Дело №А-73-9808/2008-89АП
г. Хабаровск
«08» октября 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи А. В. Зверевой
при ведении протокола председательствующим судьей
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1
об оспаривании постановления № 111 от 14.08.2008 г. Отдела государственного пожарного надзора по Ванинскому району Хабаровского края об административном правонарушении
при участии:
от заявителя – не явился
от административного органа – не явился
Сущность спора: Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, Предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления № 111 от 14.08.2008 г. Отдела государственного пожарного надзора по Ванинскому району Хабаровского края об административном правонарушении, которым И ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование своих требований заявитель ссылается на отсутствие события административного правонарушения.
Представители сторон в судебное заседание не явились, в силу статьи 123 АПК РФ, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Административный орган в отзыве на заявление предпринимателя против заявленных требований возражает, считает, что вина Предпринимателя подтверждается материалами дела.
Суд установил:
Отделом государственного пожарного надзора по Ванинскому району Хабаровского края государственным инспектором ФИО2 31.07.2008 г. проведена проверка салона красоты «леди», расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ИП ФИО1 по вопросу соблюдения требований Правил пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлено ряд нарушений правил пожарной безопасности, а именно: не произведены профилактические испытания электрооборудования в салоне; Помещения салона красоты не доукомплектованы переносными огнетушителями.
По установленным проверкой нарушениям 31.07.2008 г. вышеуказанным должностным лицом в присутствии предпринимателя, составлен протокол № 111 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
14.08.2008 г. государственного инспектором Ванинского района по пожарному надзору ФИО2. в присутствии предпринимателя, вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 111, которым ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1.000 руб. за нарушение правил пожарной безопасности.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, Предприятие является субъектом ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Также, в пункте 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2002 N 313 (далее - Правила) указано, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 2 Правил, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 108 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС от 18.06.2003 г. № 313 (ППБ 01-03), помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3.
Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
Согласно пункта 14 Приложения 3, расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 м для общественных зданий и сооружений; 30 м для помещений категорий А, Б и В; 40 м для помещений категории Г; 70 м для помещений категории Д.
Согласно Таблице 1 приложения 3, предельная площадь общественных зданий, составляющая 800 кв.м. может быть защищена четырьмя пенными и водными огнетушителями вместимостью 10 л. каждый или четырьмя порошковыми огнетушителями вместимостью 5 л. каждый. Восемью порошковыми огнетушителями вместимостью 8 л. каждый или двумя порошковыми огнетушителями вместимостью 10 л. каждый.
Как следует из материалов дела в помещении салона красоты №леди» имелся только один огнетушитель. Т.о. при площади салона красоты «Леди» 49,6 кв.м. его помещение должно быть оборудовано двумя огнетушителями (1 на 20 кв.м.).
Согласно пункту 57 ППБ 01-03, проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. При установленной ПУЭ необходимостью соединения жил и проводов путем пайки.
Согласно пункту 1.1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 г. № 6 (далее – Правила), данные Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В. Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.
Согласно пункту 1.2.4 указанных правил, у потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства (Приложение 1 к настоящим Правилам) без проверки знаний.
В соответствии с пунктом 1.2.6 Правил, ответственный за электрохозяйство обязан:
организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок;
организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала;
организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала;
обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок;
организовать проведение расчетов потребности Потребителя в электрической энергии и осуществлять контроль за ее расходованием;
участвовать в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии;
контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента;
обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок;
организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций;
обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет);
контролировать правильность допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.
В инструкции ответственного за электрохозяйство дополнительно следует указывать его права и ответственность.
В соответствии в пунктом 2.7.16 Правил, для проверки соответствия токов плавления предохранителей или уставок расцепителей автоматических выключателей току короткого замыкания в электроустановках должна проводиться проверка срабатывания защиты.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки заявителем был представлен протокол измерения сопротивления изоляции электроустановок аппаратов, вторичный цепей, кабельных линий и электропроводок до 1000 В от 23.08.2005 г., протокол проверки срабатывания защиты при системе питания с глухозаземленной нейтралью.
При сроке проведения испытаний не реже один раз в два года, на момент проверки истек срок действия указанных документов.
Таким образом, как следует из материалов дела, административным органом обоснованно установлено на момент проверки нарушение Предпринимателем вышеуказанных нормоположений.
Факт установленных проверкой нарушений подтверждается протоколом об административном правонарушении № 111 от 31.07.2008 г., постановлением о назначении административного наказания № 111 от 14.08.2008 г.
Таким образом, в действиях ИП ФИО1 имеется состав правонарушении предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в нарушении правил противопожарной безопасности.
Однако, суд считает, что административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и назначении административного наказания, необоснованно назначено административное наказание в виде административного штрафа.
Суд считает, что с учетом небольшого количества выявленных нарушений, а также, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие обстоятельств, отягчающих вину предпринимателя, и данные обстоятельства не отражены в протоколе об административном правонарушении, наказание в виде административного штрафа применено необоснованно.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым отменить постановление административного органа в части назначения наказания в виде штрафа в размере 1.000 руб., изменив меру наказания, примененную административным органом со штрафа на предупреждение.
Нарушения административным органом порядка привлечения Предпринимателя к административной ответственности, судом не установлено.
Исходя из вышеизложенного, ст.ст.167-170, 207-211 АПК РФ, ст.30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить Постановление Отдела государственного пожарного надзора по Ванинскому району Хабаровского края № 111 от 14.08.2008 г. о назначении административного наказания, которым индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в части назначения наказания в виде штрафа в размере 1.000 руб. Меру наказание изменить на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А. ФИО3