АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
20 мая 2022 года Дело №А74-10488/2021
Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2022 года.
Решение в полном объёме изготовлено 20 мая 2022 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.А. Галиновой,
при ведении протокола секретарём судебного заседания А.К. Огородниковой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 23 сентября 2021 года о назначении административного наказания по делу №019/04/9.21-647/2021 об административном правонарушении,
о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 23 сентября 2021 года №05-8322/АТ,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1.
В судебном заседании 6 мая 2022 года объявлялся перерыв до 13 час. 00 мин. 13 мая 2022 года.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя – ФИО2 на основании доверенности от 22.04.2022, диплома (паспорт);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - ФИО3 на основании доверенности от 10.01.2022, диплома (паспорт) (до перерыва); ФИО4 на основании доверенности от 10.01.2022, диплома (паспорт) (после перерыва).
Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – общество, ПАО «Россети Сибирь») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2021 о назначении административного наказания по делу №019/04/9.21-647/2021 об административном правонарушении, о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 23.09.2021 №05-8322/АТ.
Определением арбитражного суда от 07.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1.
В судебное заседание ФИО1 уполномоченного представителя не направил, несмотря на то, что в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) был надлежащим образом извещён о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет.
Руководствуясь положениями статей 121, 123, 156 АПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования на основании доводов, изложенных в заявлении.
Представитель управления возражала относительно заявленных требований на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлено следующее.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ПАО «МРСК Сибири») 05.08.2020 изменило наименование на публичное акционерное общество «Россети Сибирь».
24.01.2020 между ПАО «МРСК Сибири» и гражданином ФИО1 (далее - потребитель) заключен договор №20.1900.66.20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого общество приняло на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учётом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт; категория надёжности третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,40 кВ (пункт 1 договора).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет
1 год со дня заключения договора (пункт 5 договора).
Сетевой организацией обязательства по договору в установленный срок не исполнены.
07.06.2021 в управление от Госкомтарифэнерго Хакасии поступила информация о нарушении ПАО «Россети Сибирь» сроков исполнения договоров технологического присоединения, заключённых с сельскохозяйственными производителями, в том числе договора, заключённого с ФИО1
В ходе проверки поступившего обращения управлением выявлены признаки правонарушения.
Определением от 22.06.2021 о возбуждении дела №019/04/9.21-647/2021 об административном правонарушении и проведении административного расследования составление протокола об административном правонарушении назначено на 22.07.2021. Определение получено обществом по юридическому адресу 28.06.2021.
01.07.2021 общество представило в антимонопольный орган пояснения (исх. №1.7/29/799-пд от 01.07.2021) о том, что потребителем не произведена оплата, предусмотренная условиями договора; в целях исполнения договора обществом выполнена проектная документация.
22.07.2021 временно исполняющим обязанности руководителя управления в отсутствие представителя общества составлен протокол №019/04/9.21-647/2021 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Определением антимонопольного органа от 22.07.2021 дело №019/04/9.21-647/2021 назначено к рассмотрению на 06.08.2021.
Протокол и определение получены обществом по юридическому адресу 27.07.2021.
06.08.2021 обществом в антимонопольный орган представлены возражения на протокол (исх. №1.7/29/967-пд от 06.08.2021).
Определением управления от 06.08.2021 срок рассмотрения дела продлён, дело №019/04/9.21-647/2021 об административном правонарушении назначено к рассмотрению на 26.08.2021. Определение получено обществом по юридическому адресу 16.08.2021.
Определением от 26.08.2021 срок рассмотрения дела продлён, дело назначено к рассмотрению на 10.09.2021 (определение получено обществом 15.09.2021).
Определением от 10.09.2021 срок рассмотрения дела продлён, дело №019/04/9.21-647/2021 об административном правонарушении назначено к рассмотрению на 23.09.2021. Определение получено обществом по юридическому адресу 17.09.2021.
Постановлением руководителя управления от 23.09.2021 по делу №019/04/9.21-647/2021 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
В этот же день административным органом вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Постановление и представление получены обществом 27.09.2021.
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением, общество в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ).
Предусмотренные статьёй 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьёй 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отражённых в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определённым параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Учитывая изложенное, настоящее дело рассмотрено арбитражным судом по правилам параграфа 2 главы 25 АПК РФ.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частями 6, 7, 4 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет
оспариваемое решение в полном объёме.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.
