ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-11740/2021 от 29.06.2022 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

5 июля 2022 года                                                                                       Дело № А74-11740/2021

Резолютивная часть решения объявлена  29 июня 2022 года.

Решение в полном объёме изготовлено   5 июля 2022 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.М. Зайцевой,

при ведении протокола секретарём судебного заседания А.В. Ажи,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениям

Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными представления от 30 августа 2021 года                 № 80-11-71/18-07-76 и предписания от 9 ноября 2021 года № 8,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

администрации Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>),

общества с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительное предприятие-8» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

В  судебном заседании принимали участие:

от Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия – ФИО1, доверенность от 08.06.2022 № 20-ДЮ, диплом, служебное удостоверение;

посредством веб-конференции:

от заявителя - ФИО2, доверенность от 27.12.2021 № 180-4332-ДВ, диплом, служебное удостоверение.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – министерство, Минтранс Хакасии) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – казначейство, УФК по РХ) о признании незаконным представления от 30 августа 2021 года (дело № А74-11740/2021).

Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением по делу №  А74-12679/2021 о признании незаконным предписания казначейства от 9 ноября 2021 года № 8.

Определением арбитражного суда от 16.12.2021 дела № А74-11740/2021 и № А74-12679/2021 объединены в одно производство, объединённому делу присвоен № А74-11740/2021.

Определением арбитражного суда от 31.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены:  администрация Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, общество с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительное предприятие-8» (далее – ООО «ДСП-8»).

Третьи лица в судебное заседание уполномоченных представителей не направили, несмотря на то, что в силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) были надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.

Арбитражный суд, руководствуясь частью 5 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.

В судебном заседании 08.06.2022 заявитель уточнил требования, просил признать недействительными оспариваемые представление и предписание.

Арбитражный суд, руководствуясь статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял уточнение заявленных требований и рассматривает дело с учётом данного обстоятельства.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования с учётом последнего уточнения.

Представитель УФК по РХ требования не признал по доводам, приведённым в отзыве и дополнениях к нему.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

УФК по РХ на основании приказа от 25.06.2021 №311 (представлен в дело электронном виде 10.12.2021) проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Проверяемый период: 2020 год - истекший период 2021 года.

Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 26.07.2021 (представлен в дело электронном виде 10.12.2021).Согласно данному акту, в предъявленном акте о приёмке выполненных работ (КС-2) подрядчиком предъявлены к оплате накладные расходы в сумме 289.328 руб. (29.551 руб. *8,2*0,99499995664*1,2) и расходы по строительному контролю в размере 2,14% или 185.336 руб. В ходе проверки контрольный орган пришёл к выводу о нарушении министерством статей 130, 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193, а именно: неправомерное использование средств иных межбюджетных трансфертов в сумме 163.948 руб. в виде перечисления средств иного межбюджетного трансферта в бюджет муниципального образования Солнечный сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия для оплаты строительного контроля ненадлежащему лицу.

На основании акта выездной проверки вр.и.о. заместителя руководителя УФК по РХ в адрес министерства вынесено представление от 30.08.2021 №66 (т1л14), в котором изложены требования:

1. Принять меры по устранению причин и условий нарушения, указанного в представлении.

2. Устранить нарушение путём возмещения неправомерно использованных средств иного межбюджетного трансферта за счёт виновных лиц, средств бюджетов (республиканский, муниципальный) или подрядчика в федеральный бюджет на КБК 108 2 18 45393 01 0000 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Срок исполнения требований представления до 01.11.2021.

10.08.2021 министерство представило в казначейство пояснения на акт проверки (т1л63).

14.10.2021 министерство направило в адрес казначейства ответ на представление, в котором не согласилось с требованиями, изложенными в представлении от 30.08.2021 (т1 л61).

В связи с неустранением нарушения в установленный срок вр.и.о. заместителя руководителя УФК по РХ в адрес министерства вынесено предписание от 09.11.2021 № 8 в котором министерству указано:

Принять меры по возмещению причинённого ущерба публично-правовому образованию в размере 163 948 руб. путём возмещения неправомерно использованных средств иного межбюджетного трансферта за счёт виновных лиц, средств бюджетов  (республиканский, муниципальный) или подрядчика в федеральный бюджет на КБК 108 2 18 45393 01 0000 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Срок исполнения до 01.04.2022.

