ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-787/11 от 11.05.2011 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Абакан

16 мая 2011 года Дело № А74-787/2011

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2011 года.

Решение изготовлено в полном объёме 16 мая 2011 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.В. Тутарковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ю.В. Феоктистовой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления внутренних дел по городу Абакану, город Абакан,

к обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна» (ИНН <***>, ОГРН <***>), город Абакан,

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании приняли участие представители:

Управления внутренних дел по городу Абакану: ФИО1 на основании доверенности от 14.01.2011 № 4, служебное удостоверение,

общества с ограниченной ответственностью «Фортуна»: отсутствовал.

Управление внутренних дел по городу Абакану (далее – УВД по г. Абакану) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» (далее – общество, ООО «Фортуна») к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Представитель заявителя в судебном заседании уточнил заявленное требование в части конфискации игрового оборудования. Пояснил, что с учётом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2011 года №6-П и сроков давности для привлечения к административной ответственности не настаивает на указанном виде административного наказания. При этом настаивает на том, что обществом нарушены требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». ООО «Фортуна» под видом стимулирующей лотереи осуществляет деятельность по проведению азартных игр на территории, не являющейся игорной зоной, без специального на то разрешения, в связи с чем представитель заявителя просит суд привлечь общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, и наложить административный штраф в размере 40.000, 00 руб.

Представитель общества в судебном заседании 11 мая 2011 года отсутствовал. Копия определения арбитражного суда от 13 апреля 2011 года о назначении дела к судебному разбирательству, направленная арбитражным судом в адрес общества, 27 апреля 2011 года возвращена отделением почтовой связи по причине истечения срока хранения, что подтверждается почтовым уведомлением от 18 апреля 2011 года № 87726.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество извещено надлежащим образом, арбитражный суд в силу части 3 статьи 156 Кодекса судебное заседание провёл в его отсутствие.

Пояснения представителей лиц, участвующих в деле, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.

Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 29 декабря 2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером <***> (свидетельство о государственной регистрации серии 19 №000793430).

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц одним из основных видом деятельности общества является розничная торговля в неспециализированных магазинах.

2 марта 2011 года следователем СУ при УВД по г. Абакану ФИО2 оформлен рапорт об обнаружении признаков преступления, в котором указано, что в ходе предварительной проверки по материалам, зарегистрированным в КУСП № 7415 от 21 февраля 2011 года по факту хищения денежных средств в игровом клубе «Фортуна» по адресу: <...>, установлено осуществление в данном клубе деятельности по организации и проведению азартных игр.

21 февраля 2011 года следователем СУ при УВД по г. Абакану лейтенантом юстиции ФИО3 проведён осмотр места происшествия в присутствии двух понятых иоператора ФИО4

В ходе осмотра установлено, что помещение игрового клуба расположено в жилом многоквартирном доме по адресу: <...>. При входе в игровой клуб находится дверь в холл, через который осуществляется вход в помещение клуба, за данной дверью находится ещё один холл, где напротив входа расположены два игровых автомата, справа от входа расположен дверной проём, через который осуществляется вход в игровой зал, где вдоль стены напротив стены находятся 5 игровых автоматов, у стены, распложенной слева от дверного проёма находятся 2 игровых автомата.

В ходе осмотра со стола в служебном помещении изъяты 2 связки ключей в количестве 150 штук от игровых автоматов, 4 пачки лотерейных билетов «Твой шанс», ООО «Колизей», из которых 2 пачки красного цвета по 125 и 149 штук лотерейных билетов, 1 пачка зелёного цвета по 147 штук лотерейных билетов, 1 пачка синего цвета по 141 штук лотерейных билетов.

Специалистом криминалистом были обработаны поверхности всех игровых автоматов, находящихся в клубе, в результате были обнаружены и изъяты следы рук с 7 автоматов, которые находились в игровом зале, на 2 автоматах ничего не обнаружено.

