ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-52/16 от 10.08.2016 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

10 августа 2016 года Дело № А74-52/2016

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.В. Тутарковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания А.В. Болкуновой

общества с ограниченной ответственностью «Аскиз-Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 271.792 руб. 85 коп. убытков за 1, 2 кварталы 2013 года,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>),

Администрации Аскизского поссовета Аскизского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>),

Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>).

В судебном заседании принимали участие:

от истца – ФИО1 на основании доверенности от 24.12.2015 (т1 л10), паспорт;

от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 16.12.2015 № 27-д (т1 л85), служебное удостоверение.

Общество с ограниченной ответственностью «Аскиз-Сервис» (далее – общество, ООО «Аскиз-Сервис») обратилось в арбитражный суд к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия с исковым заявлением, изменённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 271.792 руб. 85 коп. убытков за 1, 2 кварталы 2013 года, возникших в результате разницы между утверждённым экономически обоснованным тарифом и тарифом, применяемым для расчёта с населением.

Определением арбитражного суда от 14.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее – Госкомтарифэнерго Хакасии).

Определением арбитражного суда от 01.03.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Аскизского поссовета Аскизского района Республики Хакасия и Администрация Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия.

Госкомтарифэнерго Хакасии, Администрация Аскизского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, Администрация Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия в судебное заседание представителей не направили, несмотря на то, что в силу части 1 статьи 123 АПК РФ были надлежащим образом извещены о месте и времени заседания суда. Руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.

Министерство финансов Республики Хакасия в отзывах на исковое заявление и дополнениях к нему требования не признало, полагает, что Республика Хакасия не является надлежащим ответчиком по спору, поскольку льготные тарифы для населения утверждались органом местного самоуправления (т1 л80,97; т2 л18, от 13.07.2016, от 04.08.2016).

Госкомтарифэнерго Хакасии в  отзыве на заявление пояснил, что субсидий на компенсацию убытков за спорный период по заявкам истца от 24.05.2013 и от 19.08.2013 не предоставлялось.

В отзыве на заявление, дополнении к нему Администрация Аскизского поссовета исковые требования не признала, полагает, что возмещение потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных применением льготных тарифов для населения, должно производиться Республикой Хакасия, поскольку утверждение тарифов для населения ниже экономически обоснованных было вызвано необходимостью соблюдения предела роста размера платы за коммунальные услуги (предельного индекса), установленного Правительством Республики Хакасия (т1 л107,130; т2 л23).

Администрация Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия отзыв на заявление не представила.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Аскиз-Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.08.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия.

Основным видом деятельности ООО «Аскиз-Сервис» является удаление и обработка сточных вод.

30.01.2012 между Администрацией муниципального образования Аскизский сельсовет Аскизского района (арендодатель) и ООО «Аскиз-Сервис» (арендатор) заключён договор № 1 аренды недвижимого муниципального имущества (т1 л13). По условиям договора арендатор принял в аренду недвижимое муниципальное имущество – канализационные очистные сооружения общей площадью 4308,5 кв.м, расположенные по адресу: Республика Хакасия, <...>, для оказания коммунальных услуг населению, организациям, предприятиям.

Согласно заключённым с абонентами договорам на предоставление коммунальных услуг ООО «Аскиз-Сервис» в 1, 2 кварталах 2013 года осуществляло очистку сточных вод, принятых у населения Аскизского сельсовета и Аскизского поссовета.

Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 27.11.2012 № 206-к установлены тарифы за очистку сточных вод для ООО «Аскиз-Сервис» на 2013 год: 40,48 руб./м3 с 01.01.2013 по 30.06.2013, 43,39 руб./м3 с 01.07.2013 по 31.12.2013 (т1 л16).

Постановлением главы администрации Аскизского сельсовета от 10.12.2012 № 237 «О стоимости очистки сточных вод для ООО «Аскиз-Сервис» на 2013 год» установлен тариф для населения за очистку сточных вод: с 01.01.2013 по 30.09.2013 – 33,73 руб./м3, с 01.10.2013 по 31.12.2013 – 38,45 руб./м3 (т1 л17).

