АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
13 августа 2018 года Дело №А74-4563/2018
Резолютивная часть решения объявлена 7 августа 2018 года.
Решение в полном объёме изготовлено 13 августа 2018 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.М. Зайцевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Е.В. Карамашевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными и отмене постановления №1 о назначении административного наказания от 5 марта 2018 года и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 1 от 5 марта 2018 года.
В судебном заседании участвовал представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Хакасия – ФИО1 на основании доверенности от 26.03.2018, служебное удостоверение.
Общество с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» (далее - общество, ООО «Евросеть-Ритейл») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Хакасия (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №1 о назначении административного наказания от 05.03.2018, о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.03.2018.
В судебное заседание заявитель уполномоченного представителя не направил, несмотря на то, что в силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был надлежащим образом извещён о месте и времени судебного заседания. Арбитражный суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель административного органа просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему.
Заслушав представителя административного органа, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
ООО «Евросеть-Ритейл» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.09.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве.
В ходе проведения контрольных мероприятий в магазине «Евросеть», расположенном по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, мкр. Интернациональный, 1с, 19.01.2018 в результате осмотра (протокол осмотра №1 от 19.02.2018) должностным лицом административного органа с участием понятых установлено, что в торговой точке покупателю осуществлена реализация одного лотерейного билета государственной тиражной лотереи «6 из 36» стоимостью 100 руб. - лотерейный билет «Столото», № тиража: 125, номер билета: 000040866476. При продаже продавцом не проведена идентификация покупателя, никакого документа, подтверждающего личность у него не затребовано. По данному факту 19.01.2018 с покупателя и продавца торговой точки взяты объяснения.
Продавец пояснила, что продажу билета осуществила через программу «1С бухгалтерия». Идентификация клиента была произведена по номеру мобильного телефона, по окончании реализации была выдана электронная квитанция билета №000040866476 и кассовый чек №14 от 19.01.2018.
Определением от 22.01.2018 по факту выявленных нарушений государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Хакасия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и проведении административного расследования.
В адрес общества административным органом направлено требование №1 от 22.01.2018 о предоставлении документов (информации), в ответ на которое обществом с сопроводительным письмом от 31.01.2018 №05-33 представлены пояснения. В представленных пояснениях общество не отрицало факт реализации лотерейного билета без идентификации клиента, однако указало, что в данном случае идентификация покупателя законом не предусмотрена, поскольку осуществлена продажа лотерейного билета на сумму менее 15 000 руб. Также общество представило запрашиваемые документы: Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных нелегальным путём от 30.10.2016, свидетельства о прохождении сотрудниками общества целевого инструктажа в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных нелегальным путём, и финансированию терроризма.
Определением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Хакасия от 21.02.2018 срок административного расследования продлён на 1 месяц до 22.03.2018.
Уведомлением от 07.02.2018 №09-21/01405 общество извещено о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Уведомление получено обществом 14.02.2018, о чём свидетельствует почтовое уведомление №65560320976920 с отметкой о вручении.
19.01.2018 должностным лицом административного органа в отсутствие надлежащим образом извещённого законного представителя общества составлен протокол №1 об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что ООО «Евросеть-Ритейл» нарушило подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», а именно не провело идентификацию физического лица при реализации лотерейного билета тиражной лотереи «6 из 36» на сумму 100 руб., в целях исполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных нелегальным путём, и финансированию терроризма.
Указанное правонарушение квалифицировано налоговым органом по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Общество проинформировано о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 05.03.2018 в 14 час. 00 мин.
Копия протокола получена обществом 01.03.2018, о чём свидетельствует почтовое уведомление №65560320983911 с отметкой о вручении.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 05.03.2018 руководитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия вынес постановление №1 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО «Евросеть-Ритейл» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Административным органом также 05.03.2018 в адрес общества вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым на общество возложены обязанности: дополнительно изучить закон №115-ФЗ, осуществлять идентификацию клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, как при получении платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, так и при осуществлении выплаты денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх в журнале, представляющем собой отдельный документ или комплект документов, оформленных на бумажном носителе или электронном носителе, провести мероприятия по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченные орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, независимо от размера получаемых или выплачиваемых денежных средств, организовать мероприятия внутреннего контроля за исполнением специального законодательства.
Копии постановления и представления получены обществом 15.03.2018.
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением ООО «Евросеть-Ритейл» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд согласно арбитражному процессуальному законодательству.
Дело рассмотрено в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Статьёй 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.5 Кодекса, Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённого приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@, протокол об административном правонарушении составлен, постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции.
