ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-13326/16 от 31.03.2017 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

07 апреля 2017 года                                                            Дело № А74-13326/2016

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2017 года. 

Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.В. Чумаченко при ведении протокола секретарём судебного заседания Г.Н. Сеидовой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлениюгосударственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление капитального строительства» (ИНН 1901090675, ОГРН 1091901002467) к обществу с ограниченной ответственностью «НБС-Сибирь» (ИНН 2464052997, ОГРН 1042402502757) о взыскании 302 195 руб.

В судебном заседании приняли участие представители:

истца – Мананкова К.А. на основании доверенности от 09.01.2017,

ответчика - Мартовский В.В. на основании доверенности от 25.07.2016,

в присутствии слушателя Васильева В.А. на основании паспорта.

Государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Управление капитального строительства»обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «НБС-Сибирь» о взыскании 302 195 руб. излишне уплаченной суммы за невыполненные работы по государственным контрактам от 04.06.2015 № 2015/31 и от 08.07.2015 № 45.

Протокольным определением от 13.02.2017 судом принято уточнение предмета исковых требований, согласно которому истец требует взыскать с ответчика неосновательное обогащение на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представитель истца поддержал требования.

Ответчик возражал против исковых требований, указав, что акты приемки выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 подписаны заказчиком без замечаний, работы по контрактам выполнены своевременно. Работы, указанные истцом как невыполненные, не относятся к скрытым недостаткам, которые не могли быть выявлены заказчиком при обычном способе приемки. Каких-либо претензий по объему, качеству и стоимости работ истец не предъявлял.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав устные пояснения сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Между истцом (заказчик) и ответчиком (генеральный подрядчик) заключены государственные контракты на выполнение работ по строительству объектов жилищного фонда при реализации мер по восстановлению жилых домов и объектов жизнеобеспечения, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия от 04.06.2015 № 2015/31 (в ред. дополнительных соглашений от 05.08.2015, от 15.08.2015 № 2, от 27.08.2015 № 3, №4, № 5, №6, №7, от 23.09.2015 №8, №9, от 10.2015 № 10) и от 08.07.2015 № 45 (в ред. дополнительных соглашений от 05.08.2015 № 45, от 27.08.2015 № 2, № 3, , № 4, № 5, от 09.09.2015 №6, от  26.11.2015 №7, от 14.12.2015 № 8), по условиям которых генеральный подрядчик принял на себя обязательства выполнить все работы по строительству объектов жилищного фонда по муниципальным образованиям              г. Абакан, г. Черногорск, Алтайский район, Бейский район, кроме с. Сабинка, в соответствии с условиями контракта, проектно-сметной документацией по каждому объекту, включая монтаж оборудования, устройство инженерных систем, выполнение пусконаладочных работ и участие в мероприятиях по вводу в эксплуатацию, а также все работы, необходимые для полного сооружения объекта и нормальной его эксплуатации, передать результат работ заказчику в сроки, установленные контрактами, а заказчик обязался принять их результат и уплатить обусловленную контрактами цену.

Вышеуказанными государственными контрактами предусмотрены следующие стоимость и сроки выполнения работ по строительству объектов жилищного фонда:

- по государственному контракту от 04.06.2015 № 2015/31 (в ред. доп.соглашений) стоимость работ составляет 217 440 000 руб. в том числе НДС 18% (пункт 2.1 контракта). Работы по контракту должны быть завершены не позднее 20.08.2015 (пункт 3.2 контракта). Согласно подписанными обеими сторонами справками формы КС-3 стоимость выполненных работ и затрат по контракту составила 217 440 000 руб. Выполненные работ оплачены заказчиком на основании платежных поручений от 10.09.2015 № 263423, от 30.09.2015                 № 340336, от 20.10.2015 № 405406, от 20.10.2015 № 405407, от 20.10.2015 № 405408, от 22.10.2015 № 418022, от 23.10.2015 № 423078, от 17.11.2015 № 511484, от 08.12.2015 № 595620, от 30.10.2015 № 448848, от 01.10.2015 № 342729, от 29.09.2015 № 331313, от 01.09.2015 № 231502, от 18.08.2015 № 181745, от 15.07.2015 № 60804, от 16.07.2015 № 65733, от 21.07.2015 № 85972, от 31.07.2015 № 123583, от 02.09.2015 № 235769, от 01.09.2015 № 231502, от 09.06.2015 № 825434, от 01.10.2015 № 3427292, от 18.08.2015 № 181745,

