ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-19294/17 от 08.02.2018 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

15 февраля 2018 года Дело №А74-19294/2017

Резолютивная часть решения объявлена 8 февраля 2018 года.

Решение в полном объёме изготовлено 15 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.В. Тутарковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём И.И. Кузнецовой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении акционерного общества «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 04.12.2017 №09/379.Юл/769).

В судебном заседании принимали участие:

от административного органа – ФИО1 на основании доверенности №3 от 09.01.2018, паспорт;

от акционерного общества «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод» – ФИО2 на основании доверенности №19АА0403221 от 10.11.2016, паспорт.

Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Енисейское управление Ростехнадзора, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод» (далее – АО «РУСАЛ Саяногорск», общество) к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование по обстоятельствам и доводам, изложенным в заявлении.

Представитель общества возражал против заявленных требований.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.

АО «РУСАЛ Саяногорск» зарегистрировано в качестве юридического лица 29 июля 1999 года администрацией города Саяногорска.

На основании приказа от 11.10.2017 №1824/кр Енисейским управлением Ростехнадзора проведена проверка исполнения ранее выданного обществу предписания от 18.08.2017 №09/529-С об устранении в срок до 27.10.2017 выявленных нарушений строительных норм и правил при осуществлении обществом строительства объекта капитального строительства -«Склад временного хранения отработанной футеровки электролизеров. Карта хранения футеровки №3» по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, город Саяногорск, территория Промплощадка. Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены: старший государственный инспектор ФИО3, государственный инспектор ФИО4. Срок проведения проверки установлен с 30.10.2017 по 24.11.2017.

О проведении проверки АО «РУСАЛ Саяногорск» извещено уведомлением от 16.10.2017, которое получено управляющим директором нарочно (входящий штамп от 16.10.2017).

По результатам проверки составлен акт проверки исполнения предписания от 24.11.2017 №09/769/1824/2017, в котором зафиксировано невыполнение в срок до 27.10.2017 пункта 5 предписания от 18.08.2017 №09/529-С, согласно которому необходимо было устранить следующее нарушение:

- представитель застройщика заказчика по вопросам строительного контроля ФИО5 не внесен в национальный реестр специалистов в области строительства (статья 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).

Копия данного акта проверки вручена участвовавшему в проведении проверки представителю общества ФИО6, действующему на основании доверенности от 26.02.2016 №19АА0345454.

Уведомлением от 27.11.2017, полученным управляющим директором нарочно (входящий штамп от 27.11.2017), АО «РУСАЛ Саяногорск» извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Копия протокола об административном правонарушении 04.12.2017 направлена обществу по адресу электронной почты.

Усмотрев в действиях (бездействии) общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, 04.12.2017 в присутствии представителя АО «РУСАЛ Саяногорск» ФИО7 по доверенности от 10.11.2016 №19АА0403221 старшим государственным инспектором управления составлен протокол №09/379.Юл/769 об административном правонарушении, в котором зафиксировано невыполнение в установленный срок (27.10.2017) предписания от 18.08.2017 №09/529-С.

Протокол получен лично представителем ФИО7 04.12.2017.

Составленный должностным лицом административного органа в отношении АО «РУСАЛ Саяногорск» протокол об административном правонарушении с приложениями к нему в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами §1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 6 статьи 19.5 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к следующим выводам.

В силу пункта 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица осуществляющего государственный строительный надзор федерального органа исполнительной власти вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401 (далее – Положение), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного строительного надзора, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункты 1, 4 Положения).

В целях реализации своих полномочий Ростехнадзор вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункт 6.6 Положения).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.06.2016 №249, Енисейское управление Ростехнадзора является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории Республики Хакасия.

Пунктом 4.4 Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к полномочиям территориального органа Ростехнадзора отнесено, в том числе, осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, осуществление федерального государственного строительного надзора в отношении которых отнесено к компетенции Ростехнадзора, за указанными в Положении исключениями.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся осуществление федерального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных ядерных организаций.

