ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-6443/20 от 07.12.2020 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Абакан

14 декабря 2020 года                                                                                 Дело № А74-6443/2020

Резолютивная часть решения объявлена 7 декабря 2020 года.

Решение в полном объёме изготовлено 14 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А. Криндаль, рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным приказа от 11.06.2020 № 010-827-пр.

В судебном заседании принимали участие:

заявитель – индивидуальный предприниматель ФИО1;

представитель заявителя – ФИО2 по доверенности от 14.10.2019;

представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики ХакасияФИО3 по доверенности от 01.12.2020 №226.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учётом принятого уточнения, л.д. 80) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее – Минприроды РХ, Министерство) о признании недействительным приказа от 11.06.2020 № 010-827-пр (л.д. 43).

До судебного заседания от заявителя поступили дополнительные пояснения по делу                   с приложением выписки из акта проверки № 16/2020 от 11.09.2020.

От Минприроды РХ поступили дополнительные пояснения с приложением копии письма от 31.07.2020 № 010-5289-СГ, скриншота с официального почтового ящика Министерства в сети «Интернет», копии акта внеплановой документарной проверки № 32                от 26.08.2020.

В судебном заседании представитель предпринимателя заявленные требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении, в дополнениях к нему,                              в уточнениях к заявлению, в пояснениях к отзыву. Возражал относительно удовлетворения ходатайства Минприроды РХ об исключении из материалов дела доказательства - выписки из акта № 16/2020 от 11.09.2020.

Представитель Минприроды РХ с заявленными требованиями не согласился, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление, в пояснениях к нему, заявил ходатайство об исключении из материалов дела доказательства выписки из акта № 16/2020 от 11.09.2020.

Арбитражный суд, руководствуясь положениями статей 64, 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), определил отказать                                  в удовлетворении ходатайства Минприроды РХ об исключении из материалов дела доказательства в виде выписки из акта № 16/2020 от 11.09.2020, оценить указанный документ в совокупности с иными представленными в материалы дела доказательствами.

Исследовав материалы дела, и заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве в качестве индивидуального предпринимателя 05.07.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности предпринимателя является производство пиломатериалов, дополнительным – лесозаготовки (л.д.50-51).

01.06.2015 между предпринимателем (арендатор) и Министерством (арендодатель) заключён договор аренды № 583 лесного участка площадью 5898 га с кадастровым номером 19:09:000000:426, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, кв.кв. 8, 9, 10, 17, 18, 19, 20, 34 Таштыпского участкового лесничества Таштыпского лесничества (пункты 1, 2 договора).

Согласно пункту 13.6 договора аренды предприниматель обязан осуществлять пользование лесным участком только в его границах, в пределах объёмов, сроков и видов использования, предусмотренных настоящим договором и проектом освоения лесов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 14.14 договора арендатор обязан обеспечивать за счет собственных сил и средств выполнение лесовосстановительных мероприятий, ухода за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 к договору.

Согласно пункту 28 договора, срок его действия устанавливается с 01.06.2015 по 31.05.2030.

Согласно таблице «Объемы лесовосстановительных мероприятий» приложения № 6      к договору предусмотрено:  искусственное лесовосстановление (общий объем на 15 лет - 390 га, ежегодный - 26 га); естественное лесовосстановление (общий объем на 15 лет - 589 га, ежегодный - 39,3 га); агротехнический уход (общий объем на 15 лет - 1560 га, ежегодный 104 га) (л.д. 32-33).

01.06.2015 составлен акт приема-передачи лесного участка с целью заготовки древесины

Согласно пункту 5.3.2 проекта освоения лесов соответствующего лесного участка по договору, прошедшего государственную экспертизу, объем лесовосстановительных мероприятий составляет ежегодно 65,3 га, в том числе по способам лесовосстановления: естественное лесовосстановление путем сохранения подроста хозяйственно ценных и пород - 30 га; искусственное лесовосстановление путем создания лесных культур - 26 га. Для лесных культур агротехнические уходы в рамках искусственного лесовосстановления следует проводить по следующей схеме: в первый год уход не проводится; во второй год - уход на площади 26,0 га;  в третий год - уход на площади 52,0 га; в четвертый и последующие годы-уход на площади 78,0 га.

