АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Абакан
13 февраля 2007 года Дело №А74-4620/2006
Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2007 года.
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2007 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Каспирович Е.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Администрации муниципального образования Борцовский сельсовет, село Борец Ширинского района,
к Отделению Государственного пожарного надзора Ширинского района Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, поселок Шира,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 10 ноября 2006 года № 255.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: отсутствовал;
административного органа: ФИО1, служебное удостоверение от 14 июля 2005 года № 05061.
Администрация муниципального образования Борцовский сельсовет (далее – Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделению Государственного пожарного надзора Ширинского района Главного управления МЧС России по Республике Хакасия (далее административный орган) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 10 ноября 2006 года № 225 на основании части 2 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что заявителем допущена опечатка при указании номера оспариваемого постановления: Администрация обжалует постановление от 10 ноября 2006 года № 255 «О наложении административного взыскания за нарушение правил пожарной безопасности на юридическое лицо». Учитывая изложенное, арбитражный суд рассматривает требования об оспаривании постановления от 10 ноября 2006 года № 255.
Определением от 10 января 2007 года арбитражный суд по ходатайству заявителя восстановил пропущенный срок на подачу заявления в арбитражный суд.
Представитель заявителя в судебном заседании 09 февраля 2007 года отсутствовал. Копия определения об отложении судебного разбирательства от 19 января 2007 года получена Администрацией 26 января 2007 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление от 23 января 2007 года № 45979.
Учитывая изложенное, арбитражный суд, руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 и частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании 19 января 2007 года представитель Администрации поддержал заявленные требования и сослался на следующее.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Все перечисленные в данных Правилах мероприятия и требования Администрацией были выполнены.
Указание на невыполнение пунктов 1.2, 1.4, 2.3, 2.4, 2.6 Постановления Главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 25 сентября 2006 года № 1152 «О подготовке объектов и жилого сектора к осеннее – зимнему пожароопасному периоду» беспочвенно, так как в соответствии с Постановлением Главы Администрации от 29 сентября 2006 года № 25 «О подготовке объектов и жилого сектора к осеннее - зимнему пожароопасному периоду» были определены сроки и соответствующие мероприятия, которые были полностью соблюдены. Администрацией были утверждены и исполнены и другие Постановления, касающиеся мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и с пунктом 1 статьи 21 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут руководители органов местного самоуправления. Таким образом, заявитель полагает, что административным органом было ошибочно привлечено к ответственности юридическое лицо, в то время как ответственность должно было нести должностное лицо - Глава муниципального образования Борцовский сельсовет.
Административный орган с требованием заявителя не согласился, указав следующее.
По результатам проведённой 09 ноября 2006 года проверки были выявлены грубые нарушения Администрацией пунктов 1, 10, 32, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, пунктов 1.2, 1.4, 2.3, 2.4 и 2.6 Постановления Главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 25 сентября 2006 года № 1152 «О подготовке объектов и жилого сектора к осеннее – зимнему пожароопасному периоду» и пункта 1 Директивы Главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 03 ноября 2006 года № 2.
Так, Постановлением от 25 сентября 2006 года № 1152 и Директивой от 03 ноября 2006 года № 2 были определены конкретные мероприятия по подготовке объектов и жилого сектора к осеннее – зимнему пожароопасному периоду. Данные мероприятия заявителем выполнены не были.
В связи с выявленными нарушениями Администрацией правил пожарной безопасности в отношении юридического лица был составлен протокол от 09 ноября 2006 года № 255 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ. Копия протокола вручена Главе Администрации ФИО2 10 ноября 2006 года.
Постановлением от 10 ноября 2006 года № 255 за нарушение правил пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима Администрация привлечена к ответственности на основании части 2 статьи 20.4 КоАП РФ с наложением административного взыскания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.
Администрация муниципального образования Борцовский сельсовет зарегистрирована в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Хакасия 19 января 2006 года, имеет свидетельство серии 19 № 000707093.
Пунктом 1 Постановления Главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 25 сентября 2006 года № 1152 «О подготовке объектов и жилого сектора к осеннее – зимнему пожароопасному периоду» на территории Ширинского района Республики Хакасия в период с 01 октября 2006 года по 15 января 2007 года установлен особый противопожарный режим. Пунктами 1.2, 1.4, 2.3, 2.4 и 2.6 названного Постановления руководителям учреждений, предприятий и организаций предписано привести в исправное состояние системы и средства противопожарной защиты, запретить бесконтрольное сжигание сухой травы и мусора, организовать реализацию первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, создать вокруг населенных пунктов и объектов, расположенных в степных массивах, противопожарные полосы, привести в готовность противопожарные формирования, организовать систему оповещения о пожаре.
Директивой Главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 03 ноября 2006 года № 2 в Ширинском районе с 03 ноября 2006 года до особого распоряжения введён режим чрезвычайной ситуации. Данным документом предписано главам администраций поселений в двухсуточный срок произвести опашку границ населённых пунктов и мест погребения умерших с шириной полосы не менее 6 метров.
