ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-4172/2021 от 16.12.2021 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

21 декабря 2021 года                                                                                                Дело № А74-4172/2021

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2021 года.

Решение в полном объёме изготовлено 21 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.В. Кузнецовой,

рассмотрел в открытом судебном заседании посредством системы веб-конференции дело                  по заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2021 о назначении административного наказания по делу № 019/04/9.21-261/2021 об административном правонарушении,

о признании недействительным представления от 14.04.2021 об устранении причин                      и условий, способствующих совершению административного правонарушения (исх. №05-3323/ОА),                      

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.12.2021 судом объявлялся перерыв до 13 часов 30 минут 16.12.2021. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В судебном заседании до и после перерыва приняли участие представители:

заявителя – ФИО2 на основании доверенности от 25.12.2020 № 00/190/449, диплома (паспорт);

ответчика – ФИО3 на основании доверенности от 11.01.2021 № 05-01/АТ, диплома (паспорт).

          Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – общество, ПАО ««Россети Сибирь») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления                   от 14.04.2021 о назначении административного наказания по делу № 019/04/9.21-261/2021                  об административном правонарушении и недействительным представления от 14.04.2021               об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (исх. №05-3323/ОА).

          Определением арбитражного суда от 05.05.2021 заявление общества принято                            к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.

          Третье лицо в судебное заседание до и после перерыва своего представителя                           не направило, несмотря на то, что в силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) было надлежащим образом извещено                 о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет. 

Руководствуясь положениями статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд провел судебное заседание и рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.   

В судебном заседании представитель общества на требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении, уточнении к нему, а также возражениях на отзыв ответчика                     и дополнения к нему.

Представитель управления в судебном заседании возражал относительно заявленных требований на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление, дополнениях к отзыву.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлено следующее.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, ПАО «МРСК Сибири» переименовано на ПАО «Россети Сибирь».

16.10.2019 между ПАО «МРСК Сибири» и гражданкой ФИО1 (далее – потребитель) заключен договор №20.1900.2746.19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор),по условиям которого общество приняло на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя электроустановок жилого дома, в том числе                   по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учётом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт; категория надёжности третья; класс напряжения электрических сетей,               к которым осуществляется технологическое присоединение – 0,40 кВ (пункт 1 договора).

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет
6 месяцев со дня заключения договора (пункт 5 договора).

Сетевой организацией обязательства по договору в установленный срок не исполнены, мероприятия согласно техническим условиям (приложение № 1 к договору) не выполнены.

Фактическое технологическое присоединение объектов заявителя осуществлено обществом 13.05.2021 (акт об осуществлении ТП и акт выполнения ТУ от 13.05.2021).

17.03.2021 в адрес управления поступило заявление ФИО1на нарушение ПАО «Россети Сибирь» в части сроков технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объектов заявителя.

В ходе проверки поступившего заявления управлением выявлены признаки правонарушения. Определением от 23.03.2021 о возбуждении дела №019/04/9.21-261/2021                                   об административном правонарушении и проведении административного расследования составление протокола об административном правонарушении назначено на 31.03.2021. Определение получено обществом по юридическому адресу 29.03.2021, направлено потерпевшему 24.03.2021 почтовой связью.

29.03.2021 обществом в ответ на определение представлены в управление соответствующие пояснения, документы, а также ходатайство об истребовании информации. В пояснениях общество указало, что 08.06.2020 от потребителя поступило обращение                       о сроках выполнениях договора, в ответ на которое 16.06.2020 общество направило ответ. Поскольку заявителем не выполнены мероприятия по техническим условиям, обществом 25.03.2021 составлен акт об отказе в допуске прибора учета. В ходе осмотра объектов технологического присоединения сотрудниками общества установлено, что на расстоянии 13 метров от земельного участка заявителя имеются электрические сети иного собственника.             В этой связи у общества отсутствует возможность проектирования и размещения линии                   в указанном массиве. Обществом также приведены доводы о тяжелом финансовом положении. Общество просило учесть сложную эпидемиологическую ситуацию, которая также отразилась на работе организации.

