ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-10968/20 от 06.04.2021 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

13 апреля 2021 года                                                                                  Дело №А74-10968/2020

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2021 года. 

Решение в полном объеме изготовлено  13 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.В. Чумаченко при ведении протокола судебного заседания секретарём Ю.В.Девяшиной рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН<***>)

к муниципальному унитарному предприятию «Аскизский коммунхоз» Администрации Аскизского сельсовета (ИНН <***> ОГРН <***>)

об обязании выполнить мероприятия по установке автономного источника питания и направить уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления,

и к Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о понуждении к установке автономного источника питания в солидарном порядке,

с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, временного управляющего муниципальным унитарным предприятием «Аскизский коммунхоз» Администрации Аскизского сельсовета ФИО1.

В судебном заседании принял участие представитель истца – ФИО2 по доверенности от 25.12.2020 №00/190/464.

Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее ПАО «Россети Сибрь) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Аскизский коммунхоз» Администрации Аскизского сельсовета (далее -МУП «Аскизский коммунхоз») об обязании МУП «Аскизский коммунхоз» в течение месяца, с даты вступления в законную силу решения суда, выполнить мероприятия по установке за свой счет автономного источника питания, обеспечивающего безопасное функционирование его энергопринимающих устройств без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети на следующих точках поставки электрической энергии:

1.  Котельная №1 по адресу: Республика Хакасия, <...>, пом. 6Н;

2.  Котельная №2 по адресу: Республика Хакасия, <...>, пом. 1Н;

3.  Котельная №3 по адресу: Республика Хакасия, <...>;

4.  Котельная №4 по адресу: Республика Хакасия, <...>;

5.  Котельная №5 по адресу: Республика Хакасия, <...>;

6.  Котельная №6 по адресу: Республика Хакасия, <...>;

об обязании МУП «Аскизский коммунхоз» после установки автономного источника питания направить ПАО «Россети Сибирь» уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Определением арбитражного суда от 02.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена Администрация Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия.

Определением от 17.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечён временный управляющий муниципальным унитарным предприятием «Аскизский коммунхоз» ФИО1.

Определением от 19.01.2021 удовлетворено ходатайство истца о привлечении Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, пояснил, что ответчик не исполняет обязательства перед истцом по оплате потребленной электрической энергии и уклоняется от исполнения мероприятий, обеспечивающих готовность к введению ограничения режима потребления электрической энергии.

Ответчики не обеспечил явку представителей в судебное заседание.

О дате, времени, месте судебного разбирательства лица, участвующие в деле, извещены посредством  направления определения по юридическому адресу, а также публично, путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия: http://khakasia.arbitr.ru.

При изложенных обстоятельствах в силу части 6 статьи 121, статей 122, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд признал ответчиков надлежащим образом извещёнными о дате, времени, месте судебного разбирательства и рассмотрел дело в их отсутствие.

МУП «Аскизский коммунхоз» в отзыве на иск и дополнениях к нему заявленные требования не признало, указав, что в отношении предприятия введена процедура наблюдения,  предприятие продолжает осуществлять хозяйственную деятельность, является  единственной теплоснабжающей организацией на территории поселка Аскиз, в связи с чем безопасная эксплуатация социально значимых объектов, необходимое предоставление коммунальных услуг населению (тепло, горячая вода), напрямую зависит от бесперебойности поступления электроэнергии на котельные предприятия. Поскольку ответчик находится в стадии наблюдения, у него отсутствует техническая возможность и денежные средства на установку автономных источников питания. МУП «Аскизский коммунхоз» пользуется котельными на праве хозяйственного ведения, поэтому бремя содержания котельных должен нести собственник имущества, а именно Администрация Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия.

Ответчик Администрация Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (далее – Администрация) иск не признала, в письменных возражениях указала, что имущественный комплекс (котельные) переданы МУП «Аскизский коммунхоз» в хозяйственное ведение (право хозяйственного ведения зарегистрировано 04.08.2020), следовательно, бремя содержания имущества возложено на данное унитарное предприятие. ПАО «Россети Сибирь» является ненадлежащим истцом, поскольку данным иском выступает в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Между истцом (гарантирующим поставщиком) и МУП «Аскизский коммунхоз» (потребителем) 25.12.2019 заключен договор энергоснабжения №М50140 (далее – договор), по условиям которого гарантирующий поставщик принял на себя обязательства осуществлять продажу электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 8.1 договора договор заключён на срок с 24 декабря по 31 декабря 2019 года, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо заключении нового договора.

