ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-7480/17 от 07.08.2017 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ  ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(мотивированная часть в порядке части 2 статьи 229 АПК РФ)

г. Абакан

09 августа 2017 года                                                                                             Дело № А74-7480/2017

Резолютивная часть решения подписана 07 августа 2017 года.

Мотивированная часть решения изготовлена 09 августа 2017 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.Г. Коршуновой,

рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Лавриненко Андрея Павловича (ИНН 190304060001, ОГРНИП 315190300006132)

к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН 1901020149, ОГРН 1021900538076)

о признании незаконным и отмене постановления от 29 мая 2017 года № 16/17 о назначении административного наказания.

Индивидуальный предприниматель Лавриненко Андрей Павлович (далее – предприниматель) обратился с заявлением о признании недействительными и незаконными результатов проверки и отмене постановления Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – УФК по РХ, управление) от 29 мая 2017 года № 16/17 о назначении административного наказания.

На основании определения арбитражного суда от 09 июня 2017 года дело рассматрено в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Названный судебный акт в порядке части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещён на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Копия определения от 09 июня 2017 года получена предпринимателем 15 июня 2017 года (почтовое уведомление № 08614), УФК по РХ – 14 июня 2017 года (почтовое уведомление № 08613).

Руководствуясь частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещёнными о начавшемся судебном процессе.

В установленный судом срок от индивидуального предпринимателя Лавриненко А.П. поступило ходатайство об изменении (уточнении) требований, письменные пояснения по делу; от УФК по РХ - отзыв на заявление, материалы административного дела.

Рассмотрев в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство заявителя об изменении требования, согласно которому предприниматель просит признать незаконным и отменить постановление УФК по РХ от                29 мая 2017 года № 16/17 о наложении штрафа, арбитражный суд в порядке статьи 49 названного Кодекса удовлетворил данное ходатайство и рассмотрел дело с учётом данного обстоятельства.

Исследовав, представленные в материалы дела документы и пояснения сторон, арбитражный суд установил следующее.

Лавриненко Андрей Павлович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 02 ноября 2015 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 315190300006132.

УФК по РХ проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета, направленных в 2016 году в рамках Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», за период с 01 января по 31 декабря 2016 года (акт выездной проверки Министерства экономики Республики Хакасия от 24 марта 2017 года).

В ходе проверки управлением выявлены нарушения индивидуальным предпринимателем Лавриненко А.П., а именно: предпринимателем не соблюдены условия, цели и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета, установленные договором от 10 ноября 2016 года № 050-5-дг о предоставлении гранта (субсидии), заключённым между Министерством экономики Республики Хакасия (далее – Минэкономики Хакасии, министерство) и индивидуальным предпринимателем               Лавриненко А.П., что повлекло неправомерные расходы субсидии из федерального бюджета в сумме 342 533 рублей.

По факту выявленного правонарушения управлением составлен протокол об административном правонарушении от 15 мая 2017 года № 16/17, в котором данное правонарушение квалифицировано по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Протокол составлен в присутствии предпринимателя, который дал объяснения по обстоятельствам, в нём указанным.

Права и обязанности лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, разъяснены предпринимателю при составлении протокола об административном правонарушении. Копия протокола получена предпринимателем в этот же день, что подтверждается его подписью в данном документе.

Вместе с протоколом об административном правонарушении предпринимателю вручено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 16/17.

По результатам рассмотрения протокола и материалов дела об административном правонарушении в присутствии предпринимателя административный орган в постановлении от 29 мая 2017 года  назначил административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Полагая, что имеются нарушения при проведении проверки, а также неполное выяснение административным органом всех обстоятельств дела при вынесении оспариваемого постановления, индивидуальный предприниматель Лавриненко А.П. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 настоящего Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.

Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 14 постановления № 2 от 27 января 2003 года, судам при рассмотрении дел, отнесённых Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

Исходя из взаимосвязанного толкования приведённых выше норм права и правовой позиции, сформированной Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дела об административных правонарушениях, подведомственные арбитражному суду, подлежат рассмотрению по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Согласно частям 3, 4 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.

Постановление УФК по РХ вынесено 29 мая 2017 года.

Применительно к вышеприведённым положениям, сроком для обжалования постановления управления в арбитражный суд является 13 июня 2017 года.