22.02.2019 приказом Минприроды РХ № 010-148пр «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы» утверждено на срок действия лесохозяйственного регламента Таштыпского лесничества положительное заключение экспертной комиссии при Минприроды РХ по «Проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду предпринимателю с целью использования лесов для заготовки древесины на территории Таштыпского участкового лесничества Таштыпского лесничества Республики Хакасия (договор аренды лесного участка от 01.06.2015 № 583)» (л.д. 65-70).

12.12.2019 Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу на основании поручения Правительства Российской Федерации от 18.02.2019 № АГ-П9-1110                      и пункта 18 Плана мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой  и оборотом древесины, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 18.02.2019, в отношении Минприроды Хакасия проведена внеплановая документарная проверка деятельности органа государственной власти Республики Хакасия и должностных лиц органа государственной власти Республики Хакасия, по результатам которой составлен акт от 12.12.2019 (л.д. 101-114).

В пункте 4.3 на стр. 13 акта внеплановой документарной проверки от 12.12.2019 указано, что на основании представленных документов произведен анализ проектов освоения лесов и выявлено, что по договорам аренды, в том числе от 01.06.2015 № 583, фонд лесовосстановления не соответствует распределению площади лесного хозяйства по категориям земель.

17.12.2019 Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу выдано предписание № 37/08-13 «Об устранении выявленных нарушений», пунктом 3 которого Министерству предписано обеспечить отмену положительных заключений государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанные с нарушением установленных требований - невнесение в проекты освоения лесов лесных участков, предоставленных, в том числе по договору аренды от 01.06.2015 № 583, актуальных данных государственного лесного реестра при разработке проектов освоения лесов.

Во исполнение предписания 06.03.2020 Минприроды Хакасия направило лесопользователям письмо № 010-1318-СА с просьбой подготовить и предоставить на государственную экспертизу проекты освоения лесов до 01.05.2020 с устранением выявленных нарушений: неверно указаны расчёты объёмов лесовосстановления (л.д. 76).

11.06.2020 Минприроды Хакасия во исполнение пункта 3 предписания Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 17.12.2019 № 37/08-13 «Об устранении выявленных нарушений», в связи с неисполнением пункта 2 предписания, издан приказ № 010-827-пр «Об отмене приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 22.09.2019 № 010-148-пр «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы» (л.д. 43).

В информации от 11.06.2020 № 010-4126-СГ, направленной Минприроды Хакасии  лесопользователям, содержится указание на то, что со дня отмены приказа осуществление вида использования лесов в соответствии с договором аренды запрещено; возобновление использования лесов возможно в случае разработки нового проекта освоения лесов, с устранением выявленных нарушений, прохождении положительной государственной экспертизы проекта освоения лессов, а также подачи лесной декларации в установленном законом порядке (л.д. 44-45).

В судебном заседании 16.10.2020 на вопрос суда предприниматель подтвердил, что получил письма Минприроды Хакасия от 06.03.2020 и от 11.06.2020, выявленные нарушения не устранил, на данные письма не ответил, документы не представил. 

Не согласившись с приказом от 11.06.2020 № 010-827-пр, предприниматель обратился               в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие двух обязательных условий:

-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)                    не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.

С учётом положений части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ проверка законности оспариваемого решения производится арбитражным судом только применительно к основаниям принятия, в нём указанным.

Согласно части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 6, 7, 8 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Согласно части 2 статьи 89 ЛК РФ государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.06.2013 № 346  утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее – Положение), согласно которому министерство является органом исполнительной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции в области лесных отношений, в число полномочий которого входит осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 ЛК РФ (пункт 2.1.8.12).

В силу 3.4 Положения на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия Министерство издает приказы по вопросам, отнесенным к полномочиям Министерства.

В соответствии с пунктом 2.1.8.4 Положения разработка лесного плана Республики Хакасия, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов относится к полномочиям Министерства.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ издан должностным лицом Минприроды РХ в пределах предоставленных полномочий.

Относительно законности и обоснованности оспариваемого приказа, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 № 496 (далее – Порядок № 496), государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее – экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.

Согласно пункту 3 Порядка № 496 целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ.

В силу пункта 5 Порядка № 496 лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - лесопользователи), для проведения экспертизы подают в органы государственной власти письменное заявление с приложением проекта освоения лесов, или внесенных в него изменений, на бумажном носителе или в электронном виде в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка № 496 экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее: соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов; соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию; правильность заполнения табличных форм; наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления; правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств, соответствие текста правилам русского языка.

