозки пассажиров по маршрутам № 14-1, № 34-1 с 29.08.2016г. по 05.03.2017г. с предоставлением подтверждающих документов и копию приказа об учетной политике с приложениями.

Срок представления документов, информации установлен до 06.03.2017г.

Письмом от 07.03.2017г. № 4/2148 ООО «Вираж-1» сообщило, что доход за период с 29.08.2016г. по 05.03.2017г. по маршруту 14-1 составил 171 000 руб., по маршруту 34-1 - 72 000 руб.

По маршруту № 14-1 перевозку пассажиров осуществляют 19 автобусов большого класса.

По маршруту № 34-1 перевозку пассажиров осуществляют 11 автобусов большого класса.

Проанализировав представленную ООО «Вираж-1» информацию УФАС по Хабаровскому краю установлено, что период перевозок с 29.08.2016г. по 05.03.2017г. составляет 190 дней, в связи с чем:

по маршруту № 14-1- выручка в день составила 47, 4 руб. с одного автобуса (171000(руб.): 190 (дн) : 19 (авт.)), т.е. 2, 15 пассажиров перевезено за день при цене билета 22 рубля;

по маршруту № 34-1 - выручка в день составила 34, 45 руб. с одного автобуса (72000:190:11), т.е. перевезено 1, 57 пассажира вдень.

Данная информация посчитана недостоверной, в связи с чем, определением от 09.03.2017г. у ООО «Вираж-1» повторно запрошены сведения, которые необходимо было представить

о совокупной сумме дохода (отдельно с НДС и без НДС), определенного в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, полученного от оказания услуг перевозки пассажиров по маршрутам № 14-1, № 34-1 с 29.08.2016г. по 06.04.2017г. с предоставлением подтверждающих документов;

копию книги учета доходов и расходов с 29.08.2016г. по 06.04.2017г.;

копию кассовой книги с 29.08.2016г. по 06.04.2017г.

Срок представления документов, информации установлен до 10.04.2017г.

Так как указанные сведения не представлены, в отношении ООО «Вираж-1» возбуждено дело по нарушению части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

27.04.2017г. УФАС по Хабаровскому краю вынесено постановление № 2 о привлечении ООО «Вираж-1» к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

В связи с тем, что сведения ООО «Вираж-1» так и не были представлены, УФАС по Хабаровскому краюопределением об отложении рассмотрения дела от 11.04.2017г. обязало ООО «Вираж-1» представить информацию:

о совокупной сумме дохода (отдельно с НДС и без НДС), определенного в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, полученного от оказания услуг перевозки пассажиров по маршрутам №№ 14-1, 34-1 с 29.08.2016г. по 27.04.2017г. (с разбивкой по месяцам), с предоставлением подтверждающих документов: (бухгалтерская (финансовая отчетность) за 3, 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года (в том числе бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах); налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 3, 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года; налоговые декларации по ЕНВД за 3, 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года;

копию книги учета доходов и расходов с 29.08.2016г. по 27.04.2017г.;

копию кассовой книги с 29.08.2016г. по 27.04.2017г.

Срок представления документов, информации установлен до 28.04.2017г.

В установленный срок до 28.04.2017г. необходимая информация ООО «Вираж-1» не представлена.

ООО «Вираж-1» не обращалось в УФАС по Хабаровскому краюс ходатайством о продлении срока предоставления информации либо о невозможности ее представления по объективным причинам.

Не предоставление документов и информации (сведений), запрашиваемых определением УФАС по Хабаровскому краю от 11.04.2017г. об отложении рассмотрения дела, не позволило объективно и всесторонне рассмотреть указанное дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 04.05.2017г. УФАС по Хабаровскому краю известило ООО «Вираж-1» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ на 12.05.2017г. на 10 часов 30 минут, которое получено ООО «Вираж-1» - 05.05.2017г., что подтверждается отметкой о получении определения с печатью ООО «Вираж-1».

