ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-3573/20 от 05.10.2020 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

8 октября 2020 года Дело № А74-3573/2020

Резолютивная часть решения объявлена 5 октября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 8 октября 2020 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.М. Зайцевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Е.В. Карамашевой

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о взыскании 1.498.500 руб. средств гранта.

В судебном заседании принимал участие представитель истца – ФИО2 на основании доверенности от 5.03.2020 № 33-951-П, диплом, паспорт.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее-министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (далее – глава КФХ) о взыскании 1.498.500 руб. средств гранта.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, несмотря на то, что в силу пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) был надлежащим образом извещён о месте и времени судебного заседания. До судебного заседания представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.

Арбитражный суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие ответчика.

Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

20.06.2016 между министерством и главой КФХ в целях реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717, подпрограммы «Развитие малых форм хозяйствования на селе» государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 №781, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 №166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» (действовавшем в спорный период), приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 №197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 №166», а также в соответствии с Порядком предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утверждённым постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.11.2014 №607, заключено соглашение №89 с участником программы поддержки начинающих фермеров (далее – соглашение).

В соответствии с пунктом 1 предметом соглашения является предоставление министерством главе КФХ денежных средств в виде гранта на реализацию проекта «Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по разведению крупного рогатого скота». Грантополучатель реализует указанный проект и расходует грант исключительно в соответствии с целями, условиями и в сроки, которые установлены настоящим соглашением.

Размер гранта составил 1.498.500 руб. (пункт 3.1. соглашения).

Обязательства сторон в связи с исполнением соглашения определены в разделе 4 соглашения.

Согласно пункту 4.2 глава КФХ принял на себя обязательство использовать грант только по Плану расходов (приложение № 1 к соглашению) и использовать имущество, закупаемое за счёт средств гранта, исключительно на развитие своего крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 4.2.1); использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счёт грантополучателя (пункт 4.2.2.); зарегистрировать все активы, приобретённые за счёт средств гранта на грантополучателя и использовать их его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Республики Хакасия и только в деятельности крестьянского (фермерского хозяйства) грантополучателя (пункт 4.2.3); племенных животных приобретать в племенных стадах, зарегистрированных в государственном племенном регистре (пункт 4.2.4); не осуществлять в течение пяти лет со дня получения гранта дарение, продажу, передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен или взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретённого за счёт гранта (пункт 4.2.5); в течение пяти лет со дня получения гранта создать в своём крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее 3 (трёх) постоянных рабочих мест (пункт 4.2.6); оплатить за счет собственных денежных средств стоимость затрат на приобретение имущества, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных Планом расходов (приложение 1 к настоящему соглашению), в размере, предусмотренном планом расходов приложение 1 к настоящему соглашению) и не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретений имущество, работы, услуги) (пункт 4.2.7); осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта (пункт 4.2.8); предоставлять грантодателю отчёт о целевом расходовании средств гранта по форме и в сроки, которые установлены настоящим соглашением (с приложением документов, предусмотренных формой отчёта) (пункт 4.2.9); постоянно проживать в муниципальном образовании по месту нахождения и регистрации хозяйства (адрес хозяйства: Республика Хакасия, Аскизский район, в 1,7 км. на юг от ст. Юргачи), главой которого является грантополучатель и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства грантополучателя (пункт 4.2.10); обеспечить достижение значения показателей результативности предоставления гранта: прирост производства сельскохозяйственной продукции (мясо говядина) в размере не менее 50 процентов к концу реализации проекта (пункт 4.2.11).

В соответствии с пунктом 4.2.12 соглашения грантополучатель обязан вернуть предоставленные денежные средства в случаях:

- предоставления грантополучателем недостоверных сведений и (или) фальсифицированных документов, предоставленных на конкурсный отбор участников программы поддержки начинающих фермеров и (или) в отчете о целевом расходовании средств гранта;

- нецелевого использования гранта;

- неисполнение грантополучателем обязательств, предусмотренных подпунктами 4.2.1-4.2.11 настоящего соглашения.

В соответствии с пунктом 5.1 соглашения отчет о целевом расходовании средств гранта предоставляется грантополучателем на бумажном носителе раз в пол года, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным полугодием по состоянию на первое число месяца, следующего за отчётным полугодием, в течение пяти лет с даты получения гранта.

Согласно пункту 8.2 соглашения в случае выявления факта нарушения грантополучателем условий, предусмотренных Порядком, при предоставлении гранта и (или) обязательств, предусмотренных подпунктами 4.2.1-4.2.11 настоящего соглашения, грантодатель в течение 15 рабочих дней со дня выявления указанных фактов уведомляет грантополучателя в письменной форме о возврате бюджетных средств. Грантополучатель в срок, не позднее 30 дней с момента получения уведомления обязан вернуть полученные средства в республиканский бюджет Республики Хакасия в полном объёме.