В ходе осмотра были изъяты 9 игровых автоматов: 1. «SIMULATOR SG-500i» №54191604, 2. «SIMULATOR SG-500i» № 45076875, 3. «SIMULATOR SG-500i» № 73108474, 4. «SIMULATOR SG-500i» № 16929228, 5. «SIMULATOR SG-500i» № 42397192, 6. «SIMULATOR SG-500i» № 31869654, 7. «SIMULATORSG-500i» № 31872017, 8. «SIMULATORSG-500i» № 82906774, 9. «SIMULATORSG-500i» № 67799897.

В ходе осмотра места происшествия с указанных аппаратов сняты показания статистики, в результате суммарные показания со всех аппаратов составили 6.871.879,00 руб., на выходе 6.230.971 очков, выручка за 20 февраля 2011 года составила 21.378,00 руб.

По результатам осмотра составлен протокол осмотра места происшествия от 21 февраля 2011 года.

Из объяснений оператора ФИО4 от 21 февраля 2011 года следует, что 15 февраля 2011 года устроилась на работу в лотерейный клуб, расположенный по адресу: <...>, на должность оператора. В данном клубе находится 9 игровых автоматов. Лотерейный клуб организует азартные игры с помощью игровых автоматов. Клиенты приходят, чтобы играть на денежные средства. Клиент передаёт оператору первоначальную ставку – в размере не менее 50,00 руб., оператор денежные средства кладёт в ячейку для хранения кассовых денежных средств. После чего оператор выставляет ставку слот автомата. Клиент приступает к игре. После окончания игры в случае выигрыша оператор подходит к аппарату и поворотом ключа снимает ставку и обнуляет очки, затем выдаются денежные средства в размере выигрыша. В служебном помещении лежат лотерейные билеты, но операторы ими не пользуются, ей не объясняли для чего они.

Из объяснений ФИО5 от 4 марта 2011 года следует, что в 18 часов 00 минут 21 февраля 2011 года он пришёл в игровой клуб, расположенный по адресу: <...>, для игры на автоматах. В игровом зале он попросил оператора поставить ставку в сумме 500,00 руб., после чего оператор с помощью металлического ключа выставила баланс игры, равный 500 баллам. Он приступил к игре, которая заключалась в наборе определённой комбинации, при выпадении которой баллы увеличивались, если комбинация была проигрышная, баллы уменьшались. Ставка в процессе игры может как увеличиваться, так и уменьшаться на усмотрение игрока. Все манипуляции происходят с помощью вмонтированных в корпус автомата кнопок.

По своему виду данные игровые автоматы не отличаются от тех, которые использовались до запрета на игорную деятельность. Единственное отличие в отсутствии купюроприёмника. В первый раз он проиграл 500,00 руб., затем он поставил ещё несколько раз по 500,00 руб. и выиграл 6.000,00 руб. Оператор обнулил баланс игры с помощью ключа, затем вынес из кассы 6.000,00 руб. и передал ему.

В процессе игры никаких кассовых чеков, талонов либо других документов подтверждающих приём от него денег, ему не выдавали. Оператор не предлагал ни ему, ни другим игрокам участвовать в стимулирующей лотерее. Лотерейные билеты не выдавались. Информация о проведении в данном клубе стимулирующей лотереи отсутствует. Денежный приз игрокам выдавался из расчёта, один набранный балл на игровом автомате равен одному рублю.

4 марта 2011 года оперуполномоченный ОБЭП УВД по г. Абакану капитан милиции ФИО1 получил объяснения от гражданина ФИО6, который сообщил, что является директором ООО «Фортуна» с декабря 2009 года, основной вид деятельности общества – розничная торговля различными товарами.

В 2010 году общество заключило договоры аренды нежилого помещения по адресу: <...>, где осуществляло деятельность, связанную с проведением стимулирующей лотереи. С ноября по декабрь 2010 года прокуратурой города Абакана совместно с ОБЭП УВД по г. Абакану была проведена проверка, результаты которого были предметом рассмотрения в Арбитражном суде Республики Хакасия по делу № А74-4376/2010 о привлечении ООО «Фортуна» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Арбитражным судом Республики Хакасия по данному делу было вынесено решение от 28 января 2011 года, которым было удовлетворено заявление УВД по г. Абакану и привлечено ООО «Фортуна» к административной ответственности.

