ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-4126/2018 от 15.06.2018 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

22 июня 2018 года                                                                                      Дело № А74-4126/2018

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2018 года.

Решение в полном объёме изготовлено 22 июня 2018 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1, 
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к государственному казённому учреждению Республики Хакасия «Центр занятости населения» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 12 913 руб. 95 коп. убытков,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и занятости Республики Хакасия
(ИНН <***>, ОГРН <***>)

В судебном заседании приняли участие:

индивидуальный предприниматель ФИО2;

представитель ответчика – ФИО3 на основании доверенности от 16 января 2018 года № 27.

Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – истец,
ФИО2) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному казённому учреждению Республики Хакасия «Центр занятости населения» (далее – ответчик, центр занятости) о взыскании 120 000 руб. единовременной финансовой помощи в соответствии с договором от 02.08.2017 № 2 и 12 913 руб. 95 коп. убытков
в виде оплаты обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Определением арбитражного суда от 27.03.2018 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
Министерство труда и занятости Республики Хакасия (далее – министерство).

От истца 24.04.2018 поступило ходатайство об уточнении размера исковых требований, в соответствии с которым истец, ссылаясь на перечисление ответчиком 120 000 руб. единовременной финансовой помощи, просил взыскать с ответчика 12 913 руб. 95 коп. убытков.

Определением от 21.05.2018 арбитражный суд в порядке статьи 49 АПК РФ принял уточнение истцом исковых требований, перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, предварительное судебное заседание и судебное разбирательство по делу назначены на 15.06.2018.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по доводам искового заявления с учетом уточнений.

Ответчик не признал исковые требования по доводам письменных возражений на исковое заявление, с учётом представленных в дело дополнительных документов.

Третье лицо не направило представителя в судебное заседание, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещено надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв третьего лица на исковое заявление.

Руководствуясь положениями статей 123, 156 АПК РФ, арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Решением комиссии государственного казённого учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения» по рассмотрению бизнес-планов безработных граждан по организации предпринимательской деятельности от 29.06.2017 № 2 решено предоставить безработному гражданину ФИО2 средства республиканского бюджета Республики Хакасия на единовременную помощь при государственной регистрации безработного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

03.07.2017 ФИО2 ознакомлен с названным решением.

26.07.2017 ФИО2 выдано уведомление о постановке физического лица
в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, присвоены ОГРНИП <***>, ИНН <***>.

02.08.2017 между истцом и ответчиком заключён договор № 2 на предоставление средств республиканского бюджета Республики Хакасия безработному гражданину на единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее – договор).

По условиям договора истец обязался предоставить в центр занятости бизнес-план по выбранному виду предпринимательской деятельности (пункт 2.1.1 договора).

Ответчик обязался перечислить на лицевой счёт истца бюджетные средства на единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в размере
120 000 руб. (пункт 2.3.1 договора); перечислить указанные денежные средства при условии предоставления гражданином ФИО2 свидетельства о государственной регистрации до истечения 30 дней с даты государственной регистрации предпринимательской деятельности (пункт 2.3.2 договора).

Согласно договору истец имеет право предоставить в центр занятости свидетельство
о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не позднее
20 дней с даты государственной регистрации (пункт 2.2.1 договора).

В силу пункта 2.2.2 договора гражданин имеет право требовать от центра занятости своевременного исполнения обязательств по договору.

Истец во исполнение обязательств по договору 02.08.2017 предоставил ответчику свидетельство о государственной регистрации, бизнес-план. 

Ответчик в нарушение условий договора не перечислил в установленный договором срок истцу денежные средства в виде единовременной финансовой помощи.

Истец направил ответчику претензию от 10.10.2017 о погашении задолженности
в сумме 120 000 руб.

В ответ на претензию ответчик письмом от 07.11.2017 № 433-п признал сумму задолженности, сослался на невозможность её погашения в связи с задержкой  финансирования из республиканского бюджета. Указал также, что во исполнение письма Министерства финансов Республики Хакасия от 24.10.2017 № 13/2625113 Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия принимает к проведению кассовые выплаты только по перечисленным расходным обязательствам Республики Хакасия до полного погашения просроченной кредиторской задолженности по первоочередным расходам бюджета.

Неисполнение ответчиком требований истца о погашении долга в сумме 120 000 руб. послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением
о взыскании указанной суммы, а также убытков в виде государственной пошлины в сумме 800 руб., уплаченной  при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,
и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 12 113 руб. 95 коп., уплаченных истцом в связи с наличием у него статуса индивидуального предпринимателя.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, арбитражный суд пришёл
к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьёй 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований
и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Ответственность, предусмотренная названными нормами, наступает при совокупности условий, включающих наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, подтверждённость размера причинённого вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

Отсутствие одного из перечисленных условий служит основанием для отказа                   в удовлетворении иска о взыскании убытков.

В целях реализации Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Правительством Республики Хакасия утверждены порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка, условий предоставления и размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости,
а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утверждённого постановлением
Правительства Республики Хакасия от 01.02.2012 № 50 (далее – Порядок), предоставление безработным гражданам бюджетных средств на единовременную финансовую помощь при государственной регистрации и единовременную финансовую помощь на подготовку документов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств – Государственным комитетом по занятости населения Республики Хакасия (в редакции, действовавшей на дату предоставления истцом документов в центр занятости), в редакции
от 27.10.2017 – Министерством труда и занятости Республики Хакасия получателям бюджетных средств – государственным казенным учреждениям Республики Хакасия центрам занятости населения городов и районов на соответствующие направления расходования.

В силу пункта 2.4 Порядка единовременная финансовая помощь при государственной регистрации составляет 120 000 руб.