Согласно пунктам 9, 10 Порядка № 496 результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

В силу пункта 14.8 договора аренды от 01.06.2015 № 583 арендатор – предприниматель обязан в установленном порядке и в срок не позднее 4 месяцев с момента подписания договора представить арендодателю проект освоения лесов и получить на него положительное заключение государственной экспертизы.

Пунктом 28 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее - Приказ № 69) предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается, в том числе на основании договора аренды, материалов государственного лесного реестра.

Следовательно, проект освоения лесов должен соответствовать договору аренды, данным государственного лесного реестра.

Согласно пункту 31 Приказа № 69 при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Таким образом, фактические изменения в состоянии лесного участка для того, чтобы быть учтенными при разработке проекта освоения лесов, должны быть внесены в государственный лесной реестр.

Согласно подпункту 2 пункта 7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, утвержденному Приказом Рослесхоза от 19.06.2015                   № 204 (далее – Департамент), к полномочиям департамента в сфере лесных отношений относится контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений.

Как следует из материалов дела, Департаментом в отношении Минприроды РХ проведена внеплановая документарная проверка деятельности органа государственной власти Республики Хакасия и должностных лиц органа государственной власти Республики Хакасия, по результатам которой составлен акт от 12.12.2019 (л.д. 101-114).

В пункте 4.3 на стр. 13 акта внеплановой документарной проверки от 12.12.2019 указано, что на основании представленных документов произведен анализ проектов освоения лесов и выявлено, что по договорам аренды, в том числе от 01.06.2015 № 583, фонд лесовосстановления не соответствует распределению площади лесного хозяйства по категориям земель.

Так, согласно таблице 5.9 раздела 5.3.1 Проекта освоения лесов по договору аренды от 01.06.2015 № 583 (далее – Проект) площадь фонда лесовосстановления составляет 355,7 га (л.д.120), тогда как по условиям договора аренды от 01.06.2015 № 583 фонд лесовосстановления равен 379 га: площадь земель, представленных прогалинами и пустырями уменьшена на 14,3 га, а также не указана площадь вырубок, которая согласно договору аренды составляет 9 га (л.д.32).

В разделе 5.3.2 Проекта ежегодный объём лесовосстановительных мероприятий на лесосеках сплошных рубок спелых и перестойных лесных наслаждений не соответствует объёмам лесовосстановительных мероприятий в части естественного лесовосстановления путем минерализации поверхности почвы: по Проекту 9,3 га (л.д. 121), по договору аренды от 01.06.2015 № 583 19,3 га (л.д. 33) и естественного лесовосстановления путем сохранения подроста хозяйственно ценных пород: по Проекту 30 га (л.д. 121), по договору аренды 20 га (л.д. 33).

Кроме того, в таблице 2.3 раздела 2.3 Проекта распределение площади лесного участка из состава земель лесного фонда на лесные и нелесные земли не указана площадь вырубок (л.д. 119), которая согласно договору от 01.06.2015 № 583 составляет 9 га (л.д. 32).

Согласно статье 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 5 действовавших в спорный период Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 № 375, лесовосстановление производится на вырубках, гарях, прогалинах, землях, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления.

На основании акта внеплановой документарной проверки от 12.12.2019 Минприроды РХ выдано предписание от 17.12.2019 № 37/08-13 (л.д. 85-86).

Пунктом 3 предписания № 37/08-13 Минприроды РХ предписано: в срок до 01.07.2020 обеспечить отмену положительных заключений государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанные с нарушением установленных требований (невнесение в проекты освоения лесов лесных участков, предоставленных, в том числе по договору аренды от 01.06.2015 № 583, актуальных данных государственного лесного реестра при разработке проектов освоения лесов).

Таким образом, факт несоответствия положительного заключения на проект освоения лесов по договору аренды от 01.06.2015 № 583 действующему законодательству установлен актом внеплановой документарной проверки от 12.12.2019 (пункт 4.5), на основании которого выдано предписание № 37/08-13.

Актом внеплановой документарной проверки от 12.12.2019 установлено несоответствие проекта освоения лесов предпринимателя данным государственного лесного реестра.

В связи с  этим ссылка предпринимателя на фактическое изменение данных лесного участка несостоятельна.

Арбитражный суд соглашается с доводом Минприроды РХ о том, что в рамках настоящего дела исследуется не фактическое исполнение договора арендатором,                               а соответствие закону правого акта - приказа Минприроды РХ от 22.02.2019 № 010-148-пр «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы».