31.03.2021 руководителем управления в отсутствие представителя общества                            и в присутствие потерпевшего составлен протокол №019/04/9.21-261/2021 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением от 31.03.2021 рассмотрение дела №019/04/9.21-261/2021                                    об административном правонарушении назначено на 14.04.2021.

Протокол и определение получены потерпевшей 31.03.2021, о чем имеется его подпись на документах, обществом – 06.04.2021 по юридическому адресу.

31.03.2021 управлением вынесено определение об удовлетворении ходатайства общества о запросе информации у Администрации Усть-Абаканского района и СНТ «Весна».

Определениями от 31.03.2021 у Администрации Усть-Абаканского района и СНТ «Весна» истребованы дополнительные необходимые материалы.

05.04.2021 от Администрации Усть-Абаканского района в адрес управления поступил ответ на определение, из которого следует, что сведения запрашиваемые управлением, отсутствуют, СНТ «Весна» ликвидировано и прекратило свою деятельность 01.08.2019.

03.04.2021 от общества в управление поступили возражения на протокол.

06.04.2021 от общества в адрес управления поступило ходатайство об установлении собственника сетей и запросе дополнительной информации.

08.04.2021 управлением вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства общества.

Постановлением руководителя управления от 14.04.2021 № 019/04/9.21-261/2021 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.

В этот же день административным органом в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, ПАО «Россети Сибирь» предписано: принять                            в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации меры                            по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно -                        в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществить действия, направленные на выполнение обществом в лице филиала «Хакасэнерго» своих обязательств, предусмотренных договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16.10.2019 №20.1900.2746.19, о рассмотрении представления в месячный срок, в соответствии с частью 2 статьи 29.13 КоАП РФ,                              и принятых мерах письменно уведомить антимонопольный орган с приложением заверенных копий подтверждающих документов. 

Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением, общество                     в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок обратилось в арбитражный суд                          с настоящим заявлением.

Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ).

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин                     и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отражённых в постановлении по делу                     об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определённым параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Учитывая изложенное, настоящее дело рассмотрено арбитражным судом по правилам параграфа 2 главы 25 АПК РФ.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд                          в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частями 6, 7, 4 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела                           об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения                          к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении                             к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается                                на административный орган, принявший решение.

С учётом положений статей 28.3, 23.48 КоАП РФ, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённого приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 № 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол                об административном правонарушении, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2004                   № 180, арбитражный суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемые постановление и представление приняты уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа  с соблюдением действующего законодательства.

Порядок и процедура привлечения к административной ответственности (возбуждение дела, составление протокола об административном правонарушении, вынесение оспариваемого постановления), установленные КоАП РФ, управлением соблюдены, права общества, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, обеспечены и не нарушены.

Согласно части 3 статьи 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела                            об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

В определении от 23.02.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования отражены все существенные для данного вида документа сведения.

Нарушений порядка сбора антимонопольным органом доказательств в ходе производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Заявитель указал на то, что наличие в непосредственной близости от участка потерпевшего электрических сетей, принадлежащих иному собственнику, повлекло препятствие в реализации обществом мероприятий по технологическому присоединению                  в части строительства электросетевого объекта до границы участка заявителя. В свою очередь, административным органом в рамках административного дела отказано                            в удовлетворении ходатайства общества об истребовании информации о собственнике сетей, расположенных вблизи участка заявителя, что препятствовало  правильному рассмотрению дела и является нарушением статьей 24.1, 26.2, 29.8, 29.10 КоАП РФ.

Судом данные доводы заявителя отклоняются.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

         Частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу                        об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия                           и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица,                               в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что существенным недостатком протокола  об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных  в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Вместе с тем несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

          Статьей 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу                                    об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении,                 в виде определения (часть 2 статьи 24.4 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, 29.03.2021 обществом в ответ на определение представлены в управление соответствующие пояснения, документы, а также ходатайство               об истребовании информации.

31.03.2021 управлением вынесено определение об удовлетворении ходатайства общества о запросе информации у Администрации Усть-Абаканского района и СНТ «Весна».

Определениями от 31.03.2021 у Администрации Усть-Абаканского района и СНТ «Весна» истребованы дополнительные необходимые материалы.

