ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-4271/06 от 13.02.2007 АС Республики Хакасия

Арбитражный суд Республики Хакасия

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А74-4271/2006

г. Абакан 20 февраля 2007 года 

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2007 года. Решение изготовлено в полном объеме 20 февраля 2007 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Коноховой Н.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Коноховой Н.П.,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия «Троллейбусное управление», г. Абакан,

к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,

к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г.Абакан

о взыскании 1 823903 рублей 50 копеек,

с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Управления социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан, г. Абакан.

В судебном заседании приняли участие представители:

истца - Емелин О.В. по доверенности от 12.01.2007,

от Министерства финансов и экономики РХ – Тахтобина Н.П. по доверенности от 22.12.2006 № 8-д,

от Министерства труда и соцразвития РХ – Кузьмин Д.А. по доверенности № 3 от 15.01.2007,

от Управления социальной поддержки населения МО г. Абакан – Семенов А.Г. по доверенности от 01.12.2006,

Муниципальное унитарное предприятие «Троллейбусное управление» обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия о взыскании 1 823 903 рублей 50 копеек убытков, возникших в результате предоставления льготного проезда в общественном транспорте отдельным категориям граждан в 2005 году.

Определением арбитражного суда от 22.11.2006 к участию в деле в качестве третьих, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан.

Определением суда от 25.01.2007 к участию в деле в качестве другого ответчика привлечено Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.

Истец поддержал требование, просил взыскать с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия 1823903 руб. 50 коп. убытков в виде недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате проезда в общественном транспорте (троллейбусах). В обоснование требований истец указал, что льготы предоставлялись гражданам - ветеранам, пенсионерам, учащимся из многодетных семей, ветеранам военной службы и военнослужащим во исполнение законов Республики Хакасия и постановлений Правительства Республики Хакасия в соответствии с заключенным государственным контрактом о выполнении республиканского заказа на перевозку пассажиров и багажа троллейбусами от 09.02.2005. За весь 2005 год истец предоставил льгот гражданам на общую сумму 10933903 руб. 50 коп. и получил возмещение в размере 9110000 рублей. Невозмещенная сумма является для предприятия убытком, который подлежит возмещению за счет бюджета республики Хакасия в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.

Ответчик Министерство финансов и экономики РХ не признал исковые требования, заявил, что не является надлежащим ответчиком. На основании пункта 10 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.

В 2005 году в соответствии с приложением 4 к Закону Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год» (ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2005 год) расходы на реализацию нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Хакасия об оказании мер социальной поддержки гражданам, являющиеся расходными обязательствами Республики Хакасия составили 231700 тыс.руб. (фонд софинансирования социальных расходов), в том числе - 13932 тыс. руб. на предоставление мер социальной поддержки реабилитированных лиц и  лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, 142800 тыс. руб. - предоставление льгот ветеранам труда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Также было предусмотрено финансирование мер социальной поддержки граждан помимо фонда софинансирования социальных расходов - в сумме 13200 тыс.руб. Кроме того, республиканской целевой программой "Старшее поколение на 2005 год" пенсионерам, не вошедшим в перечень федеральных региональных льготников ( в том числе скидка 50% от стоимости проезда в общественном транспорте на городских маршрутах) - 3500 тыс. руб.

Конкретных данных о суммах, предусмотренных для компенсации расходов на проезд указанных категорий граждан у Министерства финансов и экономики Республики Хакасия не имеется. Главным распорядителем средств республиканского бюджета, направляемых на указанные цели, являлось Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.

Разделом 8 приложения 3 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 30.12.004 N410 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 25.11.2004 №98 «О республиканском бюджете на 2005 год»также установлено, что Министерство труда и социального развития Республики Хакасия является главным распорядителем средств республиканского бюджета в части расходов, утвержденных Законом о бюджете на 2005 год на реализацию мер социальной поддержки ветеранов, инвалидов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, граждан, пострадавших от воздействия радиации, многодетных семей, лиц, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР», Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы.

Кроме того, представитель Министерства экономики и финансов РХ заявил, что расчет с указанием суммы задолженности по отдельным категориям льготников троллейбусным управлением Министерству не предоставлялся, не представлен истцом и в материалы дела. Из представленных счетов-фактур следует, что истцом в 2005 году было оказано услуг по перевозке льготных категорий граждан на сумму 9110 тыс. руб. Истцом не указывается, на основании какого нормативного правового акта оплата проезда военнослужащих срочной службы отнесена к расходным обязательствам Республики Хакасия.

Представитель Министерства труда и социального развития РХ считает требования обоснованными, так как ущерб истцу, вовлеченному в механизм предоставления льгот гражданам, причинен государственным органом. В соответствии с Порядком финансирования расходов республиканского бюджета, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2004 №410, организациям (предприятиям) возмещение фактически произведенных расходов по обеспечению установленных льгот осуществляется в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему виду расходов. На основании указанного порядка перевозка льготных категорий граждан осуществляется посредством формирования и размещения заказов на основании проводимых конкурсов. Министерство труда и социального развития РХ как главный распорядитель бюджетных средств выполнил обязательства по финансированию истца в соответствии государственным контрактом № 10 от 09.02.2005в полном объеме в сумме 9110 тыс. руб.