12.05.2017г. начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС по Хабаровскому краю ФИО4 в отношении ООО «Вираж-1», в отсутствии его представителя, составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ от 12.05.2017г. вместе с определением от 12.05.2017г. о назначении времени и места рассмотрения дела № 04-3/4-1 об административном правонарушении на 09.06.2017г. на 09 часов 45 минут направлены ООО «Вираж-1», получены Обществом 25.05.2017г., что подтверждается почтовыми уведомлениями, представленными в материалы дела.

Представитель ООО «Вираж-1» в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, в адрес Управления не представил.

09.06.2017г. вр.и.о. руководителя  УФАС по Хабаровскому краю ФИО5 в отношении ООО «Вираж-1» вынесено постановление № 3 о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Вираж-1» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит указанное постановление отменить.

Исследовав материалы дела и представленные документы, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом совершенного ООО «Вираж-1» правонарушения являются охраняемые законом отношения, связанные с защитой конкуренции.

Объективная сторона правонарушения, выражается в непредставлении в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции») -  коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую служебную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.

Как следует из материалов дела, УФАС по Хабаровскому краю установлен факт непредставления ОО «Вираж-1» в антимонопольный орган информации и документов, указанных в определении об отложении рассмотрения дела от 09.03.2017г. по делу № 04-3/4 о нарушении антимонопольного законодательства.

Так как указанные сведения не представлены, в отношении ООО «Вираж-1» возбуждено дело по нарушению части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

27.04.2017г. УФАС по Хабаровскому краю вынесено постановление № 2 о привлечении ООО «Вираж-1» к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Указанное постановление было обжаловано ООО «Вираж-1» в арбитражный суд Хабаровского края, возбуждено дело № А73-6689/2017.

Решением арбитражного суда Хабаровского края от 28.07.2017г. по делу № А73-6689/2017 в удовлетворении заявленных требований ООО «Вираж-1» отказано.

В связи с тем, что сведения ООО «Вираж-1» так и не были представлены, УФАС по Хабаровскому краюопределением об отложении рассмотрения дела от 11.04.2017г. обязало ООО «Вираж-1» представить информацию:

о совокупной сумме дохода (отдельно с НДС и без НДС), определенного в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, полученного от оказания услуг перевозки пассажиров по маршрутам №№ 14-1, 34-1 с 29.08.2016г. по 27.04.2017г. (с разбивкой по месяцам), с предоставлением подтверждающих документов: (бухгалтерская (финансовая отчетность) за 3, 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года (в том числе бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах); налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 3, 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года; налоговые декларации по ЕНВД за 3, 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года;

копию книги учета доходов и расходов с 29.08.2016г. по 27.04.2017г.;

копию кассовой книги с 29.08.2016г. по 27.04.2017г.

Срок представления документов, информации установлен до 28.04.2017г.

В установленный срок до 28.04.2017г. необходимая информация ООО «Вираж-1» не представлена.

ООО «Вираж-1» не обращалось в УФАС по Хабаровскому краюс ходатайством о продлении срока предоставления информации либо о невозможности ее представления по объективным причинам.

Не предоставление документов и информации (сведений), запрашиваемых определением УФАС по Хабаровскому краю от 11.04.2017г. об отложении рассмотрения дела, не позволило объективно и всесторонне рассмотреть указанное дело о нарушении антимонопольного законодательства.

ООО «Вираж-1» не обосновало невозможность представления указанных документов, не привело достаточных уважительных причин для их непредставле­ния.

При этом при неясности относительно конкретных, подлежащих предоставлению документов, их состава и содержания ООО «Вираж-1» не было лишено возможности обратиться в УФАС Хабаровского края за соответствующими разъяснениями.

При отсутствии у Общества конкретного запрошенного документа, по причине не ведения Обществом того или иного документа Общество не было лишено возможности довести указанную информацию до УФАС Хабаровского края, что позволило бы административному органу дать соответствующие разъяснения либо принять решение о предоставлении иных подтверждающих документов.

Из определения УФАС Хабаровского края от 11.04.2017г. следует указание на необходимость получения УФАС по Хабаровскому краю дополнительных документов по делу № 04-3/4 по признакам нарушения ООО «Вираж-1» пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». По мнению суда, указанная информация является достаточной для вывода о причинах запрашивания документов.