Приложением № 1 к соглашению стороны согласовали План расходов, в соответствии с которым определены наименование приобретений (имущество, работы, услуг), их количество, общая стоимость, а также объёмы и источники финансирования. Общий размер гранта составил 1 498 500 руб., размер собственных денежных средств – 166.500 руб. Планом расходов предусмотрено приобретение:

сельскохозяйственных животных: племенная телка герефордской породы – 20 гол. общей стоимостью 1.500.000 руб., в том числе 1 350 000 руб. средства гранта, собственные средства – 150 000 руб.; племенной бычок герефордской породы – 2 гол. Общей стоимостью 165 000 руб., в том числе 148 500 руб. средств гранта, 16 500 руб. – собственные средства.

В Приложении №2 стороны согласовали формы отчёта о целевом расходовании средств гранта, а также перечень документов, прилагаемых к нему.

Средства гранта в сумме 1 498 500 руб. перечислены на счёт главы КФХ в полном объёме платёжными поручениями от 29.06.2016 №521991, от 30.06.2016 №530527.

Глава КФХ представил в министерство отчёты о целевом расходовании средств гранта по состоянию на 01.01.2017, 01.07.2017, 01.01.2018, 01.07.2018 из которых следовало, что средства гранта израсходованы в полном объёме.

Министерством установлено, что глава КФХ не представил в министерство отчёт о целевом расходовании средств гранта за 2 полугодие 2019 года по состоянию на 01.01.2020. В связи с этим 20.01.2020 в адрес главы КФХ министерством направлено уведомление о возврате в течение 30 дней со дня получения уведомления средств гранта в сумме 1 498 500 руб. Уведомление вручено адресату 04.02.2020.

Поскольку требование о возврате денежных средств главой КФХ не было исполнено, министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании 9.156.700 руб. средств гранта.

Оценив доводы заявителя и представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (далее – субсидии) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются, в том числе: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В целях реализации Федерального закона от 26.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 (в редакции, действовавшей в спорный период) утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

В рамках предоставленных полномочий постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 № 781 (в редакции, действовавшей в спорный период) утверждена государственная программа Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы».

Согласно Положению о министерстве, утверждённому постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.02.2005 № 41, министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, одной из функций которого является государственная поддержка агропромышленного комплекса Республики Хакасия.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.11.2014 №607 (в редакции, действовавшей в спорный период) утверждён Порядок предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее – Порядок №607).

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка №607 получатель гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство раз в полгода не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным полугодием, представляет в Минсельхозпрод РХ отчёт по форме, установленной соглашением в соответствии с приложением 5 к приказу Минсельхоза России от 22.03.2012 N 197.

Главным распорядителем средств республиканского бюджета по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм является Минсельхозпрод РХ (пункт 1.3 Порядка №607).

Контроль за целевым использованием средств гранта осуществляется, в том числе, путём осуществления Минсельхозпрод РХ обязательной проверки соблюдения получателями грантов на развитие семейных животноводческих ферм условий, целей и порядка их предоставления (пункт 4.2. Порядка №607).

Согласно разделу 5 Порядка №607 в случае выявления факта нарушения получателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство условий, предусмотренных подразделом 2 настоящего Порядка, получатель гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство уведомляется в письменной форме о возврате бюджетных средств и обязан в срок не позднее 30 дней с момента получения уведомления вернуть полученные средства в республиканский бюджет в полном объёме.

Из анализа вышеуказанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка №607 следует, что грант предоставляется безвозвратно, однако это правило не действует в случае нарушения условий, установленных для его предоставления.

Как следует из материалов дела, ФИО1 не представил в министерство Отчёт о целевом расходовании средств гранта за 2 полугодие 2019 года по состоянию на 01.01.2020.

Материалами дела подтверждено нарушение ответчиком пунктов 4.2.9 соглашения, что согласно пункту 4.2.12 соглашения является основанием для возврата представленных денежных средств.

Обстоятельств того, что неисполнение главой КФХ принятых в соответствии с соглашением обязательств являлось следствием непреодолимой силы, событий чрезвычайного характера, материалы дела не содержат, о наличии указанных обстоятельств из документов не следует.

Нормативными правовыми актами Республики Хакасия закреплена договорная основа субсидирования, из этого следует, что заключение договора о предоставлении субсидий является одним из условий их предоставления. Следовательно, отношения, связанные с предоставлением субсидий в Республике Хакасия, регулируются как нормами бюджетного законодательства, так и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Ответчик не исполнил требование о возврате средств гранта в сроки, установленные соглашением, доказательств обратного не представил.

При таких обстоятельствах требования министерства о взыскании средств гранта в общей сумме 1.498.500 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьёй 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему спору составляет 27.985 руб., при подаче иска уплачена не была, поскольку истец освобождён от её уплаты.

В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 27.985 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Удовлетворить исковое заявление.

Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия 1.498.500 (один миллион четыреста девяносто восемь тысяч пятьсот) руб. средств гранта.

2. Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 в доход федерального бюджета 27.985 (двадцать семь тысяч девятьсот восемьдесят пять) руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Н.М. Зайцева