Постановлением главы администрации Аскизского сельсовета от 11.03.2013 № 46 внесены изменения в указанное выше постановление (т1 л23).

Решением Совета депутатов Аскизского поссовета от 30.04.2013 № 124 «Об утверждении размера платы граждан на услуги организации коммунального комплекса общества с ограниченной ответственностью «Аскиз-сервис» в сфере очистки сточных вод с 01.01.2013-30.06.2013 и с 01.07.2013-31.12.2013» установлен тариф для населения за очистку сточных вод с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 29,59 руб./м3 (т1 л25).

Указанные тарифы ниже экономически обоснованных тарифов, утверждённых Госкомтарифэнерго Республики Хакасия.

Как обозначено в преамбуле вышеприведенных нормативно-правовых актов, указанные тарифы установлены в соответствии с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 01.03.2013 № 15-к «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 17 декабря 2012 года № 273-к» и от 01.01.2013 № 15-к (изменения в приказ № 273-к). Указанными приказами установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 год. Для муниципального образования Аскизского сельсовета индекс роста платы граждан установлен в размере 112%, для Аскизского поссовета - 112%.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.04.2013 № 239 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий в 2013 году на частичную компенсацию убытков организациям, предоставляющим населению (исполнителю коммунальных услуг) коммунальные услуги, коммунальные ресурсы по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и существенным ростом тарифов на энергетические ресурсы на 2013 год» утверждён порядок предоставления субсидий на частичную компенсацию убытков организациям, предоставляющим населению (исполнителю коммунальных услуг) коммунальные услуги, коммунальные ресурсы по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и существенным ростом тарифов на энергетические ресурсы на 2013 год (т1 л27-30).

Целью предоставления субсидии является компенсация выпадающих доходов организациям, предоставлявшим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2013 году по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в связи с соблюдением предельных индексов.

24.05.2013 и 21.08.2013 истец представлял заявки на предоставление субсидии на частичную компенсацию убытков, возникших в 1 и 2 квартале 2013 года (т1 л31-34). Однако субсидия обществу не была представлена. Данное обстоятельство подтвердил Госкомтарифэнерго Республики Хакасия в представленном суду отзыве на заявление.

Согласно уточнённому расчёту истца сумма убытков, возникших вследствие межтарифной разницы, составила 271.792 руб. 85 коп.

Как указывает истец, в результате применения утвержденных муниципальными образованиями тарифов у него возникли выпадающие доходы в виде межтарифной разницы.

Истцом заявлена ко взысканию сумма понесённых убытков (неполученных доходов) в виде межтарифной разницы, рассчитанная поквартально, исходя из объёмов оказанных коммунальных услуг (водоотведения) населению в 1, 2 кварталах 2013 года и утвержденных Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения с. Аскиз и пос. Аскиз.

Истец полагает, что причиненные ему убытки находятся в причинно-следственной связи с утверждением Госкомтарифэнерго Республики Хакасия предельного индекса увеличения размера платы граждан за коммунальные услуги для муниципального образования Аскизский район и утверждением муниципальными образованиями тарифов на водоотведение для населения ниже экономически обоснованных.

В обоснование исковых требований истец ссылается на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита», на разъяснения, приведенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», сложившуюся арбитражную практику.

Ответчик, возражая против требований истца, ссылается на то, что истец не доказал вину в действиях государственных органов власти Республики Хакасия и причинно-следственную связь между принятием субъекта Российской Федерации нормативного правового акта и возникшими убытками, поскольку убытки определены истцом как разница между экономически обоснованными тарифами, установленными приказами Госкомитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, и размером платы на коммунальные услуги, определёнными решениями муниципальных образований: Администрацией Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия и Администрацией Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия. Возникшие у истца убытки являются расходными обязательствами муниципальных образований. Государственные полномочия по установлению тарифов на водоотведение Республикой Хакасия не передавались органам местного самоуправления.

Настоящий спор рассмотрен арбитражным судом по общим правилам искового производства. Исходя из принципов, закреплённых в статьях 9, 65 АПК РФ, спор рассмотрен на основании доводов и документов, предоставленных сторонами.