В пункте 5.3 договора стороны согласовали, что поставленная электрическая энергия оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за расчётным месяцем.

Перечень точек поставки электрической энергии согласован сторонами в приложении № 1 к договору.

Ответчику направлено уведомление от 02.09.2020 № 1.7/1/5344-исх в котором ответчику предложено в связи с наличием задолженности в размере 28 365 249 руб. 86 коп. в течение 15 календарных дней выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети на следующих точках поставки электрической энергии:

1.         Котельная №1 по адресу: Республика Хакасия, <...>, пом. 6Н;

2.         Котельная №2 по адресу: Республика Хакасия, <...>, пом. 1Н;

3.         Котельная №3 по адресу: Республика Хакасия, <...>;

4.         Котельная №4 по адресу: Республика Хакасия, <...>;

5.         Котельная №5 по адресу: Республика Хакасия, <...>;

6.         Котельная №6 по адресу: Республика Хакасия, <...>.

Ответчик  не выполнил требование энергоснабжающей организации – истца.

Обратившись в арбитражный суд с настоящим иском в связи с наличием задолженности по договору энергоснабжения на 31.12.2020 в размере 48 865 434 руб. 68 коп. (дополнительные пояснения от 01.03.2021), истец просит понудить ответчика выполнить мероприятия по установке за свой счёт автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование энергопринимающих устройств без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети и направить уведомление о готовности к введению полного ограничения потребления электрической энергии.

Исследовав представленные письменные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.

Спорные отношения сторон возникли из договора энергоснабжения, являющегося разновидностью договора купли-продажи, и регламентированы параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создаёт угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Состав указанных в абзаце первом настоящего пункта мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счёт автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в течение шести месяцев со дня введения в отношении такого потребителя частичного ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, если иной срок выполнения указанных мероприятий (но не более одного года) не установлен в соответствии с утверждённым Правительством Российской Федерации порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Во исполнение требований указанного закона  постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442 утверждены Правила полного и (или частичного) ограничения режима потребления электрической энергии, которыми определён порядок осуществления мероприятий, обеспечивающих готовность потребителей к введению ограничения режима потребления электроэнергии (далее - Правила полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии).

В соответствии с пунктами 16 и 16(1) Правил полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и  объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счёт автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией  его  энергопринимающих у стройств и (или) объектов электроэнергетики.

Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, а  если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.

Потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):

- в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утверждённый план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счёт автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утверждённый план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 26.06.2020 № 53-рп утвержден Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, в состав которого входят котельные, обслуживаемые МУП «Аскизский коммунхоз».

МУП «Аскизский коммунхоз» является потребителем электроэнергии и организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов отопительной системы, централизованного водоснабжения и канализации населенных пунктов, что подтверждается материалами дела.

Неисполнение потребителем обязанности по своевременной оплате  электроэнергии подтверждается представленными доказательствами, в том числе актом сверки взаимных расчетов по договору энергоснабжения №50140 по состоянию на 31.12.2020.

В связи с наличием задолженности уведомлением от 02.09.2020 № 1.7/1/5344-исх истец указал ответчику  на необходимость введения ограничения потребления электрической энергии в связи с неисполнением потребителем обязанности по оплате энергии.

Доказательств погашения задолженности и  устранения  законных оснований для введения ограничений потребления электрической энергии ответчиком, равно как и доказательств исполнения ответчиком  обязанностей по выполнению мероприятий, предусмотренных пунктом 16 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии,  ответчиком в дело не представлено.

Поскольку нарушением  условий договора и  бездействием ответчика по выполнению  законных требований энергоснабжающей организации  нарушены права истца, арбитражный суд признал правомерным и подлежащим удовлетворению  исковое  требование к потребителю МУП «Аскизский коммунхоз» о понуждении к исполнению обязанности в натуре на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 16(1) Правил полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, установив указанный в Правилах срок исполнения обязанностей.

Доводы ответчика о невозможности выполнить мероприятия по установке автономных источников питания из-за процедуры банкротства (наблюдение),  отсутствия  финансовых средств, осуществления социально значимой деятельности, не приняты судом как основания к отказу в иске, поскольку  такие  обстоятельства не указаны в законе и нормативном акте как освобождающие  потребителя электроэнергии от исполнения обязательств по погашению задолженности  и  выполнения мероприятий, предусмотренных пунктами 16, 16.1  Правил.

