АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
25 апреля 2011 года Дело №А74-161/2011
Резолютивная часть решения объявлена 19.04.2011.
Полный текст решения изготовлен 25.04.2011.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кольмиллер Ю.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества «Полис» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Абакан,
к Государственному унитарному предприятию Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Абакан,
о признании незаконным отказа от 23.12.2010 № 705 в постановке на технический учёт помещений и в изготовлении технических и кадастровых паспортов,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, г. Абакан,
Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации город Абакан, г. Абакан.
В судебном заседании принимали участие представители:
ЗАО «Полис»: ФИО1, доверенность от 09.02.2011; руководитель ФИО2, решение акционера от 12.01.2010 № 01/10, паспорт;
ГУП РХ «Управление технической инвентаризации»: ФИО3, доверенность от 01.02.2011 № 11/ю;
третьего лица - Росреестра: ФИО4, доверенность от 18.01.2011 № 27-40-7/11;
третьего лица - ДГАЗ Администрации г. Абакана: отсутствовал.
Закрытое акционерное общество «Полис» (далее – общество, ЗАО «Полис») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» (далее – ГУП РХ «Управление технической инвентаризации») о признании незаконным отказа от 23.12.2010 № 705 в постановке на технический учёт выделенных помещений и в изготовлении технических и кадастровых паспортов на выделенные помещения, об обязании поставить на технический учёт и изготовить технические и кадастровые паспорта на следующие помещения:
- помещение 1 Н, общей площадью 50,1 кв.м, состоящее из части здания литера В1;
- помещение 2 Н, общей площадью 73 кв.м, состоящее из помещений № 10 на 1 этаже и № 4 на техническом этаже части здания литера В;
- помещение 3 Н, общей площадью 70,8 кв.м, состоящее из помещений №№ 8,9 в части здания литера В;
- помещение 4 Н, общей площадью 32,5 кв.м, состоящее из помещения № 7 в части здания литера В;
- помещение 5 Н, общей площадью 240 кв.м, состоящее из помещений №№ 3-5, 14-21 в части здания литера В;
- помещение 6 Н, общей площадью 18,9 кв.м, состоящее из помещений №№ 1, 2 в части здания литера В;
- помещение 7 Н, общей площадью 31,7 кв.м, состоящее из помещений №№ 12, 13 в части здания литера В, расположенные по адресу: <...>.
Определением от 17.02.2011 арбитражный суд по ходатайству ответчика привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее – Росреестр) и Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана (далее - ДГАЗ Администрации г. Абакана).
В судебном заседании представители заявителя поддержали требование, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении. Пояснили, что ЗАО «Полис» является собственником доли незавершенной строительством станции технического обслуживания (литер В1В2), расположенной по адресу: <...>.
ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» по заявлению общества были выделены помещения 1 Н, 2 Н, 3 Н, 4 Н, 5 Н, 6 Н, 7 Н. Впоследствии общество обратилось в ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» с заявкой на постановку на кадастровый учёт выделенных помещений и изготовление технических и кадастровых паспортов, в чём обществу было отказано. В результате отказа в выдаче кадастровых паспортов общество лишено возможности распоряжаться своим имуществом.
Представители ЗАО «Полис» указали, что ни одна из норм Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не содержит запрета на постановку на учёт и изготовление кадастровых и технических паспортов на помещения, расположенные в незавершённом строительством здании. Станция технического обслуживания имеет свои уникальные характеристики, которые отражены в техническом паспорте на строение.
Представители общества полагают, что ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» нарушены нормы статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 7, часть 4 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Представитель ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что согласно пункту 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявитель до настоящего времени не ввёл в эксплуатацию после реконструкции пункт технического обслуживания и офис по ул. Карла Маркса, 2А. Безопасность здания после его реконструкции и соответствие его строительным нормам и правилам может быть проверена лишь ДГАЗ Администрации г. Абакана при приёме спорного здания в эксплуатацию.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если здание не поставлено на учёт как объект капитального строительства, то постановка на учёт помещений, расположенных в таком здании, осуществляется при условии одновременной постановки на учёт всего здания.