В конце 2010 года он заключил договор с ООО «Колизей» на проведение негосударственной всероссийской бестиражной стимулирующей лотереи «Твой шанс». В соответствии с договором ООО «Фортуна» за вознаграждение приняло на себя обязанность по проведению данной лотереи. У ООО «Колизей» были куплены электронные платы для развлекательных аппаратов. Корпуса от развлекательных аппаратов были арендованы у гражданина ФИО7. Участие в лотерее заключается в следующем, посетитель оплачивает услугу по предоставлению ему развлекательного аппарата на сумму денежных средств по своему усмотрению, Оператор выставляет баланс развлекательного аппарата из расчёта, 1 рубль равен 1 баллу. После этого посетитель приступает к игре. Игрок может в любое время закончить игру, набрав любое количество очков, либо игра закончится автоматически, если баланс равен нулю. По окончании игры, при наличии у посетителя определённого количества баллов, ему предлагается участие в стимулирующей лотерее «Твой шанс», для чего ему выдаётся лотерейный билет. Посетитель стирает скретч-слой на лотерейном билете и визуально определяет выигрышный он или нет. Если лотерейный билет окажется выигрышным, посетителю выдается денежный приз в размере, который был указан под скретч-слоем.

11 марта 2011 года в присутствии директора общества ФИО6 оперуполномоченным ОБЭП УВД по г. Абакану ФИО1 составлен протокол № 004113/2896 об административном правонарушении, в котором отражено следующее.

21 февраля 2011 года в помещении по адресу: <...>, ООО «Фортуна» под видом проведения стимулирующей лотереи осуществлялась деятельность по проведению азартных игр с использованием модернизированных игровых автоматов. Данная деятельность подпадает под действие Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, Закон № 244-ФЗ).

Нарушена часть 9 статьи 16 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, директор общества ФИО6 был ознакомлен, о чём имеется его подпись в протоколе №004113/2896 от 11 марта 2011 года.

При ознакомлении с протоколом директор общества указал, что с нарушением не согласен.

Составленный в отношении общества протокол об административном правонарушении №004113/2896 от 11 марта 2011 года, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами параграфа 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьёй 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 5.1. Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утверждённого Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 июня 2005 года № 444 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 июля 2005 года № 6824), в отделах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в пункте 1 части 2 статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочен составлять оперуполномоченный инспектор.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 11 марта 2011 года № 004113/2896 составлен оперуполномоченным ОБЭП УВД по г. Абакану ФИО1, то есть уполномоченным лицом.

Оценив приведённые представителем заявителя доводы, а также представленные им в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде административного штрафа для юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьёй 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специальной лицензии (разрешения), если такое разрешение обязательно.

Статьёй 4 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр определено, что азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр; игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Согласно статье 3 Закона № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, – игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим же Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона № 244-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 9 Закона № 244-ФЗ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области (в редакции, действовавшей до 21 ноября 2010 года).

В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

Из системного толкования норм Закона № 244-ФЗ следует, что существует запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.

Таким образом, запрещённая деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из объяснений директора ООО «Фортуна» ФИО6, общество арендовало лотерейное оборудование, затем заключило договор аренды нежилого помещения по адресу: <...>. ООО «Фортуна» по указанному адресу стало осуществлять проведение негосударственной всероссийской бестиражной стимулирующей лотереи «Твой шанс» на основании договора с ООО «Колизей».

Участие в лотерее заключается в следующем, посетитель оплачивает услугу по предоставлению ему развлекательного аппарата на сумму денежных средств по своему усмотрению, Оператор выставляет баланс развлекательного аппарата из расчёта, 1 рубль равен 1 баллу. После этого посетитель приступает к игре. Игрок может в любое время закончить игру, набрав любое количество очков, либо игра закончится автоматически, если баланс равен нулю. По окончании игры, при наличии у посетителя определённого количества баллов, ему предлагается участие в стимулирующей лотерее «Твой шанс», для чего ему выдаётся лотерейный билет. Посетитель стирает скретч-слой на лотерейном билете и визуально определяет выигрышный он или нет. Если лотерейный билет окажется выигрышным, посетителю выдается денежный приз в размере указанном под скретч-слоем.