- по государственному контракту от 08.07.2015 № 45 (в ред. доп.соглашений) стоимость работ составляет 94 200 000 руб. в том числе НДС 18% (пункт 2.1). Работы по контракту должны быть завершены не позднее 20.08.2015 (пункт 3.2 контракта). Согласно подписанными обеими сторонами справкам формы КС-3 стоимость выполненных работ и затрат по контракту составил 94 200 000 руб. Выполненные работ оплачены заказчиком на основании платежных поручений 09.09.2015 № 257300, от 01.09.2015 № 231500, от 17.07.2015 № 72869, от 14.12.2015 № 620222, от 17.11.2015 № 511485, от 29.10.2015 № 442346, от 22.10.2015 № 416375, от 28.09.2015 № 324885, от 24.09.2015 № 315069, от 28.08.2015 № 224526, от 11.08.2015 № 155766, от 21.07.2015 № 85783 на общую сумму 94 200 000 руб.

По условиям указанных контрактов цена работ определяется исходя из стоимости                  1 кв.м. общей площади жилого помещения в размере не более 40,0 тыс. руб., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429 и является твердой (фиксированной) и определятся на весь срок выполнения работ (пункт 2.1 контрактов). Цена контрактов включает в себя все расходы, издержки генерального подрядчика, необходимые для выполнения работ по контрактам, включая стоимость разработки проектно-сметной документации по объектам и проведение проверки достоверности сметной стоимости, стоимость материалов и оборудования, расходы по закупке, доставке к месту производства работ оборудования, материалов, доставке, проживанию и оплате труда работников, расходы по перебазировке, вахтовые затраты, затраты, связанные с транспортировкой материалов, затраты связанные с вводом объектов в эксплуатацию (изготовление технических планов), налоги и пошлины, в том числе налог на добавленную стоимость 18% (пункт 2.2 контрактов). Заказчик оплачивает генеральному подрядчику авансовый платеж в размере 40% (по контракту № 2015/31) и 80% (по контракту № 45) от цены контракта, но не ранее предоставления генеральным подрядчиком обеспечения обязательств по контракту в соответствии со статьей 9 контракта (пункт 2.3 контрактов).

Расчет за фактически выполненные работы производятся на основании сметной документации, составленной генеральным подрядчиком для каждого объекта, прошедшей проверку достоверности сметной стоимости объекта в автономном учреждении Республики Хакасия  «Государственная экспертиза Республики Хакасия» (пункт 2.4 контрактов). Заказчик в течение 10 банковских дней с даты представления документов предусмотренных пунктом 6.5 контракта осуществляет оплату генеральному подрядчику  выполненных работ. Аванс засчитывается в оплату выполненных работ (пункт 2.5 контрактов).

Государственные контракты содержат аналогичные условия о порядке приемки выполненных работ. В соответствии с пунктами 6.1. контрактов окончательная приемка результатов выполненных работ осуществляется после выполнения генеральным подрядчиком всего объема работ по контракту. Приемка результатов работ, выполненных на промежуточных этапах, означает подтверждение заказчиком факта выполнения генеральным подрядчиком части работы по контракту (очередного этапа) и отсутствия видимых недостатков в результатах работ (включая исполнительную документацию, оборудование и материалы), а также согласие на оплату оговоренной части суммы контракта, если за выполнение конкретного вида работ (очередного этапа) контрактом предусмотрена оплата.

В соответствии с пунктами 6.3 контрактов в случае обнаружения заказчиком недостатков в выполненных работах или некачественно выполненных работ сторонами в течение 5 рабочих дней составляется двусторонний акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения. После подписания двустороннего акта генеральный подрядчик обязан в согласованный сторонами срок своими силами и без увеличения цены контракта переделать работы для устранения недостатков выполненных работ и обеспечения их надлежащего качества.