Определении от 11.04.2017г.  подписано уполномоченным должностным лицом УФАС Хабаровского края, содержит указание на цель предоставления документов (необходимость исследования дополнительных документов по делу № 04-3/4, а также правовое обоснование – пункт 2 части 1 и часть 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, в совокупности с неоднократным направлением УФАС Хабаровского края в адрес Общества запросов по данному делу, Общество обладало информацией о цели запроса документов.

Таким образом, административный орган правомерно установил в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, вынесен постановление № 3 о привлечении ООО «Вираж-1» к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Довод представителя ООО «Вираж-1» о повторности привлечения Общества к административной ответственности, совершение им длящегося правонарушения, суд находит несостоятельным, исходя из следующего.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. № 2 - административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

В каждом из определений, вынесенных УФАС России по Хабаровскому краю, установлен определенный срок, к которому ООО «Вираж-1» необходимо предоставить документы (информацию).

Кроме того, в каждом из определений назначен новый период, за который необходимо представить сведения.

Определением УФАС России по Хабаровскому краю об отложении рассмотрения дела от 11.04.2017г. обязало ООО «Вираж-1» представить информацию:

о совокупной сумме дохода (отдельно с НДС и без НДС), определенного в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, полученного от оказания услуг перевозки пассажиров по маршрутам №№ 14-1, 34-1 с 29.08.2016г. по 27.04.2017г. (с разбивкой по месяцам), с предоставлением подтверждающих документов: (бухгалтерская (финансовая отчетность) за 3, 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года (в том числе бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах); налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 3, 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года; налоговые декларации по ЕНВД за 3, 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года;

копию книги учета доходов и расходов с 29.08.2016г. по 27.04.2017г.;

копию кассовой книги с 29.08.2016г. по 27.04.2017г.

Срок представления документов, информации установлен до 28.04.2017г.

В установленный срок до 28.04.2017г. необходимая информация ООО «Вираж-1» не представлена.

Положения части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции обязывают коммерческие организации представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях. При этом указанная норма императивно устанавливает обязанность коммерческих организаций предоставлять необходимую антимонопольному органу информацию.

Действующее законодательство предоставляет антимонопольному органу право истребовать документы, и не содержит ограничений по срокам, составу и объему запрашиваемой информации (сведений), необходимой для осуществления своих задач.

Согласно пункту 14 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016г. - запрос антимонопольного органа о представлении хозяйствующим субъектом необходимой информации, документов, объяснений по возбужденному в отношении его делу о нарушении антимонопольного законодательства признается мотивированным при указании в нем на процессуальный повод истребования информации, нормативно-правовое основание истребования информации и положение Закона о защите конкуренции, которое, по мнению антимонопольного органа, могло быть нарушено хозяйствующим субъектом.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что нарушение не является длящимся, а каждое действие (бездействие) ООО «Вираж-1» по непредставлению документов, сведений к установленному сроку образует самостоятельный состав правонарушения.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушения Обществом суду не представлено.

Довод ООО «Вираж-1» о ненадлежащем уведомлении заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

Пунктом 24.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. № 10 установлено, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).

Как указано ранее, определением от 04.05.2017г. УФАС по Хабаровскому краю известило ООО «Вираж-1» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ на 12.05.2017г. на 10 часов 30 минут, которое получено ООО «Вираж-1» - 05.05.2017г., что подтверждается отметкой о получении определения с печатью ООО «Вираж-1».

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить стать. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

С учетом положений ст. 4.1., 4.1.1 КоАП РФ суд не находит оснований для назначения ООО «Вираж-1» административного наказания в виде предупреждения, или назначения наказания ниже низшего предела.

Размер штрафа соответствует требованиям КоАП РФ и назначен Обществу в минимальном размере санкции части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Нарушений порядка и сроков привлечения Общества к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Таким образом, суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Вираж-1» о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 09.06.2017г. № 3 о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                            Р.А. Руденко