ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-450/2023 от 17.01.2024 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

24 января 2024 года Дело №А74-450/2023

Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2024 года.

Решение в полном объёме изготовлено 24 января 2024 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.А. Галиновой,

при ведении протокола секретарём судебного заседания А.К. Огородниковой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплый дом» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Черногорску (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации, выраженного в письме от 02.12.2022.

В судебном заседании 10 января 2024 года объявлялся перерыв до 09 час. 00 мин. 17 января 2024 года.

В судебном заседании принимала участие представитель Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Черногорску - ФИО1 на основании доверенности от 25.03.2022, диплома (паспорт).

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплый дом» (далее – общество, ООО «Управляющая компания «Теплый дом») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Черногорску (далее - Отдел, ОМВД России по г. Черногорску) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации, выраженного в письме от 02.12.2022.

Заявитель представителя в судебное заседание не направил, является надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путём размещения информации в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет.

Руководствуясь статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заявителя.

Заслушав представителя Отдела, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплый дом» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.06.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия.

Основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (код по ОКВЭД 68.32.1).

ООО «Управляющая компания «Теплый дом» 14.11.2022 обратилось в ОМВД России по г. Черногорску с запросом о предоставлении информации (письмо от 14.11.2022 №817), в котором просило предоставлять каждые 7 рабочих дней информацию об изменении в регистрационном учёте (о регистрации и снятии с регистрационного учёта) граждан по месту жительства (месту пребывания) с указанием сведений: фамилии, имени, отчества, даты рождения, даты начала регистрации, даты окончания регистрации, адреса регистрации, адреса выбытия в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Управляющая компания «Теплый дом» (расположенных по следующим адресам в <...>, 24; проспект Космонавтов, <...>, 39, 44А, 44Б, 44В; ул. Красноярская, <...>.

Отдел письмом от 02.12.2022 отказал в предоставлении запрашиваемых сведений, указав, что в системе МВД России ведётся личностный, а не адресный учёт граждан, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации (по фамилии, имени, отчеству в алфавитном порядке); ведение адресного учёта и предоставление соответствующих сведений действующими нормативными правовыми актами на МВД России не возложено; передача органами регистрационного учёта документов и сведений, содержащих персональные данные граждан, возможна в случаях и в объёме, предусмотренных законодательством Российской Федерации; в настоящее время не реализован функционал размещения МВД России в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о количестве граждан, зарегистрированных по месту пребывания и по месту жительства.

Полагая, что отказ в предоставлении информации является незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы управляющей организации, общество в установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований общество, ссылаясь на судебную практику, указало, что отказ ОМВД России по г. Черногорску в предоставлении управляющей организации сведений о регистрации и снятии с регистрационного учёта по месту жительства и месту пребывания граждан в многоквартирных домах препятствует надлежащему исполнению обществом функций по управлению многоквартирным домом и передаче сведений в ресурсоснабжающие организации для правильности начислений за потреблённые ресурсы.

ОМВД России по г. Черногорску, возражая относительно заявленных требований, приводит следующие доводы:

-Заявителем не представлено доказательств подсудности спора арбитражному суду; не доказано нарушение Отделом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Органы внутренних дел не являются стороной правоотношений, связанных с договорами управления многоквартирными домами и предоставлением ресурсоснабжающим организациям сведений, необходимых для начисления платы за коммунальные услуги.

-Заявителем не указано, какие нормы права нарушены ОМВД России по г. Черногорску. На органы регистрационного учёта не возложены обязанности по хранению персональных данных после достижения целей их обработки (регистрации или снятия гражданина с регистрационного учёта); порядок хранения карточек регистрации, поквартирных карточек и домовых книг не установлен.

-В настоящее время в системе МВД России ведётся личностный, а не адресный учёт граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации. При этом ведение адресных учётов жилых помещений, родственных связей граждан, ведение домовых книг и предоставление сведений из них, выдача справок о количестве граждан, зарегистрированных в жилом помещении, действующими нормативными актами на МВД России не возложены.

-Предоставление персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных нарушает публичные интересы.

-Информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан размещается в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Дело рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:

-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемых решений, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на их принятие, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемое решение (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В свою очередь, заявитель должен доказать, что оспариваемым решением нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая положения пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 АПК РФ, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Довод ОМВД России по г. Черногорску о неподсудности спора арбитражному суду в связи с тем, что отказ Отдела в предоставлении информации не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд признаёт подлежащим отклонению.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием, в том числе, организаций, являющихся юридическими лицами.

На основании статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Таким образом, критериями отнесения споров к компетенции арбитражных судов являются характер спорных правоотношений, состав спора и субъектный состав участников спора.

Инициирование заявителем настоящего спора обусловлено отказом ОМВД России по г. Черногорску в предоставлении информации, необходимой обществу для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Избранный способ защиты направлен на устранение нарушений положений жилищного законодательства, необходимость соблюдения которых обусловлена осуществлением обществом его основной деятельности, в процессе которой складываются экономические отношения по управлению эксплуатацией жилого фонда.

