Решения арбитражных судов. Электронное правосудие // .b-popupDocumentBody{ font-size: 12px; font-family: arial,sans-serif; } .b-popupDocumentBody .text{ color: #383c45; padding: 0 20px 20px 20px; } .b-popupDocumentBody .text h1, .b-popupDocumentBody .text h2, .b-popupDocumentBody .text h3, .b-popupDocumentBody .text h4, .b-popupDocumentBody .text h5, .b-popupDocumentBody .text h6 { margin: 10px 0; text-align: center; background: none; color: #383c45; } .b-popupDocumentBody .text p{ margin: 10px 0; } .b-popupDocumentBody .image{ text-align: center; padding: 20px 20px 0 20px; margin-bottom: 40px; } ////
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Абакан
15 июня 2016 года Дело № А74-247/2017
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2017 года.
Решение в полном объёме изготовлено 15 июня 2017 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.Г. Коршуновой,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Н.А. Лобановой, рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление
Администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>),
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 10 952 599 рублей 08 копеек,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ИНН <***>, ОГРН <***>).
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия – ФИО1 на основании доверенности от 09 января 2017 года;
Министерства финансов Республики Хакасия – ФИО2 на основании доверенности от 23 декабря 2016 года № 72 д;
Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия – ФИО3 на основании доверенности от 12 сентября 2016 года № 1271-06-13.
Администрация Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (далее – Администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия (далее – Минфин Хакасии), и к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) о взыскании 10 952 599 рублей 08 копеек финансовых средств, с учётом принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличения размера заявленного требования, в том числе: 10 484 249 рублей 86 копеек – задолженность по муниципальным контрактам; 354 451 рубль 68 копеек – неустойка, взысканная с Администрации по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 сентября 2016 года по делу № А74-8695/2016; 38 815 рублей - расходы по уплате государственной пошлины, взысканные с Администрации по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 сентября 2016 года по делу № А74-8695/2016; 50 941 рубль 19 копеек – расходы по уплате государственной пошлины, взысканные с Администрации по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 сентября 2016 года по делу № А74-7880/2016; 17 854 рубля 35 копеек – пени, взысканные по делу № А74-12096/2016; 6279 рублей – расходы по уплате государственной пошлины по делу № А74-12096/2016.
Определением арбитражного суда от 16 января 2017 года заявление Администрации принято к производству.
Этим же судебным актом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия (далее – Управление ГО и ЧС Хакасии), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).
В судебном заседании 17 мая 2017 года арбитражный суд протокольным определением в порядке статьи 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил ходатайство Администрации об указании в качестве лица, выступающего в деле от имени ответчика – Республики Хакасия, помимо Минфина Хакасии, также Управление ГО и ЧС Хакасии, исключив последнее из числа третьих лиц.
Определением от 17 мая 2017 года судебное разбирательство по делу отложено на 08 июня 2017 года.
Определение от 17 мая 2017 года в порядке части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет». Копия названного судебного акта получена ответчиком Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и третьим лицом.
Руководствуясь частью 6 статьи 121, частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал названных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу и рассмотрел дело в отсутствие представителей Минфина России и третьего лица.
До заседания суда от Администрации поступили дополнительные документы в подтверждение частичной оплаты по судебным решениям.
В судебном заседании представитель Администрации настаивала на исковых требованиях по обстоятельствам и доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных дополнениях к нему, а также доказательствам, представленным в материалы дела.
Представитель Минфина Хакасии возражала против удовлетворения исковых требований на основании доводов, приведённых в отзыве и дополнении к нему.
Представитель Управления ГО и ЧС Хакасии возражал против удовлетворения иска на основании доводов отзыва и представленного суду дополнении к нему.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
12 апреля 2015 года на территории Ширинского сельсовета возникла чрезвычайная ситуация в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром и возгоранием жилых домов.