С учётом положений статей 28.3, 23.48 КоАП РФ, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённого приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 № 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2004 № 180, арбитражный суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа с соблюдением действующего законодательства.
Нарушений порядка сбора антимонопольным органом доказательств в ходе производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Порядок и процедура привлечения к административной ответственности (возбуждение дела, составление протокола об административном правонарушении, вынесение оспариваемого постановления), установленные КоАП РФ, управлением соблюдены.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, протокол об административном правонарушении является не единственным документом, на основании которого устанавливаются фактические данные, указывающие на наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В части 2 статьи 28.2 КоАП РФ перечислены обязательные сведения, подлежащие отражению в протоколе об административном правонарушении, в частности указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума ВС РФ №5) разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведётся производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
В рассматриваемом случае требования к порядку составления протокола об административном правонарушении, установленные статьёй 28.2 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Существенных недостатков протокола об административном правонарушении судом не установлено.
Заявитель указывает, что в протоколе не отражены доводы общества (в том числе, о тяжелом материальном положении) и представленные в их обоснование доказательства.
Между тем, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что антимонопольным органом исследовались представленные обществом документы и пояснения. Так, на странице 10 протокола указано, что от ПАО «Россети Сибирь» 01.07.2021 поступили запрашиваемые копии документов и пояснения; общество указывает на своё тяжёлое финансовое состояние; указанные пояснения приобщены к материалам дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о том, что существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, не установлено.
Предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ срок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюден.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств управлением установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
С учётом изложенного, арбитражный суд полагает, что порядок и процедура привлечения к административной ответственности (возбуждение дела, составление протокола об административном правонарушении, вынесение оспариваемого постановления), установленные КоАП РФ, управлением соблюдены, существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не допущено.
Довод заявителя о том, что постановление по делу об административном правонарушении не содержит полного и точного описания обстоятельств и времени совершения вменяемого обществу нарушения, является необоснованным.
В оспариваемом постановлении указаны все необходимые сведения, предусмотренные статьёй 29.10 КоАП РФ, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Время совершения административного правонарушения указано на страницах 14-15 оспариваемого постановления.
В остальной части доводы заявителя о нарушениях, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении, судом исследованы, однако не принимаются во внимание, поскольку не влияют на вышеприведённые выводы суда.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое указанным Кодексом установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечёт административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Объективную сторону вменённого обществу правонарушения образует повторное нарушение субъектом естественной монополии правил технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 №179-э заявитель, осуществляющий деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включён в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 24.1.58, в отношении него введено государственное регулирование и контроль.
Основным видом деятельности общества, в том числе на территории Республики Хакасия, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Следовательно, ПАО «Россети Сибирь» является субъектом естественной монополии. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается доминирующее положение ПАО «Россети Сибирь» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих обществу, расположенных на территории Республики Хакасия.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с энергопотреблением.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным рассматриваемым Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединённых ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Порядок технологического присоединения утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила №861).
В абзаце 1 пункта 3 Правил №861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им упомянутых Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом, в сроки, установленные рассматриваемыми Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил № 861).
Пунктом 7 Правил № 861 (в редакции, действовавшей в период заключения спорного договора) установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя подачу заявки лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора предусмотренных им мероприятий; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил №861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения
до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, срок технологического присоединения не может превышать 1 год.
Таким образом, предусмотренный пунктом 16 Правил № 861 срок является предельным и начинает течь с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на технологическое присоединение объекта потребителя.
Как следует из материалов дела, 24.01.2020 между обществом (сетевая организация) и ФИО1(потребитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №20.1900.66.20 для электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя, расположенных в Бейском районе Республики Хакасия (на земельном участке в 2,4 км. восточнее окраины аала Усть-Сос по направлению на север).
Согласно пункту 3 договора точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается на расстоянии не далее 25 метров от границы участка потребителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты потребителя.