Арбитражный суд полагает состоятельным довод заявителя о том, что у общества отсутствовали правовые основания для проведения стимулирующей лотереи исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года №138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон о лотереях») лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Статьёй 3 Закона о лотереях предусмотрено, что виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа её проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории её проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи (часть 1 статьи 3).

Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет (часть 2 статьи 3).

Лотерея в зависимости от способа формирования её призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счёт средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея) (часть 3 статьи 3).

Лотерея в зависимости от организатора лотереи подразделяется на государственную и негосударственную. Государственная лотерея - лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо (часть 5 статьи 3).

Лотерея в зависимости от технологии её проведения подразделяется на лотерею, проводимую в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путём обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи. Лотерея, проводимая в обычном режиме, характеризуется тем, что сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно (пункт 2 части 6 статьи 3).

Согласно части 8 статьи 3, части 3 статьи 9 Закона о лотереях, введённых Федеральным законом от 27.07.2010 № 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях», вступившим в действие 10 августа 2010 года, проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.

Условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.

Частями 1, 4 статьи 7 Закона о лотереях предусмотрено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьёй.

Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев.

Исходя из вышеизложенного, участие в стимулирующей лотерее не связано с внесением платы участниками лотереи, призовой фонд формируется за счёт средств организатора лотереи, участнику лотереи выдаётся лотерейный билет, квитанция, другой документ, подтверждающий заключение договора между организатором лотереи и участником лотереи.

Стимулирующая лотерея используется в качестве маркетингового хода, который может быть достаточно эффективным и способен привести к увеличению продаж продукции, работ, услуг.

Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев, при проведении стимулирующих лотерей не допускается использование лотерейного оборудования

Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи.

Как следует из материалов дела, 29 декабря 2010 года между обществом с ограниченной ответственностью «Колизей» (Организатор лотереи) в лице генерального директора ФИО8 и обществом с ограниченной ответственностью «Фортуна» (оператор) в лице директора ФИО6 заключён договор. Согласно договору оператор за вознаграждение принимает на себя обязательства по проведению негосударственной всероссийской бестиражной стимулирующей лотереи. Срок действия договора определён пунктом 8, согласно которому он действует в течение 1 месяца с момента его подписания. Таким образом, срок действия данного договора истёк 29 января 2011 года. Доказательств продления срока действия данного договора обществом суду не представлено.

Согласно выписке из условий стимулирующей лотереи «Твой шанс», утверждённых директором ООО «Колизей» ФИО8, указанная лотерея является бестиражной, стимулирующей, проводимой в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляется поэтапно.

Наименование услуги, с оказанием которой непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи – услуги по пользованию следующими аппаратами: SimulatorSG-600v, SimulatorSG-500i (далее – услуга).

Для того, чтобы стать участником лотереи, необходимо оплатить услугу, получить от представителя организатора купон с предложением на участие в стимулирующей лотерее, воспользоваться услугой и получить призовой билет от представителя организатора, дающий право на участие в лотерее. Совершить действия по выявлению скрытых надписей на билете – стереть защитный скретч-слой.

Розыгрыш призового фонда основан на принципе случайного определения выигрышей и заключается в следующем: выявление внутри билета скрытой надписи: «100 рублей», «500 рублей», «1000 рублей», «одна игра», «микроволновая печь», «мобильный телефон», «кухонный комбайн».

Проигравшим в лотерее признаётся участник, обнаруживший под скретч-слоем билет надпись «без выигрыша».

При таких обстоятельствах у ООО «Фортуна» изначально отсутствовали правовые основания для проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс».

Правилами проката развлекательных аппаратов предусмотрено, что право проката развлекательного аппарата у пользователя появляется с момента оплаты соответствующей услуги, развлекательный аппарат – аппарат для развлечения без денежного выигрыша, пользователь оплачивает стоимость проката развлекательного аппарата в кассе развлекательного клуба. Цена проката складывается в зависимости от количества очков, купленных пользователем для развлечения на развлекательном аппарате из расчёта 1 рубль равен 1 очку. Развлекательный аппарат не выдаёт денежных или иных выигрышей, процесс развлечения заканчивается на усмотрение пользователя или в момент сгорания всех очков, необходимых для работы аппарата.

