ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-8308/19 от 06.12.2019 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

09 декабря 2019 года Дело № А74-8308/2019

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2019 года.

Решение в полном объёме изготовлено 09 декабря 2019 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Е. Корякиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Кузнецовой,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения от 24 апреля 2019 года № 014S19190000802 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в части размера финансовой санкции,

а также по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 17 500 рублей штрафа за несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год по требованию от 17 мая 2019 года № 014S01190001989.

В судебном заседании принимали участие представители:

федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» - ФИО1 на основании доверенности от 16 октября 2019 года № 20/ТО/19/2/17/60, ФИО2 на основании доверенностей от 17 октября 2019 года № 20/ТО/19/1/5-15 и от 16 октября 2019 № 20/ТТО/19/2/17/61, диплома.

Федеральное казённое учреждение «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» (далее – учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее - Пенсионный фонд) от 24 апреля 2019 года № 014S19190000802 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в части размера финансовой санкции.

Определением арбитражного суда от 31 июля 2019 года заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 25 сентября 2019 года арбитражный суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

Судом установлено, что в Арбитражный суд Республики Хакасия поступило заявление государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия о взыскании с федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» 17 500 рублей штрафа за предоставление недостоверных (неполных) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год по требованию от 17 мая 2019 года № 014S01190001989, направленного на основании решения от 24 апреля 2019 года № 014S19190000802 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования. Заявление Пенсионного фонда принято к производству, делу присвоен номер А74-10114/2019.

Определением арбитражного суда от 25 сентября 2019 года дела № А74-8308/2019 и А74-10114/2019 объедены в одно производство для совместного их рассмотрения с присвоением объединённому делу номера А74-8308/2019.

Протокольным определением от 15 ноября 2019 года судебное разбирательство по делу отложено на 06 декабря 2019 года.

Сведения об отложении судебного разбирательства по делу в соответствии с частью 1 статьи 121 АПК РФ опубликованы на официальном сайте арбитражного суда и в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» в сети «Интернет».

Принимая во внимание участие представителей Пенсионного фонда в судебном заседании 15 ноября 2019 года, руководствуясь положениями части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 и частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ, арбитражный суд признал Пенсионный фонд надлежащим образом извещенным о дате, времени месте судебного разбирательства по делу и рассмотрел дело в отсутствие его представителей.

В судебном заседании представители учреждения поддержали заявленное требование в полном объёме, в удовлетворении требования фонда просили отказать.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что 02 сентября 2019 года в Единый реестр юридических лиц в отношении государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия внесена запись о его реорганизации в форме присоединения к нему другого юридического лица. После реорганизации Пенсионный фонд получил наименование - государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное).

В соответствии с положениями статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

Руководствуясь приведенными положениями, арбитражный суд производит замену стороны по делу - государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия ее правопреемником - государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонным).

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Федеральное казённое учреждение «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия»зарегистрировано в качестве юридического лица 20 апреля 2004 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия.

Основным видом деятельности учреждения согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным.

Страхователем в адрес Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год – 05 марта 2018 года (т.1 л.д.63-67).

Страхователю направлено уведомление о том, что в представленной форме СЗВ-СТАЖ выявлены ошибки. Уведомление получено страхователем 12 декабря 2018 года (т.1 л.д.94-99).

24 декабря 2018 года страхователем направлена «дополняющая» форма СЗВ-СТАЖ за 2017 год (т.1 л.д.68-71).

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), составлен акт о выявлении правонарушения от 20 марта 2019 года № 014S18190000573 (т.1 л.д.7).

Решением от 24 апреля 2019 года № 014S19190000802 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 17 500 рублей (500 рублей х 35 застрахованных лиц) на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ (т.1 л.д.8).

17 мая 2018 года ответчику выставлено требование № 014S01190001989 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 04 июня 2019 года в общей сумме 17 500 рублей (т.1 л.д.127).

Не согласившись с решением Пенсионного фонда, учреждение в установленный срок обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Пенсионный фонд обратился с заявлением о взыскании финансовой санкции.

Заявление учреждения рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.