Приказом Ростехнадзора от 27.10.2017 №454 утверждён Перечень должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому в сфере государственного строительного надзора протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в территориальных органах Ростехнадзора вправе составлять старшие государственные инспекторы.

Учитывая приведённые правовые нормы, арбитражный суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом административного органа Енисейского управления Ростехнадзора, в пределах предоставленных ему полномочий.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, при участии уполномоченного представителя общества. Процедура проведения проверки арбитражным судом проверена, существенных нарушений процедуры не установлено.

По вопросу о наличии законных оснований для привлечения АО «РУСАЛ Саяногорск»
к административной ответственности арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется бездействием лица и выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.

Частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрена необходимость осуществления строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора, строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьёй 49 настоящего Кодекса.

Частями 3, 5, 6 и 8 статьи 54 ГрК РФ предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса. Основанием для проведения проверки является, в том числе поступление в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об окончании строительства; истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. По результатам проведённой проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года №54 (далее – Положение о строительном надзоре), предметом государственного строительного надзора является проверка, в том числе, соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации.

В соответствии с пунктом 9 Положения о строительном надзоре государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.

Подпункт «б» пункта 10 Положения о строительном надзоре устанавливает, что проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение: при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

В силу пункта 13 Положения о строительном надзоре для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;

б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведётся учёт выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с пунктом 14 Положения о строительном надзоре при выявлении в результате проведённой проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несёт ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учётом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства. Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.

Как следует из материалов дела, 21.07.2017АО «РУСАЛ Саяногорск» известило Енисейское управление Ростехнадзора о начале строительства объекта капитального строительства - «Склад временного хранения отработанной футеровки электролизеров. Карта хранения футеровки №3» по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, город Саяногорск, территория Промплощадка.

26.01.2017 АО «РУСАЛ Саяногорск» выдано разрешение на строительство №RU19304000-02-2017, которым обществу разрешено строительство объекта капитального строительства – «Склад временного хранения отработанной футеровки электролизеров. Карта хранения футеровки №3»

28.07.2017 между АО «РУСАЛ Саяногорск» (заказчик) и ООО «Саянмеханизация» (подрядчик) заключён договор №СМ-2017-Ф (далее - договор), согласно которому заказчик поручает, а подрядчик обязуется в соответствии с заданием заказчика, утвержденной им проектно-сметной документацией, в соответствии со СНиП, ГОСТ и действующим законодательством РФ, выполнить объем работ - 1 этап СМР в 2017 г, в том числе:

- земляные работы по устройству котлована, съездов -ч. 502.10704.200600.1.6.ГП, 502.10704.200600.1.6.GR1;

- бетонные работы по устройству фундаментов Фм, фундаментных стен монолитных ФСм под металлоконструкции ангара, разделительной стенки - ч. 502.10704.200600.1.6.КЖ, 502.1070.200600.1.6.КЖ.И.;

- устройство противофильтрационного экрана, в том числе крепление откосов бетонными плитами, дна котлована и съездов бетоном (монолитом) - ч. 502.10704.200600.1.6.GR1;

- устройство вертикальной планировки, отмостки - ч. 502.10704.200600.1.6.ГП, 502.10704.200600.1.6.АР.02.00;

- устройство заземления - ч. 502.10704.200600.1 .6.ЭН.03.00.

Работы выполняются в рамках реализации инвестиционного бюджета заказчика АО «РУСАЛ Саяногорск» на строительстве 3-ей карты полигона промышленных отходов (1-ый этап) в 2017 г., ИМ 03.70.16.001 «Строительство 3-ей карты полигона промышленных отходов», проект «Склад временного хранения отработанной футеровки» - ч.ч. 502.10704.200600.1.6.0.00, 038.РД.0.00, ТО-415-ГП.

Наименование, виды, объемы, стоимость и сроки выполнения работ дополнительно определяются приложениями №№ 1-5 к договору.