Представитель Росреестра в судебном заседании поддержал позицию ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» и пояснил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно пункту 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, удостоверяющим выполнение строительства, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится запись о государственной регистрации права общедолевой собственности ЗАО «Полис» (579/100) и иного лица на незавершенную строительством станцию технического обслуживания. Поэтому выдел доли в натуре из общего имущества должен осуществляться в соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства, в частности, со статьей 252 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель ДГАЗ Администрации г. Абакана в предварительном судебном заседании 18.03.2011 пояснил, что по настоящее время здание станции технического обслуживания в эксплуатацию не введено, разрешение на ввод в эксплуатацию после реконструкции заявителю не выдавалось.
До судебного заседания от ДГАЗ Администрации г. Абакана поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Копия определения арбитражного суда от 18.03.2011 о назначении дела к судебному разбирательству получена ДГАЗ Администрации г. Абакана 23.03.2011 (почтовое уведомление от 21.03.2011 № 82737).
Учитывая, что ДГАЗ Администрации г. Абакана извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, арбитражный суд в соответствии со статьями 121, 122, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации провёл судебное заседание в его отсутствие.
Пояснения представителей лиц, участвующих в деле, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
Закрытое акционерное общество «Полис» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.1992 Регистрационной палатой Администрации города Абакана и внесено 10.11.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц, о чём выдано свидетельство серии 19 № 0121215.
Малым предприятием фирмой «Полис» (правопредшественник заявителя) приобретено по договору купли-продажи от 14.10.1990 здание бывшей котельной НОД-1. 25.10.1990 данное здание передано заявителю по акту приема-передачи. В результате обследования установлено, что здание требует капитального ремонта, перепланировки и реконструкции.
22.04.1992 решением Абаканского Городского Совета Народных Депутатов № 138 малому предприятию фирме «Полис» разрешено произвести реконструкцию здания бывшей котельной НОД-1 под пункт технического обслуживания и офис по ул. Карла Маркса, 2А.
29.03.1993 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Абакана для застройщика - Малого предприятия фирмы «Полис» разработано архитектурно-планировочное задание на реконструкцию здания бывшей котельной НОД-1.
На основании заявления АОЗТ фирма «Полис» от 10.01.2002 и заявки ЗАО «Полис» от 21.11.2003 произведена инвентаризация, поставлена на учёт и изготовлена выписка из технического паспорта на станцию технического обслуживания в <...>. В техническом паспорте указано, что объект не сдан в эксплуатацию и допущена самовольная перепланировка помещения В2.
09.02.2005 ЗАО «Полис» выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект - незавершенная строительством станция технического обслуживания, нежилое здание, инв. № 2242/1, литер ВВ1, расположенный по адресу: <...>, литера ВВ1.
16.04.2009 постановлением мэра города Абакана № 692 ЗАО «Полис» предоставлен в собственность путём выкупа земельный участок расположенный по адресу: <...>, для завершения строительства и эксплуатации станции технического обслуживания (литер ВВ1).
14.09.2010 общество обратилось в ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» с заявкой о выдаче заключения о разделе незавершенной строительством станции технического обслуживания в соответствии с прилагаемой схемой.
ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» принято решение о выделе:
- помещения 1 Н, общей площадью 50,1 кв.м, состоящего из части здания литера В1;
- помещения 2 Н, общей площадью 73 кв.м, состоящего из помещений № 10 на 1 этаже и № 4 на техническом этаже части здания литера В;
- помещения 3 Н, общей площадью 70,8 кв.м, состоящего из помещений №№ 8,9 в части здания литера В;
- помещения 4 Н, общей площадью 32,5 кв.м, состоящего из помещения № 7 в части здания литера В;
- помещения 5 Н, общей площадью 240 кв.м, состоящего из помещений №№ 3-5, 14-21 в части здания литера В;
- помещения 6 Н, общей площадью 18,9 кв.м, состоящего из помещений №№ 1, 2 в части здания литера В;
- помещения 7 Н, общей площадью 31,7 кв.м, состоящего из помещений №№ 12, 13 в части здания литера В, незавершенной строительством станции технического обслуживания литера ВВ1В2, расположенной по адресу: <...>, о чём составлено заключение от 07.12.2010.
Платежным поручением от 31.12.2010 № 39 ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» возвратило заявителю оплату за услуги по составлению заключения от 07.12.2010.
