ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1761/09 от 15.06.2009 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан Дело № А74-1761/2009

22 июня 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2009 года. Решение изготовлено в полном объёме 22 июня 2009 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Т.О. Корниенко,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан,

к департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, г. Абакан,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия, г. Абакан, администрации города Абакана, г. Абакан,

о признании права оперативного управления на самовольную постройку,

при участии представителей:

истца – Лаптевой Н.В. по доверенности от 13.01.2009 № 01-14/05-109,

ответчика – Самсоновой Н.А. по доверенности от 28.01.2009 № 283

администрации г. Абакана – Самсоновой Н.А. по доверенности от 29.12.2009 № 2123,

ТУФА по УГИ по РХ - Фроловой Е.Г. по доверенности от 19.05.2009 № 1842.

Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана о признании права на самовольную постройку - гараж литер В1, расположенный по адресу: город Абакан, улица Вокзальная, 7А.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 апреля 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия и администрация города Абакана.

В судебном заседании представитель истца уточнил предмет иска, просил признать за ним право оперативного управления на самовольную постройку, поскольку согласно положению о государственном учреждении – региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия имущество находится у регионального отделения Фонда социального страхования в оперативном управлении и является федеральной собственностью. Полагает, что за ним может быть признано право на самовольную постройку, так как земельный участок, на котором возведена постройка, находится у него на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Представитель ответчика и администрации г. Абакана возражал против предъявленных требований. Указал, что истец не наделён правом собственности в отношении переданного в его владение имущества. Считает, что истец не доказал, что является заинтересованным лицом, обладающим в соответствии со статьёй 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд с настоящим иском. Полагает, что департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана не является надлежащим ответчиком, поскольку не наделён полномочиями по распоряжению земельными участками и по выдаче разрешений на строительство объектов.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия возражал против исковых требований, указав, что земельный участок, на котором возведена спорная постройка, находится в федеральной собственности. Полагает, что истец не вправе обращаться с требованием о признании права собственности, поскольку имущество, находящееся в оперативном управлении истца, является федеральной собственностью.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о неправомерности заявленных требований по основаниям, изложенным ниже.

Возможность обращения в арбитражный суд с иском о признании права собственности предоставлена статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Истцом заявлено материально-правовое требование о признании права оперативного управления на объект недвижимости - гараж литер В1, расположенный по адресу: город Абакан, улица Вокзальная, 7А, на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации как на самовольную постройку.

Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых документов или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счёт.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему её лицу расходы на постройку в размере, определённом судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части Гражданского кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о признании права собственности на жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, необходимо иметь в виду, что такое требование в силу пункта 3 статьи 222 Кодекса может быть удовлетворено лишь при предоставлении истцу земельного участка, на котором возведена самовольная постройка.

Согласно гражданскому, земельному законодательству, регулирующему вопросы определения статуса самовольно возведённых строений, в предмет судебного исследования по данному спору входят следующие вопросы: наличие или отсутствие у истца земельного участка, на котором возведены самовольные постройки, основания предоставления земельного участка, нарушает ли самовольная постройка права и охраняемые законом интересы других лиц либо создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, полномочия, компетентность органов, выдавших соответствующее заключение.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

23 мая 2007 года Управлением федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 369 кв.м., для эксплуатации и обслуживания гаража, категория – земли населённых пунктов, расположенного по адресу: город Абакан, улица Вокзальная, 7А, за Государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (свидетельство серии 19 АА № 030982).

23 мая 2007 года Управлением федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1283 кв.м., для строительства и эксплуатации административного здания, категория – земли населённых пунктов, расположенного по адресу: город Абакан, улица Вокзальная, 7А, за Государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (свидетельство серии 19 АА № 030983).

23 января 2007 года государственным унитарным предприятием Республики Хакасия «Республиканское управление технической инвентаризации» составлен технический паспорт нежилого здания (строения) – административное здание литер А, расположенное на указанном земельном участке. В техническом паспорте содержится описание в том числе и спорного объекта гараж литер В1. На титульном листе технического паспорта имеется отметка об отсутствии разрешения на возведение постройки литер В2. Вместе с тем, арбитражный суд полагает, что проставленная отметка имеет отношение к спорному объекту – гаражу литер В1, поскольку из содержания технического паспорта не усматривается наличия какого-либо объекта литер В2.

Согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» от 07.12.2007 № 2559 гараж, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Вокзальная, 7А, соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В соответствии с заключением по обследованию и оценке технического состояния строительных конструкций, выданным в 2009 году экспертом Халимовым О.З., спорный объект не представляет угрозы жизни и здоровью людей.

В качестве доказательства, свидетельствующего о возведении постройки, истец представил ведомость выдачи материальных ценностей, из которой следует, что на строительство объекта были затрачены денежные средства в размере 48653 рублей.

Согласно пункту 1.5. положения о государственном учреждении – региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия имущество, находящееся в оперативном управлении отделения Фонда, является федеральной собственностью.

Таким образом, в силу своего правового статуса истец не наделён правом собственности в отношении имущества, находящегося в его владении.

Согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 125, статьи 212 и пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация, которой и принадлежат полномочия по распоряжению федеральным имуществом, в том числе право на участие в суде при рассмотрении дел по спорам в отношении федерального имущества. Доказательства передачи этих полномочий государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в деле отсутствуют.

Истец просит признать за ним право оперативного управления на объект недвижимости на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает только возможность признания права собственности на самовольную постройку. Возможность признания права оперативного управления либо хозяйственного ведения на самовольную постройку действующим законодательством не предусмотрена.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Право оперативного управления является ограниченным вещным правом, производным от права собственности и не может возникнуть ранее последнего.

Спорная постройка не имеет собственника, и по этой причине не может служить предметом сделки по передаче истцу в оперативное управление, поскольку самовольная постройка в силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не является объектом гражданских прав.

Учитывая, что передача объекта в оперативное управление является сделкой, самовольная постройка, в отношении которой заявлен настоящий иск, не признана объектом гражданских прав, право собственности на спорный объект не признано, следовательно, не может быть признано право оперативного управления на спорный объект недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

В данном случае истец не приобрёл и не мог приобрести в оперативное управление имущество в виде объекта недвижимости, а также право самостоятельного распоряжения этим имуществом, поскольку право собственности на самовольную постройку не признано судом в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не зарегистрировано в соответствии с пунктом 1 статьи 131 этого же Кодекса.

Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Государственная пошлина по делу составляет 2000 рублей, уплачена при подаче иска по платёжному поручению от 16.04.2009 № 755 и подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании подпункта 1.1. пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении иска отказать.

2. Возвратить государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан, из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в суд апелляционной инстанции - Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск), путём подачи апелляционной либо кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда С.М. Тропина

Республики Хакасия