Оспариваемый приказ принят Министерством в рамках своей компетенции, во исполнение предписания Департамента, соответствует правовым актам, регулирующим общественные отношения в рассматриваемой сфере, в частности Приказу № 69 и Порядку    № 496.

Письмом от 06.03.2020 № 010-1318-СА (л.д. 76) предпринимателю заблаговременно предложено устранить нарушение, а именно представить в срок до 01.05.2020 на государственную регистрацию измененный проект освоения лесов.

Как уже указывалось, в судебном заседании 16.10.2020 на вопрос суда предприниматель подтвердил, что получил письма Минприроды Хакасия от 06.03.2020 и от 11.06.2020, однако  выявленные нарушения не устранил, на данные письма не ответил, документы не представил. 

Довод предпринимателя о том, что при отмене приказа Минприроды от 22.02.2019                 № 010-148-пр Министерством не соблюдены требования постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 524 «Об утверждении правил отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений», является несостоятельным.

Так, письмом от 31.07.2020 № 010-5289-СГ (приложение № 1 к письму), скриншотом с официального почтового ящика Минприроды в сети «Интернет» подтверждается направление Министерством оспариваемого приказа на официальный почтовый ящик Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу в сети «Интернет» (goskontrol__sfo@mail.ru) от 17.06.2020.

Актом внеплановой документарной проверки от 26.08.2020 № 32, составленным по итогам проверки исполнения Минприроды РХ пункта 3 предписания № 37/0813, Департамент подтвердил получения копии оспариваемого приказа.

Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 524 по результатам проведения экспертизы правового акта Федеральное агентство лесного хозяйства принимает решение об отмене правового акта в следующих случаях:

а) отсутствие правовых оснований для принятия правового акта;

б)            включение в правовой акт положений, противоречащих положениям Конституции
Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации;

в) принятие правового акта органом, в компетенцию которого не входит его принятие, или принятие правового акта органом с превышением предоставленных ему полномочий;

г) наличие в правовом акте коррупциогенных факторов.

В рассматриваемой ситуации по итогам рассмотрения оспариваемого приказа Департаментом такого решения не принималось, решение об отмене оспариваемого приказа не оформлялось, в адрес Министерства не направлялось.

Следовательно, Департамент признал оспариваемый приказ соответствующим законодательству ввиду отсутствия оснований, указанных в пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 524, в том числе превышения Министерством полномочий при принятии оспариваемого приказа, на что ссылается заявитель.

В акте внеплановой документарной проверки № 32 от 26.08.2020 указано, что при исполнении пункта 3 предписания № 37/08-13, которым Министерству предписано отменить положительное заключение на проект освоения лесов предпринимателя, не выявлено нарушений обязательных требований нормативных правовых актов.

Таким образом, Министерством не допущено нарушений требований постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 524.

Кроме того, в акте внеплановой документарной проверки № 32 от 26.08.2020 указано, что Министерством обеспечена отмена положительных заключений государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанных с нарушением установленных требований.

Таким образом, Департамент констатировал, что изначально положительное заключение на проект освоения лесов было утверждено с нарушением установленных требований.

Суд соглашается с доводом Министерства о том, что постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 524 не исключает возможности отмены ненормативного правого акта, если его несоответствие требованиям действующих нормативных актов выявлено при проведении плановой проверки контролирующим органом.

Арбитражный суд приходит к выводу о том, что  установленные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о законности оспариваемого приказа. Нарушение оспариваемым приказом и прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности предпринимателем не доказано.

Так, действия Министерства по вынесению оспариваемого приказа направлены на устранение нарушений, допущенных при разработке проекта освоения лесов, и не имеют целью создавать препятствия в ведении деятельности предпринимателя.

Представленная заявителем выписка из акта № 16/2020 от 11.09.2020, в удовлетворении ходатайства об исключении которой из материалов дела арбитражным судом отказано,                 не опровергает выводов арбитражного суда по настоящему делу.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление предпринимателя не подлежащим удовлетворению.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 300 руб., уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд по чеку-ордеру от 25.06.2020 (операция 19).

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. подлежат отнесению на предпринимателя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1                       в удовлетворении заявления о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 11.06.2020 № 010-827-пр в связи с его соответствием положениям Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69

«Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                         Е.В. Каспирович