ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-12398/16 от 28.12.2016 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Абакан

11 января 2017 года Дело № А74-12398/2016

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2016 года.

Решение в полном объёме изготовлено 11 января 2017 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.Г. Коршуновой,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Н.А. Лобановой,

рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление

Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «АбаканСпецТехника» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 5 949 600 рублей в счёт возмещения ущерба, причинённого почвам как объекту окружающей среды,

об обязании разработать проект рекультивации и провести рекультивацию на части нарушенных земельных участков сельскохозяйственного назначения на площади 13 928 кв.м. в порядке, предусмотренном законодательством.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, отсутствовали.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее – Управление Россельхознадзора по Омской области, управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «АбаканСпецТехника» (далее – ООО «АСТ», общество) о взыскании 5 949 600 рублей в счёт возмещения ущерба, причинённого почвам как объекту окружающей среды, об обязании разработать проект рекультивации и провести рекультивацию на части нарушенных земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 55:09:030601 (с учётом допущенной опечатки), 55:09:092204 на площади 13 928 кв.м. в Кормиловском муниципальном районе Омской области в порядке, предусмотренном законодательством.

Определением арбитражного суда от 30 ноября 2016 года судебное разбирательство по делу отложено на 28 декабря 2016 года.

Копии названного судебного акта, направленные по известным суду адресам общества, в том числе, указанному в ЕГРЮЛ, возвращены организацией почтовой связи по истечении срока хранения, истцом получена 07 декабря 2016 года (почтовое уведомление № 05208).

Руководствуясь частью 6 статьи 121, частью 1, пунктом 2 части 4 статьи 123 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал Управление Россельхознадзора по Омской области и ООО «АСТ» надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу и рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «АбаканСпецтехника» зарегистрировано в качестве юридического лица 17 ноября 2010 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером <***>.

Управлением Россельхознадзора по Омской области в рамках административного расследования при осмотре земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 55:09:030601, 55:09:092204 на территории Кормиловского района Омской области установлено, что на расстоянии 8 - 20 метров с левой стороны от дороги г. Омск – р. пос. Кормиловка проведены земляные работы, связанные со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, мероприятия по проведению рекультивации нарушенного земельного участка не проведены.

На земельных участках сельскохозяйственного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 55:09:030601, 55:09:092204 вырыта траншея шириной 1 метр и глубиной 0,9 метра, протяжённостью 13 928 квадратных метров от кафе «Светлана» до газовой заправки р. пос. Кормиловка, из них:

- в точках координат № 1 - № 2 траншея, протяжённостью 1122 квадратных метра, закопана, плодородный слой почвы перемешан с нижележащими глинистыми горизонтами, в связи с чем плодородный слой почвы был уничтожен посредством механического перемешивания;

- в точках координат № 3 - № 4 траншея, протяжённостью 6491 квадратный метр, вырыта с разделением плодородного слоя почвы и глинистых горизонтов;

- в точках координат № 5 - № 6 траншея, протяжённостью 3855 квадратных метров, закопана со смешиванием плодородного слоя почвы с нижележащими глинистыми горизонтами, плодородный слой почвы уничтожен посредством механического перемешивания;

- в точках координат № 7 - № 8 траншея, протяжённостью 2460 квадратных метров, вырыта со смешиванием плодородного слоя почвы с нижележащими глинистыми горизонтами, плодородный слой почвы уничтожен посредством механического перемешивания.

Общая площадь нарушенного земельного участка составила 13 928 квадратных метров, из них общая площадь земельного участка, на котором в результате смешивания плодородного слоя почвы с нижележащими глинистыми горизонтами произошло уничтожение плодородного слоя почвы, оставило 7437 квадратных метров.

Результаты почвенной агрохимической экспертизы, проведённой федеральным государственным бюджетным учреждением «Омский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», показали, что нарушение плодородного слоя почвы привело к существенному снижению плодородия и природно-хозяйственной ценности земельного участка.