05.04.2021 от Администрации Усть-Абаканского района в адрес управления поступил ответ на определение, из которого следует, что сведения запрашиваемые управлением, отсутствуют, СНТ «Весна» ликвидировано и прекратило свою деятельность 01.08.2019 (то есть до момента заключения договора от 16.10.2019 об осуществлении технологического присоединения с ФИО1).

Данные обстоятельства отражены управлением в оспариваемом постановлении.

06.04.2021 обществом в управление представлено ходатайство об истребовании документов. 08.04.2021 в удовлетворении ходатайства управлением обществу отказано, указывая, что ходатайство не мотивированно, а также что запрашиваемая информация                  не повлечет за собой исключение признаков состава и события административного правонарушения, ввиду заключенного договора.

Арбитражный суд соглашается в этой части с позицией управления и полагает, что общество еще на стадии заключения договора с потребителем могло выяснить все обстоятельства о возможности/невозможности осуществления технологического присоединения согласно условиям договора, однако этого не сделало.

Кроме того, суд учитывает, что 13.05.2021 обществом осуществлено фактическое технологическое присоединение объектов потребителя (акт об осуществлении технологического присоединения и акт о выполнении ТУ) через сети ФИО4

Требования к порядку составления протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2 КоАП РФ, административным органом соблюдены.

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении перечисления всех представленных обществом документов и заявленных доводов (о тяжелом  финансовом положении), не свидетельствует о существенном нарушении вышеприведенной нормы КоАП РФ.

Административным органом в оспариваемом постановлении дана оценка действиям общества в рамках выполнения обществом мероприятий по договору технологического присоединения № №20.1900.2746.19, а также доводу о тяжелом финансовом                                       и имущественном положении.

В ходе рассмотрения дела заявитель также указал на то, что управлением                               не рассмотрено ходатайство общества об ознакомлении с материалами дела, заявленное                  в возражениях на протокол от 19.07.2021, что, по мнению заявителя, является существенным нарушением его прав и положений КоАП РФ.

Согласно статье 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу                                об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело                            об административном правонарушении, в виде определения.

Анализ положений указанной выше нормы позволяет сделать вывод о том, что решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом,            в производстве которых находится дело об административном правонарушении, исключительно в виде определения. Если же ходатайство удовлетворяется, то судья, орган, должностное лицо может ограничиться и устным удовлетворением ходатайства либо совершением определенных фактических действий (если иное прямо не предусмотрено нормами КоАП РФ). Определение об отказе в удовлетворении ходатайства судья, орган, должностное лицо обязаны довести до сведения лица, заявившего ходатайство, с указанием мотивов.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель управления, определение                      об отказе в удовлетворении ходатайства общества не выносилось. С даты поступления указанного выше ходатайства представитель общества в управление для ознакомления                    с материалами дела не явился. Кроме того, представитель общества не явился и в день рассмотрения дела об административном правонарушении 14.04.2021. Какие-либо ходатайства, в том числе об отложении даты рассмотрения дела в связи с не ознакомлением общества с материалами дела заявлены не были.

При этом представитель управления затруднился пояснить, какие действия были совершены антимонопольным органом с целью ознакомления общества с материалами административного дела.

Вместе с тем, в силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа                               о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Учитывая перечисленные выше обстоятельства, а также пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу, что существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, в рассматриваемом случае                          не установлено.

Довод общества о необоснованном установлении административным органом места совершения административного правонарушения (в том числе не указание в протоколе конкретного места совершения правонарушения) также подлежит отклонению в силу следующего.

Часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ не содержит требования об обязательном отражении                  в протоколе сведений о конкретном адресе совершения административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении от 31.03.2021 место совершения административного правонарушения указано: Республика Хакасия, место осуществления деятельности ПАО «Россети Сибирь». Наличие в протоколе адреса, по которому обществом должно было быть осуществлено технологическое присоединение в соответствии                             с заключенным договором, не свидетельствует о наличии существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

В пункте 3 постановления Пленума ВС РФ № 5 разъяснено, что в части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел                  об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц                по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов,                        в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

По делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Как следует из материалов дела, дело № 019/04/9.21-261/2021 об административном правонарушении возбуждено по заявлению физического лица, проживающего в Республике Хакасия, в связи с невыполнением обществом в установленный договором срок принятых    на себя обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств жилого дома физического лица, расположенного                                   в Республике Хакасия, Усть-Абаканский район, Расцветовский с/с, СНТ «Весна», вытекающих из деятельности филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго», сведения               о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц  в отношении ПАО «Россети Сибирь», в том числе о месте нахождения в Республике Хакасия.