При этом ни в договоре, ни в правилах проведения стимулирующей лотереи, ни в выписке из условий стимулирующей лотереи «Твой шанс» не указан размер призового фонда стимулирующей лотереи.

Таким образом, правила и условия проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс», утверждённые директором ООО «Колизей», противоречат требованиям Закона о лотереях, а именно: розыгрыш призового фонда проводится с применением электронного оборудования.

Услугой, с которой связано проведение обществом стимулирующей лотереи, является игра на развлекательных аппаратах.

Из объяснений оператора ФИО4 от 21 февраля 2011 года следует, что клиенты приходят, чтобы играть на денежные средства. Клиент передаёт оператору первоначальную ставку – в размере не менее 50,00 руб., оператор денежные средства кладёт в ячейку для хранения кассовых денежных средств. После этого оператор выставляет ставку слот автомата. Клиент приступает к игре. После окончания игры в случае выигрыша оператор подходит к аппарату и поворотом ключа снимает ставку и обнуляет очки, затем выдаёт денежные средства в размере выигрыша. В служебном помещении лежат лотерейные билеты, но операторы ими не пользуются, ей не объясняли для чего они.

Как следует из объяснения ФИО9 от 4 марта 2011 года, он в 18 часов 00 минут 21 февраля 2011 года в игровом зале попросил оператора поставить ставку в сумме 500,00 руб., после чего оператор с помощью металлического ключа выставила баланс игры, равный 500 баллам. Он приступил к игре, которая заключалась в наборе определённой комбинации, при выпадении которой баллы увеличивались, если комбинация была проигрышная, баллы уменьшались. Ставка в процессе игры может как увеличиваться, так и уменьшаться на усмотрение игрока. Все манипуляции происходят с помощью вмонтированных в корпус автомата кнопок. В первый раз он проиграл 500,00 руб., затем он поставил ещё несколько раз по 500,00 руб. и выиграл 6.000,00 руб. Оператор обнулил баланс игры с помощью ключа, затем вынес из кассы 6.000,00 руб. и передал ему.

В процессе игры никаких кассовых чеков, талонов либо других документов, подтверждающих приём от него денег, ему не выдавали. Оператор не предлагал ни ему, ни другим игрокам участвовать в стимулирующей лотерее. Лотерейные билеты не выдавались. Информация о проведении в данном клубе стимулирующей лотереи отсутствует. Денежный приз игрокам выдавался из расчёта, один набранный балл на игровом автомате равен одному рублю.

Таким образом, объяснениями свидетеля по делу ФИО9, клиента игровогоклуба, подтверждается, что лотерейные билеты с целью участия в лотерее «Твой шанс» не выдавались, условия стимулирующей лотереи клиентам не разъяснялись, для определения и (или) получения выигрыша использовалось электронное оборудование.

Протоколом осмотра места происшествия от 21 февраля 2011 года установлено, что в момент проведения осмотра в помещении по адресу: <...>, принадлежащим ООО «Фортуна» на праве аренды на основании договора аренды от 1 октября 2010 года № 77Н, установлено оборудование (модернизированное лотерейное оборудование). Оборудование находилось в исправном состоянии, было включено и функционировало.

Таким образом, материалами административного дела установлено, что игра проходит в режиме реального времени. Во время игры на игровом табло высвечивается сумма баллов, оставшихся у игрока или выигранных им, после того, как сыграла ставка. Игрок по своему усмотрению может увеличивать сумму баллов путём внесения желаемой суммы оператору, после чего она добавляет оплаченные баллы с помощью ключа. При этом игрок может не останавливать и не снимать оставшиеся баллы. Игрок может самостоятельно прекратить игру и забрать в любой момент сумму, соответствующую накопившимся у него баллам.

Арбитражный суд полагает, что стоимость приобретаемой услуги и есть скрытая форма игровой ставки. Так, показаниями свидетелей подтверждается, что приобретение услуги в виде проката развлекательного аппарата не являлось главной целью проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс», поскольку именно с помощью игровых аппаратов проводились азартные игры, операторам клуба только передавались денежные средства, исходя из размера которых на игровом оборудовании выставлялись соответствующие баллы из расчёта 1 рубль равен 1 баллу. В дальнейшем лотерейные билеты игрокам не выдавались.