Не согласившись с представлением, предписанием министерство обратилось в  арбитражный суд с заявлениями о признании их недействительными.

Заявитель указывает, что министерство не имеет полномочий по определению видов работ, проведению аукциона, заключению по его результатам муниципального контракта, анализу видов работ по факту исполнения обязательств по контракту и не осуществляет перечисление денежных средств на расчётный счёт получателя, а только доводит предельные объёмы финансирования на лицевой счёт, открытый для учёта операций по переданным полномочиям по перечислению межбюджетных трансфертов. Министерство полагает, что оспариваемые представление и предписание внесены в неуполномоченный орган, поскольку министерство не наделено полномочиями (правом) по распоряжению средствами бюджетов (республиканский, муниципальный) или подрядчика, в связи с чем не имеет возможности возместить средства за счёт виновных лиц.

Казначейство полагает, что министерством в должной степени не исполнены обязательства, предусмотренные Соглашением от 26.11.2020 № 477 о предоставлении средств из федерального бюджета, а именно не осуществлена проверка представленных документов, подтверждающих произведённые расходы и не приняты меры и не возвращены средства федерального бюджета, использованные с нарушением существующего законодательства.

Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 24 АПК РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказать заявитель.

С учётом положений части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ проверка законности оспариваемого акта производится арбитражным судом только применительно к основаниям принятия,  указанным в нём.

В соответствии со статьями 157, 269.2, пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктами 1, 4, 5.26 Положения о Федеральном казначействе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703, Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092 (далее – Правила № 1092), Федеральное казначейство и его территориальные органы наделены правом осуществлять в пределах своей компетенции государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности проводить в установленном порядке ревизии и проверки; направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации обязательные к исполнению представления и предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями выявленных нарушений.

На основании изложенного арбитражный суд пришёл к выводу, что у казначейства имелись полномочия по вынесению оспариваемых представления и предписания.

Согласно пункту 74 Правил № 1092 отмена представлений и предписаний Федерального казначейства (его территориального органа) осуществляется в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 75 Правил № 1092 должностные лица, принимающие участие в контрольных мероприятиях, осуществляют контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний. В случае неисполнения представления и (или) предписания Федеральное казначейство (его территориальный орган) применяет к лицу, не исполнившему такое представление и (или) предписание, меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оспариваемыми представлением и предписанием УФК по РХ обязало министерство принять меры к устранению выявленных нарушений. Неисполнение в установленный срок представления и предписания влечёт административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку обжалуемые представление и предписание предусматривает возложение на заявителя определённых обязанностей, а также влечёт юридические и экономические последствия для заявителя в случае его неисполнения, учитывая положения пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 АПК РФ, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что настоящий спор относится к компетенции арбитражного суда.

Относительно законности вынесенных представления и предписания арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно статье 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 130 БК РФ  бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

Правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункта 1 статьи 130 БК РФ).

Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в случае софинансирования, в том числе в полном объёме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения) (подпункт 2 пункта 1 статьи 132.1 БК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 130, пунктом 7.1 статьи 136 БК РФ полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации при исполнении расходных обязательств субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты, осуществляются территориальными органами Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством.

В соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации территориальным органам Федерального казначейства могут быть переданы на основании решений главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации полномочия получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях софинансирования (финансового обеспечения) которых предоставляются такие межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

В соответствии с частью 9 статьи 11 Закона Республики Хакасия от 20.12.2019 № 106-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» территориальные органы Федерального казначейства на основании решений главных распорядителей средств республиканского бюджета осуществляют полномочия получателя средств республиканского бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета при исполнении расходных обязательств муниципального образования, в целях финансового обеспечения или софинансирования которых предоставляются данные межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Приказом Казначейства России от 25.02.2020 № 10н (в редакции, действовавшей в спорный период) утверждён Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее – Порядок №10н).