В ходе судебного разбирательства стороны в целях проверки правильности расчёта размера предъявленных убытков, исследовали первичные документы, подтверждающие факт оказания услуг, объём указанных услуг и размер. Согласно приложениям к отзыву и пояснениям представителя Минфина Хакасии, возражая относительно удовлетворения иска, ответчиком проверен расчёт убытков и признан арифметически верным. В ходе судебного разбирательства представитель Минфина Хакасии пояснил, что истцом учтены замечания ответчика по документам, касающимся объёмов оказанных услуг. С учётом заявленного уменьшения размера исковых требований, ответчик не оспаривает показатели, используемые истцом в расчёте убытков, поскольку они подтверждаются документами, представленными истцом. Вместе с тем, как было изложено выше, ответчик настаивает на том, что не является надлежащим ответчиком, поскольку плата для населения ниже обоснованного тарифа установлена муниципальными образованиями.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ совокупность всех имеющихся в материалах дела доказательств, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьёй 1069 ГК РФ установлено, что вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. При этом отмечено, что вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, с учётом заявленных истцом оснований иска в предмет доказывания по делу входят: факт причинения убытков; размер убытков; противоправность действий (бездействия) ответчиков; наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями для истца. Данные обстоятельства подлежат доказыванию истцом. В свою очередь, на ответчиков возлагается бремя доказывания следующих обстоятельств: отсутствие вины; наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта, решения, совершения действий (бездействия). В случае оспаривания размера убытков ответчик должен привести соответствующие доводы и представить необходимые доказательства.

При недоказанности одного из элементов требование о взыскании убытков не подлежит удовлетворению.

В свою очередь, на ответчика возлагается бремя доказывания следующих обстоятельств: отсутствие вины; наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта, решения, совершения действий (бездействия).

В случае оспаривания размера убытков ответчик должен привести соответствующие доводы и представить необходимые доказательства.

Согласно положениям Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение и водоотведение относятся к регулируемым видам деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за отведение сточных вод входит в состав платы за коммунальные услуги.

Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных данной частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения. Схожие положения заложены в части 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ.

К отношениям, связанным с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период, применялись Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее – Правила), утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (действовавшие до 13.05.2013).

Согласно пунктам 50, 51, 52 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей в спорный период) предельные индексы устанавливаются в отношении организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере холодного водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 3 сентября 2010 года № 454 Госкомтарифэнерго Хакасии переданы полномочия по установлению предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия с учётом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг; по государственному контролю за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утверждённом постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 № 372 Госкомтарифэнерго Хакасии являлся государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.

В рамках осуществления полномочий по государственному регулированию тарифов на услуги организаций коммунального комплекса приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 27.11.2012 № 206-к (т1 л16) установлены тарифы на очистку сточных вод для ООО «Аскиз-Сервис» с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 40,48 руб./м3.

При расчётах с населением Аскизского сельсовета и Аскизского поссовета истец в 1, 2 кварталах 2013 года применял заниженные тарифы на очистку сточных вод, установленные:

- постановлением главы администрации Аскизского сельсовета от 10.12.2012 № 237 «О стоимости очистки сточных вод для ООО «Аскиз-Сервис» на 2013 год» (т1 л17) – 33,73 руб./м3;

- решением Совета депутатов Аскизского поссовета от 30.04.2013 № 124 «Об утверждении размера платы граждан на услуги организации коммунального комплекса общества с ограниченной ответственностью «Аскиз-сервис» (т1 л25) – 29,59 руб./м3.

Из материалов дела следует, что истец связывает возникновение убытков с принятием администрацией Аскизского сельсовета постановления от 10.12.2012 № 237 «О стоимости очистки сточных вод для ООО «Аскиз-Сервис» на 2013 год» (т1 л17) и Советом депутатов Аскизского поссовета решения от 30.04.2013 № 124 «Об утверждении размера платы граждан на услуги организации коммунального комплекса общества с ограниченной ответственностью «Аскиз-сервис» (т1 л25).

Согласно преамбуле решения Совета депутатов Аскизского поссовета от 30.04.2013 № 124 оно принято в соответствии с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 01.03.2013 № 15-к «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 17.12.2012 № 273-к «Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 год», приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 01.03.2013 № 16-п «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 8 августа 2012 года № 86-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг».