Управлением установлено, что земельные работы с нарушением норм земельного законодательства проведены ООО «АСТ».

Поскольку на период проверки документы на снятие и перемещение плодородного слоя почвы, а также план рекультивации земельного участка, утверждённый и согласованный в установленном порядке, у ООО «АСТ» отсутствовали, Управление Россельхознадзора по Омской области привлекло ООО «АСТ» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за уничтожение плодородного слоя почвы. Постановление от 20 июня 2016 года № 94/2016 по делу об административном правонарушении в отношении общества в установленном законном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 77, пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязанность юридических лиц возместить в полном объёме вред, причинённый окружающей среде в результате совершения ими правонарушений, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причинённого в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии подпунктом «а» пункта 4 Положения о государственном земельном надзоре, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2004 года № 201 «О вопросах Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 327, пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2004 года № 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Согласно пункту 8.11 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утверждённого приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 04 октября 2012 года № 527, управление Россельхознадзора в установленной сфере деятельности взыскивает штрафы и предъявляет иски на возмещение нанесённого ущерба.

Анализ приведённых правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что управление является надлежащим истцом по делу.

Настоящий спор рассмотрен по правилам искового производства.

Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу положений статьи 77 Закона об охране окружающей среды, части 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 12, 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред окружающей среде подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Из содержания вышеназванных норм права следует, что возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать: факт причинения убытков, противоправность действий причинителя убытков (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства), причинную связь между противоправными действиями и возникшими убытками, а также размер причинённых убытков.

Ответственность, предусмотренная названными нормами, наступает при условии доказанности всех выше перечисленных элементов. Недоказанность хотя бы одного обстоятельства является основанием для отказа в иске.

Под убытками понимаются те невыгодные имущественные последствия, которые наступают для потерпевшего вследствие противоправного причинения вреда его личности или имуществу, выраженные в денежной форме.

В состав убытков входят расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при отсутствии правонарушения (упущенная выгода).

Предметом иска является требование о возмещении ущерба, причинённого землям сельскохозяйственного назначения как объекту окружающей среды.

Учитывая специфику земельных отношений, условий причинения вреда и его содержания в случаях нарушения земельного законодательства и особенности правового регулирования этих вопросов, в состав убытков входят расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, - это затраты собственника земельного участка на восстановление плодородного слоя, составляющие его убытки и подлежащие возмещению. Утрата или повреждение имущества может выражаться в порче земель, невозможности её обработки и использования в определённых целях. Под неполученным доходом (упущенной выгодой) обычно понимается стоимость сельскохозяйственной продукции, которую потерпевший получил бы со своего участка, если бы его имущественные права не были нарушены.

Таким образом, в предмет доказывания по данному спору входят следующие обстоятельства: факт причинения убытков, вина причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя и наступившими последствиями в виде наступления убытков, а также размер убытков.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность всех имеющихся в материалах дела доказательств, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью «Фаворит» (заказчик) и ООО «АСТ» (подрядчик) заключён договор подряда на выполнение монтажных и демонтажных работ от 01 марта 2015 года № 03-14 (далее – договор подряда).

В соответствии с разделом 1 договора подряда подрядчик принял на себя обязательства по выполнению земляных работ по демонтажу кабеля, принадлежащего заказчику на праве собственности. При этом подрядчик самостоятельно оформляет необходимый пакет разрешительной документации  для проведения работ, проводит все согласования на проведение земляных работ в государственных, муниципальных и прочих профильных разрешительных органах, в т.ч. территориальных органах МПР России, Водоканала, Энергосбыта, Газового треста, ГТС, ГИБДД и прочих, с собственниками земельных участков и таким образом, единолично несёт ответственность за возможные повреждения коммуникаций и иного причинения вреда имуществу третьих лиц, включая имущество принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, Омской области или соответствующему муниципальному образованию (пункты 1.1, 1.3, 1.4 договора подряда).

