АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
8 ноября 2012 года Дело №А74-4349/2012
Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 8 ноября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.В. Гигель
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания А.В.Болкуновой
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «СКС» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 5 сентября 2012 года № 6-01-06/09-53/566-ю о назначении административного наказания.
В судебном заседании участвовал
представитель заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 17.09.2012;
представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу - отсутствовал.
Общество с ограниченной ответственностью «СКС» (далее – Общество, ООО «СКС») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по СФО) от 5 сентября 2012 года № 6-01-06/09-53/566-ю о назначении административного наказания на основании статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Административный орган в судебное заседание уполномоченного представителя не направил, в силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был надлежащим образом извещён о месте и времени судебного разбирательства, до заседания суда представил в арбитражный суд ходатайство о рассмотрении дела без своего участия.
Арбитражный суд, руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя административного органа.
В судебном заседании представитель Общества поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
ООО «СКС» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.06.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия.
Общество имеет лицензию серии А 621390 № <***> от 16.10.2009, выданную Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, со сроком действия - до 15.10.2014.
10.07.2012 ООО «СКС» представило на бумажном носителе в МРУ Росалкогольрегулирования по СФО декларацию об объёмах оборота, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2012 года.
10.07.2012 ООО «СКС» Общество направило в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка декларацию об объёмах оборота, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2012 года, после получения протокола об ошибке указанная декларация 11.07.2012 в электронном виде была повторно направлена Обществом в названный орган.
25.07.2012 ведущим специалистом-экспертом МРУ Росалкогольрегулирования по СФО вынесено определение № 6-01-06/09-53/566-ю о возбуждении в отношении ООО «СКС» дела об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ в связи с несвоевременным представлением в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольной рынка деклараций об объёмах оборота, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2012 года, а также о проведении административных расследований.
В тот же день определением № 6-01-06/09-53/566-ю у общества были истребованы необходимые сведения и документы, а также направлено извещение № 6-01-06/09-53/566-ю о явке законного представителя ООО «СКС» 06.08.2012 для составления протокола об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ.
Определения о возбуждении дела об административном правонарушении, об истребовании сведений, извещение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлены в адрес общества 26.07.2012 сопроводительным письмом (исх. № у6-4602/09) и получены обществом 09.08.2012, о чём свидетельствует почтовое уведомление о вручении № 46138.
Определениями от 25.07.2012 № 6-01-06/09-53/566/01, № 6-01-06/09-53/566/02, № 6-01-06/09-53/566/03 с целью разрешения дела об административном правонарушении МРУ Росалкогольрегулирования по СФО были истребованы у контрагентов общества необходимые сведения.
Извещением от 06.08.2012 № 6-01-06/09-53/566-ю обществу было сообщено о переносе явки для составления протокола на 20.08.2012. Указанное извещение получено обществом 01.09.2012 (почтовое уведомление № 46406). Кроме того, о дате составления протокола об административном правонарушении общество уведомлялось также 06.08.2012 телефонограммой № 11 и телеграммой МРУ Росалкогольрегулирования по СФО.
20.08.2012 ведущим специалистом-экспертом МРУ Росалкогольрегулирования по СФО, в присутствии уполномоченного представителя общества, составлен протокол № 6-01-06/09-53/566-ю об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.13 КоАП РФ. В протоколе указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 03.09.2012. Копия протокола вручена уполномоченному представителю общества 20.08.2012, а также направлена почтой по юридическому адресу общества.
Определением от 24.08.2012 № 6-01-06/09-53/566-ю рассмотрение административного дела отложено на 05.09.2012 в связи с удовлетворением ходатайства общества (от 20.08.2012) о переносе рассмотрения административного дела. Копия определения получена обществом 10.09.2012 (почтовое уведомление о вручении № 90227).
05.09.2012 заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по СФО, в присутствии уполномоченного представителя общества, рассмотрены материалы административного дела и принято постановление № 6-01-06/09-53/566-ю о назначении обществу административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. за несвоевременное представление декларации по форме приложения № 7 к положению в электронном виде за 2 квартал 2012 года. Копия постановления в день его составления вручена уполномоченному представителю общества, а также направлена по юридическому адресу организации.
Заявитель полагая, что постановление о назначении административного наказания № 6-01-06/09-53/566-ю вынесено незаконно, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Общество считает, что срок предоставления декларации в электронном виде им не нарушен, поскольку декларация была направлена в электронном виде 10.07.2012, но в связи с получением протокола об ошибке, а именно, 11.07.2012 общество повторно направило декларацию в электронном виде в Росалкогольрегулирование. Кроме того, как полагает заявитель, Положением о предоставлении деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённого действовавшим в спорный период Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858, не предусмотрен срок предоставления деклараций в электронном виде в Росалкогольрегулирование, в связи с чем отсутствует событие правонарушения.