С января по июнь 2013 года в период действия указанных нормативных актов истец оказывал населению Аскизского сельсовета и Аскизского поссовета коммунальные услуги по очистке сточных вод по цене, установленной постановлением администрации Аскизского сельсовета от 30.04.2013 № 124 и решением Совета депутатов Аскизского поссовета от 30.04.2013 № 124 с учётом приказов Госкомтарифэнерго Хакасии от 01.03.2013 № 15-к и от 01.03.2013 № 16-п, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Коммунальные услуги предоставлялись для нужд граждан, соответственно к отношениям сторон подлежат применению положения ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - Правила № 307).

С учётом положений пункта 2 статьи 157 и части 4 статьи 154 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, включая теплоснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 15 Правил № 307 приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчёта размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В ходе судебного разбирательства установлено и не опровергнуто ответчиком, что в период с января по июнь 2013 года истец при расчётах с населением применяло плату, установленную муниципальными образованиями, во исполнение нормативных правовых актов изданных органами власти Республики Хакасия.

В ходе судебного разбирательства ответчик не опроверг, что плата, установленная муниципальными образованиями на основании нормативных правовых актов, принятых органами исполнительной власти Республики Хакасия, ниже экономически обоснованного тарифа установленного истцу.

Арбитражный суд, в данном случае, соглашается с доводами истца, что общество в период с января по июнь 2013 года обязано было осуществлять расчёты с населением, исходя из размера платы, установленной муниципальными образованиями во исполнение изданных органами власти Республикой Хакасии нормативных правовых актов.

Тариф для населения на услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения на 2013 год был утвержден третьими лицами - муниципальными образованиями в пределах максимального индекса изменения размера платы граждан, установленных Государственным комитетом по тарифам и энергетики Республики Хакасия.

Доказательств выхода органов местного самоуправления за пределы максимальных индексов арбитражному суду не представлено.

Арбитражный суд полагает, что возложение на ресурсоснабжающую организацию обязанности по оказанию услуг по тарифам, не обеспечивающим финансовых потребностей организации по возмещению затрат на производство, не соответствует положениям Закона № 416-ФЗ и Закона № 210-ФЗ.

Ресурсоснабжающая организация, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязана отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счёт собственных ресурсов. В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого предприятием. Установив такую плату, публично-правовое образование за счёт средств собственного бюджета обязано возместить истцу выпадающие доходы.

Согласно позиции, изложенной в пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года № 2-П, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, соответственно, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение - по общему правилу субъектом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.04.2013 № 239 предусмотрен Порядок предоставления субсидий в 2013 году на частичную компенсацию убытков организациям, предоставляющим населению (исполнителю коммунальных услуг) коммунальные услуги, коммунальные ресурсы по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и существенным ростом тарифов на энергетические ресурсы на 2013 год.

Как следует из содержания указанных нормативных правовых актов, компенсация убытков организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги, предусмотрена в связи с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2013 год.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.

Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (действовавших в спорный период) приобретение исполнителем услуг водоотведения осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчёта размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Как следует из обстоятельств дела, истец непосредственно осуществлял водоотведение в жилых домах на территории муниципальных образований Аскизский поссовет и Аскизский сельсовет, то есть в соответствии с Правилами № 307 являлся не только ресурсоснабжающей организацией, но и исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем был обязан предъявлять населению плату за коммунальный ресурс с учётом тарифов, установленных соответствующими муниципальными образованиями с учётом предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленных приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 17.12.2012 № 273-к. Таким образом, убытки истца в виде выпадающих доходов за период с января по июнь 2013 года явились следствием установления Госкомтарифэнерго Хакасии предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Данные выводы арбитражного основаны на единстве судебной практики, аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 по делам: №А74-9023/2015, №А74-6407/2014, № А74-135/2016, рассмотренным по схожим фактическим обстоятельствам.

