АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
10 июня 2011 года Дело № А74-1409/2011
Резолютивная часть решения вынесена 07 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июня 2011 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Ю. Парфентьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Райковой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия, г. Абакан,
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Черногорск, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принимал участие представитель заявителя – ФИО2 на основании доверенности от 30 декабря 2010 года №265.
Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия (далее – Управление) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении.
Предприниматель в судебное заседание не явился, несмотря на то, что о времени и месте его проведения в силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был извещён надлежащим образом определением арбитражного суда от 03 мая 2011 года (почтовое уведомление №80727 с отметкой о вручении адресату).
До начала судебного заседания от Предпринимателя в арбитражный суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая данные обстоятельства и положения части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает Предпринимателя извещённым о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в связи с чем в соответствии с частями 2 и 3 статьи 156, частью 2 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование на основании доводов, изложенных в заявлении и документов, представленных в материалы дела.
В ходатайстве, поступившем в арбитражный суд 01 июня 2011 года, Предприниматель полностью признал вменяемое ему правонарушение.
Пояснения представителя заявителя, представленные им доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией города Черногорска 05 сентября 2003 года за регистрационным номером 9220. Запись об индивидуальном предпринимателе ФИО1 внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия 29 сентября 2004 года (основной государственный регистрационный номер <***>).
Предприниматель осуществляет пассажирские перевозки на основании лицензии №АСС-19-1462, выданной Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия
08 октября 2003 года, сроком действия до 12 октября 2008 года.
Решением лицензирующего органа от 10 октября 2008 года №20/лиц срок действия лицензии №АСС-19-1462 продлён до 12 октября 2013 года.
По информации ОГИБДД УВД по г. Абакану 10 марта 2011 года водитель принадлежащего Предпринимателю маршрутного автобуса ГАЗ-322132, г/н АА842/19, при движении по маршруту допустил падение пассажира в салоне автобуса, в результате чего пассажир получил телесные повреждения.
Указанная информация доведена до сведения Управления письмом от 07 апреля 2011 года №12/1794.
С целью проверки сведений, указанных в письме ОГИБДД УВД по г. Абакану от 07 апреля 2011 года №12/1794, начальником Управления 11 апреля 2011 года вынесено распоряжение №736/19р о проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя на предмет предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан.
По результатам внеплановой выездной проверки Предпринимателя, проведённой ведущим специалистом – экспертом Управления ФИО2 выявлены нарушения требований пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 года №15, пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 января 1997 года №2, подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года №637, Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно – транспортных происшествий, утверждённого приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26 апреля 1990 года №49, выразившиеся в следующем:
- не организован контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок;
- не составлены графики работы (сменности) работы водителей автобусов на апрель, май 2011 года;
- не проведено служебное расследование и анализ причин дорожно-транспортного происшествия с участием принадлежащего Предпринимателю транспортного средства – автобуса ГАЗ-322132, г/н АА842/19, происшедшего 10 марта 2011 года.
По результатам проверки государственным инспектором в присутствии Предпринимателя составлен акт №101 от 27 апреля 2011 года.
В связи с выявленными нарушениями 27 апреля 2011 года ведущим специалистом – экспертом Управления ФИО2 в присутствии Предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении серии КЯК №053966, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, Предприниматель был ознакомлен, о чём имеется его подпись в протоколе от 27 апреля 2011 года серии КЯК №053966.
При составлении протокола Предпринимателем даны объяснения, из которых следует, что факт совершения перечисленных в протоколе нарушений им не отрицается.
Арбитражный суд полагает, что факт совершения Предпринимателем правонарушения, а также его вина подтверждены представленными суду документами, в связи с чем имеются все основания для привлечения его к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 года №184 «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере транспорта», пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №398 предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 августа 2009 года
№ВП-913фс Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является межрегиональным органом федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на территории Красноярского края, Республики Тыва и Республики Хакасия.
Согласно пункту 28 названного Положения Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия входит в состав Межрегионального управления.
На основании изложенного, арбитражный суд пришёл к выводу, что протокол об административном правонарушении в отношении Предпринимателя составлен уполномоченным лицом – ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия ФИО2, с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа.
Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункты «б» и «в»).