В рамках выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации Администрацией заключены муниципальные контракты, работы по которым выполнены в полном объёме, а именно:
- с государственным казённым учреждением Республики Хакасия «Управление инженерных защит» на сумму 159 000 рублей. Сумма задолженности взыскана по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 ноября 2016 года по делу № А74-12096/2016, по которому с Администрации также взысканы пени в сумме 17 854 рублей 35 копеек и 6279 рублей расходы по уплате государственной пошлины;
- с обществом с ограниченной ответственностью «ВИС» на сумму 266 400 рублей;
- с муниципальным унитарным предприятием «Райтопсбыт» на сумму 17 959 рублей;
- с обществом с ограниченной ответственностью «Хакасская строительно-транспортная компания на сумму 2 881 721 рубль. Сумма задолженности взыскана по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 сентября 2016 года по делу № А74-8695/2016, по которому с Администрации в пользу общества также взысканы 354 451 рубль 68 копеек неустойки и 38 815 рублей расходы по уплате государственной пошлины;
- с обществом с ограниченной ответственностью «Фирма «РИГОР» на сумму 49 105 рублей;
- с индивидуальным предпринимателем ФИО4 на общую сумму 96 720 рублей;
- с индивидуальным предпринимателем Тега П.А. на сумму 295 953 рубля;
- с открытым акционерным обществом «Коммунаровский рудник» на сумму 879 872 рубля;
- с государственным унитарным предприятием Республики Хакасия «Ширинское дорожное ремонтно-строительное управление» на сумму 4 470 590 рублей и на сумму 1 423 265 рублей 21 копейку. По решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 августа 2016 года по делу № А74-7880/2016 с Администрации в пользу предприятия взыскана задолженность в общей сумме 5 588 237 рублей 86 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 50 941 рублей 19 копеек;
- с обществом с ограниченной ответственностью «Тепосети» на сумму 85 840 рублей;
- с потребительским обществом «Центр» на сумму 163 450 рублей.
Полагая, что данные расходы являются расходными обязательствами Республики Хакасия и Российской Федерации, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Настоящий спор рассмотрен арбитражным судом по общим правилам искового производства. Исходя из принципов, закреплённых в статьях 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, спор рассмотрен на основании доводов и документов, предоставленных сторонами.
Оценив доводы сторон, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ).
Действие Закона № 68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение Закона № 68-ФЗ Правительством Российской Федерации в Постановлении от 21 мая 2007 года № 304 (далее – Постановление № 304) установлена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Названной классификацией предусмотрена чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Постановлением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 года № 24-ПП (действующего в спорный период) в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населённых пунктах на территории Республики Хакасия с 13 часов 00 минут 12 апреля 2015 года введён режим чрезвычайной ситуации, установлен региональный уровень реагирования (пункт 1).
Согласно пункту 2 зона чрезвычайной ситуации установлена в границах всей территории Республики Хакасия; в редакции постановления от 28 мая 2015 года зона чрезвычайной ситуации установлена в границах территорий муниципальных образований город Абакан, город Саяногорск, город Черногорск, Алтайский, Аскизский, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Усть-Абаканский, Ширинский районы.
Из справки государственного казённого учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Ширинского района» следует, что в списки материальной и финансовой помощи пострадавших в результате пожара 12 апреля 2015 года на территории с. Шира включён 1351 человек. Данные списки (реестры) утверждены Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия ФИО5
Принимая во внимание указанные обстоятельства, арбитражный суд пришёл к вводу о том, что рассматриваемая чрезвычайная ситуация носила региональный характер. При этом принятие Администрацией муниципального образования Ширинский район постановления от 12 апреля 2015 года № 156 о введении чрезвычайной ситуации на территории Ширинского района в данном случае не влияет на определение характера чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Согласно пункту 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в том числе вопросов: формирования и использования резервных фондов субъекта Российской Федерации для финансирования непредвиденных расходов; предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях; предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий.
Пунктом 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В частности: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ. Статьёй 25 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций заблаговременно создаются резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 11 Закона Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года № 43 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия» осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера отнесены к полномочиям Правительства Республики Хакасия.
Положения статей 22 и 23 Закона Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года № 43 относительно финансового обеспечения предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и создания и использования соответствующих финансовых резервов аналогичны положениям Закона № 68-ФЗ.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 сентября 2007 года № 287 утверждено Положение об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Республики Хакасия, согласно которому финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6).
При указанных обстоятельствах, учитывая, что чрезвычайная ситуация 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, в том числе в Ширинском районе, носила региональный характер, финансовое обеспечение мер по ликвидации её последствий является расходным обязательством Республики Хакасия, то есть лица, не являющегося причинителем вреда, но на которое обязанность по возмещению ущерба возложена в силу закона.
Правительством Российской Федерации в соответствии со статьёй 10 Закона № 68-ФЗ утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (Постановление от 15 февраля 2014 года № 110) (далее – Правила № 110).
Названными Правилами установлено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на: проведение аварийно-спасательных работ по перечню согласно приложению № 1; на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению № 2 (пункт 2 Правил № 110).
Пунктом 5 Правил № 110 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объём запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объёма налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утверждённого законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда (пункт 10 Правил № 110).
Правительство Республики Хакасия в соответствии с Правилами № 110 обратилось в Департамент территориальной политики МЧС России (письма от 08 мая 2015 года № ВК-М-1037, от 03 июля 2015 года № 819-02-04) с соответствующими заявками о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовой обеспечение проведения аварийно-спасательных работ и на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, в том числе в Ширинском районе.
Письмом от 26 ноября 2015 года № 43-5653-7 МЧС России сообщило о том, что представленные документы на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по уборке и вывозу мусора (остатков горения) с пострадавших территорий исключены из реестров в связи с их несоответствием требованиям Правил № 110.