Довод ответчика об отсутствии технической возможности установки автономных источников питания не подтвержден документально.

При таких обстоятельствах исковые требования ПАО «Россети Сибирь» к МУП «Аскизский коммунхоз» об обязании выполнить мероприятия по установке автономного источника питания и направить уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также срок их совершения.

Учитывая требование данной нормы, а также положения абзаца 4 пункта 16(1) Правил полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, суд считает необходимым обязать ответчика МУП «Аскизский коммунхоз» выполнить мероприятия по установке автономного источника питания в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

Рассмотрев требование истца о понуждении Администрации к установке автономного источника питания в солидарном порядке, суд пришел к следующим выводам.

Истец основывает свои требования на положениях статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»,  статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ  «О водоснабжении и водоотведении», статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления», статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Аналогичные положения содержатся в статье 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ  «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с теми, в данном случае, как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости, право хозяйственного ведения на спорные котельные зарегистрировано 04.08.2020 за МУП «Аскизский коммунхоз». Имущество передано МУП «Аскизский коммунхоз» на основании постановления Администрации от 24.12.2019 №115 по акту приема-передачи от 24.12.2019.

В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Однако, исходя из положений статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, после передачи собственником во владение унитарному предприятию имущества во исполнение принятого акта о закреплении этого имущества за предприятием на праве хозяйственного ведения он (собственник) не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия на это предприятия (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

В данном случае после принятия собственником решения (акта) о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения и передачи имущества, и государственной регистрации этого права, унитарное предприятие становится законным владельцем этого имущества.

С учетом наличия обязательственных правоотношений между истцом и МУП «Аскизский коммунхоз», положений пунктов 16 и 16(1) Правил полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, а также с учетом наличия оснований для введения ограничения по причине неисполнения МУП «Аскизский коммунхоз» обязательств по оплате энергии, суд признал лицом, обязанным установить автономные источники питания, МУП «Аскизский коммунхоз».

Администрация не является стороной по договору энергоснабжения от 25.12.2019 №М50140.

Потребителями электрической энергии признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (абзац шестой статьи 3 Закона об электроэнергетике, абзац четвертый пункта 2 Основных положений N 442).

В соответствии с пунктами 16 и 16(1) Правил полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии обязанность по установке автономного источника питания возложена именно на потребителя.

Следовательно, в данном случае Администрация не может нести ответственность в виде ограничения потребления электроэнергии и соответственно по установке автономного источника питания.

Кроме того, как следует из пункта 1 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, солидарная обязанность  возникает, если она предусмотрена договором или установлена законом.

При этом истец не указал договор или закон, которыми установлена солидарная обязанность Администрации по установке автономных источников питания.

При таких обстоятельствах исковое требование ПАО «Россети Сибирь» к Администрации о понуждении установить автономный источник питания в солидарном порядке не подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина по делу 12 000 руб. относится на ответчика; уплачена истцом при обращении в суд платёжным поручением от 20.10.2020 №16826 № 16827. В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по  уплате госпошлины подлежат взысканию с  ответчика МУП «Аскизский коммунхоз» в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Иск к муниципальному унитарному предприятию «Аскизский коммунхоз» Администрации Аскизского сельсовета удовлетворить.

 Обязать муниципальное унитарное предприятие «Аскизский коммунхоз» Администрации Аскизского сельсовета в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по установке за свой счет автономного источника питания, обеспечивающего безопасное функционирование его энергопринимающих устройств без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, на следующих точках поставки электрической энергии:

1.         Котельная №1 по адресу: Республика Хакасия, <...>, пом. 6Н;

2.         Котельная №2 по адресу: Республика Хакасия, <...>, пом. 1Н;

3.         Котельная №3 по адресу: Республика Хакасия, <...>;

4.         Котельная №4 по адресу: Республика Хакасия, <...>;

5.         Котельная №5 по адресу: Республика Хакасия, <...>;

6.         Котельная №6 по адресу: Республика Хакасия, <...>.

2.Обязать муниципальное унитарное предприятие «Аскизский коммунхоз»Администрации Аскизского сельсовета после установки автономного источника питания направить ПАО «Россети Сибирь» уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

3.В удовлетворении иска к Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия отказать.

4.Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Аскизский коммунхоз» Администрации Аскизского сельсовета в пользу публичного акционерного общества «Россети Сибирь» 12 000 (двенадцать тысяч) руб. расходов по уплате государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.

Жалоба  подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                        Т.В. Чумаченко