ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-3543/2021 от 19.05.2021 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

19 мая 2021года                                                                                              Дело № А74-3543/2021

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Е. Корякиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Милешиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (ИНН 1901065260, ОГРН 1041901200021)   

к администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия (ИНН 1908003199, ОГРН 1061903002061)  

о взыскании 5895 рублей 95 копеек штрафов по требованиям № 61048 по состоянию на                  28 августа 2020 года, № 1398 по состоянию на 09 октября 2020 года.

В судебном заседании представители сторон отсутствовали.

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – УФНС России по РХ, налоговый орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия (далее – администрация) о взыскании 5895 рублей 95 копеек штрафов по требованиям № 61048 по состоянию на 28 августа 2020 года, № 1398 по состоянию на 09 октября 2020 года.

Определением арбитражного суда от 13 апреля 2021 года исковое заявление принято к производству, назначены предварительное судебное заседание и судебное разбирательство по делу на 19 мая 2021 года.

Судебный акт в порядке статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) опубликован на официальном сайте арбитражного суда и в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Копии определения получены заявителем и ответчиком 16 и 17 апреля 2021 года соответственно (почтовые отправления № 65500558087500, 65500558087517).

УФНС России по РХ до начала судебного заседания направило в арбитражный суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

 Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 1 статьи 136, частью 3 статьи 156 АПК РФ, арбитражный суд признал заявителя и ответчика надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по делу и рассмотрел дело в отсутствие представителей названных лиц.

Поскольку определением от 13 апреля 2021 года назначены предварительное судебное заседание и судебного разбирательство по делу, при надлежащем извещении сторон, в отсутствие возражений, арбитражный суд в порядке статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству по делу.

Исследовав представленные заявителем доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Администрация Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия зарегистрирована в качестве юридического лица 02 февраля 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия.

28 января 2020 года администрацией по телекоммуникационным каналам связи представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019 года.

Последний срок для представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019 год истек 27 января 2020 года.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления 25 мая 2020 года акта налоговой проверки № 944. Извещением от 08 июня 2020 года № 4753 администрации сообщено о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки. Акт камеральной проверки и извещение направлены администрации по телекоммуникационным каналам связи (получено ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 18 июня 2020 года).

13 июля 2020 года в адрес налоговому органу поступило заявление о рассмотрении материаловналоговой проверки в отсутствие представителя налогоплательщика.

15 июля 2020 года налоговым органом рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки. По результатам рассмотрения вынесено решение № 944 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым администрация привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с учетом положений статей 112, 114 НК РФ в виде штрафа в размере 125 рублей. Решение направлено администрации по телекоммуникационным каналам связи и получено налогоплательщиком 21 июля 2020 года.

Указанное решение в вышестоящий налоговый орган или в суд не обжаловалось.

В связи с неуплатой налоговой санкции, налоговый орган направил администрации требование № 61048 по состоянию на 28 августа 2020 года, в котором предложил уплатить сумму штрафа в срок до 13 октября 2020 года. Требование направлено ответчику по телекоммуникационным каналам связи 31 августа 2020 года.

27 апреля 2020 года администрацией по телекоммуникационным каналам связи представлен первичный расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 3 месяца 2020 года.

Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая перечислению в бюджет составила 115 419 рублей. Сумма удержанного налога в указанном размере в бюджет не перечислена.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления 26 июня 2020 года акта налоговой проверки № 1608. Извещением от 06 июля 2020 года № 5627 администрации сообщено о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки. Акт камеральной проверки и извещение направлены администрации по телекоммуникационным каналам связи (получено ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 06 и 07 июля 2020 года).

13 августа 2020 года в отсутствие представителя администрации налоговым органом рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки. По результатам рассмотрения вынесено решение № 1398 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением администрация привлечена к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ с учетом положений статей 112, 114 НК РФ в виде штрафа в размере 5770 рублей 95 копеек. Решение направлено администрации 20 августа 2020 года по телекоммуникационным каналам связи и получено ответчиком 04 сентября 2020 года.