На основании определения от 23.03.2021 по делу № 019/04/9.21-261/2021                                  об административном правонарушении управлением проводилось административное расследование.

Таким образом, учитывая вышеприведенные положения статьи 29.5 КоАП РФ, разъяснения Пленума ВС РФ и фактические обстоятельства дела, административным органом правомерно рассмотрено дело № 019/04/9.21-261/2021 об административном правонарушении, в том числе с учетом указанного им места совершения административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, не установлено.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества                                               к административной ответственности административным органом соблюдён.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое указанным Кодексом установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность                   за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 указанной статьи Кодекса, влечёт административную ответственность                                   в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Объективную сторону вменённого обществу правонарушения образует повторное нарушение субъектом естественной монополии правил технологического присоединения
к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ                  «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э заявитель, осуществляющий деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включён             в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным                     № 24.1.58, в отношении него введено государственное регулирование и контроль.

Основным видом деятельности общества, в том числе на территории Республики Хакасия, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Следовательно,
ПАО «Россети Сибирь» является субъектом естественной монополии. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле,
не оспаривается доминирующее положение ПАО «Россети Сибирь» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих обществу, расположенных на территории Республики Хакасия.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации                        по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей               и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с энергопотреблением.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным рассматриваемым Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ                                 «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии,                а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,           и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора                                 об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии                   по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Порядок технологического присоединения утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (в редакции, действующей на момент вынесения постановления) (далее – Правила №861).

В абзаце 1 пункта 3 Правил № 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия                                           по технологическому присоединению при условии соблюдения им упомянутых Правил                           и наличии технической возможности технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом, в сроки, установленные рассматриваемыми Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил № 861).

Пунктом 7 Правил № 861 установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя подачу заявки лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора предусмотренных им мероприятий; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя;осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя                     к электрическим сетям; фактический приём (подачу) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения.

В пункте 18 Правил № 861 поименованы мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил,
в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения
до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Таким образом, предусмотренный пунктом 16 Правил № 861 срок является предельным и начинает течь с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию                    от обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на технологическое присоединение объекта потребителя.

Как следует из материалов дела, 16.10.2019 между обществом (сетевая организация)                   и гражданкой (потребитель) заключен договор присоединения №20.1900.2746/2019 для электроснабжения жилого дома, расположенного (который будет располагаться)                            по указанному в договоре адресу.

Согласно пункту 3 договора точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается на расстоянии не далее 25 метров                от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий                                         по технологическому присоединению составляет 6 месяцев  со дня заключения договора.

Техническими условиями для заявителя предусмотрены, в том числе следующие мероприятия: организационные мероприятия (подготовка технических условий                                на технологическое присоединение; проверка выполнения технических условий со стороны заявителя; фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя); требования по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» для электроснабжения объектов заявителя (выполнение проектной документации; строительство ЛЭП-10 кВ от ближайшей опоры до новой ТП; строительство новой ТП (10/0,4); строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ 0,4 кВ новой ТП (10/0,4) до границ земельного участка потребителя).

С учётом даты заключения сторонами договора присоединения от 16.10.2019 мероприятия по технологическому присоединению должны были быть выполнены
ПАО «Россети Сибирь» не позднее 16.04.2020.

16.06.2020 обществом в ответ на обращение ФИО1 направлено письмо                 «О предоставлении информации по договору ТП», в котором указано на то, что обществом выполняется проектная документация, а строительно-монтажные работы, предусмотренные договором ТП, поставлены в план общества; акт об отказе в допуске прибора учета составлен 25.03.2021; акт об осуществлении технологического присоединения и акт                      о выполнении ТУ - 13.05.2021.

Таким образом, фактически общество начало исполнять свои обязательства только после обращения потребителя с жалобой в управление.

Однако обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении мероприятий по фактическому технологическому присоединению объекта, принадлежащего ФИО1 в пределах срока, установленного Правилами № 861, условиями договора.