Предприниматель обратился с настоящим заявлением 06 июня 2017 года (оттиск входящей корреспонденции арбитражного суда, доставлено нарочным).

Таким образом, срок  для обжалования оспариваемого постановления предпринимателем соблюдён.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Исходя из положений статьи 23.7,  статьи 28.3 КоАП РФ, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 4, 5.15(6) Положения о Федеральном казначействе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703, пунктами 9, 10, 77 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092, арбитражный суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено в отношении предпринимателя уполномоченными лицами.

Процедура привлечения к административной ответственности, установленная                 КоАП РФ, проверена арбитражным судом и признана соблюдённой.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности арбитражным судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, как и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество уведомлено надлежащим образом. Процедура привлечения к административной ответственности заявителем не оспаривается.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюдён.

Предприниматель при обращении с настоящим заявлением указал на нарушение процедуры проведения проверки, результаты которой послужили основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.

Исследовав доводы сторон по данному вопросу, арбитражный суд пришёл к следующему.

Порядок предоставления субсидий за счёт средств бюджетов, в том числе индивидуальным предпринимателям, установлен статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (далее – субсидии) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются, в том числе из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (подпункт 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» , утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316 (далее – Правила № 316) установлены цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

Условиями предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий являются, в том числе: наличие утверждённых государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программы (подпрограммы), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства; наличие в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) муниципальном бюджете на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования на исполнение государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программы (подпрограммы), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 года № 610 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)», включающая в себя подпрограмму 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы».

На основании Соглашения от 13 июня 2016 года № 034-МБ-16 между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия в 2016 году из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия выделены субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

Исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, ответственным за проведение единой политики в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства и организационное обеспечение мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, определено Минэкономики Хакасии.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 года № 610 также утверждены Правила предоставления поддержки и проведения мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия (далее – Правила № 610).

Пунктом 4.1 Правил № 610 предусмотрено, что министерство и орган государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (грантов) их получателями.

Министерство вправе до окончания срока реализации проекта, указанного в бизнес-проекте (бизнес-плане, технико-экономическом обосновании), проводить мониторинг на предмет наличия объекта субсидирования, указанного в бизнес-проекте, бизнес-плане, технико-экономическом обосновании и одобренного комиссией, а также мониторинг информации о созданных рабочих местах, указанных в бизнес-проекте (бизнес-плане, технико-экономическом обосновании).

Министерство проводит мониторинг путём получения информации от получателя субсидии (гранта), выезда на место расположения объекта субсидирования и иными не запрещёнными законодательством способами.

10 ноября 2016 года между Минэкономики Хакасия и индивидуальным предпринимателем Лавриненко А.П. заключён договор № 050-5-дг о предоставлении гранта (субсидии). Договор заключён в соответствии с государственной программой, утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 года № 610.

Предметом договора является предоставление министерством предпринимателю (получателю) на безвозмездной и безвозвратной основе в 2016 году бюджетных денежных средств в виде гранта (субсидии) начинающим субъектам малого предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса на понесённые и планируемые затраты в рамках реализации бизнес-проекта «Оказание бухгалтерских услуг» в размере 342 533 рублей за счёт средств федерального бюджета (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктами 4.6 – 4.7 договора министерство и орган государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления гранта.

Подписывая настоящий договор, получатель даёт своё согласие на осуществление министерством и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления гранта.

Пункты 4.8 и 4.9 договора воспроизводят положения Правил № 610.

На основании изложенного, Минэкономики Хакасии на законном основании и в соответствии  с условиями договора провело мониторинг 09 декабря 2016 года и совместную с УФК по РХ проверку от 02 марта 2017 года соблюдения предпринимателем условий, целей и порядка предоставления гранта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года №  1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Правила            № 1092).

В соответствии с пунктами 3, 4 Правил № 1092 деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.

Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, который утверждается руководителем Федерального казначейства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.

В силу пункта 29 Правил № 1092 контрольное мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.

Согласно пункту 48 Правил № 1092 проведение выездной проверки (ревизии) состоит в осуществлении соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной проверки.

Пунктом 56 Правил № 1092 предусмотрено, что контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчётных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путём анализа и оценки полученной из них информации с учётом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путём осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчёта, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю. Проведение и результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются соответствующими актами.