Пунктами 6.12.1. контрактов установлено, что сдача генеральным подрядчиком и приемка заказчиком (приемочной комиссией) результата работ (законченного строительством объекта) оформляются подписанием акта приемки объекта капитального строительства. Указанный акт приемки объекта капитального строительства подписывается членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком.

В соответствии с пунктами 6.13, 6.15 работы, выполненные с изменением или отклонением от проектной документации, не оформленные в установленном порядке, оплате не подлежат. Подписание заказчиком актов по форме № КС-2, справок по форме № КС-3 не лишает его права представлять генеральному подрядчику возражения по объему и стоимости работ по результатам проведенных уполномоченными контрольными органами проверок использования средств бюджета.

Работы, предусмотренные контрактами, выполнены генеральным подрядчиком в установленные сроки, приняты и оплачены заказчиком, что подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат, а также платежными поручениями об оплате выполненных работ.

Управлением Федерального казначейства по Республике Хакасия в период с 21.03.2016 по 30.05.2016 проведена выездная проверка в отношении государственного казённого учреждения Республики Хакасия «Управление капитального строительства» по использованию межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которые утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших на территории Российской Федерации, а также мероприятия по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры.

В ходе проведенной проверки в результате выборочного анализа исполнения контрактов выявлены следующие нарушения, указанные в акте выездной проверки №1 от 21.06.2016.

По государственному контракту от 08.07.2015 № 45:

при оплате выполненных работ по строительству жилых домов в с. Новоенисейка использована расценка ФСР17-01-001-01 «Установка ванн купальных: прямых чугунных» в размере 13829 руб. 27 коп. за 10 комплектов. Расценкой предусмотрена установка ванны купальной чугунной размером 1700x750x607 мм (ФССЦ-301-0058). Фактически в построенных жилых домах выполнена установка ванн стальных размером 1500x700x560 мм. (акт осмотра и замера от 06.04.2016). Работа по установке ванн стальных предусмотрена расценкой ФЕР 17-01-001-02 в размере 9081 руб. 23 коп. за 10 комплектов:

- по адресу: ул. Комсомольская, д.4-2, акт КС-2 от 30.1 1.2015 №341 по позиции 51;

- по адресу: ул. Степная, д.33, акт КС-2 от 09.11.201 5 № 125 по позиции 51;

- по адресу:, ул. Степная, д. 30, акт КС-2 от 30.1 1.201 5 № 345 по позиции 51.

Сумма разницы в стоимости работ составила 9 653 руб.;

- по адресам: с. Новоенисейка. ул. Степная, д. 32 (ф. КС-2 от 23.1 1.2015 №282 позиции 69, 107), ул. Чехова, д.28 (ф. КС-2 от 23.1 1.2015 № 287 (позиции 68, 107) не выполнены работы по разделу «Внутренняя отделка. Потолок» «Вставка L и Т - образная декоративная стеновая для натяжного потолка», по разделу «Крыльцо и козырек» по позиции «Улучшенная окраска масляными составами но дереву полов». Неправомерные расходы по оплату невыполненных работ составили 8 974 руб. (4 160+4 814);

- в 18 жилых домах по адресам; Алтайский район, с. Краснополье. пер Садовый, д.2, д. 2А; ул. Степная, д.4,7-10, 15: ул. Трудовая, д.50А; ул. Строителей, д.1А, 2, 2А, 3, 3А, 5, 5А, 8А, 9А (акты замеров и осмотров от 07.04.2016) установлено отсутствие электрических звонков. Работы предъявлены к оплате по актам о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 05.08.2015 № 22. от 20.08.2015 №№ 39, 44, 49,54,59.68. от 12.1 1.2015 №№ 141 148, 162, 169.176, 183. 197. 239, 246. 260, от 30.11.2015 №336. Неправомерные расходы по оплату невыполненных работ составили 15 384 руб. В ходе проведения проверки нарушение на сумму 15 384 руб. устранено, звонки в жилых домах установлены (акт осмотра выполненных работ от 26.05.2016).

