ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-6175/2021 от 01.06.2022 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

08 июня 2022 года                                                                                          Дело №А74-6175/2021

Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2022 года.

Решение в полном объёме изготовлено 08 июня 2022 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.А. Галиновой,

при ведении протокола секретарём судебного заседания А.К. Огородниковой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества «Дорожное эксплуатационное предприятие №369» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (ИНН <***>,
ОГРН <***>)

о признании недействительным приказа от 09.06.2020 №010-817-пр «О предоставлении права пользования недрами»,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Абаканское дорожное эксплуатационное предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

В судебном заседании 25 мая 2022 года объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 1 июня 2022 года.

В судебном заседании принимали участие представители:

Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия –                  ФИО1 на основании доверенности от 01.01.2022 (паспорт, диплом);

третьего лица – ФИО2 на основании доверенности от 01.07.2021 (паспорт, диплом).

Акционерное общество «Дорожное эксплуатационное предприятие №369» (далее -           АО «ДЭП №369», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее – Министерство, Минприроды Хакасии) о признании недействительным приказа от 09.06.2020 №010-817-пр.; в качестве способа восстановления нарушенного права просило аннулировать выданную на основании данного приказа лицензию.

Определением арбитражного суда от 21.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Абаканское дорожное эксплуатационное предприятие» (далее - ООО «Абаканское ДЭП»).

Заявитель представителя в судебное заседание не направил, является надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путём размещения информации в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет.

Руководствуясь статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд провёл судебное заседание в отсутствие представителя заявителя.

Представители Министерства и ООО «Абаканское ДЭП» в судебном заседании возражали относительно заявленных требований на основании доводов, изложенных в отзывах на заявление.

Представитель Министерства ходатайствовала об оставлении заявления без рассмотрения по основаниям, изложенным в ходатайстве от 20.05.2022, представленном до перерыва в судебном заседании. Указала, что заявитель повторно не явился в судебное заседание и не заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, при этом Министерство не требует рассмотрения дела по существу.

Представитель ООО «Абаканское ДЭП» полагал заявленное Министерством ходатайство обоснованным.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истец повторно не явился в судебное заседание, в том числе по вызову суда, и не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.

Между тем, повторная неявка заявителя в судебное заседание сама по себе не может являться основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Применение судом указанной нормы права направлено на прекращение судебного разбирательства исключительно в случаях, когда истец утратил интерес к предмету спора, игнорирует предложения суда о представлении доказательств, имеющих значение для его разрешения.

Оставление заявления без рассмотрения возможно в том случае, когда у суда имеются все основания полагать, что участник не проявляет никакой инициативы в разрешении его спора судом.

Иной подход в применении названной нормы процессуального права нарушает права истца (заявителя) на судебную защиту, не отвечает целям и задачам судопроизводства (статья          2 АПК РФ).

Материалами дела подтверждается, что представителем заявителя в ходе судебного разбирательства представлялись пояснения, подавалось заявление об ознакомлении с материалами дела, заявлялись ходатайства об истребовании доказательств у Минприроды Хакасии и об отложении рассмотрения дела.

Исходя из активных действий, совершённых представителем заявителя, у суда отсутствуют основания считать, что АО «ДЭП №369» утратило интерес к настоящему спору.

На основании изложенного, арбитражный суд полагает отказать Министерству в удовлетворении ходатайства об оставлении заявления без рассмотрения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

22.05.2020 в Минприроды Хакасии поступила заявка ООО «Абаканское ДЭП»
от 22.05.2020 №7 на получение права пользования участком недр местного значения «Турозяк-3» с приложениями (т. 1 л.д. 47). 

09.06.2020 Министерством издан приказ №010-817-пр «О предоставлении права пользования недрами», согласно которому ООО «Абаканское ДЭП» предоставлено право пользования участком недр местного значения «Турозяк-3» для его геологического изучения
в целях поисков и оценки магматических пород (строительный камень) сроком на 5 лет;  отделу использования и охраны недр необходимо подготовить, провести государственную регистрацию и выдать ООО «Абаканское ДЭП» лицензию на право пользования указанным участком недр (т. 1 л.д. 81).

Как установлено решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.03.2021 по делу №А74-7196/2020 (т. 1 л.д. 24-29), имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, 18.06.2020  в Министерство поступило письмо АО «ДЭП № 369» от 18.06.2020 №111 об отказе в рассмотрении заявки ООО «Абаканское ДЭП» с указанием на приказ от 21.03.2019 № 30-к «Об увольнении генерального директора Рогового В.Е.».