В ходе проведения проверки исполнения предписания от 18.08.2017 №09/529-С административным органом выявлено, что обществом в установленный срок (27.10.2017) не выполнен пункт 5 предписания, согласно которому необходимо было устранить нарушение статьи 55.5-1 ГрК РФ: представитель застройщика заказчика по вопросам строительного контроля ФИО5 не внесен в национальный реестр специалистов в области строительства.

Федеральным законом от 03.07.2016 №372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Градостроительный кодекс внесены изменения, согласно которым с 1 июля 2017 года в ГрК РФ введена новая статья 55.5.1.

В соответствии с частью 1 статьи 55.5.1 ГрК РФ специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

На основании части 4 статьи 55.5.1 ГрК РФ специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Согласно части 5 статьи 55.5.1 ГрК РФ к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся, в том числе:

- оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Частью 6 статьи 55.5.1 ГрК РФ установлено, что сведения о физическом лице, указанном в части 1 статьи 55.5.1 ГрК РФ, включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства.

Из анализа положений статьи 55.5.1 ГрК РФ следует, что данной нормой определен правовой статус нового субъекта градостроительных отношений - специалиста по организации инженерных изысканий, по организации архитектурно-строительного проектирования, по организации строительства (далее - специалист), которым является физическое лицо, имеющее право осуществлять трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. При этом данная норма предусматривает условия для возникновения статуса специалиста:

- указанные функции осуществляются исключительно на основании заключенного трудового договора;

- указанные функции осуществляются специалистом, находящимся в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта;

- сведения о специалисте должны быть включены в соответствующий национальный реестр.

06.04.2017 приказом Минстроя России №688/пр утвержден «Порядок ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства».

В соответствии с частью 10 данного Порядка сведения о физическом лице включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций в национальный реестр на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:

а) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;

б) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства па инженерных должностях не менее чем три года;

в) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;

г) повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;

д) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

Таким образом, законодатель создал дополнительные гарантии качества строительной продукции за счет введения особой системы требований к тем, под чьим руководством эти работы должны осуществляться.

В связи с изложенным невнесение в национальный реестр специалистов в области строительства представитель застройщика заказчика по вопросам строительного контроля является нарушением требований градостроительного законодательства.

Представитель общества, возражая против заявления административного органа, ссылается на то, чтонеобходимость внесения в национальный реестр специалистов в области строительства конкретного физического лица - ФИО5, является некорректным и неустранимым предписанием.

Арбитражный суд находит состоятельным довод общества в части некорректности формулировки предписания. Однако считает его несостоятельным в части его неисполнимости, поскольку факт нарушения обществом строительных требований установлен, предписание в судебном порядке не оспорено, а также общество не ограничено в способах устранения выявленных нарушений.

Довод общества о неисполнимости предписания опровергается имеющимися в материалах дела документами, а также пояснениями самого общества.

Так, АО «РУСАЛ Саяногорск» обращалось в административный орган 09.10.2017, 26.10.2017 с ходатайствами о продлении срока исполнения предписания.

Как указал в ходе судебного разбирательства представитель общества, у АО «РУСАЛ Саяногорск» после проведения проверки принимало меры к исполнению предписания путём включения ФИО5 в национальный реестр специалистов в области строительства. Однако после того, как было установлено, что данный специалист не обладает надлежащими характеристиками для включения в реестр, 22.09.2017 был принят новый специалист группы инвестиций и технического перевооружения производственно-технического департамента ФИО8 с целью последующего её включения в национальный реестр специалистов в области строительства.

Следовательно, общество осознавало и понимало о наличии у него реальной возможности и способах устранения в указанный срок выявленного нарушения.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о противоречивости довода общества о неисполнимости предписания и неустранимости нарушения, поскольку из совершенных действий общества усматривается, что общество осознавало наличие у него реальной возможности устранить выявленное нарушение обязательных требований, установленных законодательством, принимало меры более одного раза к его устранению, с целью избежать административной ответственности за неисполнение предписания в установленный срок.

Материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении №09/379.Юл/769 от 04.12.2017, актом проверки от 24.11.2017 №09/769/1824/2017, подтверждается факт невыполнения АО «РУСАЛ Саяногорск» пункта 5 законного предписания Енисейского управления Ростехнадзора.