Процедура привлечения к административной ответственности, установленная КоАП РФ, проверена арбитражным судом и признана соблюдённой. Содержание протокола об административном правонарушении, порядок его составления соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Законный представитель общества был надлежащим образом извещён о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ на день принятия постановления о привлечении к административной ответственности не истёк.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 15.27 КоАП РФ, является установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Нормы Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) направлены на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путём создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Неисполнение обязанностей, возложенных Законом № 115-ФЗ, по организации и осуществлению внутреннего контроля образует объективную сторону состава данного административного правонарушения, предусмотренного положениями статьи 15.27 КоАП РФ.
Одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в силу статьи 4 Закона № 115-ФЗ относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
В соответствии со статей 3 Закона № 115-ФЗ под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. К клиентам относятся физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствие с положениями статьи 5 Закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон о лотереях) устанавливает правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
В соответствие с положениями пункта 8 статьи 2 Закона о лотереях под проведением лотереи понимается оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учёт) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учёт лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе приём и учёт лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, ООО «Евросеть-Ритейл» осуществляет деятельность по реализации лотерейных билетов на основании договора №ТСТЛ 09/14 на оказание услуг по распространению лотерейных билетов (квитанций) от 01.09.2017 с ЗАО «Торговый Дом «Столото».
Таким образом, ООО «Евросеть-Ритейл» в силу пункта статьи 8 статьи 2 Закона о лотереях осуществляет деятельность по проведению лотереи и, соответственно отнесено Законом № 115-ФЗ к числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом и является надлежащим субъектом ответственности за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена положениями части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ по общему правилу организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в том числе до приёма на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, установив в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
Случаи, являющиеся исключением из общего правила для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при которых последние вправе не проводить идентификацию клиентов, установлены пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 рассматриваемой статьи.
Реализация лотерейных билетов и соответствующее получение денежных средств в виде платы за участие в азартной игре/лотерее, в перечень указанных исключений не входит, при этом положения Закона № 115-ФЗ не содержат изъятий в части осуществления идентификации клиентов организаций, проводящих азартные игры и лотереи, в зависимости от суммы денежных средств, внесённых клиентами.
Изложенный вывод правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 23.03.2018 № 305-АД18-1189 и судебных актах нижестоящих судов по делу № А40-114817/2017, и основан на следующем.
Пункт 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ предусматривает, что идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приёму от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая,когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма).
Однако согласно пункту 1.4 рассматриваемой статьи 7 из-под действия рассматриваемых исключений выведены случаи осуществления денежных операций в целях оплаты товаров (работ, услуг), включённых в перечень товаров (работ, услуг), определённый Правительством Российской Федерации, в оплату которых платёжный агент не вправе принимать платежи физических лиц, и прямо предусмотрено, что при совершении таких денежных операций идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода.
Распространение приведённых положений на организации, непосредственно проводящие азартные игры/лотереи и принимающие денежные средства от физических лиц в счёт оплаты их участия, основано на общеправовом принципе равенства участников гражданских правоотношений, недопустимости толкования норм права, приводящего к возникновению неравного положения субъектов, выполняющих одинаковые действия в рамках участия в гражданском обороте и подтверждено судебной практикой.
Таким образом, в случае осуществления включённых в соответствующий утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации перечень операций с денежными средствами, идентификация клиента должна проводится соответствующей организацией, принимающей платежи, вне зависимости от суммы операции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2010 № 920 утверждён «Перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платёжный агент не вправе принимать платежи физических лиц», который включает в перечень соответствующих денежных операций, в том числе, приём платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления, организация, проводящая лотерею, обязана была произвести идентификацию клиента-физического лица при осуществлении операций, связанных с получением денежных средств за участие в лотерее в порядке, установленном статьёй 7 Закона № 115-ФЗ. Неисполнение данной обязанности образовывало объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
При этом, поскольку обстоятельств, исключающих вину общества, в ходе рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности установлено не было, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу о них заявителем также не заявлялось, административный орган пришёл к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В оспариваемом постановлении административный орган применил наказание в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, назначив наказание в виде предупреждения.
Судом не установлено исключительных обстоятельств, позволяющих применить правила статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае.
На основании изложенного, суд пришёл к выводу, что оспариваемое постановление №1 от 05.03.2018, является законным и обоснованным.
Арбитражным судом установлено, что Федеральным законом от 07.03.2018 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона «О лотереях» в статью 20 Закона о лотереях внесена часть 6.1, согласно которой заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчёта, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», не проводится. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчёта, равной или превышающей 15 000 рублей, осуществляется при предъявлении участником лотереи документа, удостоверяющего его личность.
Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых электронным лотерейным билетом, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчёта, составляющей менее 15 000 рублей, осуществляется оператором лотереи, распространителем в случае подтверждения участником лотереи достижения им возраста восемнадцати лет, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», не проводится, а при сумме расчёта, равной или превышающей 15 000 рублей, идентификация участника лотереи проводится с применением любого способа упрощённой идентификации из предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», обеспечивающего установление возраста такого участника лотереи, или с использованием данных идентификации участника лотереи, предоставленных кредитной организацией, организацией федеральной почтовой связи, банковским платёжным агентом, оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», которым поручено проведение идентификации на основании договора.