Отказ в допуске прибора учета в связи с неисполнением потребителя в установленном порядке также не свидетельствует об отсутствии вины общества, так как указанное обстоятельство установлено за пределами срока исполнения условий договора.

Следовательно, материалами дела подтверждается нарушение обществом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям объекта гражданина в части нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению.

При таких обстоятельствах арбитражный суд признаёт обоснованным вывод управления о нарушении сетевой организацией требований части 1 статьи 26 Закона                      об электроэнергетике, Правил № 861, поскольку материалами дела подтверждается                         нарушение обществом порядка подключения (технологического присоединения)                               к электрическим сетям объекта потребителя в части нарушения сроков подключения энергопринимающих устройств объекта потребителя.

Совершенное правонарушение описано в оспариваемом постановлении со ссылками
на соответствующие нормы права, ненадлежащее выполнение которых обществом допущено, в связи с чем подлежит отклонению как ошибочный довод заявителя о необоснованном указании управлением на нарушенные нормы права при определении события административного правонарушения.

Нормы статьи 9.21 КоАП РФ являются специальными, регулируют ответственность                за совершение правонарушения субъектом естественной монополии, правовое положение которого обуславливает повышенный контроль его хозяйственной деятельности со стороны государства и специальные меры государственного понуждения к исполнению своих обязанностей, в том числе посредством привлечения к административной ответственности.

Повторность нарушения обществом установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям подтверждается постановлением от 13.06.2019
о назначении административного наказания по делу №019/04/9.21-136/2019                                 об административном правонарушении.

Согласно статье 4.6 КоАП лицо, которому назначено административное наказание
за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Постановление от 13.06.2019 о назначении административного наказания по делу №019/04/9.21-136/2019  об административном правонарушении вступило в законную силу 03.10.2019 (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда                                     по делу № А33-7273/2019), штраф по указанному постановлению уплачен обществом платежным поручением №21153 от 02.12.2019.

Следовательно, срок, в течение которого общество считалось подвергнутым административному наказанию, истёк 02.12.2020. Рассматриваемое по настоящему делу правонарушение совершено обществом 17.04.2020.

Таким образом, на момент совершения вменяемого административного правонарушения общество являлось подвергнутым административному наказанию                        за аналогичное правонарушение.

Привлечение общества ранее к административной ответственности за нарушение установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, в рассматриваемых действиях общества управлением установлены                   и доказаны признаки объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи, с чем у административного органа имелись основания для квалификации правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина                   в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном упомянутым Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил по причинам, не зависящим от юридического лица.

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется                    на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также                        на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В пункте 16.1 упомянутого постановления Пленума разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие                          от физических лиц в отношении юридических лиц статья 2.2 КоАП РФ формы вины                     не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм,                 за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

С учётом предусмотренных статьёй 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Материалами дела не подтверждён факт отсутствия у общества возможности для соблюдения требований действующего законодательства.

Арбитражный суд пришёл к выводу, что в рассматриваемом случае вина общества состоит в том, что оно имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако не предприняло всех зависящих мер по своевременному выполнению всех мероприятий по технологическому присоединению.

Следовательно, вина общества доказана управлением.

Оценив доводы заявителя относительно отсутствия его вины в совершении вменяемого правонарушения, арбитражный суд признал их несостоятельными.

Приведенный в обоснование отсутствия вины в совершении административного правонарушения довод заявителя о неисполнении договора технологического присоединения в установленный срок ввиду поведения потребителя, а именно, в связи с отсутствием с его стороны уведомления об исполнении технических условий, а затем и отказ в допуске прибора учета в связи с неисполнением потребителем в установленном порядке условий                 по договору, сам по себе не может являться основанием для признания факта принятия обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица
не зависящих. Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные чрезвычайными и объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.

Вместе с тем, являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг                       по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений,                            но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно              на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям.

Правила № 861 устанавливают, что одним из этапов подключения к электрическим сетям является выполнение потребителем выданных ему технических условий.                               В обязанности сетевой организации входит проверка выполнения потребителем технических условий о присоединении после направления лицом, подавшим заявку, соответствующего уведомления с подтверждающими документами.