Указанные действия Правительства Республики Хакасия свидетельствуют о том, что заявленные Администрацией расходы на проведение аварийно-спасательных работ (организация питания, услуг бани для сил ликвидации последствий чрезвычайной ситуации) и на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ (погрузка и вывоз мусора, мешающего проезду транспорта, используемого для восстановления инженерной инфраструктуры) приняты органом государственной власти Республики Хакасия как расходные обязательства республиканского бюджета.
Этот же вывод следует из анализа подпунктов «б» и «в» пункта 3 Порядка предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (в редакции, действовавшей в спорный период), утверждённого Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09 августа 2012 года № 525.
Таким образом, истец правомерно обратился с требованиями о взыскании указанных расходов к Республике Хакасия.
Вместе с тем положения Закона № 68-ФЗ и приведённые положения Правил № 110, с учётом обстоятельств настоящего дела, не дают оснований относить указанные затраты Администрации к расходным обязательствам Российской Федерации.
В этой связи исковые требования Администрации Ширинского района к Российской Федерации в лице Минфина России удовлетворению не подлежат.
Обращаясь с исковыми требованиями, Администрация определила сумму взыскания в качестве убытков.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьёй 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьёй 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу названных норм возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности, в силу чего по требованию о взыскании убытков в виде реального ущерба лицо, требующее такое возмещение, в соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать совокупность следующих фактов: причинение убытков и размер понесённых убытков, противоправности действий (бездействия) ответчиков, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
Отсутствие одного из предусмотренных условий состава правонарушения влечёт за собой отказ судом в удовлетворении требования о возмещении убытков.
Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счёт казны.
От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств отвечает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств (пункт 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Во исполнение Закона № 68-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Правительством Республики Хакасия принято постановление от 24 марта 2004 года № 75 «О территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым утверждено Положение о данной подсистеме (далее – территориальная подсистема).
Территориальная подсистема создана для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Республики Хакасия, состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению Республики Хакасия, и объединяет органы управления, силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пункт 2 Положения о территориальной подсистеме).
Согласно пункту 3, 4 названного Положения территориальная подсистема действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне территориальной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил территориальной подсистемы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Координационным органом территориальной подсистемы на региональном уровне (в пределах территории Республики Хакасия) является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия (пункт 5 Положения о территориальной подсистеме).
В соответствии с пунктом 8 Положения о территориальной подсистеме постоянно действующими органами управления территориальной подсистемы на региональном уровне является Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия. Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия в рамках функционирования территориальной подсистемы осуществляет взаимодействие с указанным органом управления в соответствии с соглашением.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 февраля 2010 года № 66 утверждено Положение об Управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия (далее – Положение об Управление ГО И ЧС Хакасии).
Согласно пункту 1.1 названного Положения Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по выполнению мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, организации тушения пожаров и обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Хакасия.
К полномочиям Управления ГО И ЧС Хакасии в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесены (пункт 2.1 Положения):
- участие в осуществлении подготовки и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
- содействие организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержанию общественного порядка в ходе их проведения;
- участие в содействии устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
- организация создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В указанных целях Управление ГО И ЧС Хакасии полномочно вносить в Правительство Республики Хакасия проекты законов Республики Хакасия, постановлений Правительства Республики Хакасия, иных правовых актов, документы и предложения по вопросам, относящимся к установленным сферам ведения Управления, по которым требуется решение Правительства Республики Хакасия, в частности: по осуществлению финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности; по обращению в Правительство Российской Федерации за оказанием помощи при недостаточности собственных сил и средств при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера (пункт 2.4 Положения об Управлении ГО и ЧС Хакасии).
В силу пункта 2.14 Положения Управление ГО и ЧС Хакасии осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
Таким образом, Управление ГО и ЧС Хакасии является надлежащим государственным органом субъекта Российской Федерации полномочным выступать от имени Республики Хакасия в деле о возмещении вреда в указанной сфере деятельности.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» указано, что в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о возмещении вреда, причинённого государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование. В связи с этим замена органа, уполномоченного представлять публично-правовое образование, не является заменой ответчика в смысле статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что по настоящему делу в качестве ответчиков выступают Республика Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия и в лице Управление ГО и ЧС Хакасии, принимая во внимание вышеизложенные положения, арбитражный суд пришёл к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению к Республике Хакасия в лице главного распорядителя бюджетных средств – Управления ГО и ЧС Хакасии за счёт средств казны Республики Хакасия. В удовлетворении исковых требований к Республике Хакасия в лице Минфина Хакасии надлежит отказать.