По государственному контракту от 04.06.2015 № 31:

при оплате стоимости строительства жилых домов использована расценка
ФВР17-01-001-01 «Установка ванн купальных: прямых чугунных» в размере 13 829 руб. 27 коп. за 10 комплектов. Расценкой предусмотрена установка ванны купальной чугунной размером 1700x750x607 мм (ФССЦ-301-0058). Фактически в построенных жилых домах выполнена установка ванн стальных размером 1500x700x560 мм (акт осмотра и замера от 26.04.2016. 05.05.2016). Работа по установке ванн стальных предусмотрена расцепкой
ФБР 17-01-001-02 в размере 9981,23 руб. за 10 комплектов:

Бейский район, с. Новокурск.

- по ул. Чапаева, д.44. акт КС-2 от 02.11.201 5 № 328 по позиции 51:

- по ул. Чапаева, д.69-2,   акт КС-2 от 05.10.201 5 №76 по позиции 51;

- по ул. Чапаева, д. 10. акт КС-2 от 03.12.201 5 №578 по позиции 72;

- по ул. Чапаева, д. 19, акт КС-2 от 02.11.201 5 № 324 по позиции 5 1;

- по ул. Чапаева, д. 46, акт КС-2 от 02.11.2015 № 332 по позиции 51;

- по ул. Целинная, д.2-1, акт КС-2 от 21.10.2015 №234 по позиции 51;

- по ул. Целинная, д.4-1, акт КС-2 от 12.10.2015 №146 по позиции 51;

- по ул. Садовая, д. 32. акт ф. КС-2 от 03.12.201 5 № 574 но позиции 59;

- по ул. Садовая, д. 12, акт КС-2 от 03.12.2015 № 558 по позиции 58.

Сумма разницы в стоимости работ составила 26 034 руб.

Бейский район, с. Сабиыка,

- по адресу: ул. Октябрьская, д.30, акт КС-2 от 02.11.2015 № 290 по позиции 51;

- по адресу: ул. Октябрьская, д.52, акт КС-2 от 02.11.2015 №295 по позиции 51;

- по адресу: ул. Октябрьская, д. 80, акт КС-2 от 21.10.2015 № 230 по позиции 51.

Сумма разницы в стоимости работ составила 8 803  руб.

- по адресу: с. Новокурск. ул. Чапаева, д. 10 (акт о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 03.12.2015 №577) работы по разделу «Внутренняя отделка» по позиции 95 «Шпатлевка потолков», по позиции 96 «Окраска водно-дисперсионными акриловыми составами потолков), по позиции 98 «Окраска водно-дисперсионными акриловыми составами по штукатурке стен» не выполнены. Стоимость не выполненных работ составила 87 874 руб.

- по адресу: с. Новокурск, ул. Садовая, д. 32 (ф. КС-2 от 03.12.2015 № 573) не выполнены работы по разделу «Внутренняя отделка. Потолок». Вставка L и Т - образная декоративная для натяжного потолка» в количестве 150 м (позиция 88), по позиции 92 «Окраска водно-дисперсионными акриловыми составами улучшенная по штукатурке стен» в количестве 215,71 м2, недостача радиаторов 12 шт. и, соответственно, установка радиаторов в количестве 2,28 кВТ (ф. КС-2 от 03.12.2015 № 574 по позициям 2, 3).

- при строительстве дома по ул. Садовая, д.32: в акте ф. КС-2 от 03.12.2015 № 573 («Раздел 10. Холодная пристройка» по позиции 139 применена ФЕР 10-01-047-01 «Установка блоков из Г1ВХ в наружных и внутренних дверных проемах: в каменных стенах площадью проема до 3 м2». Осмотром установлено, что дверь балконная пластиковая установлена в перегородке. Следовало применить ФЕР 10-01-047-04 «Установка блоков из ПВХ в наружных и внутренних дверных проемах: в перегородках и деревянных нерубленых стенах площадью проема до 3м2».