На основании заявления ЗАО «Полис» от 04.10.2010 произведена инвентаризация и изготовлен технический паспорт на станцию технического обслуживания по ул. Карла Маркса, 2А литера ВВ1В2. На листе 2 технического паспорта в графе «особые отметки» указано, что на здание литера ВВ1В2 разрешение на ввод в эксплуатацию не предъявлено. На листах 8, 9 технического паспорта в исследовательской части указано, что на здание литера ВВ1В2 разрешение на ввод в эксплуатацию не предоставлено. ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» считает технически возможным выделить помещения 1Н - 8Н в нежилом здании литера ВВ1В2, расположенном по адресу: <...>, при условии ввода в эксплуатацию в установленном законом порядке.
30.11.2010 комиссия ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» составила заключение № 304 по присвоению адреса (месторасположения) в отношении спорного объекта, в котором указала, что ЗАО «Полис» следует обратиться в ДГАЗ Администрации г. Абакана для ввода в эксплуатацию здания литера ВВ1В2, после чего необходимо внести изменения в технический паспорт.
07.12.2010 ЗАО «Полис» обратилось в ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» с заявкой об изготовлении технических паспортов на помещения 1Н - 7 Н в соответствии с заключением от 06.12.2010 о выделе помещений в здании незавершенной строительством станции технического обслуживания по адресу: <...>, литер ВВ1, о постановке объектов на технический учёт и об изготовлении кадастровых паспортов выделенных помещений.
Письмом от 23.12.2010 № 705 ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» сообщило ЗАО «Полис», что поставить на технический учёт и изготовить кадастровые паспорта данных помещений не представляется возможным. Указанное здание является незавершенным строительством объектом. Как следствие, такой объект не может использоваться и рассматриваться как введенный в эксплуатацию без документов, удостоверяющих выполнение строительства в полном объёме. Разрешение на ввод в эксплуатацию не предъявлено. Собственник может получить технические и кадастровые паспорта на выделенные помещения после ввода станции в эксплуатацию и регистрации текущих изменений по объекту недвижимости в ГУП РХ «Управление технической инвентаризации».
Не согласившись с отказом ГУП РХ «Управление технической инвентаризации», выраженном в письме от 23.12.2010 № 705, общество в установленный законом оспорило его в арбитражном суде.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришёл к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, частей 4, 5 статьи 200, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, который принял акт, решение или совершил действия (бездействие).
Следовательно, в предмет доказывания по настоящему делу входят вопросы о соответствии оспариваемого отказа закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Для признания оспариваемого отказа незаконным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Статьёй 43 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что до 01.01.2013 устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктами 1, 2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 03.03.1997 № 40 «О создании единой государственной службы технической инвентаризации на территории Республики Хакасия» установлено, что деятельность по государственному учету недвижимости всех форм собственности (за исключением земельных участков) на территории Республики Хакасия является исключительно государственной исполнительной власти и осуществляется управлением технической инвентаризации, его районными и городскими структурными подразделениями. На базе существующего государственного предприятия Республиканского управления технической инвентаризации создана единая организация технической инвентаризации на территории Республики Хакасия.
Согласно свидетельству от 02.11.2005 серии РН-1 № 000056 ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» аккредитовано на осуществление технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Республики Хакасия.
Учитывая приведённые нормы, а также положения статей 44, 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое решение об отказе в постановке на технический учёт помещений и в изготовлении технических и кадастровых паспортов вынесено уполномоченным лицом.
Оценив оспариваемый отказ на предмет соответствия его закону или иным нормативным правовым актам, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если здание не поставлено на учёт как объект капитального строительства, то постановка на учёт помещений, расположенных в таком здании, осуществляется при условии одновременной постановки на учёт такого здания.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 27 названного Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Пояснениями сторон и материалами дела подтверждается, что в отношении спорного объекта ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» составлены технические паспорта на незавершенный строительством объект - станцию технического обслуживания в <...>. В технических паспортах сделаны отметки о том, что объект не сдан в эксплуатацию, допущена самовольная перепланировка помещений, разрешение на ввод в эксплуатацию не предоставлено, технически возможно выделить помещения 1Н - 8Н при условии ввода здания в эксплуатацию.
Как уже указывалось, в силу части 2 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в переходный период (до 01.01.2013) государственный учет объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Такой порядок определён Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства».