Однако невыполнение потребителем со своей стороны технических условий
не освобождает общество как сетевую организацию от выполнения обязательств, возложенных на него как техническими условиями, так и Правилами № 861 (пункт 3).

По смыслу пунктов 7 и 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению предусматривают несколько этапов выполнения обязанностей как                           со стороны сетевой организации, так и со стороны потребителя (гражданина).

Так, согласно договору общество обязано было выполнить со своей стороны технические условия, а также осуществить (или быть готовым) фактическое технологическое присоединение не позднее 16.04.2020.

В этой связи суд критически относится к доводам заявителя об отсутствии вины                      в нарушении сроков исполнения договора, обусловленных отсутствием уведомления заявителя о выполнении технических условий, поскольку исходя из изложенных фактических обстоятельств, у общества имелась возможность осуществить технологическое присоединение в установленный договором срок.

Согласно пункту 90 Правил № 861 срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий)
не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления
от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.

Необходимость принятия всех возможных мер в целях недопущения совершения правонарушения не ограничивается проверкой выполнения технических условий гражданином, которая проводится после получения от него соответствующего уведомления. Обладая информацией об ограниченных законодательно установленных сроках осуществления технологического присоединения, общество могло принять меры в целях недопущения совершения правонарушения.

Также подлежат отклонению доводы общества относительно того, что у общества отсутствовала возможность проектирования и размещения линии в спорном массиве, поскольку в ходе осмотра объектов технологического присоединения сотрудниками общества установлено, что на расстоянии 13 метров от земельного участка заявителя имеются электрические сети иного собственника.

В соответствии с абзацем 13 статьи 26 Закона об электроэнергетике по договору                    об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Это же положение закреплено в обязательствах общества по спорному договору технологического присоединения.

В частности, в пункте 6 договора № 20.1900.2746.19 общество приняло на себя обязательство надлежащим образом выполнить возложенные на сетевую организацию мероприятия по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений                 с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

По пункту 13 договора заявитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, сетевая организация – до границ участка заявителя.

Сведений о том, что обществом в пределах срока выполнения технологического присоединения по спорному договору, приняты все зависящие от него меры по исполнению принятых на себя обязательств, не представлено. Такие меры приняты обществом в мае 2021 года, что следует из ответа общества на представление административного органа.

Доказательства исполнения договора технологического присоединения                                      в установленный срок обществом в материалы дела не представлены.

Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждаются материалами дела, суд приходит к выводу о наличии                              в действиях общества состава вменённого административного правонарушения.

Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности, административным органом и судом не установлены.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, судом не установлены.

Основания для замены административного штрафа на предупреждение, указанные                   в статье 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют, поскольку общество не является субъектом малого                   и среднего предпринимательства.

В ходе рассмотрения дела заявитель указывал, что имелись основания для назначения ему штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ссылаясь на тяжёлое финансовое и имущественное положение, общество полагало, что  в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ имелись основания в два раза снизить размер назначенного административного штрафа (600 000 руб.).

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение,
в соответствии с Кодексом.

Размер административного штрафа определён управлением в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (600 000 руб.).

В силу частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого                                        к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера  штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй названного Кодекса, в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 №4-П, суд вправе снизить размер назначенного административного штрафа в исключительных случаях, если наложение штрафа                                 в установленных соответствующей санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечёт избыточное ограничение прав юридического лица.

С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации                    и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа необходимо учитывать характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Таким образом, из приведённых положений в их совокупности следует, что назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, является правом суда, реализуемым                            в исключительных случаях с учётом характера и последствий совершённого правонарушения, степени вины привлекаемого к ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельств.

Арбитражный суд считает необходимым отметить, что исходя из общих принципов права, а также положений, закреплённых в статьях 1.2, 1.6, 3.1 КоАП РФ, назначаемое виновному лицу административное наказание не может иметь только карательный характер; применяемое административное наказание не должно свидетельствовать об игнорировании принципов законности, справедливости, неотвратимости юридической ответственности                и общеправовой цели наказания, которая несёт не только карательный характер,                                 но и является воспитательной мерой, направленной, с одной стороны, на предупреждение новых правонарушений, а с другой стороны, - на неотвратимое, справедливое наказание                за уже совершённое нарушение. При этом особенно необходимо учитывать то, что административное наказание (его карательный характер) не может обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей указанным целям, а также принципам справедливости и целесообразности юридической ответственности.