19.06.2020 в Министерство поступила заявка АО «ДЭП №369» на получение права пользования участком недр местного значения «Турозяк-3».

 29.06.2020 Министерством издан приказ №010-919-пр «Об отмене приказа Минприроды Хакасии от 09.06.2020 № 010-817-пр «О предоставлении права пользования недрами». В приказе указано, что основанием для его принятия послужило обращение в Министерство АО «ДЭП №369» за получением права пользования участком недр местного значения «Турозяк-3».

ООО «Абаканское ДЭП» оспорило приказ Минприроды Хакасии от 29.06.2020                 №010-919-пр в Арбитражном суде Республики Хакасия.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.03.2021 по делу №А74-7196/2020, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.05.2021 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.09.2021, требования ООО «Абаканское ДЭП» удовлетворены; приказ Минприроды Хакасии от 29.06.2020 №010-919-пр «Об отмене приказа Минприроды Хакасии от 09.06.2020 № 010-817-пр «О предоставлении права пользования недрами» признан недействительным в связи с его несоответствием положениям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), Закона Республики Хакасия от 09.06.2012 №48-ЗРХ «О порядке предоставления участков недр местного значения и порядке пользования указанными участками недр» (далее – Закон №48-ЗРХ).

Полагая, что приказ Минприроды Хакасии от 09.06.2020 №010-817-пр «О предоставлении права пользования недрами» является незаконным, АО «ДЭП №369» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В обоснование заявленных требований общество указало, что ООО «Абаканское ДЭП» не обосновало свои технические и технологические возможности (не представило доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного ведения работ); заявка ООО «Абаканское ДЭП» от 22.05.2020 №7 не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку не содержит сведения, подтверждающие:

-возможность проведения геологического изучения недр путём бурения (сведения
о наличии бурильного станка, соответствующего установленным требованиям, и наличии квалифицированного персонала, способного осуществлять управление бурильной установкой);

-наличие в штате предприятия специалистов с высшим горнотехническим образованием, позволяющим осуществлять управление горными работами;

 -наличие технических возможностей для геологического изучения месторождения (специальной техники на балансе предприятия)

-наличие у предприятия собственной лаборатории либо договора с организацией, имеющей аккредитованную лабораторию;

-наличие у предприятия маркшейдера, маркшейдерской лицензии либо договора
со специализированной организацией, имеющей маркшейдерскую лицензию; специализированного оборудования, поверенного в установленном порядке.

Дело рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.

Частью 1  статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части  4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 №1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закреплённого им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомлённости лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

Вводя такой порядок исчисления срока для обращения в суд, законодатель учитывал, что относящиеся к сфере правоприменительной деятельности решения и действия органов публичной власти и их должностных лиц оказывают не всегда непосредственное - в том числе во временном проявлении - влияние на интересы субъектов, статус которых они затрагивают. Иными словами, они могут проявлять свое регулятивно-правовое воздействие на заинтересованных лиц (независимо от их статусной принадлежности к частноправовой или публично-правовой сфере) и становиться известными не сразу, а спустя определённое, порой весьма продолжительное время после их принятия (совершения). Соответственно, исчисление в данном случае сроков для обращения в суд возможно с учётом особенностей этих отношений и имея в виду, в конечном счёте, необходимость восстановления нарушенных прав участников правоотношений и недопустимость отказа в этом исключительно по формальным основаниям вопреки требованиям Конституции Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2; статья 46, части 1 и 2).

Из обстоятельств дела следует, что оспариваемый в рамках настоящего дела приказ Минприроды Хакасии от 09.06.2020 №010-817-пр был отменён приказом Минприроды Хакасии от 29.06.2020 №010-919-пр.

Приказ от 29.06.2020 №010-919-пр признан недействительным решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.03.2021 по делу №А74-7196/2020, вступившим в законную силу 13.05.2021 (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.05.2021).

С заявлением о признании недействительным приказа Минприроды Хакасии от 09.06.2020 №010-817-пр «О предоставлении права пользования недрами» общество обратилось в суд 16.06.2021 – в пределах срока, установленного частью 4 статьи  198 АПК РФ.