Пунктом 6 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утверждённого названным Постановлением, установлено, что техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.
Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.
Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду, на которые имеется проектная документация, осуществляется по выбору заявителя: по результатам первичной технической инвентаризации или без проведения таковой.
В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства, не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, поэтажный план объекта и ситуационный план размещения объекта, оформляемые в соответствии с установленными требованиями к проектной документации (пункт 8 Положения).
Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации. По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте (пункт 9 Положения).
По данным технической инвентаризации по состоянию на 18.01.2002 и на 04.10.2010 в спорном объекте имеются изменения технических характеристик. Тем не менее, документа, устанавливающего статус капитального объекта недвижимости, у заявителя не имеется. Как уже указывалось, ЗАО «Полис» было выдано разрешение на реконструкцию здания бывшей котельной НОД-1 под пункт технического обслуживания и офис. До настоящего времени спорный объект после реконструкции в эксплуатацию не введён.
Вместе с тем, согласно пунктам 10, 1, 11 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из приведенных норм следует, что прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
В нарушение изложенных выше правовых норм обществом не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Следовательно, спорные помещения 1Н - 7Н не относятся к тем объектам, в отношении которых проводится кадастровый учет в целях последующей государственной регистрации прав на эти объекты в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним» (статья 25).
Между тем возможность удовлетворения заявления о признании незаконным решения органа технического учета и органа кадастрового учета об отказе в постановке на технический учёт и в осуществлении кадастрового учета напрямую зависит от того, относится или нет спорный объект к недвижимости. До завершения строительства объект незавершенного строительства как объект недвижимости не может быть признан зданием или сооружением. Следовательно, постановка на учет отдельных частей объекта незавершенного строительства как самостоятельных объектов недвижимости (так же как и изготовление их технических паспортов) невозможна.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательств того, что спорные помещения 1Н - 7Н являются объектами недвижимости, заявитель суду не предоставил.
Таким образом, часть незавершенного строительством объекта, в отношении которого отсутствуют первоначальная проектная документация и разрешение на ввод в эксплуатацию, не относится к объектам недвижимости, в отношении которых проводится кадастровый учет в целях последующей государственной регистрации. В связи с этим правомерен отказ государственного органа в постановке на технический учёт помещений и в изготовлении технических и кадастровых паспортов на спорные объекты.
Вышеприведённый вывод подтверждается Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 № 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка», не предусматривающим формы кадастрового паспорта для части объекта незавершенного строительства. В форме кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (приложение № 1) не предусмотрена возможность отображения сведений о частях незавершенного строительством объекта. Из пункта 1.1 «кадастровый паспорт помещения» (приложение № 2) следует, что помещение как объект недвижимого имущества является частью здания или сооружения, а не объекта незавершенного строительства.
В кадастровом паспорте здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (приложение № 1) указываются: кадастровый номер объекта недвижимости; инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) - государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; назначение - один из видов назначений здания (нежилое здание, жилой дом, многоквартирный дом), для сооружения назначение указывается на основании сведений проектных или правоустанавливающих документов.
В кадастровом паспорте помещения (приложение № 2) указываются: кадастровый номер помещения; инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) - государственный учетный номер, присвоенный помещению органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; кадастровый номер здания (сооружения), в котором расположено помещение; назначение помещения; предыдущие кадастровые (условные) номера объекта недвижимости имущества - кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела, объединения, выдела доли в натуре или другого соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым образовано помещение.
Таких сведений у спорных помещений объекта незавершенного строительства не имеется.
Довод заявителя о том, что в результате отказа в выдаче кадастровых паспортов он лишен возможности распоряжаться своим имуществом, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа. Так, в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск.
Выводы суда подтверждаются судебной практикой, сложившейся по аналогичным делам, в том числе постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2010 по делу № А56-6984/2010.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству и, следовательно, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд полагает отказать в удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина по заявлению составляет 2.000 руб., уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд по платежному поручению от 21.01.2011 № 4.
По результатам рассмотрения дела в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества «Полис» о признании незаконным отказа Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» от 23.12.2010 № 705 в постановке на технический учёт помещений и в изготовлении технических и кадастровых паспортов в связи с его соответствием Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 № 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка»
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В.Каспирович