Пунктом 4.3 договора подряда стороны предусмотрели обязанности подрядчика, среди которых:

- обеспечить производство работ в полном соответствии с документацией, строительными нормами и правилами, а также сроками производства работ, установленными настоящим договором, ежемесячно предоставлять письменные отчёты о проведённой работе;

- произвести техническую рекультивацию земель (засыпка траншей, выравнивание грунта и т.п. после проведения работ);

- согласовать проведение земельных работ в государственных, муниципальных и прочих профильных разрешительных органах, в т.ч. территориальных органах МПР России, Водоканала, Энергосбыта, Газового треста, ГТС, ГИБДД и т.п., а также время, сроки, условия проведения работ с собственниками земельных участков, на которых будут производиться данные работы;

- выполнить в полном объёме свои обязательства, предусмотренные другими пунктами настоящего договора.

В пункте 8.1.7 договора подряда стороны определили, что ущерб, нанесённый третьему лицу, в том числе Российской Федерации, Омской области или соответствующему муниципальному образованию, в результате выполнения земляных работ по демонтажу кабеля по настоящему договору, компенсируется подрядчиком в полном объёме.

Согласно письму Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 13 октября 2015 года № ИСХ-15/МСХ-5698 документы, разрешающие снятие и перемещение плодородного слоя почвы, предусмотренные приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 18 сентября 2009 года № 41-п, ООО «АСТ» в установленном порядке не получались, проект рекультивации не разрабатывался.

Материалами дела подтверждается, что обществом во исполнение договора подряда на земельных участках сельскохозяйственного назначения прорыта траншея шириной 1,0 метр и глубиной 0,9 метра, протяжённостью 13 928 квадратных метров от кафе «Светлана» до газовой заправки р. пос. Кормиловка. В результате общая площадь нарушенного земельного участка составила 13 928 квадратных метров, из них общая площадь земельного участка, на котором в результате смешивания плодородного слоя почвы с нижележащими глинистыми горизонтами произошло уничтожение плодородного слоя почвы, оставило 7437 квадратных метров.

Уничтожение плодородного слоя почвы  - частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами. Характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель.

Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 года № 612, согласно которым существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли:

снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более;

снижение кислотности в кислых почвах (pНКСI) на 10 процентов или более;

повышение щёлочности в щёлочных почвах (pНН20) на 10 процентов или более;

снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;

снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более.

Согласно экспертному заключению  от 16 мая 2016 года № 5 на земельных участках сельскохозяйственного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 55:09:030401 и 55:09:092204, где были отобраны образцы почвы, произошло снижение плодородия почвы (образцы № 3, 5) и существенное снижение плодородия почвы (образец № 1):

-   в образце № 1 (шифр пробы 1158), отобранном на месте проведения земельных работ, в сравнении с контрольным образцом № 2 (шифр пробы 1159), отобранным на расстоянии 10 метров от места проведения земельных работ, установлено:

снижение массовой доли органического вещества на 66 процентов,

снижение содержания обменного калия на 31 процент,

снижение содержания подвижного фосфора на 32 процента;

- в образце № 3 (шифр пробы 1160), отобранном на месте проведения земельных работ, в сравнении с контрольным образцом № 4 (шифр пробы 1161), отобранным на расстоянии 10 метров от места проведения земельных работ, установлено:

снижение массовой доли органического вещества на 65 процентов,

снижение содержания обменного калия на 52 процента;

- в образце № 5 (шифр пробы 1162), отобранном на месте проведения земельных работ, в сравнении с контрольным образцом № 6 (шифр пробы 1163), отобранным на расстоянии 10 метров от места проведения земельных работ, установлено:

снижение массовой доли органического вещества на 63 процента,

снижение содержания обменного калия на 59 процентов.

Факт причинения вреда почве, как объекту окружающей среды, подтверждается актом (протоколом) отбора образцов (проб) почвы от 26 апреля 2016 года, протоколами испытаний от 10 мая 2016 года № 1059, 1060, 1061, 1062, 1063, 1064, экспертным заключением ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора» от 16 мая 2016 года № 5.