Так, судом апелляционной инстанции установлено, что при рассмотрении дел № А74-9023/2015, №А74-6407/2014 нашёл подтверждение довод Администрации Аскизского поссовета о том, что Совет депутатов, принимая тарифные решения на 2013 год, следовал обращениям Госкомитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия по вопросу о недопущении роста платы граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования выше предельных индексов и необходимости представить проектов приказов (решений) об утверждении размера платы граждан за ЖКУ.

При вышеизложенных обстоятельствах непосредственная причинно-следственная связь между принятием муниципальными образованиями Администрацией Аскизского поссовета Аскизского района Республики Хакасия и Администрацией Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия решений об утверждении тарифов для населения и возникшими у истца убытками отсутствует.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд находит обоснованными доводы истца в указанной части требований и отклоняет довод Минфина Хакасии о том, что по указанному периоду оно не является надлежащим ответчиком.

Лицами, участвующими в деле, не представлены доказательства передачи Республикой Хакасия муниципальным образованиям Аскизский сельсовет и Аскизский поссовет полномочий по регулированию тарифов на водоотведение и очистку сточных вод, а также доказательства предоставления муниципальным образованиям из бюджета Республики Хакасия соответствующих финансовых средств для возмещения межтарифной разницы.

Применение истцом тарифов для потребителей ниже фактического размера затрат повлекло нарушение прав организации в сфере предпринимательской деятельности.

Несмотря на обращения истца 24.05.2013 и 21.08.2013 в Госкомтарифэнерго Хакасии за предоставлением субсидий на частичную компенсацию убытков, возникших в 1 и 2 кварталах 2013 года, субсидии истцу не были предоставлены.

Госкомтарифэнерго Хакасии не представлено сведений и документов, свидетельствующих о том, что при установлении экономически обоснованного тарифа учтены потери истца, вызванные поставкой ресурса для населения по более низкому тарифу.

Таким образом, убытки истца образовались в результате неисполнения ответчиком – Республикой Хакасия обязанности по возмещению потерь ресурсоснабжающей организации в результате применения мер тарифного регулирования, выражающихся в принятии уполномоченным органом Республики Хакасия – Госкомтарифэнерго Хакасии экономически обоснованного тарифа и ограничивающего его в целях расчётов с населением предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 год.

Республика Хакасия не обеспечила возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению соответствующие услуги, тем самым не исполнила законодательно установленную обязанность по финансированию межтарифной разницы.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведённые нормативные правовые акты, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, арбитражный суд пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований общества.

Согласно расчёту истца выпадающие доходы за январь-июнь 2013 года составили 271.792 руб. 85 коп. Арбитражный суд с учётом позиций сторон пришёл к выводу о том, что размер убытков истцом обоснован.

Статьёй 1071 ГК РФ определено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации, о возмещении вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, от имени субъекта Российской Федерации выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Как следует из пункта 4.3.40 Положения о Министерстве финансов Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 151, Министерство финансов Республики Хакасия осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Хакасия.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счёт казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

С учетом вышеизложенного исковые требования подлежат удовлетворению за счёт средств казны Республики Хакасия.

Государственная пошлина по иску составляет 8.436 руб. При подаче заявления государственная пошлина уплачена директором ООО «Аскиз-Сервис» ФИО3 по квитанции от 26.12.2015 № 140931276 (т1 л12) в сумме 13.252 руб.

По итогам рассмотрения спора расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8436 руб. относятся на Республику Хакасию в лице Министерства финансов Республики Хакасия и подлежат взысканию за счёт казны Республики Хакасия.

Государственная пошлина в сумме 4816 руб., излишне уплаченная по квитанции от 26.12.2015 № 140931276, на основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату истцу. Копия квитанции от 26.12.2015 № 140931276, направляются истцу, оригинал остаётся в материалах дела.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить исковое заявление.

Взыскать с Республики Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия за счёт казны Республики Хакасия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Аскиз-Сервис» убытки в сумме 271792 (двести семьдесят одна тысяча семьсот девяносто два) руб. 85 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8436 (восемь тысяч четыреста тридцать шесть) руб.

2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Аскиз-Сервис» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4816 руб., излишне уплаченную директором ООО «Аскиз-Сервис» ФИО3 по квитанции от 26.12.2015 № 140931276.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья И.В. Тутаркова