АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
19 мая 2022 года Дело № А74-78/2022
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Е. Корякиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Милешиной,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Управлению Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 17 декабря 2021 года № 7215260567-04
о назначении административного наказания (часть 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В судебном заседании лица, участвующие в деле, отсутствовали.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 17 декабря 2021 года № 7215260567-04 о назначении административного наказания (часть 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Определением арбитражного суда от 01 февраля 2022 года арбитражный суд принял заявление в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда.
28 февраля 2022 года от управления поступил отзыв на заявление и материалы административного дела.
Определением от 01 апреля 2022 года арбитражный суд в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства, назначены предварительное судебное заседание и судебное разбирательство по делу на 19 мая 2022 года.
Судебный акт в соответствии со статьей 121 АПК РФ опубликован на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия и в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет. Копии определения на бумажном носителе получены лицами, участвующими в деле (почтовые уведомления № 65500570067085, 65500570067092, 65500570067108).
Руководствуясь частью 6 статьи 121, частью 1 статьи 123, частью 1 статьи 136, частью 3 статьи 156 АПК РФ, арбитражный суд признал сторон надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте предварительного судебного заседания и судебного разбирательств по делу, в связи с чем провел заседание суда и рассмотрел дело в отсутствие названных лиц.
До заседания суда от управления для приобщения к материалам дела поступил диск с видеозаписью результатов осмотра транспортного средства, используемого индивидуальным предпринимателем ФИО1
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20 марта 2020 года, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Основным видом экономической деятельности предпринимателя является регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении (код ОКВЭД 49.31.21).
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, предприниматель имеет лицензию от 13 апреля 2020 года № 24-002496 на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами (https://rostransnadzor.gov.ru/deyatel-nost/litsenzii), информация о лицензии также отражена в выписке из ЕГРИП.
19 ноября 2021 года в управление из Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саяногорску письмом от 27 октября 2021 года № 9/29192 поступила информация о том, что 25 октября 2021 в рамках профилактического мероприятия на пассажирском транспорте, направленного на пресечение нарушений правил дорожного движения и обеспечения безопасности при эксплуатации транспортных средств, было выявлено нарушение подпункта 2 пункта 10 Постановления Правительства Российской федерации от 08 октября 2020 года № 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта» (далее – Требования № 1064): транспортное средство ПАЗ 320540, государственный регистрационный знак <***>, эксплуатирующийся индивидуальным предпринимателем ФИО1, не оснащено техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя). К письму имелось приложение на 5 л.
Письмом от 19 ноября 2021 года № КР.6.21-423 управление известило предпринимателя о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 09 декабря 2021 года в 09 час. 00 мин. Указанное письмо получено предпринимателем 30 ноября 2021 года.
09 декабря 2021 года государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности управления в отсутствие надлежащим образом извещенного предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 7215260531-01, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Определением от 09 декабря 2021 года № 7215260567-04 предприниматель извещен о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 17 декабря 2021 года в 14 час. 00 мин. Информация о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении также отражена в протоколе об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении и определение направлены предпринимателю с сопроводительным письмом от 09 декабря 2021 года № КР.6.21-536 и получены им 17 декабря 2021 года в 18 часов 36 минут.
Дополнительно административным органом 14 декабря 2021 года по месту регистрации предпринимателя была направлена телеграмма № 923/699 с информацией о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно информации ООО «Телекомсервис» телефонограмма вручена лично индивидуальному предпринимателю ФИО1 16 декабря 2021 года в 08 час. 48 мин.
17 декабря 2021 года от индивидуального предпринимателя ФИО1 в адрес управления поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 7215260567, в котором предприниматель также просил учесть наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, малозначительность правонарушения в соответствии со статей 2.9 КоАП РФ, а также возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
17 декабря 2021 года по результатам рассмотрения ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 7215260567 управлением вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства.
17 декабря 2021 года государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности управления в отсутствие надлежащим образом извещенного предпринимателя вынесено постановление о назначении административного наказания № 7215260567-04. Предприниматель привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В этот же день вынесено представление № 7215260567-04 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Определение об отказе в удовлетворении ходатайства, постановление об административном правонарушении и представление направлены предпринимателю с сопроводительным письмом от 17 декабря 2021 года № КР.6.21-585 и получены им 24 декабря 2021 года.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Дело рассмотрено в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд согласно арбитражному процессуальному законодательству.
В соответствии с частями 6, 7, 4 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.
С учетом положений части 1 статьи 28.3, части 2 статьи 22.2, пункта 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ, Приказа Ространснадзора от 30 октября 2007 года № ГК-938фс «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», арбитражный суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом управления.