При оценке доводов заявителя, приведенных в ходе рассмотрения судебного дела, арбитражный судом установлено, что учреждение несогласно с оспариваемым решением в полном объеме, полагая, что страхователь повторно привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение, отсутствуют законные основания для его привлечения.

Срок для обращения в арбитражный суд с заявлением, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, учреждением соблюдён.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемых решений, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемых решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, возлагается на орган или лицо, которые приняли указанные решения (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В силу положений статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации являются полномочными органами по выявлению нарушений в сфере индивидуального (персонифицированного) учета.

Исследовав представленные документы, арбитражный суд пришел к выводу о том, что акт о выявлении правонарушения и оспариваемое решение вынесено уполномоченными должностными лицами Пенсионного фонда.

По вопросу о соответствии решения Пенсионного фонда закону или иному нормативному правовому акту арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В силу абзаца четвертого статьи 1 и пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ учреждение является страхователем и обязано представлять в Пенсионный фонд по месту регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено ежемесячное представление страхователем не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя. При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.

Статьей 16 названного Закона установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных рассматриваемым Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии с абзацем третьим статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, из содержания данной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, составляет:

- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,

или

- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В спорный период для представления ежегодной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 года № 3п (далее – постановление от 11 января 2017 года № 3п) утверждена форма СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)». Согласно названному постановлению в позиции «Тип сведений» знаком «Х» отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии. Формы с типом сведений «Назначение пенсии» представляются на застрахованных лиц, которым для установления пенсии необходимо учесть период работы календарного года, срок представления отчетности за который не наступил. Формы с типом «Дополняющая» представляются на застрахованных лиц, данные по которым, представленные в форме с типом «Исходная», не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за содержащейся в них ошибки (пункт 2.1.5 приложения № 5 к постановлению от 11 января 2017 года № 3п).

Согласно пункту 6.6.2 приложения № 5 к постановлению от 11 января 2017 года № 3п для каждой формы в разделе «Тип сведений» может быть заполнен только один из показателей: или «Исходная», или «Назначение пенсии», или «Дополняющая».

Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 766н (далее - Инструкция № 766н) (в редакции, действовавшей в спорный период), в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом абзац 5 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ и названная Инструкция нормативно закрепляют, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций.

В пункте 39 Инструкции № 766н также предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Как следует из материалов дела, первоначально отчетность по форме СЗВ-СТАЖ (тип «исходная») за 2017 год в отношении 68 застрахованных лиц учреждение представило 05 марта 2018 года.

Поскольку сведения для целей индивидуального (персонифицированного) учета учреждением представлены позднее установленного законом срока, страхователь решением Пенсионного фонда от 15 августа 2018 года № 014S19180001863 (в электронном виде) привлечен к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафной санкции в размере 34 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 ноября 2018 года по делу № А74-15536/2018, принятым в порядке упрощенного производства путем вынесения его резолютивной части, размер штрафной санкции снижен до 6800 рублей (в электронном виде).

Арбитражным судом Республики Хакасия по заявлению Пенсионного фонда выдан судебный приказ от 28 февраля 2019 года по делу № А74-1934/2019 о взыскании с учреждения штрафа за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в сумме 6800 рублей.

12 декабря 2018 года Пенсионным фондом в адрес учреждения направлены протокол проверки отчетности и уведомление об устранении ошибок, согласно которым «исходная» форма СЗВ-СТАЖ за 2017 год принята частично. Выявлена ошибка с кодом 30 в отношении 35 застрахованных лиц (в электронном виде; т.1 л.д.94-99), а именно при проставлении значения «УИК104» должен быть заполнен блок «ЛьготныйСтаж.ИС.ВыработкаКалендарная».

24 декабря 2018 года учреждением направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены Пенсионным фондом индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ «дополняющая» за 2017 год. Согласно протоколу проверки отчетности документ принят, выявлено одно предупреждение с кодом 20 в отношении тех же застрахованных лиц с указанием тех же нарушений (т.1 л.д.100-103).

20 марта 2019 года в отношении учреждения составлен акт № 014S18190000573 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на основании формы СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2017 год. По результатам проверки предложено привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, за нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона (неполнота и недостоверности) в отношении 35 застрахованных лиц.

