АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
27 февраля 2014 года Дело № А74-6710/2013
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.В. Тутарковой
рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к административной ответственности на основании статьи 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее – ГУ МЧС по РХ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности на основании статьи 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за непредставление документов (сведений), необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
Определением арбитражного суда от 13.01.2014 заявление ГУ МЧС по РХ принято в порядке упрощённого производства, срок для представления сторонами доказательств и отзыва на заявление установлен не позднее 03.02.2014, срок для представления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование позиции, - до 25.02.2014.
Вместе с тем отзыв от предпринимателя с дополнительными документами поступил в арбитражный суд факсимильной связью 25.02.2014.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощённого производства» если отзыв на заявление доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного срока, такие документы не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них.
В соответствии с частью 4 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные по истечении установленного арбитражным судом срока, не рассматриваются судом и подлежат возвращению.
Поскольку обоснование невозможности представления отзыва на заявление и приложенных к нему документов в установленный судом срок, предпринимателем не представлено, арбитражный суд не рассматривает данные документы и возвращает их предпринимателю.
Исследовав представленные доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12.02.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Республике Хакасия.
24.10.2013 главным государственным инспектором Аскизского района по пожарному надзору ФИО2 в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2013 год издано распоряжение № 116 о проведении плановой проверки предпринимателя с целью контроля соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований противопожарной безопасности. Срок проведения проверки установлен с 12.11.2013 по 09.12.2013. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначен ФИО3 – инспектор отдела надзорной деятельности Аскизского района УНД ГУ МЧС по РХ (государственный инспектор Аскизского района по пожарному надзору).
Согласно пункту 11 данного распоряжения предпринимателю предложено представить: свидетельство о регистрации предпринимателя; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр и вписку из реестра; генеральный план зданий (технический паспорт); приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность отдельных участков; инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка; сведения о количестве работающих, обслуживающего персонала, числе проживающих, посадочных мест и т.п; договоры аренды;
сертификаты по пожарной безопасности на отделочные материалы; документы, подтверждающие соответствие реализуемой продукции требованиям Технического регламента (сертификат, декларацию);
сведения о количестве собственных и арендуемых объектов и месте их расположения на территории; договор на техническое обслуживание систем пожарной автоматики; удостоверение руководителя (ответственного за пожарную безопасность) об окончании обучения пожарно-техническому минимуму; официальный перечень (прайс-лист) реализуемой (выпускаемой) продукции, заверенный подписью (печатью) руководителя с указанием даты;
сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию.
Указанное распоряжение вручено предпринимателю 07.11.2013, о чём свидетельствует его подпись на сопроводительном письме от 24.10.2013 № 912-2-8-14.
27.11.2013 государственным инспектором Аскизского района по пожарному надзору ФИО3 проведена проверка предпринимателя по адресам осуществления деятельности: <...> ФИО4, 2 «А», <...>, с. Аскиз территория рынка; <...>; <...>.
По результатам проверки составлен акт № 166, в котором, в том числе, зафиксировано, что предпринимателем ФИО1 не представлены документы (сведения), необходимые для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, а именно:
1. сертификаты соответствия на продукцию, необходимые для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования в части наличия значений показателей (группы распространения пламени, группы воспламеняемости, группы по дымообразующей способности, группы по токсичности продуктов горения), необходимых для оценки пожарной опасности на изделие теплоизоляционное из стеклянного волокна ISOVER марки «Утепляев», выпускаемое по ТУ 5763-001-56846022-05 с изм. 1-5 отечественного производителя, завода изготовителя ООО «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус» (сертификат № C-RU.ПВ37.B.00348 не распространяется на реализуемую продукцию, на изделие теплоизоляционное из стеклянного волокна ISOVER марки «Утепляев», выпускаемое по ТУ 5763-001-56846022-05 с ИЗМ. 1-5 отечественного производителя, завода изготовителя ООО «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус»);
2. сертификаты соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности (для определения перечня показателей, необходимых для оценки пожарной опасности строительных материалов), а именно: на краски/эмали производителя ООО «Тиккурила»: эмаль ПФ-115 «Оптимум» для наружных и внутренних работ различных цветов в упаковке от 0,5 кг до 2,2 кг для розничной торговли ТУ 2312-004-76174671-2005 (срок действия предоставленных сертификатов соответствия № РОСС RU.AE45.B50225 истекли 28.01.2012);
3. сертификаты соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, а именно: на автоматические выключатели отечественного производителя TDM.