Техническими условиями для сетевой организации предусмотрены, в том числе следующие мероприятия: организационные мероприятия (подготовка технических условий на технологическое присоединение; проверка выполнения технических условий со стороны заявителя; фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя); требования по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» для электроснабжения объектов потребителя (выполнение проектной документации; строительство ЛЭП-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. 91-18 с. Б.Монок, с. У-Сос до места установки новой ТП-10/0,4 кВ; установка новой ТП-10/0,4 кВ; строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ новой ТП-10/0,4 кВ до границы земельного участка потребителя).
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора.
Таким образом, с учётом даты заключения сторонами договора (24.01.2020)мероприятия по технологическому присоединению должны были быть выполнены ПАО «Россети Сибирь» не позднее 24.01.2021.
В указанную дату технологическое присоединение не состоялось, мероприятия по его осуществлению в соответствии с техническими условиями со стороны общества в установленный в договоре срок выполнены не были.
В материалы дела представлена рабочая документация 011-20-ЭС по строительству сетей 10/0,4 кВ, приказ об утверждении проектно-изыскательских работ от 08.07.2020 №1.7/140-пр.
Между тем, выдача технических условий, разработка проектной документации, проведение проектно-изыскательских работ не свидетельствуют о выполнении всех мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных для общества, в установленный срок.
Как следует из материалов дела, фактическое технологическое присоединение не осуществлено. Доказательства выполнения обществом работы по строительству ЛЭП-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. 91-18 с. Б.Монок, с. У-Сос до места установки новой ТП-10/0,4 кВ; установка новой ТП-10/0,4 кВ; строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ новой ТП-10/0,4 кВ до границы земельного участка потребителя, антимонопольному органу и суду не представлены.
С учётом изложенного, арбитражный суд признаёт обоснованным вывод управления о нарушении сетевой организацией требований части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, Правил № 861, поскольку материалами дела подтверждается нарушение обществом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям объекта потребителя в части нарушения сроков подключения энергопринимающих устройств объекта потребителя.
Совершённое правонарушение описано в оспариваемом постановлении со ссылками на соответствующие нормы права, ненадлежащее выполнение которых допущено обществом.
Довод заявителя о необоснованном указании антимонопольным органом в оспариваемом постановлении на нарушение обществом пункта 18 Правил №861 не принимается во внимание арбитражным судом, поскольку не свидетельствует об отсутствии объективной стороны вменяемого обществу правонарушения.
Нормы статьи 9.21 КоАП РФ являются специальными, регулируют ответственность за совершение правонарушения субъектом естественной монополии, правовое положение которого обуславливает повышенный контроль его хозяйственной деятельности со стороны государства и специальные меры государственного понуждения к исполнению своих обязанностей, в том числе посредством привлечения к административной ответственности.
Повторность нарушения обществом установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям подтверждается постановлением от 15.11.2019 о назначении административного наказания по делу №019/04/9.21-540/2019 об административном правонарушении.
Согласно статье 4.6 КоАП лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановление от 15.11.2019 о назначении административного наказания по делу №019/04/9.21-540/2019 об административном правонарушении вступило в законную силу 05.11.2020 (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу №А74-14075/2019), штраф по указанному постановлению уплачен обществом платежным поручением №21369 от 23.12.2020.
Следовательно, срок, в течение которого общество считалось подвергнутым административному наказанию, истёк 23.12.2021.
Таким образом, на момент совершения вменяемого административного правонарушения (24.01.2021 - дата истечения срока исполнения договора) общество являлось подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение.
Привлечение общества ранее к административной ответственности за нарушение установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, в рассматриваемых действиях общества управлением установлены и доказаны признаки объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с чем у административного органа имелись основания для квалификации правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном упомянутым Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил по причинам, не зависящим от юридического лица.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В пункте 16.1 упомянутого постановления Пленума разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц статья 2.2 КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
С учётом предусмотренных статьёй 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Материалами дела не подтверждён факт отсутствия у общества возможности для соблюдения требований действующего законодательства.
Арбитражный суд пришёл к выводу, что в рассматриваемом случае вина общества состоит в том, что оно имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако не предприняло всех зависящих от него мер по своевременному выполнению всех мероприятий по технологическому присоединению.
Следовательно, вина общества доказана управлением.