Согласно пункту 2 Порядка №10н территориальные органы Федерального казначейства осуществляют полномочия, указанные в пункте 1 настоящего Порядка (далее - полномочия по перечислению целевых средств), на основании решений главных распорядителей средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), которым как получателям бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств, предельные объёмы финансирования на предоставление целевых средств федерального (регионального) бюджета.

В соответствии с пунктом 8 Порядка №10н операции по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых предоставляются целевые средства федерального (регионального) бюджета, полномочия по перечислению которых переданы территориальному органу Федерального казначейства (далее - целевые расходы), осуществляются на основании:

представленных получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) платежных документов, оформленных в соответствии с приказами Федерального казначейства, в случае если целевые расходы осуществляются с лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в территориальном органе Федерального казначейства;

представленных финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) платежных поручений, оформленных в соответствии с положениями, установленными Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, в случае если целевые расходы осуществляются с лицевого счета бюджета, открытого указанному финансовому органу в территориальном органе Федерального казначейства.

Получатель бюджетных средств, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) вместе с платёжным документом для осуществления целевых расходов представляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств по целевым расходам (далее - документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств), предусмотренные:

- порядком проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (иной межбюджетный трансферт) из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утверждённым Министерством финансов Российской Федерации (далее - порядок санкционирования);

- Соглашением об осуществлении территориальным органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, в случае его заключения в соответствии с пунктом 2 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации между территориальным органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) (далее - соглашение о кассовом обслуживании).

В силу пунктов 9, 10 Порядка № 10н территориальный орган Федерального казначейства проверяет представленный платёжный документ (платёжное поручение) на соответствие приказам Федерального казначейства (положению Банка России), а также наличие документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и их соответствие правилам предоставления целевых средств, порядку санкционирования, соглашению о кассовом обслуживании.

Территориальный орган Федерального казначейства в случаях осуществления полномочий по перечислению целевых средств федерального бюджета, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, и регионального бюджета, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования, в доле, соответствующей установленному Соглашением о предоставлении целевых средств федерального (регионального) бюджета, заключённым главным распорядителем средств федерального (регионального) бюджета с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) (далее - соглашение о предоставлении целевых средств) уровню софинансирования, осуществляет проверку платежных документов (платежных поручений) по следующим направлениям:

1) непревышение суммы целевых средств, подлежащих перечислению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), рассчитанной на основании платежного документа исходя из установленного соглашением о предоставлении целевых средств уровня софинансирования (далее - сумма софинансирования), над суммой отраженного на лицевом счете по переданным полномочиям неиспользованного остатка лимитов бюджетных обязательств (предельных объемов финансирования) и неиспользованного остатка соответствующих целевых средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), образовавшегося в том числе в связи с возвратом дебиторской задолженности текущего финансового года, аннулированием представленных ранее платежных документов и платежных поручений для осуществления целевых расходов (далее - остаток целевых средств на едином счете бюджета);

2) непревышение суммы софинансирования над суммой отраженного на лицевом счете по переданным полномочиям неисполненного бюджетного обязательства, поставленного на учет на основании соглашения о предоставлении целевых средств или нормативного правового акта, предусматривающего предоставление из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации межбюджетного трансферта в форме субсидии, субвенции или иного межбюджетного трансферта, и остатка целевых средств на едином счете бюджета;

3) непревышение суммы платежного документа (платежного поручения), уменьшенной на сумму софинансирования, над суммой свободного остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

4) соответствие порядку санкционирования, в случае если целевые средства предоставляются из федерального бюджета в форме субсидий (иных межбюджетных трансфертов) в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

5) соответствие соглашению о кассовом обслуживании.

Согласно пункту 23 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета», перечисление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, осуществляется после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (получателей средств местного бюджета - в случае предоставления из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации иного межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации по оказанию финансовой поддержки местным бюджетам в целях выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2019 № 257н (в редакции, действовавшей в спорный период) утверждён Порядок проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее – Порядок № 257н).

Согласно пункту 2 Порядка № 257н в территориальный орган Федерального казначейства для санкционирования целевых расходов представляются получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации - платёжные документы на оплату целевых расходов, оформленные в соответствии с требованиями, установленными Федеральным казначейством, в случае если целевые расходы осуществлялись с лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого указанному получателю бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства.

