АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
26 июня 2020 года Дело № А74-1252/2020
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.Г. Коршуновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Н.А. Лобановой
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирь Агро» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 3 243 руб. 69 коп. средств субсидии.
В судебном заседании представители сторон участия не принимали.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее – Минсельхозпрод Хакасии, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Сибирь Агро» (далее - общество) 3 243 руб. 69 коп. средств субсидии.
Определением арбитражного суда от 12.02.2020 исковое заявление принято в порядке упрощённого производства, срок для представления сторонами доказательств и отзыва на заявление установлен не позднее 06.03.2020, срок для представления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование позиции, – не позднее 31.03.2020.
Определением суда от 06.04.2020 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по правилам искового производства и назначил предварительное судебное заседание и судебное разбирательство по делу на 12.05.2020.
Определением суда от 12.05.2020 судебное разбирательство по делу отложено на 26.06.2020.
Истец, извещённый о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, для участия в нём своего представителя не направил. 07.05.2020 от истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик, извещённый о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом (копии определений арбитражного суда о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства от 12.02.2020, об отложении судебного разбирательства от 12.05.2020, направленные по адресу, указанному в соглашении о предоставлении субсидии от 26.09.2018 №927, в исковом заявлении и по адресу регистрации общества, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, возвращены неврученными по истечении срока хранения с соблюдением почтовых правил), отзыв на исковое заявление не представил, в судебное заседание своего представителя не направил (почтовые отправления №65500544073630, №65500547071183).
Информация о времени и месте заседания суда в соответствии с требованием части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) размещена Арбитражным судом Республики Хакасия на официальном сайте суда в сети «Интернет».
На основании части 1, пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ арбитражный суд считает истца и ответчика извещёнными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и рассматривает дело в их отсутствие в порядке частей 1, 2 и 3 статьи 156 АПК РФ.
Общество с ограниченной ответственностью «Сибирь Агро» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.03.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3.
26.09.2018 между министерством (главный распорядитель) и обществом (получатель) заключено соглашение №927 (далее – соглашение), по условиям которого обществу предоставлена субсидия в 2018 году в целях возмещения части затрат получателя на приобретение дизельного топлива, субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (второй этап предоставления субсидии) – на достижение показателя результативности «приобретение дизельного топлива на проведение агротехнических работ».
Размер предоставленной субсидии составил 290 392 руб. 65 коп.
Пунктами 4.3.2 и 4.3.3.1 соглашения установлены обязанности получателя обеспечивать достижение значений показателей результативности предоставлении субсидии, установленных главным распорядителем в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения, и предоставлять главному распорядителю отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения не позднее 15.02.2019.
Пунктом 4.1.4 соглашения установлена обязанность главного распорядителя устанавливать показатели результативности предоставления субсидии в приложении №1 к соглашению, являющемуся неотъемлемой частью соглашения.
В приложении №1 к соглашению установлено плановое значение показателя результативности предоставления субсидии на приобретение дизельного топлива на проведение агротехнологических работ – не менее 6 тонн на 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 5.2 соглашения в случае не достижения получателем установленного соглашением значения показателя результативности предоставления субсидии, за исключением не достижения в силу возникновения обстоятельств непреодолимой силы, получатель несет ответственность в виде возврата предоставленных бюджетных средств в объеме, пропорциональном объему невыполнения показателя (с применением коэффициента 0,1) в порядке, установленном Порядком предоставления субсидии.
Денежные средства в размере 264 257 руб. 29 коп. и 26 135 руб. 36 коп. перечислены на расчётный счёт общества, о чём свидетельствуют платёжные поручения от 04.10.2018 №396054 и №395909.
Согласно представленному ответчиком в министерство отчёту о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2019 обществом достигнуто значение показателя «приобретение дизельного топлива на проведение агротехнологических работ» на отчетную дату – 5,33 тонн.
Таким образом, обществом допущено недостижение указанного показателя на 11,17%.
Письмом от 11.03.2019 №33-567-М обществу направлено требование о необходимости возврата части суммы субсидии в размере 3 243 руб. 69 коп. (290 392 руб. 65 коп. * 11,17% * 10%)
Согласно информации, полученной с официального сайта Почты России, письмо возвращено министерству по причине «возврат отправителю по иным обстоятельствам» (почтовое отправление №65591134190325).
В связи с тем, что до настоящего времени требование министерства обществом не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив приведённые истцом доводы и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу, что требования Минсельхозпрода Хакасии подлежат удовлетворению.
Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В целях выполнении мероприятий по предоставлению субсидий в рамках реализации Государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 №781, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 18.01.2018 №13 утвержден Порядок предоставления субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия (далее – Порядок №13).
Разделом 2 Порядка №13 установлены условия и порядок предоставления субсидий, разделом 3 – требования к отчетности.
Согласно пункту 4.1 Порядка №13 Минсельхозпрод РХ и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий.
Пунктом 4.3 Порядка №13 в случае нарушения условия предоставления субсидий о достижении показателя результативности предоставления субсидии получатель субсидии обязан возвратить в республиканский бюджет часть субсидии, рассчитанную в соответствии с абзацем седьмым пункта 2.10 настоящего Порядка, а именно - последствия недостижения получателем субсидии установленного значения показателя результативности предоставления субсидии, за исключением недостижения в силу возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в виде возврата предоставленных бюджетных средств по соответствующему виду субсидии в объеме, пропорциональном объему невыполнения показателя (с применением коэффициента 0,1).
В соответствии с пунктом 4.5 Порядка №13 получатель субсидии в течение 30 дней со дня получения требования о возврате полученной суммы (части суммы) субсидии обязан произвести возврат указанной в уведомлении суммы субсидии.
Из материалов дела следует, что министерством заявлено требование о возврате обществом части средств субсидии в связи с недостижением обществом установленного значения показателя результативности предоставления субсидии.
В качестве основания для направления соответствующего требования министерством указано на предоставление ответчиком отчета о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2019, в соответствии с которым обществом достигнуто значение показателя «приобретение дизельного топлива на проведение агротехнологических работ» на отчетную дату – 5,33 тонн при установленном плановом значении показателя – 6 тонн.
Следовательно, обществом допущено недостижение указанного показателя на 11,17%.
Доказательства, свидетельствующие о достижении ответчиком установленного значения показателя «приобретение дизельного топлива на проведение агротехнологических работ» на 01.01.2019 - 6 тонн, в материалы дела не представлены.
Соответственно, у министерства имелись основания для направления обществу в апреле 2019 года требования о возврате части суммы субсидии.
Документы, свидетельствующие о добровольном возврате обществом части суммы субсидии, в материалах дела отсутствуют.
Расчет подлежащей возврату части суммы субсидии арбитражным судом проверен и признан верным.
Принимая во внимание изложенное, требования истца о взыскании с общества части суммы субсидии в размере 3243 руб. 69 коп., являются законными и обоснованными, арбитражный суд не находит оснований для отказа истцу в удовлетворении требований.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему спору составляет 2 000 рублей и в соответствии со статьёй 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибирь Агро», аал ФИО1 Усть-Абаканского района, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 20 марта 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия, в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия 3 243 (три тысячи двести сорок три) рубля 69 копеек средств субсидии.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибирь Агро», аал ФИО1 Усть-Абаканского района, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 20 марта 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия, в доход федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Т.Г. Коршунова