Следовательно, оспариваемое решение об отказе в предоставлении информации затрагивает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, в связи с чем рассмотрение настоящего дела подсудно арбитражному суду.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон №152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Пунктом 2 статьи 3 Закона №152-ФЗ установлено, что оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Согласно статье 2 Закона №152-ФЗ его целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 6 Закона №152-ФЗ).

При этом названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима:

-для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (пункт 2 части 1 статьи 6 Закона №152-ФЗ);

-для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (пункт 5 части 1 статьи 6 Закона №152-ФЗ);

-для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (пункт 7 части 1 статьи 6 Закона №152-ФЗ).

Частями 4, 5 статьи 6 Закона №152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несёт оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несёт ответственность перед оператором.

В соответствии со статьёй 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 указанного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Подпунктами «б», «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416, предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

-ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;

-организация и осуществление расчётов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платёжных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учёта и коллективных (общедомовых) приборов учёта, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 данного Кодекса.

В силу абзацев 7, 8 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.

Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» (абзац 19 пункта 6 Правил №354).

В рассматриваемом случае, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами, общество является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства оно имеет право и обязано осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирным домом, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении от 15.02.2022 №АПЛ21-571, пункт 6 Правил №354 в части возложения обязанности на управляющие организации по предоставлению ресурсоснабжающим организациям сведений о каждом собственнике и пользователе помещений в многоквартирном доме (включая дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон) не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; обязанность управляющей компании по предоставлению указанных данных установлена в целях реализации правового механизма, предусмотренного частью 1 статьи 157 ЖК РФ, непосредственно связана с организацией корректных и своевременных расчётов за оказываемые собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности по коммунальным услугам, и определена в рамках полномочий, предоставленных управляющей организации при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом.

В определении от 17.07.2018 №1810-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона №152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.

Согласно подпункту 25 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 №699, к полномочиям МВД России относится осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

Частями 8, 13 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон №5242-1) предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведёт базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведёт адресно-справочную работу.

В силу части 11 статьи 3 Закона №5242-1 в базе данных содержится, в том числе, следующая информация: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); дата и место рождения; пол; адрес и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания); данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Порядок формирования, ведения и использования базы данных устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Закона №5242-1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 №4 утверждены Правила формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила №4).

Согласно пункту 3 Правил №4 включению в базу данных подлежит информация, предусмотренная частью 11 статьи 3 Закона №5242-1.

В соответствии с пунктом 4 Правил №4 сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование информации в базе данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Пунктом 9 Правил №4 предусмотрено, что содержащаяся в базе данных информация предоставляется на основании запросов, поданных в электронном виде и (или) на бумажных носителях. Информация предоставляется физическим и юридическим лицам в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Предоставление информации, содержащейся в базе данных, физическим и юридическим лицам осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.

Согласно пункту 10 Правил №4 информация хранится в базе данных в двух режимах - оперативном и архивном. В оперативном режиме информация хранится в форме, доступной для формирования ответов на поступающие к оператору запросы, если со дня снятия с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации прошло менее 5 лет. В ином случае информация хранится в архивном режиме.

Информация хранится в базе данных без ограничения срока (пункт 11 Правил №4).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6, а также пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан. Обязанность по размещению информации в указанной системе возлагается на федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и его территориальные органы.

Из вышеприведённых норм следует, что у общества имеется право на получение запрашиваемых сведений, информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан носит открытый характер, а обязанность по её внесению в государственную информационную систему, равно как и по предоставлению указанных сведений, возложена на органы миграционного учёта, в данном случае на ОМВД России по г. Черногорску.

Таким образом, оспариваемое решение об отказе в предоставлении информации в момент его принятия нарушало права и законные интересы общества, поскольку препятствовало надлежащему исполнению своих обязанностей в части осуществления сбора, обновления и хранения информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлению обработки полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.

Доводы ОМВД России по г. Черногорску об избыточности запрошенной информации не принимаются во внимание, поскольку Отдел не предоставил обществу по его запросу даже ту информацию, обязанность размещения которой в ГИС ЖКХ возложена на территориальные органы федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции.

Уполномоченный орган вправе указать на отсутствие каких-либо сведений. Между тем, Отдел оспариваемым решением отказал в предоставлении запрашиваемых сведений в полном объёме.

Кроме того, из письма ОМВД России по г. Черногорску от 02.12.2022 следует, что на момент обращения ООО «Управляющая компания «Теплый дом» с запросом не был реализован функционал размещения МВД России в ГИС ЖКХ информации о количестве граждан, зарегистрированных по месту пребывания и по месту жительства.

Следовательно, запрашиваемая обществом информация не могла быть получена им самостоятельно в ГИС ЖКХ.

Вопреки позиции ОМВД России по г. Черногорску, наличие у общества возможности получить запрашиваемые сведения непосредственно у граждан - собственников и пользователей жилых помещений не отменяет право общества получить запрашиваемые сведения у Отдела.

Довод Отдела о технической невозможности предоставления сведений в связи с тем, что в системе МВД России ведётся личностный, а не адресный учёт, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о невозможности предоставления сведений.