Приказом руководителя УФК по РХ от 06 февраля 2017 года № 56 в соответствии с Правилами № 1092 и Планом контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия на 2017 год назначено проведение выездной проверки (ревизии) Минэкономики Хакасии за период с 01 января по 31 декабря 2016 года. Тема контрольного мероприятия: проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

02 марта 2017 года управлением в рамках выездной проверки при участии специалиста министерства в присутствии предпринимателя проведён осмотр товарно-материальных ценностей, приобретённых предпринимателем в рамках вышеназванной подпрограммы, на средства гранта по договору от 10 ноября 2016 года № 050-5-дг. По результатам осмотра составлен соответствующий акт.

Принимая во внимание приведённые обстоятельства, довод о нарушении проведения контрольных мероприятий подлежит отклонению.

При проверке законности и обоснованности оспариваемого постановления УФК по РХ, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Индивидуальный предприниматель Лавриненко А.П.  привлечён к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, являющихся получателями субсидий, за нарушение условий предоставления данных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса.

Объектом правонарушения по статье 15.15.5 КоАП РФ являются бюджетные правоотношения, складывающиеся при предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Объективная сторона правонарушений по части 2 названной статьи заключается в нарушении условий предоставления субсидий.

Таким образом, административная ответственность по части 2 статье 15.15.5 КоАП РФ возникает только за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления.

В этой связи  спор по настоящему делу в части установления события административного правонарушения сводится к решению вопроса о том, относятся ли выявленные административным органом нарушения к нарушениям условий предоставления субсидии.

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 2.1 Правил № 610 условиями предоставления субсидий (гранта) являются:

- предоставление получателем субсидии (гранта) достоверных сведений и документов;

- соблюдение получателем субсидии (гранта) условий настоящего порядка и договора о предоставлении гранта (субсидии);

- заявитель не должен находиться в состоянии реорганизации, ликвидации, банкротства или приостановления деятельности;

- на имущество заявителя не должен быть наложен арест или обращено взыскание в установленном порядке;

- заявитель не должен иметь просроченной задолженности (за исключением мероприятия, предусмотренного пунктом 3.3.4 настоящих Правил):

- по начисленным налогам, сборам, пеням и штрафам по ним;

- по предоставленным ему кредитам на возвратной и возмездной основах;

- отсутствие выявленных фактов выплаты заявителем заработной платы ниже установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями) минимального размера оплаты труда и (или) неофициальной заработной платы за год, предшествующий дате подачи заявки.

Пунктом 54 Правил № 316, пунктом 3.3.1.1. Правил № 610 предусмотрено, что гранты (субсидии) начинающим субъектам малого предпринимательства - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение основных средств, в том числе при заключении договора коммерческой концессии. Гранты (субсидии) предоставляются на понесённые затраты в рамках бизнес-проекта. Для заявителей, относящихся к лицам, указанным в пункте 3.3.1.2 настоящих Правил, гранты (субсидии) предоставляются на понесённые и (или) планируемые затраты в рамках бизнес-проекта. Одному заявителю предоставляется только один грант за период действия подпрограммы 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы».

Затраты, связанные с началом предпринимательской деятельности, - затраты на приобретение оборудования, программного обеспечения, разработку сайта в сети «Интернет», получение лицензий и разрешений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, приобретение сырья. Затраты индивидуальных предпринимателей считаются понесёнными с момента их государственной регистрации.

По договору от 10 ноября 2016 года № 050-5-дг сторонами согласован Перечень затрат в рамках реализации бизнес-проекта «Оказание бухгалтерских услуг»: 1. Основные средства: ноутбук (5 шт.), МФУ (5 шт.), диван (2 шт.), шкаф (4 шт.), стул (10 шт.), стол (5 шт.); 2. Программное обеспечение (1 шт.), программа 1С (4 шт.); 3. Разработка сайта в сети Интернет.