Приведённый в обоснование отсутствия вины в совершении административного правонарушения довод заявителя о неисполнении договора технологического присоединения в установленный срок ввиду поведения потребителя, а именно, в связи с отсутствием с его стороны уведомления об исполнении технических условий и оплаты по договору, не принимается во внимание арбитражным судом, поскольку данные обстоятельства сами по себе не могут являться основанием для признания факта принятия обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные чрезвычайными и объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям.
Правила №861 устанавливают, что одним из этапов подключения к электрическим сетям является выполнение потребителем выданных ему технических условий. В обязанности сетевой организации входит проверка выполнения потребителем технических условий о присоединении после направления лицом, подавшим заявку, соответствующего уведомления с подтверждающими документами.
Вместе с тем, невыполнение потребителем со своей стороны технических условий не освобождает общество как сетевую организацию от выполнения обязательств, возложенных непосредственно на него как техническими условиями, так и Правилами № 861 (пункт 3).
Отсутствие со стороны потребителя уведомления об исполнении им технических условий само по себе не может являться основанием для признания факта принятия обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Следует отметить, что потребитель в данных отношениях является юридически слабой, не обладающей специальными познаниями стороной договора, поэтому вправе требовать от сетевой организации надлежащего, добросовестного исполнения в срок мероприятий по присоединению, договор о котором является публичным. Обладая информацией об ограниченных законодательно установленных сроках осуществления технологического присоединения, общество могло принять меры в целях недопущения совершения правонарушения.
Отсутствие уведомления потребителя об исполнении им технических условий либо несвоевременное его представление не препятствует осуществлению обществом мероприятий, предусмотренных техническими условиями для технологического присоединения объекта потребителя, в связи с чем доводы заявителя в указанной части подлежат отклонению.
Общество указывает, что оплата по договору от потребителя не поступала; имеющиеся в материалах дела копии квитанции об оплате являются нечитаемыми; отсутствие оплаты по договору со стороны потребителя свидетельствует о нарушении им срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
При этом общество ссылается на положения пункта 16(6) Правил №861 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора), в соответствии с которым срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению (в случае если техническими условиями предусмотрен поэтапный ввод в работу энергопринимающих устройств - мероприятий, предусмотренных очередным этапом) считается нарушенным заявителем, в том числе, если заявитель ненадлежащим образом исполнил обязательства по внесению платы за технологическое присоединение.
Арбитражный суд признаёт приведённый довод подлежащим отклонению, поскольку указанные обстоятельства не освобождают сетевую организацию от выполнения со своей стороны мероприятий, предусмотренных техническими условиями.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства готовности общества к осуществлению технологического присоединения.
Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждаются материалами дела, суд приходит к выводу о наличии состава вмененного обществу административного правонарушения.
В остальной части доводы заявителя судом исследованы, однако не принимаются во внимание, поскольку не влияют на вышеприведенные выводы суда.
Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (статья 24.5 КоАП РФ), административным органом и судом не установлены.
В соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В рассматриваемом случае исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, судом не установлены.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, указанные в статье 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют, поскольку общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
Размер административного штрафа определён управлением в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (600 000 рублей).
Заявитель указывает, что имелись основания для назначения ему штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ссылаясь на тяжелое финансовое и имущественное положение.
В силу частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй названного Кодекса, в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 №4-П, суд вправе снизить размер назначенного административного штрафа в исключительных случаях, если наложение штрафа в установленных соответствующей санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечёт избыточное ограничение прав юридического лица.
С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа необходимо учитывать характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Таким образом, из приведённых положений в их совокупности следует, что назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, является правом суда, реализуемым в исключительных случаях с учётом характера и последствий совершённого правонарушения, степени вины привлекаемого к ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельств.
Арбитражный суд считает необходимым отметить, что исходя из общих принципов права, а также положений, закреплённых в статьях 1.2, 1.6, 3.1 КоАП РФ, назначаемое виновному лицу административное наказание не может иметь только карательный характер; применяемое административное наказание не должно свидетельствовать об игнорировании принципов законности, справедливости, неотвратимости юридической ответственности и общеправовой цели наказания, которая несёт не только карательный характер, но и является воспитательной мерой, направленной, с одной стороны, на предупреждение новых правонарушений, а с другой стороны, - на неотвратимое, справедливое наказание за уже совершённое нарушение. При этом особенно необходимо учитывать то, что административное наказание (его карательный характер) не может обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей указанным целям, а также принципам справедливости и целесообразности юридической ответственности.