Одновременно с указанными в пункте 2 настоящего Порядка расчетными (платежными) документами финансовым органом субъекта Российской Федерации (получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации) в территориальный орган Федерального казначейства направляются: документы, предусмотренные графами 2 и 3 Примерного перечня документов, на основании которых возникают бюджетные и денежные обязательства получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, согласно приложению к настоящему Порядку (далее - документы, подтверждающие возникновение бюджетных обязательств, документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств); иные документы, предусмотренные порядком предоставления и распределения иного межбюджетного трансферта, установленным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 4 Порядка              № 257н).

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 257н документы, подтверждающие возникновение бюджетных обязательств, и документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, направляются в форме электронных копий бумажных документов, созданных посредством их сканирования, или электронных документов, подписанных электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени финансового органа или получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 257н территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 2 и 4 настоящего Порядка, по следующим направлениям:

а) соответствие расчетного (платежного) документа требованиям Банка России (Федерального казначейства);

б) наличие в расчетном (платежном) документе данных для осуществления налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

в) соответствие указанных в расчетном (платежном) документе кодов классификации расходов бюджетов кодам бюджетной классификации Российской Федерации, действующим в текущем финансовом году на момент представления расчетного (платежного) документа;

г) соответствие указанных в расчетном (платежном) документе кодов видов расходов классификации расходов бюджетов текстовому назначению платежа, исходя из содержания текста назначения платежа, в соответствии с порядком применения бюджетной классификации Российской Федерации;

д) наличие в расчетном (платежном) документе реквизитов документов, подтверждающих возникновение бюджетного обязательства, а также документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства;

е) соответствие содержания операции по целевым расходам, исходя из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства:

содержанию текста назначения платежа, указанному в расчетном (платежном) документе;

наименованию и коду объекта капитальных вложений;

ж) соответствие наименования, идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН), кода причины постановки на учет (далее - КПП), банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в расчетном (платежном) документе, наименованию, ИНН, КПП, банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в документах, подтверждающих возникновение бюджетного обязательства, а также документах, подтверждающих возникновение денежного обязательства;

з) наличие в расчетном (платежном) документе аналитического кода по соответствующему коду иного межбюджетного трансферта;

и) непревышение указанной в расчетном (платежном) документе суммы над суммами фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с документами, подтверждающими возникновение бюджетного обязательства, а также документами, подтверждающими возникновение денежного обязательства;

к) соответствие информации, указанной в платежном документе, реквизитам и показателям ранее учтенного территориальным органом Федерального казначейства бюджетного (денежного) обязательства получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации;

л) непревышение размера авансового платежа, указанного в расчетном (платежном) документе, над суммой авансового платежа по документу, подтверждающему возникновение бюджетного обязательства, с учетом ранее осуществленных авансовых платежей;

м) непревышение размера авансового платежа, указанного в расчетном (платежном) документе, над суммой авансового платежа по государственному (муниципальному) контракту (договору) о выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, установленной в соответствии с условиями соглашения;

н) наличие сведений о государственном (муниципальном) контракте (договоре) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в случае оплаты денежного обязательства по такому государственному (муниципальному) контракту (договору);

о) наличие сведений о соглашении о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, договоре (соглашении) о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) юридическому лицу (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг в реестре соглашений в случае оплаты денежного обязательства по целевым расходам по предоставлению указанных иных межбюджетных трансфертов, субсидий;

п) иные требования, установленные актами, регулирующими бюджетные правоотношения, утверждающими порядок (условия) предоставления иных межбюджетных трансфертов, в том числе Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов.

В приложении к Порядку № 257н определён примерный перечень документов, на основании которых возникают бюджетные и денежные обязательства получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт.

В случае несоответствия представленных документов, требованиям настоящего Порядка, Территориальный орган Федерального казначейства отказывает в исполнении расчётных (платёжных) документов и направляет финансовому органу субъекта Российской Федерации (получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации) Протокол, оформленный в соответствии с требованиями Федерального казначейства, с указанием причины отказа (пункт 7 Порядка № 257н).