Условиями договора от 10 ноября 2016 года № 050-5-дг о предоставлении гранта (субсидии) для получателя установлены следующие обязанности:

- соблюдать условия, цели и порядок предоставления гранта;

- соблюдать при использовании гранта действующее законодательство Российской Федерации;

- использовать в срок до 31 декабря 2016 года по целевому назначению средства гранта, полученные по настоящему договору, в соответствии с перечнем статей затрат;

- осуществить финансирование бизнес-проекта за счёт собственных средств в размере 60 447 рублей в сроки, указанные в настоящем договоре;

- в течение 3-х лет с момента получения гранта представлять запрашиваемую министерством информацию и документы об исполнении настоящего договора и о результатах использования полученного гранта в срок не позднее 5 дней с момента получения соответствующего запроса;

- обеспечить отдельный учёт средств гранта и собственных средств, расходуемых в рамках настоящего договора;

- возвратить на основании решения министерства в республиканский бюджет Республики Хакасия средства гранта, в случае установления министерством факта нарушения получателем условий предоставления гранта и условий, установленных настоящим договором;

- не получать аналогичную финансовую поддержку в виде субсидии (гранта) в органах исполнительной власти Республики Хакасия и органах местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию данного бизнес-проекта;

- не осуществлять деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также добычи и (или) реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространённых полезных ископаемых до полного исполнения своих обязательств по договору;

- осуществлять расходование средств гранта (субсидии) и вложение собственных средств по настоящему договору в валюте Российской Федерации (рублях);

- предоставлять в установленные сроки отчёты об использовании денежных средств, в том числе гранта по установленной форме.

Платёжным поручением от 29 ноября 2016 года № 218316 средства гранта в сумме 342 533 рублей по договору от 10 ноября 2016 года № 050-5-дг, соглашению от 13 июля 2016 года № 034-МБ-16 перечислены на расчётный счёт индивидуального предпринимателя Лавриненко А.П.

В установленный договором срок 19 января 2017 года индивидуальным предпринимателем Лавриненко А.П. в Минэкономики Хакасии  предоставлен отчёт об использовании денежных средств, в том числе гранта, на реализацию бизнес-проекта «Оказание бухгалтерских услуг». Согласно отчёту денежные средства в рамках бизнес-проекта израсходованы в соответствии с Перечнем затрат, согласованным договором № 050-5-дг.

В оспариваемом постановлении управлением указано, что в отчёте  от 19 января 2017 года предпринимателем предоставлены недостоверные сведения об использовании товарно-материальных ценностей, приобретённых за счёт средств гранта на сумму 35 000 рублей (стоимость стола компьютерного «Бюрократ» - 10 000 рублей, Интернет-сайт – 25 000 рублей), на сумму 9600 рублей (программные продукты «1С: Бухгалтерия 8. Базовая» регистрационный номер 20005790286 и «1С: Предприятие 8. Камин: Расчёт заработной платы 3.0. Базовая версия» регистрационный номер 20001003313), допущено нарушение лицензионных прав (программные продукты приобретены с нарушением прав правообладателя), не соблюдены объёмы и сроки выполнения целевых показателей по реализации бизнес-проекта (не приняты работники по трудовым договорам).

Вместе с тем при квалификации названных нарушений арбитражный суд исходил из буквального толкования положений бюджетного законодательства, в силу которых следует, что законодатель различает понятия «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии» как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.

По смыслу бюджетного законодательства, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (статьи 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований, и условиями договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (грантов).

Договором от 10 ноября 2016 года № 050-5-дг, заключённым в соответствии с Правилами № 316, Правилами № 610, предусмотрены, кроме условия о согласии получателя субсидии на соблюдение условий предоставления субсидии, также обязательства сторон, сроки предоставления и размер субсидий, порядок её перечисления, то есть договор содержит и иные условия, в том числе, условия использования субсидии.

Это также вытекает из раздела 5 договора от 10 ноября 2016 года № 050-5-дг, устанавливающего ответственность сторон по договору. В частности, в пункте 5.1 договора установлено, что получатель несёт ответственность за достоверность сведений и документов, предоставленных в заявке для участия в конкурсном отборе (условия предоставления) и в документах, предоставленных к отчёту (условия использования).

Таким образом, достижение определённых результатов хозяйственной деятельности, а также обстоятельства использования приобретённых на средства гранта основных средств, программного обеспечения и так далее устанавливается после определения победителей конкурсного отбора (получателей субсидии) не в качестве условия получения субсидии, а в качестве условия её целевого и эффективного использования, в целях контроля за эффективным, рациональным и результативным использованием бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидии.