ООО «Абаканское ДЭП» в обоснование довода о пропуске заявителем срока на обращение в суд указывает, что АО «ДЭП №369» знало об оспаривании в судебном порядке приказа Минприроды Хакасии от 29.06.2020 №010-919-пр «Об отмене приказа Минприроды Хакасии от 09.06.2020 № 010-817-пр «О предоставлении права пользования недрами» (было привлечено к участию в деле №А74-7196/2020 в качестве третьего лица); в рамках дела №А74-7196/2020 были приняты обеспечительные меры, действие приказа от 29.06.2020 №010-919-пр приостановлено.

Приведённый довод подлежит отклонению, поскольку принятие обеспечительных мер не предрешает результат разрешения спора по существу.

До вступления в силу решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.03.2021 по делу №А74-7196/2020 (13.05.2021) у заявителя отсутствовали безусловные основания считать, что приказ  Минприроды Хакасии от 09.06.2020 №010-817-пр, отменённый приказом Минприроды Хакасии от 29.06.2020 №010-919-пр, нарушает его права и законные интересы.

На основании изложенного, в целях соблюдения прав заявителя на судебную защиту арбитражный суд признаёт, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение в суд заявителем не пропущен.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие двух обязательных условий:

-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)                    не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.

С учётом положений части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ проверка законности оспариваемого решения производится арбитражным судом только применительно к основаниям принятия, в нём указанным.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного  Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьёй 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования отнесено установление порядка пользования участками недр местного значения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в спорный период) основанием возникновения права пользования участками недр, в том числе является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включённым в перечень участков недр местного значения, утверждённый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространённых полезных ископаемых.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.06.2013 №346 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее – Положение), согласно которому Министерство является органом исполнительной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции, в том числе в области регулирования отношений недропользования (пункты 1.1, 2.1.5.).

В силу 3.4 Положения на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия Министерство издает приказы по вопросам, отнесённым к полномочиям Министерства.

В соответствии с пунктом 2.1.5.8 Положения к полномочиям министерства отнесена подготовка перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространённые полезные ископаемые, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1.5.17. Положения оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения входит в полномочия Министерства.

Также к полномочиям Министерства отнесено принятие в соответствии
с законодательством Республики Хакасия решений о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный Правительством Республики Хакасия, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (пункт 2.1.5.19. Положения).

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ издан должностным лицом Минприроды Хакасии в пределах предоставленных полномочий, данное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Относительно законности и обоснованности оспариваемого приказа арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно статье 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Положениями статьи 23 Закона о недрах установлены основные требования по рациональному использованию и охране недр, к числу которых отнесено соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование.

Законом Республики Хакасия от 09.06.2012 №48-ЗРХ «О порядке предоставления участков недр местного значения и порядке пользования указанными участками недр» (Закон №48-ЗРХ) и статьёй 18 Закона о недрах устанавливаются порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространённых полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Согласно статье 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся:
1) участки недр, содержащие общераспространённые полезные ископаемые; 2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного
и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объём добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр, в том числе является принятое в соответствии
с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включённым в перечень участков недр местного значения, утверждённый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространённых полезных ископаемых.

Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 3 Закона №48-ЗРХ основанием возникновения права пользования участками недр, в том числе является принятие уполномоченным Правительством Республики Хакасия органом исполнительной власти Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган) решения о предоставлении права пользования участком недр, включённым в перечень участков недр, утверждённый Правительством Республики Хакасия, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Статьёй 5 Закона №48-ЗРХ установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона №48-ЗРХ для получения права пользования участками недр по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона, заявитель подаёт заявку в уполномоченный орган. К заявке должны быть приложены:

1) данные о заявителе, его основной деятельности:

 а) наименование и организационно-правовая форма, место нахождения (для юридического лица);

 б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя);

2) копии учредительных документов;

3) данные о руководителях или собственниках заявителя и лицах, которые имеют право представлять его при получении лицензии:

а) решение заявителя о назначении лица, представляющего организацию (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально), или доверенность, выданная в установленном порядке;

б) выписка из реестра акционеров заявителя (для акционерных обществ);

4) данные о финансовых, технических и кадровых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием участками недр:

а) документальные данные о наличии собственных и привлечённых средств на осуществление пользования участками недр (договоры займа, кредита и др.);

б) данные о технических и технологических возможностях заявителя, включая сведения о наличии технологического оборудования, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр;

в) информация о предыдущей деятельности заявителя, содержащая данные о полученных заявителем лицензиях на пользование участками недр и сведения о выполнении заявителем условий пользования недрами.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона №48-ЗРХ для получения права пользования участками недр заявитель вправе предоставить самостоятельно:

1) копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

2) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

3) копию свидетельства о постановке заявителя на учёт в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика.