Согласно пункту 8 Порядка № 257н санкционирование оплаты денежных обязательств по целевым расходам получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, связанным с предоставлением местным бюджетам межбюджетного трансферта на оказание финансовой поддержки в целях выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, осуществляется после проведения в соответствии с настоящим Порядком санкционирования территориальным органом Федерального казначейства оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых местному бюджету предоставляется межбюджетный трансферт бюджета субъекта Российской Федерации.

Приказом Минтранса Хакасии от 21.01.2020 № 180-П-9 в 2020 году переданы УФК по РХ полномочия Минтранса Хакасии по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Хакасия местному бюджету Республики Хакасия в форме субсидий, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых предоставляются целевые средства. Согласно данному приказу перечисление целевых средств осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством. В приложении № 1 к приказу утверждён перечень целевых средств, полномочия по перечислению которых переданы Минтрансом Хакасии УФК по РХ.

Кроме этого, на основании Соглашения (т1 л128), заключённого 25.01.2017, Администрация Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия передала Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия  полномочия по осуществлению контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона   от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из толкования положений вышеуказанных нормативных актов, Соглашений, следует, что на УФК по РХ возложена обязанность по проверке представленного получателем средств бюджета платёжного документа на соответствие приказам Федерального казначейства (положению Банка России), а также наличие документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и их соответствие правилам предоставления целевых средств, порядку санкционирования.

Как следует из материалов дела,09.01.2020 администрация Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия заключила муниципальный контракт                     № 01803000091190000020001 с ООО «ДСП-8» на выполнение работ: ремонт дорожного полотна Республика Хакасия, <...> (т1 л100).

21.02.2020 между Минтрансом Хакасии и администрацией Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия заключено соглашение № 95630460-1-2019-002 (далее – Соглашение) о предоставлении субсидии из бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Солнечный сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на сумму 6.333.350 руб. в 2020 году.

В соответствии с пунктами 3.3.1, 3.3.2, 3.3.2.1 Соглашения перечисление субсидии из бюджета Республики Хакасия осуществляется Федеральным казначейством не позднее 2-го рабочего дня, следующего за днём  представления в УФК по РХ в порядке, установленном Федеральным казначейством платёжных документов.

 Перечисление субсидии осуществляется Федеральным казначейством после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в доле, соответствующей уровню софинансирования расходного обязательства.

В соответствии с пунктом 3.3 Соглашения перечисление субсидии из бюджета Республики Хакасия в бюджет муниципального образования Солнечный сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия осуществляется на счёт УФК по РХ, открытый для учёта операций со средствами бюджета муниципального образования Солнечный сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Заявкой Администрации Солнечного сельсовета от 26.11.2020 № 477 запрошено финансирование работ по ремонту дорожного полотна в сумме 6.270.000 руб. К заявке приложены КС02 и КС-3 от 26.11.2020. Согласно КС-2 подрядчиком предъявлены к оплате расходы по строительному контролю в размере 2,14%.

Платёжным поручением от 02.12.2020 № 847425 денежные средства в сумме 6.270.000 руб. зачислены на счёт Администрации Солнечного сельсовета.

Из материалов дела следует, что на основании представленных администрацией Солнечного сельсовета заявок с приложенными к ним документами УФК по РХ были одобрен и осуществлён спорный платёж без каких-либо замечаний. Таким образом, УФК по РХ санкционировало оплату денежных обязательств по вышеуказанным расходам администрации Солнечного сельсовета, источником финансового обеспечения которых являлся межбюджетный трансферт из федерального бюджета.

На основании изложенного арбитражный суд отклоняет доводы казначейства о том, что неисполнение министерством своих обязанностей привело к неправомерным расходам федерального бюджета, поскольку не министерство, а УФК по РХ осуществило проверку представленных документов и санкционировало оплату денежных обязательств по расходам получателя средств.

Установление нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля влечёт направление им представления и (или) предписания (статья 270.2 БК РФ).

Следовательно, для вынесения представления, предписания в адрес конкретного субъекта, УФК по РХ должно доказать факт совершения проверяемым лицом нарушений бюджетного законодательства.