Из буквального толкования приведённых положений Правил № 610 и условий договора № 050-5-дг следует, что вопрос о наличии или отсутствии у того или иного хозяйствующего субъекта условий для получения субсидии решается на стадии конкурсного отбора, суть которого состоит в проверке соответствия участника конкурса тем условиям, которые необходимы для получения субсидии, а также в оценке представленных им документов.

Достижение определённых результатов хозяйственной деятельности, а также порядок использования приобретённых средств является условием использования субсидии, а не условием её предоставления.

На стадии предоставления субсидии результаты хозяйственной деятельности, планируемые на длительную перспективу, отсутствуют, в связи с чем их предполагаемое достижение или недостижение не может являться условием предоставления субсидии по определению.

Пунктом 7.2 бизнес-проекта предусмотрено привлечение дополнительного персонала в октябре 2016 года.

Согласно разделу 1 «Резюме проекта» бизнес-проекта трудоустройство персонала относится к его задачам. При этом показателем эффективности проекта является создание пяти рабочих мест по окончании реализации проекта, указанное число рабочих мест – предполагаемое. Срок реализации проекта – 2 года

Таким образом, вменённое предпринимателю нарушение, выразившееся несоблюдении срока привлечения дополнительного персонала, то есть недостижение определённого результата хозяйственной деятельности, относится к условиям использования субсидии, что не подпадает под объективную сторону части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Административным органом не представлено доказательств предоставления недостоверных сведений относительно стола компьютерного «Бюрократ» (1 шт.).

Из договора № 050-5-дг усматривается, что Перечень затрат включено приобретение столов (5 шт.). Столы приобретены предпринимателем до заключения договора о предоставлении гранта и включены в состав понесённых затрат. В подтверждение данного факта к заявке на получение гранта предпринимателем предоставлены документы:  договор купли-продажи от 11 июня 2016 года № 11 на приобретение товарно-материальных ценностей (шкафы офисные «Бюрократ», стулья офисные (газпатрон), стулья для посетителей, столы компьютерные офисные), товарная накладная от 11 июня 2016 года                № 122 на общую сумму 98 000 рублей (в том числе столы компьютерные «Бюрократ» в количестве 5 шт. на общую сумму 50 000 рублей), квитанция к приходному кассовому ордеру от 11 июня 2016 года № 178.

Согласно представленному заявителем акту визуального осмотра объекта субсидирования, проведённого 09 декабря 2016 года Минэкономики Хакасия в рамках мониторинга деятельности получивших финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, столы (объекты субсидирования) в количестве, комплектности и ассортименте, указанным в договоре № 050-5-дг предъявлены для осмотра.

Таким образом, условия предоставления гранта (субсидии) по договору № 050-5-дг предпринимателем в указанной части соблюдены.

Тот факт, что стол в количестве 1 шт. находится в ранее арендуемом предпринимателем кабинете (информация о котором соответствовала на момент подачи заявки, заключения договора о предоставлении гранта (субсидии) по тому же адресу и совместно используется с третьим лицом, для квалификации нарушения как несоблюдение условий предоставления гранта (субсидии) значения не имеет, поскольку данное обстоятельство относится к условиям использования гранта (субсидии). Кроме того, управлением не представлены достоверные доказательства, указывающие на факт использования спорного стола третьим лицом, договора аренды с ООО «СибАЗС Сервис» (кабинета № 210) не представлено. Управлением при проведении осмотра не проверены пояснения  предпринимателя о фактическом наличии стола, обстоятельства нахождения его в соседнем кабинете (в соответствии с Правилами № 610 не указано, что объект субсидирования должен находится именно по месту осуществления деятельности субъекта предпринимательства).

Средства гранта выделены предпринимателю, в том числе в состав планируемых затрат на разработку Интернет-сайта в сумме 25 000 рублей.

Согласно материалам дела на момент проведения осмотра 02 марта 2017 года установлено фактическое наличие Интернет-сайта «Агентство бухгалтерских и юридических услуг» доменное имя – http://buxagent.ru.

Названный сайт приобретён предпринимателем по договору купли-продажи от                   01 ноября 2016 года, что также подтверждается счётом-фактурой от 01 ноября 2016 года             № 39, актом приёма-передачи Интернет-сайта и платёжным поручением от 06 ноября 2016 года № 24.