С учётом изложенного арбитражный суд считает выводы административного органа о наличии нарушений статьи 55.5-1 ГрК РФ обоснованными.

Доказательств устранения в установленный срок нарушения, указанного в пункте п 5 предписания от 18.08.2017 №09/529-С, общество в материалы дела не представило.

Документов, свидетельствующих о незаконности предписания, материалы дела не содержат.

Предписание в судебном порядке не оспорено, в ходе судебного разбирательства установлена правомерность его выдачи, в связи с чем предписание является законным и обоснованным.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) АО «РУСАЛ Саяногорск» объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

В связи с изложенным довод общества о наличии двух специалистов, внесенных в национальный реестр специалистов в области строительства у ООО «РУС-Инжиниринг», что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, несостоятелен, поскольку данные лица согласно общему журналу работ не являются ответственными за осуществление строительного контроля именно на объекте капитального строительства - «Склад временного хранения отработанной футеровки электролизеров. Карта хранения футеровки №3» по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, город Саяногорск, территория Промплощадка. Доказательств иного обществом не представлено.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пунктах 16, 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Арбитражный суд считает, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, поскольку представленными документами в полном объёме подтверждено, что АО «РУСАЛ Саяногорск» не выполнило требования предписания к установленному сроку – 27.10.2017.

Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод, что у арбитражного суда имеются основания для привлечения АО «РУСАЛ Саяногорск» к административной ответственности, установленной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку состав спорного правонарушения доказан заявителем.

Обществом заявлен довод о малозначительности совершенного правонарушения со ссылкой на то, что пункт 5 предписания обществом не выполнен в срок, в силу того, что положения ст. 55.5-1 ГрК РФ вступили в законную силу с 01.07.2017, а проверка, в результате которой было выдано неисполненное предписание, проводилась в период с 14.08.2017 по 18.08.2018, в связи с чем у общества отсутствовала возможность привести в соответствие с законодательством ведение строительного контроля на объекте. Кроме того, общество ссылается на то, что совершенное административное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Административный орган, возражая против данного доводы, указывает, что отсутствие негативных последствий, вызванных несоблюдением обществом законодательства о промышленной безопасности, не устраняет существенный характер нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценив довод общества о малозначительности совершенного правонарушения, арбитражный суд не находит оснований для его удовлетворения в связи со следующим.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

По смыслу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на права и законные интересы граждан, а также интересы государства. Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.

Общество не представило суду доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения. Обстоятельства, изложенные обществом в отзыве, таковыми не являются в силу того, что статья 55.5-1 ГрК РФ введена Федеральным законом от 03.07.2016 №372-ФЗ, опубликована 04.07.2016, вступила в силу 01.07.2017, следовательно, у общества была достаточная возможность для надлежащей подготовки и обеспечения строительного контроля на объекте в соответствии с нормами законодательства.

Приведенная обществом в отзыве на дополнение к заявлению судебная практика не соответствует установленным в настоящем деле обстоятельствам и не подлежит применению.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, арбитражным судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, на момент принятия судом настоящего решения не истёк.

Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей замену административного штрафа на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4КоАП РФ, арбитражным судом не установлено (общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства).

Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности федеральным законом не предусмотрено (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Удовлетворить заявление Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Привлечь акционерное общество «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод» к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить акционерному обществу «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод», г. Саяногорск, зарегистрированному в качестве юридического лица 29 июля 1999 года администрацией города Саяногорска, административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб.

3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу.

Уплата административного штрафа производится по следующим реквизитам: получатель: УФК по Республике Хакасия (Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), расчётный счёт: <***>, банк получателя: Отделение - НБ Республики Хакасия г. Абакан, БИК 049514001, ОКТМО 95701000, код бюджетной классификации (КБК) – 498 1 16 07000 01 6000 140.

В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу А74-19294/2017.

Заверенную копию документа об уплате административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья И.В. Тутаркова