Указанные изменения вступили в силу 07.04.2018.
Таким образом, часть 6.1 статьи 20 Закона о лотерее с 07.04.2018 исключила обязанность проводить идентификацию клиента – участника лотереи по правилам Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ в случае реализации лотерейного билета номиналом до 15 000 рублей.
В соответствии с общим принципом, закреплённым статьёй 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Аналогичное положение установлено частью 2 статьи 1.7. КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Внесённые в статью 20 Закона о лотереях изменения, исключающие обязанность организации, осуществляющей операции с денежными средствами – проводящей лотереи при заключении договоров об участии в лотереи на сумму менее 15 000 руб. проводить идентификацию клиента, улучшают положение заявителя, поскольку в рассматриваемом случае исключают с 07.04.2018 обязанность по проведению идентификации участника лотереи в указанных случаях.
Таким образом, приведённое изменение правового регулирования имеет обратную силу, как улучшающее положение лица, привлекаемого к ответственности.
Указанный вывод суда соответствует позиции вышестоящих судов, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 15.05.2018 № 306-КГ17-22270 по делу № А65-30241/2016, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.01.2018 №Ф02-7004/2017 по делу №А78-9365/2017.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» при рассмотрении требования о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Между тем в силу статьи 32.1 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется путём направления копии постановления лицу, привлечённому к административной ответственности.
Из материалов дела усматривается, что копия постановления направлена обществу письмом от 07.03.2018 №09-21/02846 и вручена заявителю 15.03.2018. Таким образом, в силу положений статьи 32.1 КоАП РФ постановление фактически исполнено, а значит, положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в рассматриваемом случае не могут быть применены.
На основании изложенного арбитражный суд отклоняет доводы общества о том, что внесение вышеназванных изменений в Закон № 115-ФЗ, улучшившего положение лица совершившего административное правонарушение влечёт отмену оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного арбитражный суд полагает отказать ООО «Евросеть-Ритейл» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления №1 о назначении административного наказания от 05.03.2018.
Рассмотрев требование заявителя о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.03.2018, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении.
На основании части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внёсшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
Предусмотренные статьёй 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отражённых в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определённым параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (абзац 3 пункта 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Из содержания приведённых правовых норм и из смысла правовой позиции, отражённой в указанном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, следует, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, представляет собой ненормативный правовой акт, вынесение которого предусмотрено нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом вынесению такого представления должна предшествовать проверка, в результате которой лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, устанавливаются непосредственные причины, приведшие к совершению виновным лицом административного правонарушения, а также и конкретные условия, способствовавшие его совершению. Правом внесения представления обладает то лицо, которое рассмотрело дело об административном правонарушении.
В оспариваемом представлении от 05.03.2018 указаны причины и условия, способствовавшие совершению вышеуказанного административного правонарушения: непроведение идентификации клиентов при реализации лотерейных билетов, отсутствие мероприятий внутреннего контроля в соответствии с требованиями Закона № 115-ФЗ.
Оспариваемое представление вынесено на основании обстоятельств, отражённых в постановлении по делу об административном правонарушении от 05.03.2018 №1, которым заявитель привлечён к административной ответственности по части 1 статье 15.27 КоАП РФ.
Полагая, что постановление по делу об административном правонарушении от 05.03.2018 №1 является незаконным, заявитель просит также отменить представление от 05.03.2018. Иных доводов об отмене представления заявителем не приведено.
Поскольку оснований для признания незаконным постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности в ходе рассмотрения дела арбитражным судом не установлено, оснований для признания незаконным представления №1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.03.2018, не имеется.
Законность представления оценивается судом на дату его выдачи. Изменение правового регулирования с 07.04.2018 в части исключения обязанности проводить идентификацию клиента – участника лотереи по правилам Закона №115-ФЗ в случае реализации лотерейного билета номиналом до 15 000 рублей, не может являться основанием для признания недействительным представления от 05.03.2018, принятого на основании законодательства, действующего в период его принятия.
Таким образом, изменение правового регулирования не влияет на законность представления на дату его выдачи и не может быть оценено судом с позиции исполнения представления. Определение способов исполнения спорного представления находится в компетенции заявителя.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд полагает, что представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, соответствуют положениям КоАП РФ, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным представления от 05.03.2018 следует отказать.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины в рамках данного дела не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Хакасия о признании незаконными и отмене постановления №1 о назначении административного наказания от 5 марта 2018 года и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 1 от 5 марта 2018 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.М. Зайцева