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка единовременная финансовая помощь на подготовку документов направлена на возмещение расходов на подготовку документов при государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в том числе оплату государственной пошлины.

Центр занятости предоставляет единовременную финансовую помощь при государственной регистрации при условии:

получения безработным гражданином рекомендаций по результатам предоставления государственной услуги по содействию самозанятости о целесообразности осуществления предпринимательской деятельности;

предоставления безработным гражданином бизнес-плана по выбранному виду предпринимательской деятельности, соответствующей направлениям социально-экономического развития муниципального образования;

положительного решения комиссии центра занятости о предоставлении безработному гражданину единовременной финансовой помощи при государственной регистрации;

регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 2.3 Порядка).

В силу пункта 3.1 Порядка для предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации приказом центра занятости создается комиссия по рассмотрению бизнес-планов безработных граждан.

Безработный гражданин вправе по собственной инициативе представить в центр занятости свидетельство о государственной регистрации.

В случае непредставления указанных документов центр занятости в течение пяти рабочих дней запрашивает необходимые сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Общий срок по рассмотрению и принятию комиссией решения о предоставлении или об отказе в предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации составляет 20 дней со дня регистрации центром занятости бизнес-плана. Результат принятия решения сообщается безработному гражданину письменным уведомлением в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка предоставление безработному гражданину единовременной финансовой помощи при государственной регистрации производится в соответствии с положительным решением комиссии на основании приказа центра занятости до истечения 30 дней с даты государственной регистрации безработного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Бюджетные средства на единовременную финансовую помощь при государственной регистрации и единовременную финансовую помощь на подготовку документов перечисляются на расчетный счет гражданина (пункт 3.3 Порядка).

Согласно пункту 3.4 Порядка безработный гражданин, получивший бюджетные средства на единовременную финансовую помощь при государственной регистрации, представляет в центр занятости до истечения трёх месяцев с даты перечисления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации документы, подтверждающие произведённые расходы на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с представленным бизнес-планом, в том числе:

на подготовку документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов;

договоры, счета-фактуры, кассовые чеки и другие документы, подтверждающие расходы на приобретение оборудования, основных средств, расходных материалов, сырья, аренду имущества и помещений, приобретение лицензий, оформление сертификатов, связанных с организацией предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела, платёжным поручением от 23.03.2018 № 413406 сумма единовременной финансовой помощи в размере 120 000 руб. и 800 руб. в счёт возмещения оплаты государственной пошлины при государственной регистрации перечислена ответчиком истцу.

Таким образом, по состоянию на 23.03.2018 обязательства ответчика перед истцом
по договору были исполнены в полном объёме.

В силу пункта 2.3.2 договора регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя является одним из условий предоставления единовременной финансовой помощи, в связи с чем не может расцениваться как убытки, понесённые истцом вследствие несвоевременного исполнения ответчиком обязательств по договору, соответственно,
не подлежит взысканию с ответчика.

Истцом также заявлено о возмещении ответчиком понесённых убытков в размере
12 113 руб. 95 коп. в виде оплаты обязательных страховых взносов в пенсионный фонд за 2017 год. При этом истец ссылается на законодательно закреплённую обязанность индивидуальных предпринимателей по оплате страховых взносов.

По мнению истца, несвоевременное перечисление ответчиком истцу единовременной финансовой помощи в сумме 120 000 руб. по договору является основанием для взыскания
с ответчика убытков в сумме 12 913 руб. 95 коп.

Определением арбитражного суда от 21.05.2018 истцу предлагалось представить правовое обоснование взыскания с ответчика расходов на регистрацию и страховых взносов; доказательства наличия обстоятельств, которые входят в предмет доказывания по искам
о взыскании убытков (факт причинения убытков; размер убытков; противоправность действий (бездействия) ответчика); наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Арбитражный суд полагает, что в рассматриваемой ситуации необходимые элементы для удовлетворения искового требования о взыскании убытков в сумме 12 913 руб. 95 коп.
в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ истцом не доказаны.

Суд также отмечает отсутствие причинно-следственной связи между заявленными истцом убытками в виде оплаты обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и действиями ответчика по неперечислению в срок, установленный договором, единовременной финансовой помощи в сумме 120 000 руб.

Оплата страховых взносов порождает у индивидуального предпринимателя предусмотренные законодательством пенсионные права, в связи с чем несение указанных расходов не может расцениваться в качестве убытков.

Доказательств обратного истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ суду не представлено.

Из пояснений ФИО2 в судебном заседании следует, что он не принимал мер для прекращения регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в настоящее время имеет намерение реализовать бизнес-план, представленный в комиссию ответчика,
для выполнения которого ему предоставлена единовременная финансовая помощь.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истцом не доказано наличие всех обязательных элементов, являющихся основанием для применения ответственности в виде взыскания убытков, в том числе с позиции рисков предпринимательской деятельности,
в связи с чем  у арбитражного  суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения  иска, в удовлетворении искового заявления следует отказать.

Государственная пошлина по настоящему делу (с учётом принятого судом уточнения размера иска) составляет 2 000 руб., по результатам рассмотрения спора относится на истца, уплачена истцом при обращении с исковым заявлением в сумме 4 987 руб. по квитанции банка от 16.03.2018.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2 987 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать в удовлетворении исковых требований.

2. Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО2 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 987 (две тысячи девятьсот восемьдесят семь) руб., излишне уплаченную по квитанции от 16.03.2018 № 208468870.  

Поскольку платёжный документ представлен арбитражному суду в электронном виде, фактически его возврат не осуществляется.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                                     Л.В. Бова