Проверяя процедуру рассмотрения дела об административном правонарушении, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу пунктов 2, 3, 4 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Госавтоинспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Госавтоинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, организациями, средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с компетентными органами иностранных государств.
В части 3 статьи 10 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» установлено, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что сотрудники Госавтоинспекции вправе выявлять и собирать информацию относительно соблюдения перевозчиками положений Требований № 1640.
Вместе с тем вышеуказанные положения не отменяют действия прав и гарантий, предоставленных лицам, привлекаемым к административной ответственности, в рамках процедуры привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ и частью 3 статьи 64 АПК РФ установлен запрет на использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
КоАП РФ устанавливает четкую и последовательную процедуру закрепления доказательств, свидетельствующих о совершении административного правонарушения.
Соблюдение процедуры сбора и фиксации доказательств является одной из конституционных гарантий соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение административным органом положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа. Порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, установлен КоАП РФ.
Изложенное означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности двух условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, и соблюдении процедуры привлечения к ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий произвести, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Приказом МВД России от 23 августа 2017 года № 664 утвержден Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 6.11, 200 названного Административного регламента должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора вправе останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта.
О проведении осмотра транспортного средства и груза по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», сотрудник составляет акт осмотра транспортного средства и груза.
В акте осмотра транспортного средства и груза указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего акт, сведения о лицах, присутствующих при осмотре, с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии), адреса места жительства, телефона, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке, иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, иных идентификационных признаках перевозимого груза. В акте осмотра транспортного средства и груза делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к акту.
Статьей 27.8 КоАП РФ установлен порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов. Согласно данной норме процедура проведения осмотра территории индивидуального предпринимателя и досмотра транспортного средства предполагает составление протокола осмотра.
Акт осмотра транспортного средства ПАЗ 320540, государственный регистрационный знак <***>, в материалах административного дела отсутствует, в письме Отделения МВД России по г. Саяногорску от 27 октября 2021 года № 9/29192 о направлении акта осмотра не упоминается, в протоколе об административном правонарушении акт не указан в числе доказательств совершения правонарушения.
Согласно материалам дела вменяемое административное правонарушение выявлено сотрудником Госавтоинспекции Отделения МВД России по г. Саяногорску в ходе патрулирования по обеспечению безопасности дорожного движения, данное правонарушение подлежало фиксации в установленном процессуальном порядке путем составления соответствующего документа (акта осмотра).
Представленные видеозапись и фотографии транспортного средства, не фиксируют в полном объеме ход осмотра, в них отсутствуют сведения о лице, осуществлявшем фото- и видеосъемку, фотографии и видеозапись не позволяют в достаточной степени идентифицировать осматриваемое транспортное средство, сведения о времени и месте проведения фото- и видеосъемки, на фотоснимках отсутствуют подписи лиц, участвовавших в осмотре.
Представленное в материалы дела объяснение водителя от 25 октября 2021 года, в котором указано, что автобус не оснащен техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи, в отсутствие иных доказательств не могут являться безусловными основаниями для вывода о подтверждении совершения предпринимателем вмененного ему в вину административного правонарушения и о наличии события административного правонарушения.
Таким образом, с учетом положений части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, представленные в материалы дела документы и сведения, полученные административным органом с нарушением требований КоАП РФ, не могут служить допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая установленные материалами дела обстоятельства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу, что перечисленные обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях, допущенных административным органом при оформлении указанных выше процессуальных документов, которые не могут быть устранены при рассмотрении настоящего судебного дела, и, следовательно, о недопустимости таких доказательств.
В рассматриваемой ситуации нарушена процедура сбора и закрепления доказательств, в связи с чем, данные доказательства не имеют юридической силы и не могут быть признаны допустимыми доказательствами. Доказательства, добытые с нарушением закона, не только являются ненадлежащими доказательствами по делу, но и не могут быть положены в основу протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении.
В данном случае, с учетом того, что административным органом доказательства по делу об административном правонарушении получены с нарушением КоАП РФ, влекущим их недействительность, суд пришел к выводу, что заявителем не доказано наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного и положений части 2 статьи 211 АПК РФ арбитражный суд полагает, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Определением арбитражного суда от 01 февраля 2022 года приняты обеспечительные меры в виде приостановления исполнения оспариваемого постановления.
Учитывая положения части 4 статьи 96 АПК РФ, принятые судом обеспечительные меры сохраняют свою силу до вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины в рамках данного дела не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление индивидуального предпринимателя ФИО1.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17 декабря 2021 года о назначении административного наказания № 7215260567-04.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья О.Е. Корякина