Согласно пунктам 6, 7, 8, 9 статьи 8 Закона №48-ЗРХ документы, прилагаемые                      к заявке, предоставляются в виде копий, заверенных руководителем заявителя или индивидуальным предпринимателем, или с предоставлением оригинала. Заявка на получение права пользования участками недр регистрируется и рассматривается в течение 30 дней                со дня регистрации в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия. Заявителю отказывается в приеме заявки на предоставление права пользования участками недр в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган в течение 5 дней извещает заявителя о принятии заявки или об отказе в принятии заявки на получение права пользования участками недр.

Пунктом 11 статьи 8 Закона №48-ЗРХ предусмотрено, что в случае, если подана заявка на предоставление права пользования участками недр по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» - «е» пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, уполномоченный орган в срок     не более 15 дней со дня направления заявителю извещения о принятии заявки принимает решение о предоставлении права пользования участками недр в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия.

Приказом Правительства Республики Хакасия от 28.12.2018 №010-1220 утверждено Положение о Рабочей комиссии по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование  участками недр местного значения, внесения изменений                            и дополнений в лицензии на пользование участками недр местного значения, переоформления лицензий и принятии решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр местного значения, изменении границ участков недр местного значения, а также при установлении факта открытия месторождений общераспространённых полезных ископаемых на территории Республики Хакасия (далее – Положение о рабочей комиссии) (т. 1 л.д. 89-97).

В силу пункта 7 Положения о рабочей комиссии комиссия рассматривает заявочные материалы в течение 30 календарных дней со дня их получения и даёт рекомендации                         о принятии заявки или мотивированном отказе.

Согласно статье 14 Закона о недрах отказ в приёме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если её содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми  и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю                      не будут соблюдены антимонопольные требования;

5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.

Статьёй 16 Закона о недрах предусмотрено, что организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 12 Закона №48-ЗРХ оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр заявителям осуществляется уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участками недр, в установленном Правительством Республики Хакасия порядке.

В спорный период действовал Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Хакасия, утверждённый  Постановлением Правительства Республики Хакасия от 18.10.2012 №691 (далее – Порядок  №691).

Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 1.4 Порядка №691 оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения                        на территории Республики Хакасия осуществляет Министерство природных ресурсов                    и экологии Республики Хакасия, в течение 30 дней со дня принятия решения                                 о предоставлении права пользования участками недр или переоформлении лицензии                     на пользование недрами. Основанием для оформления, государственной регистрации                         и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, их государственного учёта, а также хранения их копий на территории Республики Хакасия является принятое уполномоченным органом решение о предоставлении права пользования участками недр.

Как установлено решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.03.2021 по делу №А74-7196/2020, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, участок недр местного значения «Турозяк-3» сформирован в установленном законом порядке и включён в Перечень участков недр местного значения по Республике Хакасия, утверждённый постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.02.2013 №80 (порядковый номер 100).

22.05.2020 в Министерство поступила заявка ООО «Абаканское ДЭП» №7 на получение права пользования участком недр местного значения «Турозяк-3» с приложениями (т. 1 л.д. 47-78, т. 2 л.д. 3-84).

Из материалов дела следует, что к заявке приложены, в том числе, следующие документы: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении                                   ООО «Абаканское ДЭП», устав, решение единственного участника ООО «Абаканское ДЭП» №4 о назначении генеральным директором ФИО3, свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица,  уведомление о регистрации в органах статистики, реквизиты, лист изменений к уставу, паспорт руководителя, обороты по счёту 51 (данные бухгалтерского учёта), письмо Министерства о формировании участков недр местного значения, договор на выполнение проектных и геологоразведочных работ на участке «Турозяк-3» в Боградском районе Республики Хакасия, заключённый 12.05.2020 между ООО «Абаканское ДЭП» и ООО «Мир геологии», документы ООО «Мир геологии», подтверждающие наличие возможностей для выполнения работ по договору (в том числе транспортных средств и квалифицированных специалистов), платёжное поручение об оплате государственной пошлины.

Исследовав представленные документы, арбитражный суд пришёл к выводу об их соответствии требованиям статьи 8 Закона №48-ЗРХ.