Доказательство того, что данный сайт фактически отсутствует, приобретён предпринимателем не в соответствии с законодательством Российской Федерации, не используется предпринимателем или используется на цели не связанные с бизнес-проектом административным  органом не представлено.

Таким образом, суд не усмотрел оснований для вывода о нарушении условий предоставления гранта (субсидии) по договору № 050-5-дг.

Обстоятельства совместного использования данного сайта с третьим лицом относятся к условиям использования средств граната (субсидии). Кроме того, административным органом не установлен статус физического лица, чьи данные указаны на спорном сайте.

В Перечень затрат в рамках бизнес-проекта предусмотрены затраты на программные продукты 1С.

Согласно материалам дела предпринимателем приобретены на средства гранта и собственные средства четыре программных продукта:

- 1С: Бухгалтерия 8. Базовая – регистрационный номер 20012599573;

- 1С: Бухгалтерия 8. Базовая – регистрационный номер 20005790286;

- 1С: Предприятие 8. Камин: Расчёт заработной платы 3.0. Базовая версия – регистрационный номер 20001003313;

- 1С: Предприятие 8.3. 1С-Камин: Зарплата. Версия 5.0. Базовая версия – регистрационный номер 20009101432.

В подтверждение данного обстоятельства предпринимателем представлены: договор на поставку программного обеспечения от 02 декабря 2016 года № 1026 с обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес Форум», счёт на оплату от 03 ноября 2016 года                № 621 на сумму 12 300 рублей, платёжные поручения от 02 декабря 2016 года № 28, от                   07 декабря 2016 года № 31, товарные накладные от 06 декабря 2016 года № 552, от               20 декабря 2016 года № 573; договор купли продажи программного продукта от 01 ноября 2016 года с ООО «Агентство юридических и бухгалтерских услуг», счёт на оплату от            01 ноября 2016 года на сумму 9600 рублей, товарная накладная от 01 ноября 2016 года № 2, платёжное поручение от 06 ноября 2016 года № 25.

Документы представлены вместе с отчётом от 19 января 2017 года.

Фактическое наличие четырех программных продуктов 1С установлено при осмотре             02 марта 2017 года.

Вменяя предпринимателю нарушение условий предоставления гранта (субсидии) административный орган, ссылаясь на письмо общества с ограниченной ответственностью «1С» от 16 марта 2017 года № С1703/0173, указал, что поскольку информация о состоявшейся замене пользователя (передаче прав третьему лицу) от ООО «Агентство правовых и бухгалтерских услуг» к индивидуальному предпринимателю Лавриненко А.П. правообладателю – фирме «1С» не предоставлена, соответственно программные продукты с регистрационными номерами 20005790286 и 20001003313 приобретены с нарушением прав правообладателя. Следовательно, данные программные продукты не могут использоваться предпринимателем в рамках реализации бизнес-проекта на законных основаниях.

Вместе с тем из представленных документов, в том числе письма ООО «1С» от                      16 марта 2017 года № С1703/0173 усматривается, что предпринимателем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации приобретены лицензированные программные продукты 1С, с соответствующим регистрационным номером, с лицензионным соглашением в комплекте, на каждый спорный программный продукт была получена соответствующая лицензия.

Наличие либо отсутствие нарушения лицензионных  прав правообладателя указанных программных продуктов для разрешения настоящего спора не имеет правового значения.

В этой связи не имеется оснований полагать, что предпринимателем допущены условия предоставления гранта (субсидии) по договору № 050-5-дг.

С учётом изложенного, арбитражный суд пришёл к выводу об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Арбитражный суд отмечает, что нарушения условий использования средств гранта (субсидии) являются основанием для несения ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями договора, в частности, основанием для возврата средств гранта (субсидии).

Учитывая изложенное, заявление индивидуального предпринимателя Лавриненко А.П.  о признании незаконным и отмене постановления УФК по РХ от 29 мая 2017 года № 16/17 о назначении административного наказания подлежит удовлетворению в связи с несоответствием оспариваемого постановления положениям КоАП РФ.

В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. При подаче такого заявления не применяются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление индивидуального предпринимателя Лавриненко Андрея Павловича.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 29 мая 2017 года № 16/17 о назначении административного наказания.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объёме.

Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                       Т.Г. Коршунова