Оценив приведённые лицами, участвующими в деле, доводы и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Настоящий спор арбитражный суд рассматривает по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из положений частей 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации следует, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. В предмет доказывания при рассмотрении данного дела входят обстоятельства, свидетельствующие о законности и обоснованности оспариваемого постановления, наличии у административного органа, принявшего оспариваемое постановление, соответствующих полномочий, наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности, о соблюдении установленного порядка привлечения к ответственности, сроков давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Как следует из заявления, письменных и устных пояснений предоставленных в ходе судебного разбирательства обществом не оспариваются полномочия административного органа, процедура составления протокола об административном правонарушении и процедура вынесения оспариваемого постановления.
Между тем руководствуясь частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд в ходе судебного разбирательства проверил оспариваемое постановление в полном объёме, в том числе на предмет наличия полномочий административного органа, соблюдения им процедуры составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления.
Исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.50 КоАП РФ, пункта 5.7 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154, пункта 3.2.6 должностного регламента ведущего специалиста-эксперта МРУ Росалкогольрегулирования по СФО, утверждённого 21.04.2011, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по СФО в пределах предоставленных им полномочий.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5. КоАП РФ, к моменту вынесения оспариваемого постановления не истёк.
Арбитражным судом установлено, что процедура составления протокола об административном правонарушении, установленная статьёй 28.2 КоАП РФ, а также порядок рассмотрения административного дела, установленный главой 29 КоАП РФ, МРУ Росалкогольрегулирования по СФО не нарушены. Права и законные интересы общества, закреплённые в статье 25.1 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления соблюдены.
По вопросу о наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьёй 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу частей 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Не устранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуется в пользу этого лица.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьёй 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьёй 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искажённых данных влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб.
В соответствии с подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции признаётся закупка, поставка, хранение, перевозка и розничная продажа указанного вида продукции.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, обязаны осуществлять учёт и декларирование объёма их оборота.
В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ порядок учёта объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается помимо прочего искажение и (или) непредставление в установленные сроки деклараций.
В соответствии с пунктом 3 Положения о представлении деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (действовавшего в спорный период), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 858 (далее – Положение № 858), организации, имеющие лицензии на производство, закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют соответствующие декларации (приложения №№ 1-7) по каждому виду продукции.
Согласно пунктам 4, 5, 6 Положения № 858 декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации на бумажном носителе через представителя или по почте ежеквартально (за отчётный квартал), не позднее десятого числа месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом, а за четвёртый квартал года - не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Кроме того, декларации представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утверждённом указанной Службой формате.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 1 сентября 2010 года № 52н утверждён Порядок представления в электронном виде деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в пункте 5 которого указано, что при представлении деклараций по телекоммуникационным каналам связи организация соблюдает следующий порядок электронного документооборота:
- после подготовки каждой декларации в соответствии с утверждённым форматов руководитель (или уполномоченное лицо) организации подписывает её электронной цифровой печатью и отправляет в зашифрованном виде в адрес Росалкогольрегулирования;
- в течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования квитанцию о приёме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций);
- при получении протокола форматно-логического контроля декларации организация устраняет ошибки, указанные в протоколе, и повторяет всю процедуру передачи декларации;
- если организация не получила от Росалкогольрегулирования квитанцию о приёме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, она информирует Росалкогольрегулирование о данном факте и при необходимости повторяет процедуру передачи декларации.
Как следует из материалов дела, обществу вменяется нарушение срока представления декларации об объёмах оборота, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2012 года в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Вместе с тем пункт 5 Положения № 858 (действовавшего до 27.08.2012), предусматривающий обязанность организаций-лицензиатов по представлению декларации в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, не содержит указания на срок представления данной декларации.
Порядок представления в электронном виде деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденный приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 1 сентября 2010 года № 52н, также не предусматривает конкретного срока представления деклараций в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Указанный срок предоставления деклараций в электронном виде четко был установлен лишь в постановлении Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О предоставлении деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».
Довод административного органа о том, что срок для представления деклараций в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка и на бумажном носителе - в её территориальный орган является единым, признан арбитражным судом несостоятельным, поскольку он основан на расширительном толковании пунктов 4 и 5 Положения.
Таким образом, на момент представления заявителем декларации норма, четко и однозначно устанавливающая срок для представления декларации в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, отсутствовала.
Применение к лицензиату административной ответственности за нарушение срока, который действующим законодательством конкретно не определен, представляется недопустимым в силу части 4 статьи 1.5. КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что приведённый выше порядок электронного документооборота обществом соблюдён, декларации об объёмах оборота, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2012 года представлены в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде 11.07.2012. Аналогичные декларации на бумажном носителе общество представило в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (МРУ Росалкогольрегулирования по СФО) в установленный Положением срок.
Таким образом, административный орган не доказал наличие в действиях общества события административного правонарушения, выразившегося в нарушении срока представления деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2012 года в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
В силу пункта 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.
С учётом вышеизложенного арбитражный суд полагает, что требования заявителя являются обоснованными, оспариваемое постановление МРУ Росалкогольрегулирования по СФО от 5 сентября 2012 года № 6-01-06/09-53/566-ю о назначении административного наказания, подлежит признанию незаконным и отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявленные обществом с ограниченной ответственностью «СКС» требования.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 5 сентября 2012 года № 6-01-06/09-53/566-ю о назначении административного наказания.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск). Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.В. Гигель