Поскольку заявочные документы поданы в соответствии  со статьёй 8 Закона №48-ЗРХ, что подтверждается Протоколом заседания комиссии №293-2020 от 08.06.2020, данные документы  рассмотрены Рабочей комиссией без замечаний (т. 1 л.д. 79-80).

 На основании указанного протокола 09.06.2020 Министерством вынесен приказ №010-817пр  «О предоставлении права пользования участком недрами», согласно которому               ООО «Абаканское ДЭП» предоставляется право пользования указанным в приказе участком сроком на 5 лет; отделу использования и охраны недр необходимо подготовить, провести государственную регистрацию и выдать лицензию на право пользования указанным участком недр.

По мнению заявителя, ООО «Абаканское ДЭП» не обосновало свои технические и технологические возможности (не представило доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного ведения работ), что в силу статьи 14 Закона о недрах является основанием для отказа в приёме заявки на получение права пользования недрами.

Приведённый довод арбитражный суд признаёт подлежащим отклонению, поскольку в подтверждение наличия таких возможностей ООО «Абаканское ДЭП» представлен договор с ООО «Мир геологии» - организацией, основным видом деятельности которой являются работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы (т. 2 л.д. 36-40, 61-65).

По условиям договора от 12.05.2020 (пункт 1.1) ООО «Абаканское ДЭП» (заказчик) поручает, а ООО «Мир геологии» (подрядчик) обязуется  выполнить проектные, геологоразведочные и другие геологические работы на участке «Турозяк-3» в Боградском районе Республики Хакасия.

Подрядчик при выполнении работ использует свой кадровый потенциал и технические возможности и вправе привлекать для выполнения отдельных видов работ по настоящему договору субподрядчиков по своему усмотрению (пункт 2.2 договора).

В распоряжении ООО «Мир геологии» имеются необходимые транспортные средства, в том числе автомобиль УРАЛ 4320 буровая установка, что подтверждается представленными в материалами дела паспортами транспортных средств, договором безвозмездного пользования транспортных средств от 04.02.2019 (т. 2 л.д. 66-72).

Наличие у ООО «Мир геологии» квалифицированных специалистов, в том числе геологов, машинистов буровой установки, подтверждается соответствующими дипломами и удостоверениями (т. 2 л.д. 73-83).

Отсутствие в штате ООО «Мир геологии» маркшейдера не свидетельствует об отсутствии у организации условий для выполнения работ, поскольку в соответствии с пунктом 2.2 договора от 12.05.2020  ООО «Мир геологии» имеет возможность привлекать для выполнения отдельных видов работ субподрядчиков.

С учётом изложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что                                  ООО «Абаканское ДЭП» обосновало свои технические и технологические возможности.

Данные бухгалтерского учёта ООО «Абаканское ДЭП» подтверждают наличие у него финансовых возможностей для ведения работ на участке недр с привлечением подрядной организации, в связи с чем довод заявителя о наличии предусмотренных  статьёй  14 Закона о недрах оснований для отказа в приёме заявки на получение права пользования недрами является необоснованным.

Иные доводы заявителя подлежат отклонению, поскольку не находят подтверждения в материалах дела и не влияют на вышеизложенные выводы суда.

При указанных обстоятельствах по итогам рассмотрения спора арбитражный суд пришёл к выводу, что оспариваемый приказ соответствует положениям Закона о недрах,  Закона               №48-ЗРХ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку Министерство доказало соответствие оспариваемого приказа закону, а заявитель не представил доказательств нарушения данным приказом его прав и законных интересов, арбитражный суд на основании положений части 3 статьи 201 АПК РФ отказывает в удовлетворении заявленных требований. 

Государственная пошлина по делу составляет 3 000 руб.

При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина
в сумме 3 000 руб. по  чек-ордеру от 15.06.2021.

В соответствии со статьёй 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 3 000 руб. относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 148, 159, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Отказать в удовлетворении ходатайства Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия об оставлении заявления без рассмотрения.

2. Отказать акционерному обществу «Дорожное эксплуатационное предприятие №369»
в удовлетворении заявления о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 09.06.2020 №010-817-пр «О предоставлении права пользования недрами» в связи с его соответствием положениям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», Закона Республики Хакасия от 09.06.2012 №48-ЗРХ «О порядке предоставления участков недр местного значения и порядке пользования указанными участками недр».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                         О.А. Галинова