Арбитражный суд отклонил как необоснованный довод Управления ГО и ЧС Хакасии о том, что данный орган не может рассматриваться в качестве ответчика по настоящему делу, поскольку Минфином Хакасии не предоставлялись бюджетные средства на финансирование указанных аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации.
Недоведение до Управления ГО и ЧС Хакасии как главного распорядителя денежных средств из республиканского бюджета на цели организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Согласно расчёту истца общая сумма убытков составила 10 952 599 рублей 08 копеек, из них:
- 159 000 рублей задолженность государственному казённому учреждению Республики Хакасия «Управление инженерных защит» на основании муниципального контракта от 13 апреля 2015 года № 2. Взыскана по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 ноября 2016 года по делу № А74-12096/2016, по которому с Администрации также взысканы пени в сумме 17 854 рублей 35 копеек и 6279 рублей расходы по уплате государственной пошлины;
- 266 400 рублей - обществу с ограниченной ответственностью «ВИС» на основании муниципального контракта от 13 апреля 2015 года;
- 17 959 рублей - муниципальному унитарному предприятию «Райтопсбыт» на основании муниципального контракта от 13 апреля 2015 года № 1;
- 2 881 721 рубль - обществу с ограниченной ответственностью «Хакасская строительно-транспортная компания на основании муниципального контракта от 15 апреля 2015 года. Взыскана по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 сентября 2016 года по делу № А74-8695/2016, по которому с Администрации в пользу общества также взысканы 354 451 рубль 68 копеек неустойки и 38 815 рублей расходы по уплате государственной пошлины;
- 49 105 рублей - обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «РИГОР» на основании муниципального контракта от 15 апреля 2015 года;
- 96 720 рублей - индивидуальному предпринимателю ФИО4 на основании муниципальных контрактов от 13 апреля 2015 года и от 15 апреля 2015 года;
- 295 953 рубля - индивидуальному предпринимателю Тега П.А. на основании муниципального контракта от 16 апреля 2015 года;
- 879 872 рубля - открытому акционерному обществу «Коммунаровский рудник» на основании муниципального контракта от 18 апреля 2015 года;
- 4 470 590 рублей и 1 423 265 рублей 21 копейка - государственному унитарному предприятию Республики Хакасия «Ширинское дорожное ремонтно-строительное управление» на основании муниципальных контрактов от 12 апреля 2015 года и 14 апреля 2015 года. По решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 августа 2016 года по делу № А74-7880/2016 с Администрации в пользу предприятия взыскана задолженность в общей сумме 5 588 237 рублей 86 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 50 941 рублей 19 копеек;
- 85 840 рублей - обществу с ограниченной ответственностью «Тепосети» на основании муниципального контракта от 16 апреля 2015 года № 1;
- 163 450 рублей - потребительскому обществу «Центр» на основании муниципальных контрактов от 17 апреля 2015 года и от 22 апреля 2015 года.
На основании подписанных сторонами актов к перечисленным договорам оказанные исполнителями услуги приняты заказчиком (Администрацией) без претензий к объёму, качеству и срокам оказания.
Платёжным поручением от 25 апреля 2017 года № 806787 произведена оплата в сумме 159 000 рублей основного долга по решению Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-12096/2016. Платёжным поручением от 25 апреля 2017 года № 806788 произведена оплата пеней и расходов по госпошлине в общей сумме 24 133 рублей 35 копеек по решению Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-12096/2016. Платёжным поручением от 27 апреля 2017 года № 820822 произведена частичная оплата задолженности в сумме 545 831 рубля 28 копеек по решению Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-8695/2016. Платёжными поручениями от 26 мая 2017 года № 38108 и от 29 мая 2017 года № 44167 произведена частичная оплата задолженности по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 сентября 2016 года по делу № А74-7880/2016 на сумму 300 000 рублей. В общей сумме задолженность перед исполнителями по вышеперечисленным муниципальным контрактам Администрацией погашена в общей сумме 1 028 964 рубля 63 копейки.
Обстоятельства наличия и размера спорных убытков сторонами не оспаривается.
Арбитражный суд, исходя из имеющихся материалов дела, пришёл к выводу о том, что размер убытков истцом обоснован в заявленной сумме.
Исходя из положений статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», исковые требования подлежат удовлетворению за счёт средств казны Республики Хакасия.
По смыслу части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается ответчиком, если он не освобождён от её уплаты.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобождён от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание государственной пошлины по настоящему делу не производится.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить частично исковые требования Администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия.
Взыскать с Республики Хакасия в лице Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия за счёт казны Республики Хакасия в пользу Администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия 10 952 599 (десять миллионов девятьсот пятьдесят две тысячи пятьсот девяносто девять) рублей 08 копеек убытков.
Отказать в удовлетворении исковых требования Администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия.
Отказать в удовлетворении исковых требования Администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Т.Г. Коршунова