В ходе проверки, проведённой административным органом 09 ноября 2006 года, было установлено невыполнение Администрацией требований пунктов 1, 10, 32, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, пунктов 1.2, 1.4, 2.3, 2.4 и 2.6 Постановления Главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 25 сентября 2006 года № 1152 «О подготовке объектов и жилого сектора к осеннее – зимнему пожароопасному периоду» и пункта 1 Директивы Главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 03 ноября 2006 года №2.
09 ноября 2006 года составлен протокол № 255 о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ. Копия протокола вручена Главе Администрации ФИО2 10 ноября 2006 года, так как при проведении проверки и составлении протокола его не было на месте.
10 ноября 2006 года административным органом вынесено постановление № 255, которым заявитель привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей за невыполнение вышеуказанных пунктов Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Постановления Главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 25 сентября 2006 года № 1152 и Директивы Главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 03 ноября 2006 года №2.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Администрация оспорила его в арбитражном суде.
Заслушав пояснения административного органа, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд полагает, что требования Администрации подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в предмет доказывания входят обстоятельства, свидетельствующие о законности и обоснованности оспариваемого решения, наличии соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, законных оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдении установленного порядка привлечения к ответственности, сроков давности привлечения к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, совершённое в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты.
Статьями 1, 2, 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности установлена статьей 37 вышеназванного Закона.
В рамках нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказом от 18 июня 2003 года № 313 утвердило Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), регулирующие правоотношения в области пожарной безопасности и устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Данные Правила зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года N 4838 и официально опубликованы в Российской газете от 04 июля 2003 года N 129.
В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 1 Правил данные Правила обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Согласно пункту 32 Правил на территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов.
Пунктом 112 Правил установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Отраженные в протоколе об административном правонарушении от 09 ноября 2006 года нарушения названных пунктов Правил пожарной безопасности, пунктов 1.2, 1.4, 2.3, 2.4 и 2.6 Постановления Главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 25 сентября 2006 года № 1152 «О подготовке объектов и жилого сектора к осеннее – зимнему пожароопасному периоду» и пункта 1 Директивы Главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 03 ноября 2006 года № 2 подтверждаются материалами дела.
Так, Администрацией не была произведена опашка границ населённых пунктов и кладбищ, на территории муниципального образования Борцовский сельсовет имелись свалки горючих отходов, не имелось защитных противопожарных полос, не проводилось удаление сухой растительности, отсутствовали система и средства противопожарной защиты, бесконтрольно сжигался мусор, отсутствовала система оповещения о пожаре.
Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что нарушение Администрацией требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, совершённое в условиях особого противопожарного режима, имело место.
В соответствии со статёй 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
В рассматриваемой ситуации собственником соответствующего имущества (территория муниципального образования Борцовский сельсовет) является муниципальное образование Борцовский сельсовет, лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом – Администрация.
Учитывая изложенное, арбитражный суд расценивает как несостоятельную довод заявителя о том, что ответственность должен был нести руководитель Администрации, а не сама Администрация.
Проверив соблюдение административным органом порядка привлечения Администрации к административной ответственности, установленного КоАП РФ, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ составление протокола о совершении административного правонарушения является обязательным. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Таким образом, названными нормами обеспечивается лицу, привлекаемому к административной ответственности, правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие в составлении протокола по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Следовательно, составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины его неявки уважительными.
Таким образом, выяснение того, было ли Администрации сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными, относится к значимым для дела обстоятельствам при факте составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного органа, проверка проводилась 09 ноября 2006 года в отсутствие Главы Администрации. Протокол об административном правонарушении № 255 был составлен 09 ноября 2006 года непосредственно после проведения проверки в момент выявления административного правонарушения. Протокол также составлялся в отсутствие законного представителя Администрации, так как его в этот момент не было на месте. В протоколе имеются отметки о том, что копия протокола от 09 ноября 2006 года вручена Главе Администрации ФИО2 10 ноября 2006 года, то есть на следующий день после его составления.
Административный орган не представил суду доказательств надлежащего извещения заявителя или его законного представителя о месте и времени составления протокола. То есть административным органом не приняты меры по предоставлению Администрации возможности принять участие в составлении протокола об административном правонарушении. При составлении протокола законному представителю заявителя не разъяснены права и обязанности.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ и, следовательно, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности.
Составление протокола в отсутствие законного представителя заявителя, не извещенного надлежащим образом о дате и месте его составления, является существенным нарушением, поскольку оно привело к нарушению прав заявителя и лишению его предоставленных КоАП РФ гарантий защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
На основании изложенного, требования Администрации о признании незаконным постановления от 10 ноября 2006 года № 255 следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации муниципального образования Борцовский сельсовет, свидетельство о государственной регистрации от 19 января 2006 года серии 19 № 000707093, находящейся по адресу: Республика Хакасия, <...>, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 10 ноября 2006 года № 255 «О наложении административного взыскания за нарушение правил пожарной безопасности на юридическое лицо», вынесенное в поселке Шира Отделением Государственного пожарного надзора Ширинского района Главного управления МЧС России по Республике Хакасия.
Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Е.В. Каспирович