Указанное решение в вышестоящий налоговый орган или в суд не обжаловалось.

В связи с неуплатой суммы налоговой санкции, налоговый орган направил администрации требование № 61745 по состоянию на 09 октября 2020 года, в котором предложил уплатить сумму штрафа в срок до 09 ноября 2020 года. Требование направлено ответчику по телекоммуникационным каналам связи 09 октября 2020 года.

Поскольку указанные требования ответчиком не исполнены, а также в связи с пропуском заявителем срока для применения мер принудительного взыскания, отраженной в требовании суммы налоговой санкции, налоговый орган в установленный срок обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Дело рассмотрено по правилам главы 26 АПК РФ.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.

Статьями 19, 23 НК РФ установлены обязанности налогоплательщиков, в том числе уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с частью 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Статьей 123 НК РФ установлена ответственность налогового агента за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Санкция указанной нормы установлена в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Статьей 88 НК РФ установлен порядок проведения и сроки камеральной налоговой проверки, статьями 100, 101, 101.4 НК РФ – порядок оформления результатов проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Согласно пунктам 1, 8 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате штрафов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате штрафа является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3 пункта 1, пункт 8 статьи 45 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В силу пункта 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные для требований об уплате налогов, применяется также в отношении требований об уплате штрафов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.       В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу пункта 2 статьи 70 НК РФ  требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ.

На основании абзаца 2 пункта 2, пункта 8 статьи 45 НК РФ взыскание штрафа с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации в банках и его электронные денежные средства.

Согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пунктом 10 статьи 46 НК РФ установлено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что администрация в установленный законом не представила декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019 года (с нарушением срока), не перечислила в установленные сроки суммы налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2020 года, тем самым совершила налоговые правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 119, статьей 123 НК РФ.

С учетом положений статей 88, 100, 101, 101.2, 101.4 НК РФ арбитражный суд пришел к выводу о том, что решения о привлечении к налоговой ответственности от 15 июля 2020 года № 944 и от 13 августа 2020 года № 1398 приняты уполномоченным государственным органом, процедура и сроки проведения камеральных налоговых проверок налоговым органом не нарушены. При  рассмотрении материалов камеральных  проверок  налоговым  органом не допущены нарушения  существенных  условий процедуры  рассмотрения. Размер штрафов определен налоговым органом в соответствии с санкциями части 1 статьи 119,  статьи 123 НК РФ и с учетом положений статей 112, 114 НК РФ. Указанные решения ответчиком не оспаривались.

Поскольку администрация не выполнила обязанность, установленную статьей 45 НК РФ, и не уплатило начисленную решениями от 15 июля 2020 года № 944 и от 13 августа 2020 года № 1398 сумму штрафов, налоговым органом в установленный пунктом 2 статьи 70 НК РФ срок направлены в адрес ответчика требования № 61048 по состоянию на 28 августа 2020 года и № 61745 по состоянию на 09 октября 2020 года.

В срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ, налоговым органом решение о взыскании налоговой санкции за счет денежных средств на счетах налогового агента не принято. 

Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о наличии у налогового органа полномочий и оснований на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с администрации налоговых санкций.

Поскольку материалы дела подтверждают наличие у ответчика задолженности по штрафам в размере 5895 рублей 95 копеек, учитывая отсутствие сведений об уплате заявленной к взысканию суммы задолженности, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности требования налогового органа.

Арифметический расчет взыскиваемой суммы администрацией не оспаривается, арбитражным судом проверен и признан верным.

С учетом изложенного, арбитражный суд удовлетворяет заявленные требования.   

Государственная пошлина по делу составляет 2000 рублей. Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ стороны освобождены от ее уплаты, государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия.

Взыскать с администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия, зарегистрированной в качестве юридического лица02 февраля 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия,в доход соответствующего бюджета5895 (пять тысяч восемьсот девяносто пять) рублей 95 копеек штрафа.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                            О. Е. Корякина