- по позиции 141 применена ФЕР 10-01-034-03 «Установка в жилых и общественных зданиях окопных блоков из ПВХ профилей: поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема до 2 м2 одностворчатых». Осмотром установлено, что установили блоки оконные пластиковые глухие. Следовало применить ФЕР 10-01-034-01 «Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей глухих площадью проема до 2 м2». Разница в стоимости работ составила 60 156 руб. (8246+ 31237+15465+1387+3 821);

- в акте формы КС-2 от 03.12.2015 № 557 «Раздел 10. Холодная пристройка» по позиции 117 применена ФПР 10-01-047-01 «Установка блоков из ПВХ в наружных и внутренних дверных проемах: в каменных сенах площадью проема до 3 м2». Осмотром установлено, что дверь балконная пластиковая установлена в перегородке. Следовало  применить ФЕР 10-01-047-04 «Установка блоков из ПВХ в наружных и внутренних дверных проемах: в перегородках  и деревянных нерубленых стенах площадью проема до 3 м2».

По позиции 119 применена ФЕР 10-01-034-03 «Установка в жилых и общественных зданиях окопных блоков из ПВХ профилей: поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема до 2 м2 одностворчатых» - 15 975 руб. 31 коп. за 100 м2, объем работ = 12,69 м2. По позиции 120 применили расцепку ФССП-203-0943 «Блок оконный пластиковый: глухой, одностворчатый с двухкамерным стеклопакетом, площадью до 2 м2» объем работ 3,9 м2; но позиции 121-ФССЦ-203-0944 «Блок окопный пластиковый: глухой, одностворчатый с двухкамернымстеклопакетом, площадьюболее 2 м2»объемработ 5,45 м2; попозиции 122-ФССЦ-203-0942 «Блок оконный пластиковый: глухой, одностворчатый с двухкамерным стеклопакетом, площадью до 1,5 м2» объем работ 1,48 м2; по позиции 123-ФСС1Д-203-1075 «Блок оконный пластиковый: трехстворчатый с поворотно-откидной створкой, двухкамерным стеклопакетом, площадью до 2 м2» объем работ 1,86 м2. Фактически при осмотре установлено, что установили блок оконный пластиковый: трехстворчатыйсповоротно-откиднойстворкойвколичестве 1 шт. и 3 шт. блоковглухих (подтверждаетсяактомзамераот 26.04.2016 и фото).

Следовало применить отдельно ФЕР 10-01-034-01 «Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей: глухих с площадью проема до 2м2», ФПР 10-01-034-03 "Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей: глухих с площадью проема более 2м2». ФПР 10-01-034-07 «Установка в жилых и общественных зданиях иконных блоков из ПВХ профилей: поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема до 2 м2 трехстворчатых, в том числе при наличии створок глухого остекления».

Сумма разницы в стоимости работ составила 4 151 руб. (170+232+1735+ 883+1 131).

- по адресу с. Новокурск. ул. Целинная. д.9 (ф. КС-2 от 12.10.2015 № 155) установлена недостача радиаторов 6 шт. и соответственно не выполнена установка радиаторов в количестве 1,092 кВТ.

Фактически при проведенном осмотре и замере (акт осмотра и замера от 26.04.2016) установлено, что по разделу «Система отопления», по указанному адресу, акту о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 12.10.2015 № 155 по позиции 4 выполнена «Установка радиаторов стальных» в количестве 8,008 кВТ, по позиции 5 «Радиаторы алюминиевые» установлены в количестве 44 шт.

Стоимость не выполненных работ составила 6 199 руб.

- по адресу: Бейский район, с Новокурск, ул. Чапаева, д. 19 (акт выполненных работ ф. КС-2 от 02.11.2015 № 323) выполнены работы по устройств) натяжных потолков из ПВХ гарпунным способом в количестве 45.8 м2 (позиции 68.69) по позиции 76 приняты работы по окраске поливинилацетатными водоэмульсионными составами простая по штукатурке и сборным конструкциям в количестве 43,7 кв.м.

Фактически при проведенном осмотре и замере (акт осмотра и замера от 26.04.2016) установлено, что по разделу «Отделка» по указанному адресу по акту о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 02.11.2015 № 323 потолки в доме установлены натяжные, в тамбуре возле входной двери произведена покраска потолка в объеме 3 м2. Работы по окраске потолков в количестве 40.7 кв.м. (43,7 м2 - 3 м2) производить не требовалось, т.к. установлены натяжные потолки.

Неэффективные расходы на оплату окраски потолков составили 2 943 руб.