Управление социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакан заявило об обоснованности требований истца к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия.

Исследовав представленные в дело письменные доказательства, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:

09 февраля 2005 года Министерство труда и социального развития Республики Хакасия - заказчик, муниципальное унитарное предприятие г. Абакана «Троллейбусное управление» - исполнитель и Управление социальной поддержки населения муниципального образования г.Абакан (Управление СПН) заключили государственный контракт №10 о выполнении республиканского заказа на перевозку пассажиров и багажа троллейбусами в целях реализации Законов Республики Хакасия №63 от 25.11.2002 «О государственном заказе Республики Хакасия», №98 от 25.11.2004 «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год», №84 от 11.11.2004 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», Постановлений Правительства Республики Хакасия №13 от 02.02.2005 «О предоставлении права на льготный проезд в общественном транспорте для категории граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, пенсионерам и учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей», №14 от 02.02.2005 «О дополнительных мерах социальной поддержки ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, военнослужащих», №20 от 09.02.2005 «Об утверждении перечня продукции для республиканских государственных нужд», Порядка финансирования расходов республиканского бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РХ от 30.12.2004 № 410

Как указано в контракте, он определяет порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в части оказания услуг по городским перевозкам граждан, имеющих льготы в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.

По условиям указанного контракта, исполнитель обязуется оказать услуги по перевозке граждан, имеющих льготы, заказчик по мере его финансирования на указанные цели обязуется перечислять денежные средства Управлению социальной поддержки населения МО г. Абакан, а последнее обязуется производить оплату за оказанные услуги исполнителю.

В соответствии с пунктом 1.3 контракта сумма его составляет 9000000 рублей.

Пунктом 3.1. контракта установлено, что расчеты за оказанные услуги производятся по мере финансирования по безналичной форме расчетов платежными поручениями в объемах, финансируемых Министерством финансов и экономики Республики Хакасия (по республиканским льготникам) и Министерством финансов Российской Федерации (по федеральным льготникам) в соответствии с Порядком финансирования, установленным Постановлением Правительства РХ № 410 от 30.12.2004.

Пунктом 1 Постановления Правительства РХ № 13 от 02.02.2005 «О предоставлении права на льготный проезд в общественном транспорте для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, пенсионерам и учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей» установлено право на льготный проезд в общественном транспорте для следующих категорий граждан:

- гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, со скидкой 50% от стоимости проезда на городских, пригородных (до 50 км) маршрутах на основании талонов на право льготного проезда с учетом выделяемых из федерального бюджета средств;

- пенсионерам, не вошедшим в перечень федеральных и региональных льготников со скидкой 50% от стоимости проезда в общественном транспорте на городских маршрутах на основании талонов на право льготного проезда;

- учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей на бесплатный проезд на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах при предъявлении удостоверений о праве на льготы для многодетных семей.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РХ № 14 от 02.02.2005 «О дополнительных мерах социальной поддержки ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, военнослужащих» в редакции, действующей на момент заключения государственного контракта № 10 от 09.02.2005, военнослужащим по призыву предоставлено право на бесплатный проезд в общественном транспорте на городских маршрутах по разовым проездным талонам. Управлением СПН льготникам суду не представлено. Письмом Министерства труда и социального развития от 21.02.2005 года №514/05 истцу предложено осуществлять перевозки военнослужащих по военным билетам.

Министерству финансов и экономики Республики Хакасия поручено обеспечить своевременное финансирование Министерства труда и социального развития Республики Хакасия на эти цели за счет средств, предусмотренных в Законе Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год».

Пункт 2.2.1 контракта от 09.02.2005 предусматривал оказание услуг по перевозке льготников по талонам установленного образца. Однако данных о выдаче и количестве выданных талонов

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия №84 от 11.11.2004 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия» ветеранам после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляется такая мера социальной поддержки как бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от их места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона право на меры социальной поддержки имеют:

1) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

2) лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», «Ветеран военной службы», «Ветеран государственной службы»;

3) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;

4) лица, которым присвоено звание «Ветеран труда Республики Хакасия».

Согласно статье 4 Закона Республики Хакасия №84 от 11.11.2004 меры социальной поддержки, устанавливаемые настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия, являются расходными обязательствами Республики Хакасия. Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, а также порядок возмещения организациям указанных расходов устанавливаются Правительством Республики Хакасия.

Как следует из пояснительной записки директора МУП г. Абакана «Троллейбусное управление» Диженина Б.Г. от 11.12.2006, учет количества поездок пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, основан на учете документов строгой отчетности в виде катушечных номерных контрольных билетов. Для каждой категории пассажиров приказом по предприятию установлен определенный цвет реализуемой билетной продукции. На основании полученных по указанной системе учета ежедневных данных в 2005 году предприятие оказало услуг по перевозке льготным категориям граждан на общую сумму 10933903 руб. 50 коп., в подтверждение чего в материалы дела представлены сводные справки и счет-фактуры.