Арбитражный суд также принимает во внимание довод заявителя о том, что одной из причин невозможности исполнения принятых обязательств послужило тяжелое финансовое положение общества, недостаточность финансирования инвестиционной программы.
В материалы дела представлены следующие документы, характеризующие имущественное положение организации: отчёты о финансовых результатах за 2013, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы, аудиторское заключение за 2019 год; бухгалтерский баланс за 2019 год; справка о количестве договоров технологического присоединения, заключённых в 2019 году; справка об исполнении договоров технологического присоединения от 02.08.2021; справка о привлечении общества к административной ответственности и сумме штрафов по делам об административных правонарушениях за 2020 год.
При решении вопроса о возможности снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, арбитражный суд полагает необходимым учесть следующее: отсутствие в материалах дела доказательств наличия негативных последствий в результате совершённого правонарушения; убыточность деятельности общества в 2019 году; значительное количество находящихся на исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что в течение непродолжительного времени антимонопольным органом в отношении заявителя вынесено значительное количество постановлений о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и то обстоятельство, что ухудшение ситуации в результате распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) оказывает очевидное негативное влияние на экономику и на финансовое положение хозяйствующих субъектов в целом, с учётом общих критериев назначения административного наказания – дифференцированность, соразмерность, справедливость, характера совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, его имущественного и финансового положения суд, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ полагает уменьшить размер административного штрафа до 300 000 руб.
Указанный размер административного штрафа соответствует характеру вменяемого административного правонарушения, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершённого правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учётом названных обстоятельств.
Оценив доводы заявителя о незаконности оспариваемого представления, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статья 29.13 КоАП РФ предусматривает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внёсшим представление.
В рассматриваемом случае одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности административный орган выдал обществу представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Оспариваемое представление констатирует отражённое в постановлении о привлечении к административной ответственности нарушение норм действующего законодательства, а также указывает на выявленные причины, способствовавшие совершению административного правонарушения, и обязывает ПАО «Россети Сибирь» принять меры по их устранению и информировать о них административный орган в течение месяца со дня получения представления.
Формулировки оспариваемого представления доступны для понимания конкретных действий, которые следует совершить обществу в целях устранения нарушений законодательства, месячный срок его рассмотрения и исполнения является разумным, а само представление исполнимым.
Общество считает, что в оспариваемом представлении отсутствует указание на конкретные причины и условия, предусмотренные статьёй 29.13 КоАП РФ.
Причины правонарушений – это факторы, обусловливающие совершение правонарушений. Условия правонарушений – это факты, которые непосредственно правонарушений не вызывают, но способствуют их совершению.
Причиной и условием совершения спорного правонарушения явилась ненадлежащая организация работы общества. В тексте оспариваемого представления указано, что общество не осуществило всех необходимых действий для исполнения в установленный срок своих обязанностей по договору от 24.01.2020 №20.1900.66.20, что привело к нарушению прав гражданина и способствовало совершению административного правонарушения.
В связи с установлением причин и условий совершения административного правонарушения обществу направлено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно – осуществить действия, направленные на выполнение обществом в лице филиала «Хакасэнерго» своих обязательств, предусмотренных договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 24.01.2020 №20.1900.66.20.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд полагает, что оспариваемое представление соответствует указанным нормам права и не привело к нарушению прав общества.
В остальной части доводы заявителя судом исследованы, однако не принимаются во внимание, поскольку не влияют на вышеприведённые выводы суда.
С учётом изложенного, арбитражный суд полагает оспариваемое представление законным и обоснованным. В связи с этим в удовлетворении заявленных требований в данной части следует отказать.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины в рамках данного дела не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 23 сентября 2021 года о назначении административного наказания по делу №019/04/9.21-647/2021 об административном правонарушении в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей, снизив его размер до 300 000 (трехсот тысяч) рублей.
2. Отказать публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» в удовлетворении заявления о признании недействительным представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 23 сентября 2021 года №05-8322/АТ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с момента его принятия. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья О.А. Галинова