- аналогично по адресу: с Сабинка, ул. Октябрьская, д.80 (акт выполненных работ
ф. КС-2 от 21.10.2015 №229) по позиции 72 выполнены работы «Устройство натяжных потолков из ПВХ гарпунным способом» в количестве 45,8 м2, по позиции 80 выполнены работы по окраске потолков» в количестве 43,7 кв.м.

Фактически при проведенном осмотре и замере (акт осмотра и замера от 05.05.2016) установлено, что потолки в доме установлены натяжные, в тамбуре возле входной двери произведена покраска потолка в объеме 3 м2. Работы, включенные в акт по позиции 80 «Окраска поливинилацетатными водоэмульсионными составами простая по штукатурке и сборным конструкциям потолков, подготовленным под окраску» в количестве 40,7 кв.м. (43,7 м2 – 3 м2) производить не требовалось, т.к. установлены натяжные потолки.

Неэффективные расходы на оплату окраски потолков составили 3 158 руб.

- осмотром и выборочными замерами выполненных работ в с. Сабинка Бейского района по: ул. Мизяева д.5. ул. Октябрьская д.37, д.30, д.49, д.52, д.80, д.51-2, д.89, ул. Степная д.2-1, ул. Степная д.4-1, ул. Саянская, д.1 1-1 (акты замеров и осмотров от 05.05.2016) установлено:

по адресу: ул. Октябрьская, д. 30 (акт о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 02.11.2015 № 291) выполнены работы по разделу «Монтажные работы» - по позиции 35 «Светильник для ламп  накаливания  потолочный  или  настенный с креплением винтами для помещений с нормальными условиями среды одноламповый» в количестве К) шт., по позиции 36 «Светильники НСП 41-200-001» в количестве 10 шт. Недостача светильников составила 2 шт. и, соответственно, установка светильников - в количестве 2 шт.;

- ул. Октябрьская, д.49 (акт о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 21.10.2015 №226) выполнены работы по разделу «Монтажные работы» по позиции 35 «Светильник для ламп накаливания потолочный или настенный с креплением винтами для помещений с нормальными условиями среды одноламповый» в количестве 13 шт., по позиции 36 «Светильники НСП 41-200-001» в количестве 13 шт. недостача светильников составила 1 шт. и, соответственно, установка светильников в количестве 1шт.;

- ул. Октябрьская, д.51-2 (акт о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 29.10.2015 №272) выполнены работы по разделу «Монтажные работы» по позиции 35 «Светильник для ламп накаливания потолочный или настенный с креплением винтами для помещений с нормальными условиями среды одноламповый» в количестве 13 шт. Недостача светильников составила 2 шт. и, соответственно, установка светильников в количестве 2шт.;

- ул. Октябрьская, д. 52 (акт о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 02.1 1.2015 №296) выполнены работы по разделу «Монтажные работы» по позиции 36 «Светильник для ламп накаливания потолочный или настенный с креплением винтами для помещений с нормальными условиями среды одноламповый» в количестве 4 шт., по позиции 37 «Светильники НСП 41-200-001» в количестве 4 шт. Недостача светильников составила 2шт. и, соответственно, установка светильников в количестве 2 шт.:

- ул. Октябрьская, д. 80 (акт о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 21.10.2015 №231) выполнены работы по разделу «Монтажные работы» по позиции 35 «Светильник для ламп накаливания потолочный или настенный с креплением винтами для помещений с нормальными условиями среды одноламповый» в количестве 10 шт., по позиции 36 «Светильники НСП 41-200-001» в количестве 10 шт. Недостача светильников составила 1шт. и, соответственно, установка светильников в количестве 1 шт.;

- ул. Саянская, д. 11-1 (акт о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 02.1 1.2015 №286) выполнены работы по разделу «Монтажные работы» по позиции 33 «Светильник для ламп накаливания потолочный или настенный с креплением винтами для помещений с нормальными условиями среды одноламповый» в количестве 9 шт., по позиции 34 «Светильники НСП 41-200-001» в количестве 9 шт. Недостача светильников составила 1шт. и, соответственно, установка светильников в количестве 1шт.

Неправомерная оплата невыполненных работ по установке светильников составила 5 046 руб.