Электронное оборудование, предназначенное согласно техническому паспорту для использования в качестве средства развлечения и досуга без денежного выигрыша, фактически использовалось для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса игрового оборудования без участия организатора или его работников. Поскольку в результате игры на данном оборудовании возможно получение выигрыша, который определяется без участия организатора либо оператора, случайным образом, игрок заинтересован в получении денежного выигрыша по результатам игры на оборудовании, следовательно, имеются признаки азартной игры.

При этом конкретные технические характеристики применяемого в деятельности общества оборудования правового значения для настоящего спора не имеют, поскольку сама осуществляемая обществом деятельность организована таким образом, что отвечает признакам азартной игры, определённым в Федеральном законе от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с пунктом 16 статьи 4 Закона № 244-ФЗ любые устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, признаются игровым оборудованием. Поэтому само по себе неиспользование при осуществлении такой деятельности специально предназначенного для этого оборудования, в том числе именно игровых аппаратов, не будет свидетельствовать о том, что обществом осуществляется проведение лотереи, а не организация азартных игр.

Таким образом, при отсутствии признаков проведения стимулирующей лотереи, не представляется возможным сделать вывод о том, что электронное оборудование используются для розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи.

Арбитражный суд, оценив в совокупности и во взаимосвязи имеющиеся в деле доказательства: протокол осмотра места происшествия от 21 февраля 2011 года; объяснения от 21 февраля, 4, 10 марта 2011 года; протокол об административном правонарушении от 11 марта 2011 года № 004113/2896; договор аренды от 1 октября 2010 года № 77Н, в котором указана цель использования помещения, переданного в аренду, для осуществления торговой деятельности; документы, содержащие условия стимулирующей лотереи «Твой шанс»; пояснения представителя УВД по г. Абакану, пришёл к выводу, что ООО «Фортуна» под прикрытием стимулирующей лотереи «Твой шанс» осуществляет деятельность по проведению азартных игр с использованием специального игрового оборудования - игровых автоматов без специального разрешения (лицензии).

При таких обстоятельствах в действиях общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

В соответствии со статьёй 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства при осуществлении деятельности по проведению лотереи и предотвращению правонарушения, в материалы дела не представлено.

Поскольку осуществление ООО «Фортуна» деятельности, на занятие которой необходимо получение разрешения, в отсутствие соответствующего разрешения подтверждается материалами дела, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истёк.

Протокол от 11 марта 2011 года № 004113/2896 составлен с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол, об административном правонарушении от 11 марта 2011 года № 004113/2896 составлен в присутствии законного представителя ООО «Фортуна» ФИО6, которому разъяснены права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.

Статья 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет одной из мер наказания за совершение административного правонарушения административный штраф. Согласно части 1 данной статьи административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях.

Согласно статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учётом вышеизложенного арбитражный суд, приняв во внимание характер совершённого административного правонарушения, полагает возможным привлечь ООО «Фортуна» к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и назначить минимальный административный штрафа в размере 40.000,00 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Удовлетворить заявление Управления внутренних дел по городу Абакану.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

2. Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна», г. Абакан, зарегистрированного в качестве юридического лица 29 декабря 2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером <***> (свидетельство о государственной регистрации серии 19 №000793430), находящегося по адресу: ул. Чертыгашева, д. 120, кв. 10, г. Абакан, административное наказание в виде административного штрафа в размере 40.000 (сорок тысяч) рублей.

3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Уплата штрафа производится по следующим реквизитам:

Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия (МВД по РХ);

счёт получателя 401 018 102 000 000 100 01 в ГРКЦ НБ РХ Банка России г. Абакан,

БИК банка получателя - 049514001,

ИНН получателя – 1901022869,

код бюджетной классификации (указывается в поле 104) – 18811690040040000140

код ОКАТО – 95401000000

В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу № А74-787/2011.

Заверенную копию документа об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия И.В. Тутаркова