При решении вопроса о возможности снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ арбитражный суд с учётом конкретных обстоятельств дела: исполнение обществом мероприятий                           по технологическому присоединению (за пределами установленного срока и после вынесения оспариваемого постановления); отсутствие в материалах дела доказательств наличия негативных последствий в результате совершённого правонарушения; значительное количество постановлений о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и то обстоятельство, что ухудшение ситуации в результате распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19),оказывает очевидное негативное влияние на экономику и на финансовое положение хозяйствующих субъектов в целом, с учётом общих критериев назначения административного наказания – дифференцированность, соразмерность, справедливость, характера совершённого административного правонарушения, степени вины юридического лица, его имущественного и финансового положения, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ арбитражный суд полагает уменьшить размер административного штрафа                          до 300 000 руб. Указанный размер административного штрафа соответствует характеру вменяемого административного правонарушения, отвечает принципам разумности                           и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение                    об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом                      с учётом названных обстоятельств.

Оценив доводы заявителя о недействительности оспариваемого представления, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих                             в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотренные статьёй 29.13 КоАП представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность                 за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отражённых в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определённым параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Статья 29.13 КоАП РФ предусматривает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят
в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление                  о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,                  в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В рассматриваемом случае одновременно с постановлением о привлечении                               к административной ответственности административный орган выдал обществу представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Оспариваемое представление констатирует отражённое в постановлении о привлечении к административной ответственности нарушение норм действующего законодательства,                  а также указывает на выявленные причины, способствовавшие совершению административного правонарушения, и обязывает ПАО «Россети Сибирь» принять меры
по их устранению и информировать о них административный орган в течение месяца со дня получения представления.

Формулировки оспариваемого представления доступны для понимания конкретных действий, которые следует совершить обществу в целях устранения нарушений законодательства, месячный срок его рассмотрения и исполнения является разумным, а само представление исполнимым.

Общество считает, что в оспариваемом представлении отсутствует указание                           на конкретные причины и условия, предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ.

Причины правонарушений – это факторы, обусловливающие совершение правонарушений. Условия правонарушений – это факты, которые непосредственно правонарушений не вызывают, но способствуют их совершению.

Причиной и условием совершения спорного правонарушения явилась ненадлежащая организация работы общества.

В тексте оспариваемого представления указано, что общество не осуществило всех необходимых действий для исполнения в установленный срок своих обязанностей                        по   договору, что привело к нарушению прав гражданина и способствовало совершению административного правонарушения.

В связи с установлением причин и условий совершения административного  правонарушения обществу направлено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно – осуществить действия, направленные на выполнение обществом в лице филиала «Хакасэнерго» своих обязательств, предусмотренных договором об осуществлении технологического присоединения                              к электрическим сетям от 16.10.2019 № 20.1900.2746.19.

Представленные в материалы дела документы об осуществлении фактического технологического присоединения от 13.05.2021 свидетельствуют о данном обстоятельстве                и могут быть приняты в качестве надлежащего выполнения оспариваемого представления.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд полагает, что оспариваемое представление соответствует указанным нормам права и не привело к нарушению прав общества.

В остальной части доводы заявителя судом исследованы, однако не принимаются
во внимание, поскольку не влияют на вышеприведенные выводы суда.

С учётом изложенного, арбитражный суд полагает оспариваемое представление законным и обоснованным. В связи с этим в удовлетворении заявленных требований                           в данной части следует отказать.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины в рамках данного дела не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы                      по Республике Хакасия от 14.04.2021 о назначении публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» административного наказания по делу №019/04/9.21-261/2021                                 об административном правонарушении в части назначенного административного наказания          в виде административного штрафа в размере 600 000 руб., снизив его размер до 300 000 (трехсот тысяч) руб.

          Отказать публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» в удовлетворении заявления о признании недействительным представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 14.04.2021 об устранении причин                             и условий, способствующих совершению административного правонарушения (исх. №05-3323/ОА).                     

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                        И.А. Курочкина