- осмотром систем отопления в с Сабинка в построенных домах установлена недостача радиаторов стальных и. соответственно, завышение затрат па их установку:

- ул. Октябрьская, д.51-2 (акт о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 29.10.2015 №271) выполнены работы по разделу «Система отопления» но позиции 4 «Установка радиаторов стальных» - 12.49 к ВТ, по позиции 5 «Радиаторы алюминиевые, количество секций 1, мощность 190Вт» - 69 шт. Недостача радиаторов составила 17 шт. и. соответственно, установка радиаторов в количестве 3.07кВТ;

- ул. Октябрьская, д. 49 (акт о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 21.10.2015 № 225) выполнены работы по разделу «Система отопления» по позиции 4 «Установка радиаторов стальных» - 9,412 кВТ. по позиции 5 «Радиаторы алюминиевые количество секций 1, мощность 190Вт» - 52 шт. Недостача радиаторов составила 16 шт. и, соответственно, установка радиаторов в количестве 2,896 кВТ;

- ул. Октябрьская, д.80 (акт о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 21.10.2015 №230) выполнены работы по разделу «Система отопления» по позиции 4 «Установка радиаторов стальных» в количестве 10,14 кВТ, по позиции 5 «Радиаторы алюминиевые, количество секций 1, мощность 190Вт» в количестве 56 шт. Недостача радиаторов составила 23 шт. и. соответственно, установка радиаторов в количестве 4.17 кВТ:

- ул. Октябрьская, д.52 (акт о приемке выполненных работ' ф. КС-2 от 02.1 1.2015 №295) выполнены работы но разделу «Система отопления» по позиции 4 «Установка радиаторов стальных» - 6,08 кВТ, по позиции 5 «Радиаторы алюминиевые, количество секций 1, мощность 190Вт» - 33 шт. Недостача радиаторов составила 5 шт. и, соответственно, установка радиаторов в количестве 0,92кВТ.

Неправомерные расходы на оплату невыполненных работ по отоплению составили 69 921 руб. (21867+19841+21777+6436).

Управлением Федерального казначейства по Республике Хакасия отражено в акте, что в нарушение статей 132.1, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил №429 Учреждением допущено неправомерное расходование средств федерального бюджета на оплату фактически не выполненных работ в сумме 302 195 руб. (9653+8974+15384+26034 +8803+87874+54948+ 39483+ 5208+ 4151 + 6199+ 5046+ 69921), устранены в ходе проверки нарушения на сумму 15 384 руб.

По результатам проведенной проверки учреждению вынесено предписание об устранении выявленных нарушений путем предъявления требования к подрядчику или взыскания с виновного лица уплаченной суммы за невыполненные работы.

Во исполнение предписания истец направил в адрес ответчика претензию от 26.08.2016 №1118 с требованием вернуть излишне уплаченную сумму. Указанное требование оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В обоснование заявленного требования истцом также представлены акты осмотра и обмера строительных работ, подписанные представителями контролирующего органа и заказчика.

Оценив доводы искового заявления, а также представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные главой 60 Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Исходя из названных норм неосновательное обогащение может выражаться в двух формах: в форме неосновательного приобретения имущества без наличия к тому законных оснований, либо в форме неосновательного сбережения своего имущества, когда лицо обязано его передать, но не передало или обязано потратить свои денежные средства, но их не потратило.

Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Отношения сторон основаны на государственных контрактах от 04.06.2015 № 2015/31 и от 08.07.2015 № 45, которые по своей правовой природе являются договорами строительного подряда и регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

В силу положений статей 702, 711, 720, 740, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для возникновения обязательства по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику, по результатам которой составляется акт о приемке выполненных работ с указанием их видов и стоимости по форме КС-2. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон.

Сдача подрядчиком работ по контрактам и их приемка заказчиком подтверждается представленными в материалы дела подписанными обеими сторонами справками о стоимости выполненных работ и затрат, а также  представленными в судебном заседании на обозрение суда  подписанными  обеими сторонами актами о приемке выполненных работ.