Акт проверки вручен предпринимателю 27.11.2013, что подтверждается подписью указанного лица в упомянутом документе.
27.11.2013 государственным инспектором Аскизского района по пожарному надзору ФИО3 в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, в котором выявленные нарушения квалифицированы по статье 19.33 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении вручен предпринимателю в день его составления, что подтверждается подписью названного лица на данном документе.
С протоколом об административном правонарушении, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, предприниматель был ознакомлен, о чём свидетельствует его подпись в указанном документе. При ознакомлении с протоколом предприниматель в объяснениях указал, что не осуществил надлежащий контроль, недостающие сертификаты представит в установленные сроки.
Протокол об административном правонарушении с материалами проверки направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности на основании статьи 19.33 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в соответствии с правилами §1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 3 статьи 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к следующим выводам.
Полномочия государственного инспектора Аскизского района по пожарному надзору ФИО3 на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.33 КоАП РФ, установлены пунктом 42 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктами 2, 5, 8, 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года №290, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.01.2011 № 18 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», должностной инструкцией, утверждённой 24.02.2012.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, в присутствии предпринимателя, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьёй 25.1 КоАП РФ. Процедура проведения проверки арбитражным судом проверена и признана не нарушенной, предпринимателем не оспаривается.
В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьёй 19.33 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области порядка управления (осуществление государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).
Объективная сторона указанного правонарушения может выражаться как в неправомерных действиях, так и в бездействии лица, обязанного представить документы, которые имелись или должны были иметься в силу действующего законодательства, или сведения в орган государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, но не представившего таких сведений и документов, либо создавшего различные препятствия для получения указанных образцов продукции, документов или сведений уполномоченным государственным органом.
Субъектом данного правонарушения является продавец – предприниматель.
В соответствии со статьёй 33 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» подтверждение соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Контролем (надзором) за соблюдением требований технических регламентов является проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
Подтверждением соответствия признаётся документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 20 Закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии либо обязательной сертификации.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) данный нормативный правовой акт определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 144 Закона № 123-ФЗ оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится, в том числе, в форме подтверждения соответствия объектов защиты (продукции).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 145 Закона № 123-ФЗ обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.
Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции.
В силу статьи 149 Закона № 123-ФЗ подтверждение соответствия веществ и материалов требованиям настоящего Федерального закона проводится путём декларирования их соответствия или обязательной сертификации с обязательным приложением протокола испытаний с указанием значений показателей, установленных настоящим Федеральным законом, к документам, подтверждающим соответствие веществ и материалов.
В соответствии со статьёй 13 Закона № 123-ФЗ классификация строительных, текстильных и кожевенных материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара.
В силу частей 1, 2 статьи 134 Закона № 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведённым в таблице 27 приложения к данному Федеральному закону.
В таблице 3, являющейся приложением к Закону № 123-ФЗ, приведены классы пожарной опасности строительных материалов. В примечаниях к данной таблице указано, что перечень показателей пожарной опасности строительных материалов, достаточных для присвоения классов пожарной опасности КМ0 - КМ5, определяется в соответствии с таблицей 27 данного приложения.
В таблице 27 к Закону № 123-ФЗ «Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности строительных материалов», помимо прочего, приведены материалы для отделки стен и потолков, в том числе покрытия из красок, эмалей, лаков, теплоизоляционные материалы.
Пунктами 3 и 3.1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством Российской Федерации утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Продукция, на которую не распространяется действие технических регламентов и которая при этом не включена ни в один из перечней, указанных выше, не подлежит обязательному подтверждению соответствия.
В Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации и подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 во исполнение статьи 46 Закона № 184-ФЗ, также приведены лакокрасочные материалы: эмали, грунтовки антикоррозионные, олифы (код ОКП 2388).
Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки в соответствии с пунктом 11 распоряжения от 24.10.2013 у предпринимателя были истребованы административным органом документы (сведения), необходимые для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
Предпринимателем представлены административному органу:
- сертификат № C-RU.ПВ37.B.00348 - на изделие теплоизоляционное из стеклянного волокна ISOVER марки «Утепляев», выпускаемое по ТУ 5763-001-56846022-05 с изм. 1-5 отечественного производителя, завода изготовителя ООО «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус»;
- сертификат № РОСС RU.AE45.B50225 - на краски/эмали производителя ООО «Тиккурила»: эмаль ПФ-115 «Оптимум» для наружных и внутренних работ различных цветов в упаковке от 0,5 кг до 2,2 кг для розничной торговли ТУ 2312-004-76174671-2005.
Вместе с тем, как усматривается из данных документов, сертификат № C-RU.ПВ37.B.00348 не распространяется на реализуемую продукцию - на изделие теплоизоляционное из стеклянного волокна ISOVER марки «Утепляев», выпускаемое по ТУ 5763-001-56846022-05 с изм. 1-5, поскольку подтверждает соответствие продукции изделие теплоизоляционное из стеклянного волокна ISOVER марки «Утепляев», выпускаемое по ТУ 5763-001-56846022-05 с изм. 1,2.
Срок действия сертификата соответствия № РОСС RU.AE45.B50225, выданного на продукцию: эмали ПФ-115 «Оптимум» для наружных и внутренних работ различных цветов, в т.ч. белая двух степеней блеска: глянцевая и матовая, для розничной продажи ТУ 2312-004-76174671-2005, истёк 28.01.2012.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Закона 123-ФЗ электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 141 Закона № 123-ФЗ производитель электротехнической продукции обязан разработать техническую документацию, содержащую необходимую информацию для безопасного применения этой продукции.
Техническая документация на электротехническую продукцию (в том числе паспорта и технические условия) должна содержать информацию о её пожарной опасности.
Показатели пожарной опасности электротехнической продукции должны соответствовать области применения электротехнической продукции.
В соответствии с частями 1-4 статьи 142 Закона № 123-ФЗ электротехническая продукция не должна быть источником зажигания и должна исключать распространение горения за её пределы.
Требования пожарной безопасности к электротехнической продукции устанавливаются исходя из её конструктивных особенностей и области применения. Электротехническая продукция должна применяться в соответствии с технической документацией, определяющей её безопасную эксплуатацию.
Элементы конструкции, используемые в электротехнической продукции, должны быть стойкими к воздействию пламени, накалённых элементов, электрической дуги, нагреву в контактных соединениях и токопроводящих мостиков.
Электротехническая продукция должна быть стойкой к возникновению и распространению горения при аварийных режимах работы (коротком замыкании, перегрузках).
Требования к низковольтному оборудованию установлены в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС «О безопасности низковольтного оборудования», утверждённом решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768 и вступившем в силу с 15.02.2013 года (далее – Регламент).
В соответствии с данным Регламентом электрическое оборудование – оборудование, предназначенное для выработки, преобразования, передачи, распределения и использования электрической энергии, в том числе, как для непосредственного использования, так и встроенное в машины, механизмы, аппараты, приборы и другие изделия (статья 1).
В силу статьи 4 Регламента низковольтное оборудование должно быть разработано и изготовлено таким образом, чтобы оно не являлось источником возникновения пожара в нормальных и аварийных условиях работы. Потребителю (пользователю) должен быть предоставлен необходимый уровень информации для безопасного применения низковольтного оборудования по назначению.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Регламента перед выпуском в обращение на рынке низковольтное оборудование должно пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза.
Низковольтное оборудование, включённое в Перечень, приведённый в приложении к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с).
Низковольтное оборудование, не включённое в указанный Перечень, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (схемы 1д, 2д, 3д, 4д, 6д). Выбор схемы декларирования соответствия низковольтного оборудования, не включённого в Перечень, осуществляется изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), импортёром.
По решению изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортёра подтверждение соответствия низковольтного оборудования, не включённого в Перечень, может осуществляться в форме сертификации в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
В случае неприменения стандартов, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, или при их отсутствии, подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с) в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
В соответствии с приложением к данному регламенту выключатели автоматические, устройства защитного отключения, подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации.
Как усматривается из материалов дела, на момент проверки сертификат соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, а именно - на автоматические выключатели отечественного производителя TDM, предпринимателем представлены не были.