Таким образом, в результате проведения земельных работ и механического перемешивания плодородного слоя почвы с нижележащими глинистыми отложениями ООО «АСТ» уничтожен плодородный слой почвы и выведен из оборота участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения в Кормиловском муниципальном районе Омской области общей площадью 7437 квадратных метров (перемешивание верхнего плодородного слоя почвы с нижележащими глинистыми горизонтами), произошла порча земель, что привело к утрате природных свойств плодородного слоя почвы, причинён вред окружающей среде.

В соответствии с Государственным стандартом Союза ССР «ГОСТ 17.5.3.04-83 (СТ СЭВ 5302-85). Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель», утверждённым Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 марта 1983 года № 1521, рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель. Рекультивация земель является составной частью технологических процессов, связанных с нарушением земель.

План рекультивации нарушенного земельного участка ООО «АСТ» не разрабатывался. Мероприятия по рекультивации траншеи не проведены. Траншея закопана (вырыта) со смешиванием плодородного слоя почвы с нижележащими глинистыми горизонтами, то есть произошло уничтожение плодородного слоя почвы путём механического перемешивания, на площади 7437 квадратных метров, траншея вырыта и не зарыта на площади 6491 квадратный метр. Таким образом, общая площадь нарушенного земельного участка составила 13 928 квадратных метров.

Пунктом 2 Государственного стандарта Союза ССР «ГОСТ 17.5.1.01-83 (СТ СЭВ 3848-82). Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», утверждённого Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 декабря 1983 года № 5854, к нарушенным землям отнесены земли, утратившие в связи с нарушением первоначальную хозяйственную ценность и являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земля - это природный объект и природный ресурс  и в этом качестве является объектом земельных отношений наряду с земельными участками.

Почва – самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникающее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия; плодородные почвы – способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания. Влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности (Государственный стандарт Союза ССР «ГОСТ 27593-88 (СТ СЭВ 5298-85). Почвы. Термины и определения», утверждённый Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 февраля 1988 года № 326).

В силу Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утверждённых совместным приказом от 22 декабря 1995 № 525/67 Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (далее – Положения 525/67), плодородный слой почвы - это верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами.

В соответствии с пунктом 1 Положений 525/67 требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.

Пунктом 6 Положений 525/67 установлено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учётом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Выдача разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 11 Положений 525/67).

Положением о порядке выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области, утверждённым приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 18 сентября 2009 года № 41-п, определён порядок получения и выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области.

Согласно названному Положению разрешение на производство работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области, выдаётся данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

В нарушение указанных требований и условий договора подряда ООО «АСТ» разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения, в установленном порядке не получило.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьёй 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Среди компонентов природной среды Законом выделяются, в том числе и почвы.

Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Факт нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования, обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения ООО «АСТ» подтверждается: протоколом осмотра от 07 апреля 2016 года с приложениями; письмом Администрации Борчанского сельского поселения Кормиловского муниципального района от 18 апреля 2016 года № 02-17/64; письмом Администрации Сыропятского сельского поселения Кормиловского муниципального района; договором подряда на выполнение монтажных и демонтажных работ от 01 марта 2015 года № 03-14; актом (протоколом) отбора образцов (проб) почвы от 26 апреля 2016 года; протоколами испытаний от 10 мая 2016 года года № 1059, 1060, 1061, 1062, 1063, 1064; экспертным заключением ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора» от 16 мая 2016 года № 5; протоколом об административном правонарушении от 06 июня 2016 года № 300; постановлением по делу об административном правонарушении от 20 июня 2016 года № 94/2016; кадастровыми выписками о земельном участке от 21 апреля 2016 № 55/201/16-163472, 55/201/16-163505; письмом ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. ПА. ФИО1 от 12 августа 2016 года № 0170/5363; и другими материалами дела.