Справки о стоимости выполненных работ и затрат со стороны заказчика подписаны уполномоченными лицами, а именно: заместителем директора Трачук Е.В., директором Степановым А.А., и.о. директора Рыхторовой Г.Н.,зам.директора Ткаченко А.С. Факт выполнения подрядчиком работ и принятия их заказчиком без каких-либо замечаний по объему, стоимости и качеству, их оплата подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

В пунктах 2 и 3 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

Согласно пункту 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненой подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено Кодексом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза (пункт 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, на заказчика относится бремя доказывания обстоятельств, связанных с подтверждением недостатков (недоделки, дефекты, невыполнение указанных в актах объемов работ) выполненных работ, допущенных по вине ответчика (пункты 12, 13 Информационного письма Президиума Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от 24.01.2000 № 51).

Предъявив требование о взыскании неосновательного обогащения в связи с невыполнением включенных в акты приёмки работ, заказчик фактически реализует право, вытекающее из статей 720, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанные  истцом недостатки не являются скрытыми и  могли быть обнаружены при обычном способе приемки - осмотр, в то время как акты подписаны представителем заказчика без возражений и замечаний.

Поскольку истцом не представлено доказательств того, что выявленные им недостатки работ носили скрытый характер и не могли быть выявлены в ходе принятия выполненных работ, он не вправе ссылаться на эти недостатки и требовать возврата уплаченной за выполненные работы суммы.

Доказательств предъявления претензий по объему, качеству и стоимости работ заказчиком не представлено.

Исходя из приведенных норм гражданского законодательства и основываясь на предусмотренном в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  общем порядке распределения бремени доказывания между участниками арбитражного процесса, лицо, требующее взыскания неосновательного обогащения, должно представить доказательства, подтверждающие факт неправомерного использования ответчиком чужого имущества и размер полученного неосновательного обогащения.

В силу частей 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Акт проверки Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 21.06.2016 не является допустимым доказательством несоответствия выполненных работ требованиям контрактов по объему, стоимости и качеству, поскольку заказчик подписал акты приемки выполненных работ без каких-либо замечаний и впоследствии оплатил их.

Проведение контролирующими органами проверки целевого и эффективного расходования денежных средств и выявление соответствующих нарушений не является основанием для взыскания с подрядчика полученных денежных средств в счет исполнения договора.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения не является фактической приемкой выполненных работ, поэтому ее результаты не могут служить основанием для взыскания с ответчика какой-либо части стоимости работ, принятых ранее.

Принимаемые контролирующими органами по результатам проверки расходования бюджетных средств акты затрагивают публичные правоотношения. Вместе с тем ответчик не является участником бюджетного процесса и в случае принятия заказчиком работ по стоимости, соответствующей контракту, не должен нести неблагоприятные для себя последствия за ошибки, допущенные заказчиком при формировании цены контракта либо при приемке выполненных работ. Акт контрольного органа не может повлиять на права и обязанности подрядчика в частноправовых отношениях.

Акт проверки Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 21.06.2016 не является заключением эксперта в смысле статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела истец ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявил, сообщил об отсутствии финансовой возможности для проведения экспертизы (л.д.  81-82 т.2).

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Иных доказательств, бесспорно свидетельствующих о выполнении ответчиком работ по контрактам с ненадлежащим объемом и расценкой, истец в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.

Таким образом, ссылка истца на акт проверки Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия в обоснование заявленных требований не правомерна.

Акты приемки формы КС-2 являются теми доказательствами, которыми подтверждается факт и объем выполнения строительных работ.

Согласно статье 748 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

В ходе выполнения работ заказчик не воспользовался правами, предусмотренными данной статьей.

Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 указанного Федерального закона. В силу пункта 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик не наделен правом требования уменьшения твердой цены, также как подрядчик ее увеличения. По смыслу статьи 709 и пункта 1 статьи 710 Гражданского кодекса Российской Федерации цена договора подряда не подлежит изменению в сторону ее уменьшения. Исключением является случай, когда экономия подрядчика оказывается обусловленной снижением качества работы.

Бремя доказывания этого обстоятельства лежит на заказчике.

Ввиду недоказанности возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по контрактам, его размера, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Государственная пошлина по делу составляет 9044 руб., в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца.

Поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении иска.  

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                       Т.В. Чумаченко