Согласно иллюстрационным таблицам, являющимся приложением к протоколу об административном правонарушении, изделие теплоизоляционное из стеклянного волокна ISOVER марки «Утепляев», выпускаемое по ТУ 5763-001-56846022-05 с изм. 1-5 отечественного производителя, завода изготовителя ООО «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус», краски/эмали производителя ООО «Тиккурила», эмаль ПФ-115 «Оптимум» для наружных и внутренних работ различных цветов в упаковке от 0,5 кг до 2,2 кг для розничной торговли ТУ 2312-004-76174671-2005 и выключатели отечественного производителя TDM на момент проверки были размещены в торговом зале и на прилавке в торговых точках, принадлежащих предпринимателю.
Арбитражный суд пришёл к выводу о том, что предприниматель имел возможность для соблюдения требований законодательства, поскольку был извещён заблаговременно о проведении в отношении него плановой проверки и о необходимости представления документов (сведений), необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, однако не принял все зависящие от него меры для их соблюдения.
Так, из материалов дела усматривается, что распоряжение о проведении плановой проверки от 24.10.2013 № 166 было вручено предпринимателю 07.11.2013. Согласно данному распоряжению срок проведения проверки: с 12.11.2013 по 09.12.2013, акт проверки составлен – 27.11.2013. Кроме этого, в пункте 11 данного распоряжения приведён перечень документов (сведений), необходимых для представления предпринимателем для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
Таким образом, о необходимости представления документов (сведений), необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, предприниматель был извещён заблаговременно. Кроме того, предпринимателю был предоставлен достаточный срок с момента вручения распоряжения № 166 (07.11.2013) и до составления акта проверки (27.11.2013) для подготовки соответствующих документов (сведений) и представления их административному органу.
Вместе с тем в ходе проведения плановой проверки и на момент составления акта проверки и протокола об административном правонарушении (27.11.2013) предпринимателем вышеперечисленные документы (сведения) представлены не были.
При этом, как следует из материалов дела, предприниматель не отрицает наличие у него истребованных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, (сертификатов).
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришёл к выводу о том, что предприниматель имел возможность для соблюдения требований законодательства, однако не принял все зависящие от него меры для их соблюдения.
С учётом изложенного в действиях (бездействии) предпринимателя имелись признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.33 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 27.11.2013 № 131, фотоматериалом (иллюстрационными таблицами), прилагаемым к протоколу, актом проверки от 27.11.2013, подтверждён факт непредставления продавцом (предпринимателем) административному органу на момент проведения плановой проверки документов (сведений), необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
С учётом предусмотренных статьёй 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от индивидуального предпринимателя не зависящих.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд считает, что вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.33 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, поскольку невозможность исполнения, а также наличие объективной невозможности соблюдения установленных правил и норм не доказаны.
Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод, что у арбитражного суда имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленной статьёй 19.33 КоАП РФ, поскольку состав спорного правонарушения доказан заявителем.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и обстоятельств, предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ, арбитражным судом не установлено.
Установленный статьёй 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истёк.
В силу статьи 2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Санкция статьи 19.33 КоАП РФ предусматривает для должностных лиц ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
С учётом изложенного, в связи с отсутствием отягчающих ответственность обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения и принимая во внимание в качестве смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 4.2 КоАП РФ) признание предпринимателем факта совершения правонарушения, совершения им правонарушения впервые, арбитражный суд полагает, что соразмерным совершенному предпринимателем правонарушению является наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 19.33 КоАП РФ, что составляет 40 000 руб.
Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности федеральным законом не предусмотрено (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Руководствуясь частью 4 статьи 128, статьями 167-170, 206, 228, 229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 документы, поступившие в арбитражный суд 25.02.2014 факсимильной связью на 8 л.
2. Удовлетворить заявление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности на основании статьи 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1, с. Аскиз, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя 12.02.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Республике Хакасия, административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) руб.
4. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Уплата административного штрафа производится по следующим реквизитам: получатель:
УФК по Республике Хакасия (ГУ МЧС России по РХ), ИНН <***>,
КПП 190101001, расчётный счёт: <***>, банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Хакасия Банка России г. Абакан, БИК 049514001, ОКАТО 95208805000, код бюджетной классификации: 177 116 01000 01 6000 140.
В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу № А74-6710/2013.
Заверенную копию документа об уплате административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Решение подлежит немедленному исполнению. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья И.В. Тутаркова