Управлением Россельхознадзора по Омской области за допущенные нарушения требований земельного законодательства ООО «АСТ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за уничтожение плодородного слоя почвы.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в результате проведения ООО «АСТ» земельных работ с нарушениями земельного и природоохранного законодательства причинён ущерб землям сельскохозяйственного назначения в кадастровых кварталах 55:09:030601, 55:09:092204, расположенным на территории Кормиловского муниципального района Омской области.

Исходя из доказанности факта причинения ответчиком вреда спорному земельному участку, противоправности и виновности причинителя вреда и наличия причинно-следственной связи между данными противоправными действиями ответчика и наступившими вредными последствиями, арбитражный суд пришёл к выводу об обоснованности заявления истцом требования о возмещении ответчиком вреда.

Истец указывает, что размер ущерба составил 5 949 600 рублей.

Расчёт ущерба управлением произведён на основании Методики исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 08 июля 2010 года № 238 (далее - Методика).

Приложенный управлением расчёт проверен арбитражным судом и признан верным.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причинённый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статьей 78 Закона об охране окружающей среды установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причинённый нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещён посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счёт его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

По смыслу статей 77, 78 Закона об охране окружающей среды следует, что возмещение вреда осуществляется не только с учётом материального, но и экологического вреда, причинённого природной среде. Фактические затраты, направленные на восстановление нарушенного состояния природного объекта, не являются полным возмещением вреда.

Исходя из содержания изложенных норм, следует, что восстановление нарушенного состояния земель, устранение последствий нарушения природоохранного законодательства и возмещение причинённого вреда в результате этого нарушения являются самостоятельными действиями, которые прямо предусмотрены законодательством.

Статьёй 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основные принципы земельного законодательства, а именно: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет сохранения ценных земель сельскохозяйственного назначения, ограничения или запрет установлен федеральными законами в части использования данных земель для иных целей.

В статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлены цели охраны земель: предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация. Рекультивации подлежат и земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель (пункты 3, 5, 6 Положений № 525/67).

Управлением в адрес общества направлено представление от 20 июня 2016 года № 11/2016 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Данное представление оставлено ответчиком без внимания.

Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о разработке ООО «АСТ» проекта рекультивации нарушенных земельных участков, а равно как и о фактическом проведении рекультивации спорных земельных участков, исходя из приведённых норм права, арбитражный суд пришёл к выводу об обоснованности заявленных управлением требований об обязании ответчика разработать проект рекультивации и провести рекультивацию на части нарушенных земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 55:09:030401, 55:09:092204 в Кормиловском муниципальном районе Омской области на площади 13 928 квадратных метров в порядке, предусмотренном законодательством.

В силу пункта 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Общество не получает корреспонденцию, направляемую как управлением, так и арбитражным судом, не направило уполномоченного представителя в управление для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении и в арбитражный суд для участия в рассмотрении настоящего иска, по существу отказалось от реализации своих процессуальных прав на участие в судебном разбирательстве, тем самым, приняло на себя риск наступления последствий несовершения процессуальных действий.

При таких обстоятельствах арбитражный суд рассмотрел спор по имеющимся доказательствам.

С учётом совокупности изложенных выводов, требования управления подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина по делу в силу пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 52 748 рублей и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить исковое заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АбаканСпецТехника» в доход соответствующего бюджета 5 949 600 (пять миллионов девятьсот сорок девять тысяч шестьсот) рублей в счёт возмещения ущерба, причинённого почвам как объекту окружающей среды, расположенным в Кормиловском муниципальном районе Омской области на площади 7437 квадратных метров.

2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «АбаканСпецТехника» разработать проект рекультивации и провести рекультивацию на части нарушенных земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 55:09:030601, 55:09:092204 в Кормиловском муниципальном районе Омской области на площади 13 928 квадратных метров, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АбаканСпецТехника», в доход федерального бюджета 52 748 (пятьдесят две тысячи семьсот сорок восемь) рублей государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Т.Г. Коршунова