В соответствии с Порядком финансирования расходов республиканского бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Республики Хакасия № 410 от 30.12.2004 главным распорядителем средств республиканского бюджета в части расходов, утвержденных Законом о бюджете на 2005 год на реализацию мер социальной поддержки ветеранов, инвалидов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, граждан, пострадавших от воздействия радиации, многодетных семей, лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России", "Почетный донор СССР", Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (Министерство труда). Министерство труда осуществляет финансирование расходов, предусмотренных на реализацию мер социальной поддержки вышеуказанных категорий граждан, через лицевые счета территориальных управлений социальной поддержки населения (далее - территориальные управления социальной поддержки населения), открытых в отделениях Управления Федерального казначейства по городам (районам). Перечисление средств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год в соответствии с кодами Бюджетной классификации Российской Федерации.

Лимиты бюджетных обязательств на оплату расходных обязательств Министерства труда и социального развития РХ на проезд льготных категорий граждан на 2005 год определены в размере 9 миллионов рублей, в том числе расходы на оплату проезда региональных категорий льготников (закон РХ «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории РХ», пенсионеры - 4500 тыс. руб., расходы на оплату льготного проезда граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации (постановление Правительства РХ от 02.02.2005 №13) – 3600 тыс. руб., расходы на оплату проезда учащихся общеобразовательных школ из многодетных семей – 900 тыс. руб.

Согласно справке о предоставленных льготах на основе данных ежедневного учета по билетно-учетным листам, справок по результатам проверки счетов-фактур МУП г.Абакана «Троллейбусное управление» оказано льгот гражданам, пользующимся 100% льготой - 2200543 чел., гражданам, пользующимся 50% льготой, - 744269 чел. на общую сумму 10933903,5 руб. Размер полученного истцом возмещения составил 9110000 рублей.

Данные о количестве перевезенных льготников и размере неполученных доходов в связи с предоставлением льгот ответчиками не оспорены и не опровергнуты. С учетом этого, на основе представленных документов арбитражный суд признал доказанным заявленный истцом размер не возмещенных расходов на предоставление льгот гражданам.

На момент рассмотрения дела арбитражному суду не представлено доказательств возмещения расходов в размере 1823903 руб. 50 коп. Так как лимиты бюджетных обязательств 2005 года исполнены, бюджетный год истек, истец обоснованно расценивает не возмещенные расходы на предоставление льгот в 2005 году как убытки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Стоимость проезда в общественном транспорте в сумме 1823903 руб. 50 коп., не полученная истцом с пассажиров в связи с льготами, установленными нормативными актами Республики Хакасия, является неполученным доходом МУП г. Абакана «Троллейбусное управление», который подлежит возмещению за счет бюджета Республики Хакасия в соответствии с правилами статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как запланированные и произведенные Республикой Хакасия выплаты не позволили возместить фактические расходы на эти цели, понесенные хозяйствующим субъектом.

Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, субъект Российской Федерации выступает через свои органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Обязательства по предоставлению льгот гражданам установлены нормативными актами законодательной и исполнительной власти Республики Хакасия. Поскольку Республика Хакасия не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов истцу, предоставившему в 2005 году льготы по оплате проезда в городском транспорте, что повлекло возникновение у истца убытков в сумме 1823903 руб. 50 коп., арбитражный суд признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование МУП г. Абакана «Троллейбусное управление» о взыскании с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия за счет казны республики в счет возмещения убытков 1823903 руб. 50 коп.

В удовлетворении иска к ответчику Министерству труда и социального развития Республики Хакасия следует отказать, так как последнее являлось государственным заказчиком услуг по предоставлению льгот и надлежащим образом исполнило свои обязательства по финансированию в 2005 году расходов истца в том объеме, какой был фактически получен из бюджета республики Хакасия в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Отсутствие в действиях Министерства труда и социального развития Республики Хакасия нарушений принятых на себя обязательств по государственному контракту дает суду основания сделать вывод об отсутствии причинной связи между возникшими у истца убытками и действиями Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, а также об отсутствии вины последнего в причинении истцу убытков. При таких обстоятельствах не имеется никаких оснований для привлечения его к ответственности на основании статей 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного, арбитражный суд отклонил возражения Министерства финансов и экономики РХ, основанные на пункте 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ и том факте, что в 2005 году на Министерство труда и социального развития РХ были возложены функции главного распорядителя бюджетных средств по расходам на реализацию социальной политики в соответствии с разделом 8 приложения 3 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 30.12.004 N410 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 25.11.2004 №98 «О республиканском бюджете на 2005 год».

Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, являясь администратором доходов республиканского бюджета, обладает всеми признаками главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Хакасия, является бюджетным учреждением, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Республики Хакасия на 2005 год.

Государственная пошлина по иску в сумме 20619 руб. 51 коп. на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, но не подлежит взысканию на основании п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 15, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Исковые требования удовлетворить. Взыскать с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, за счет казны Республики Хакасия в пользу муниципального унитарного предприятия города Абакана «Троллейбусное управление», г. Абакан, убытки в сумме 1823903 руб. 50 коп..

2. В удовлетворении иска к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции. После вступления решения в законную силу решение может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

  Республики Хакасия Н.П. Конохова