При наличии установленной законом обязанности передачи соответствующей информации препятствием к её получению не может являться отсутствие разработанного порядка её предоставления, механизма и прочее. При этом, суд отмечает, что состав таких сведений законодательно определён и невозможность их предоставления не доказана.

Иные доводы Отдела исследованы арбитражным судом, однако не принимаются во внимание, поскольку не влияют на вышеприведённые выводы суда.

Выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.12.2023 по делу №А28-12294/2022, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 и Арбитражного суда Уральского округа от 02.10.2023 по делу №А07-33322/2022, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 и Арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2022 по делу №А76-20209/2021, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.06.2023 по делу №А70-19380/2022).

Между тем, у арбитражного суда отсутствуют основания для признания оспариваемого решения незаконным в полном объёме в связи со следующим.

Как следует из пояснений общества и сведений, содержащихся в ГИС ЖКХ, многоквартирные дома, расположенные в г. Черногорске по адресам: ул. Ленина д.28, ул. Ленина <...>, не находятся и не находились в спорный период в управлении ООО «Управляющая компания «Теплый дом».

Собственниками помещений указанных многоквартирных домов в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано непосредственное управление.

В соответствии с частью 2 статьи 164 ЖК РФ договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), обращения с твёрдыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Поскольку обществом не представлено доказательств того, что собственники многоквартирных домов в г. Черногорске по адресам: ул. Ленина д.28, ул. Ленина <...> уполномочили ООО «Управляющая компания «Теплый дом» на обращение в ОМВД России по г. Черногорску за получением сведений о регистрационном учёте граждан, арбитражный суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения в части отказа в предоставлении информации о регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) по указанным адресам.

Кроме того, из вышеприведённых норм не следует, что у ОМВД России по г. Черногорску имеется обязанность предоставлять информацию об изменении в регистрационном учёте каждые 7 рабочих дней, в связи с чем отказ в предоставлении информации еженедельно соответствует закону и не нарушает права заявителя.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, оспариваемое решение ОМВД России по г. Черногорску, выраженное в письме от 02 декабря 2022 года, в части отказа в предоставлении запрашиваемой информации о регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) в г. Черногорске по адресам: ул. Калинина, <...>, 16А, 21, 24; проспект Космонавтов, <...>, 39, 44А, 44Б, 44В; ул. Красноярская, <...> подлежит признанию незаконным, поскольку не соответствует положениям приведённых выше нормативно-правовых актов, в том числе Закона №5242-1, и нарушает права заявителя.

В остальной части заявление общества удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в случае признания ненормативного правового акта недействительным, решения незаконным, в резолютивной части решения суд указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По правилам главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определённые действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учётом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Таким образом, суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило обязать ОМВД России по г. Черногорску предоставить информацию на основании письма №817 от 14.11.2022.

Согласно сведениям, размещённым в ГИС ЖКХ, ООО «Управляющая компания «Теплый дом» прекратило управление многоквартирными домами, в отношении которых обществом запрошены сведения у ОМВД России по г. Черногорску, за исключением многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.

В пояснениях от 30.08.2023 общество указало, что в реестр лицензий ООО «Управляющая компания «Теплый дом» включен многоквартирный дом по адресу <...>.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает необходимым обязать ОМВД России по г. Черногорску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём предоставления информации на основании запроса от 14 ноября 2022 года №817 о регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) по адресу: <...>.

При этом у арбитражного суда отсутствуют основания для возложения на Отдел обязанности по предоставлению информации об изменении в регистрационном учёте каждые 7 рабочих дней, поскольку данная обязанность по предоставлению еженедельной информации не предусмотрена действующим законодательством.

Государственная пошлина по делу составляет 3 000 руб.

При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина
платёжным поручением от 10.01.2023 №11 на сумму 6 000 руб. и платёжным поручением от 06.02.2023 №119 на сумму 3 000 руб.

В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по платёжному поручению от 06.02.2023 №119 в сумме 3 000 руб. подлежат взысканию с ОМВД России по г. Черногорску в пользу заявителя.

Государственная пошлина в сумме 6 000 руб., излишне уплаченная по платёжному поручению от 10.01.2023 №11, подлежит возврату обществу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплый дом» частично.

Признать незаконным решение Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Черногорску, выраженное в письме от 02 декабря 2022 года, в части отказа в предоставлении запрашиваемой информации о регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) в г. Черногорске по адресам: ул. Калинина, <...>, 16А, 21, 24; проспект Космонавтов, <...>, 39, 44А, 44Б, 44В; ул. Красноярская, <...>.

Отказать в удовлетворении остальной части заявления.

Обязать Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Черногорску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплый дом» путём предоставления информации на основании запроса от 14 ноября 2022 года №817 о регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) по адресу: <...>.

2. Взыскать с Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Черногорску в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплый дом» 3 000 (три тысячи) руб. расходов по государственной пошлине, уплаченной по платёжному поручению от 6 февраля 2023 года №119.

3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплый дом» из федерального бюджета 6 000 (шесть тысяч) руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 10 января 2023 года №11.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья О.А. Галинова