Согласно статье 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;  требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

Применительно к статье 270.2 БК РФ выбор меры реагирования на выявленное нарушение бюджетного законодательства зависит от характера и последствий допущенного нарушения, в том числе от наличия факта причинения ущерба в результате такого нарушения. Следовательно, для вынесения представления, предписания в адрес конкретного субъекта, казначейство должно доказать факт совершения проверяемым лицом нарушений бюджетного законодательства.

В оспариваемых представлении и предписании указано на нарушение министерством статей 130, 132.1  БК РФ и пункта 2 Правил № 193. Анализ содержания названных норм БК РФ, позволяет сделать вывод, что указанные нормы содержат общие положения об условиях предоставления межбюджетных трансфертов (статья 130 БК РФ), описывают случаи предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, порядок их распределения (статья 132.1 БК РФ), общие цели предоставления иных межбюджетных трансфертов (пункт 2 Правил № 193).

В оспариваемых представлении и предписании не указано, какие конкретно положения вышеназванных статей БК РФ нарушены министерством.

В судебном заседании представитель казначейства указывал на нарушение министерством условий предоставления иного межбюджетного трансферта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193 (в редакции, действовавшей в спорный период) утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» (далее – Правила № 193).

В соответствии с пунктом 13Правил № 193 условиями предоставления иных межбюджетных трансфертов являются:

а) наличие правового акта субъекта Российской Федерации об утверждении перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, в объёме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемых к предоставлению из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов;

в) согласование регионального проекта с Федеральным дорожным агентством.

В пункте 3.2 Соглашения от 21.02.2020, заключённого Минтрансом Хакасии и администрацией Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, определено, что субсидия предоставляется при выполнении следующих условий:

а) наличие правового акта муниципалитета об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской федерации перечня мероприятий,  в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, указанного в пункте 1.2 Соглашения;

б) наличие в бюджете муниципального образования Солнечный сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия в объёме, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего Соглашения.

Согласно пункту 3.2.1 названного Соглашения документы, подтверждающие выполнение условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктами «а» и «б» пункта 3.2 Соглашения, представляются однократно муниципалитетом в территориальный орган Федерального казначейства.

В рассматриваемом случае доказательства нарушения вышеуказанных условий предоставления субсидии, управлением в материалы дела не предоставлены. Таким образом, вывод УФК по РХ о нарушении министерством статей 130, 132.1 БК РФ и пункта 2 Правил № 193 является необоснованным.

Представление, предписание должны соответствовать требованиям законности, конкретности и исполнимости, содержать чёткие и законные указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях их надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

Исполнимость представления, предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно адресовано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

В оспариваемых представлении и предписании министерству указано на возмещение причинённого ущерба за счёт виновных лиц, средств бюджетов (республиканский, муниципальный) или подрядчика.

Поскольку вины министерства в перечислении спорных денежных средств администрации Солнечного сельсовета судом не установлено, кроме этого, министерство не является распорядителем средств республиканского (распоряжается средствами республиканского бюджета только в пределах доведённых лимитов) и муниципальных бюджетов, не имеет договорных отношений с подрядчиком, арбитражный суд согласился с заявителем, что вынесенные в отношении него представление и предписание являются неисполнимыми. В судебном заседании представитель казначейства затруднился дать суду ответ на вопрос относительно указанных в оспариваемых актах способах исполнения предписания, представления.

По итогам рассмотрения спора арбитражный суд приходит к выводу, что вынесенные Управлением Федерального казначейства по Республике Хакасия представление от 30 августа 2021 года № 80-11-71/18-07-76 и предписание от 9 ноября 2021 года № 8 не соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также нарушают  права и законные интересы министерства, в связи с чем требование заявителя подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд полагает, что признание недействительными оспариваемых представления и предписания является достаточным для устранения нарушенных прав и законных интересов министерства.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина по заявлению составляет 6000 руб. и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на казначейство, но не подлежит взысканию с него поскольку, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия.

Признать  недействительными вынесенные Управлением Федерального казначейства по Республике Хакасия представление от 30 августа 2021 года № 80-11-71/18-07-76 и предписание от 9 ноября 2021 года № 8, в связи с их несоответствием Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                               Н.М. Зайцева