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами установлено, что к основным требованиям по обеспечению надёжности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
В соответствии с указанной нормой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны устанавливать режимы труда и отдыха водителей в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей, и с учётом этих норм составлять графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организовывать контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учёту рабочего времени и времени отдыха.
Согласно пункту 2.3.6. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых Приказом Минтранса Российской Федерации от 30 марта 1994 года №15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надёжность водительского состава за счёт соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённым приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 года №15.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учётом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
Представленные Управлением протокол об административном правонарушении от 27 апреля 2011 года серии КЯК №053966 и акт проверки от 27 апреля 2011 года №101 свидетельствуют о невыполнении Предпринимателем вышеуказанных требований. Графики работы (сменности) на линии предпринимателем на апрель, май 2011 года не составлялись.
Доказательств обратного в материалы дела Предпринимателем не представлено.
Из протокола об административном правонарушении от 27 апреля 2011 года серии КЯК №053966 и акта проверки от 27 апреля 2011 года №101 следует, что вина Предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается, в том числе в отсутствии организации контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок и непроведении служебного расследования и анализа причин имевшего место 10 марта 2011 года дорожно-транспортного происшествия с участием принадлежащего Предпринимателю транспортного средства – автобуса ГАЗ-322132, г/н АА842/19.
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами установлено, что к основным требованиям по обеспечению надёжности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26 апреля 1990 года №49 утверждено Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно – транспортных происшествий.
Согласно пункту 1.2 указанного Положения служебное расследование проводится в целях установления обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно – транспортных происшествий, выявления нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработки мероприятий по устранению причин происшествий.
Представленные Управлением протокол об административном правонарушении от 27 апреля 2011 года серии КЯК №053966 и акт проверки от 27 апреля 2011 года №101 свидетельствуют о невыполнении предпринимателем вышеуказанных требований.
Доказательств осуществления Предпринимателем действий по организации контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок, а равно доказательств проведения служебного расследования либо иного мероприятия, направленного на анализ имевшего место 10 марта 2011 года дорожно-транспортного происшествия с участием принадлежащего ему транспортного средства – автобуса ГАЗ-322132, г/н АА842/19 в материалы дела не представлено. В заявлении от 01 июня 2011 года Предприниматель выразил согласие с выявленными нарушениями.
Арбитражный суд считает вину Предпринимателя в совершении правонарушения установленной, поскольку судом не выявлено обстоятельств, препятствующих выполнению Предпринимателем требований действующих нормативных правовых актов. Предпринимателем таких доказательств суду не представлено.
Невыполнение Предпринимателем указанных выше нормативных правовых актов, правильно квалифицировано Управлением как нарушение лицензионных требований и условий.
Совокупность представленных Управлением доказательств позволяет сделать вывод, о доказанности события и состава административного правонарушения, что является основания для привлечения Предпринимателя к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истёк.
В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей.
Предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на дату судебного разбирательства не истёк.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаков малозначительности, судом не установлено.
При назначении конкретного размера штрафа арбитражный суд полагает необходимым учесть, что нарушение Предпринимателем лицензионных требований связано с нарушением права граждан на обеспечение безопасных условий осуществления пассажирских перевозок и может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, аварий, нанесение ущерба здоровью и жизни граждан.
Кроме того, при назначении административного наказания арбитражный суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств и считает возможным назначить Предпринимателю штраф в размере трёх тысяч рублей, установленный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить заявление Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия.
2. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1, зарегистрированному по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск,
ул. Тельмана, 55, проживающему по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск,
ул. Г.Тихонова, 8а-13, действующему на основании свидетельства серии 19 №0479998, выданного 29.09.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №3 по Республике Хакасия, административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
4. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу.
Уплата штрафа производится по следующим реквизитам: получатель: УФК по Республике Хакасия (МУГАДН, л/с 04801W01320), расчётный счёт: <***>,
ИНН <***>, КПП 246 301 001, банк получателя: ГРКЦ НБ Республика Хакасия Банка России, БИК 049 514 001, ОКАТО 954 01 000 000, код бюджетной классификации - 106 116 900 4004 0000 140.
5. В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу №А74-1409/2011.
Заверенную копию документа об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) путём подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья О.Ю. Парфентьева