24 апреля 2019 года Пенсионным фондом принято оспариваемое решение.

В мотивировочной части данного решения фондом указано: «Страхователем сдан отчет СЗВ-СТАЖ по форме «исходная» за 2017 год на 68 застрахованных лиц 05.03.2018 Управлением направлено уведомление об устранении ошибок по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 по ТКС, которое получено страхователем 12.12.2018. Согласно уведомлению, 24.12.2018 страхователем сдан отчет СЗВ-СТАЖ по форме «дополняющая» за 2017 в отношении 35 застрахованных лиц. Следовательно, в связи с нарушением пятидневного срока, страхователь подлежит привлечению к ответственности за совершение правонарушения. В связи с техническим сбоем в акте о выявлении правонарушения в графе «дата предоставления документа» указана дата формирования файла, что не соответствует действительности. Фактическая дата предоставления отчетности 24.12.2018. Факт правонарушения установлен».

В резолютивной части решения Пенсионным фондом указано на привлечение учреждения к ответственности на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за нарушение пункта 2.2 статьи 11 названного Закона (неполнота и недостоверность) в размере 17 500 рублей.

Таким образом, из буквального прочтения мотивировочной части решения следует, что страхователь привлечен за нарушение пятидневного срока представления уточненных сведений. Тогда как согласно акту от 20 марта 2019 года и резолютивной части решения следует, что учреждение привлечено за неполноту и недостоверность представленных сведений.

По конструкции элементов части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ состав правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).

Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, учреждение уже понесло ответственность за нарушение срока по представлению в Пенсионный фонд сведений о 68 застрахованных лицах за 2017 год, возможная недостоверность изначально направленных сведений в отношении 35 застрахованных лиц, входящих в число застрахованных лиц, по которым сведения уже предоставлялись, устранена страхователем за пределами установленного пятидневного срока.

В рассматриваемой ситуации арбитражный суд полагает, что при привлечении учреждения за нарушение пятидневного срока предоставления сведений в отношении 35 застрахованных лиц является обоснованным довод учреждения о повторности такого привлечения за одно и тоже правонарушение, поскольку в отношении этих же застрахованных лиц сведения страхователем предоставлялись Пенсионному фонду, страхователь понес ответственность за нарушение срока их предоставления на основании решения от 15 августа 2018 года № 014S19180001863.

Вместе с тем является недопустимым привлечение одного лица дважды за одно и то правонарушение.

Согласно общеправовому принципу справедливости, никто не может нести юридическую ответственность дважды за совершение одного и того же правонарушения. На отраслевом уровне данный принцип закреплен в пункте 1 статьи 50 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации, пункте 2 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное положение имеет общеправовое значение и распространяется также на сферу ответственности по нормам Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Таким образом, отсутствие в Федеральном законе № 27-ФЗ подобного положения, приведенного в пункте 2 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, не означает, что страхователь по обязательному пенсионному страхованию может быть дважды привлечен к ответственности, установленной названным Законом, за совершение одного и того же нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Учитывая изложенное, факт повторного привлечения учреждения к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, недопустим. В связи с чем оспариваемое решение по данному основанию является неправомерным и существенно нарушает права и законные интересы заявителя.

Предоставление неполных или недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует иной самостоятельный состав правонарушения. Однако, как следует из мотивировочной части решения от 24 апреля 2019 года № 014S19190000802, учреждение к ответственности за такое нарушение не привлекалось (факты предоставления неполных или недостоверных сведений не указаны).

Согласно пояснениям Пенсионного фонда учреждение привлечено за неполноту и недостоверность предоставленных сведений, тогда как указание в мотивировочной части на пропуск пятидневного срока является пояснением в связи с чем страхователь привлекается к ответственности.

Арбитражный суд отклоняет как необоснованный указанный довод Пенсионного фонда. Арбитражный суд полагает, что Пенсионным фондом подменяются предусмотренные в абзаце 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ самостоятельные составы деяний, признавая их одним правонарушением, что не соответствует структуре и смыслу данной нормы.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 ноября 2016 года № 1058п утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (приложение № 2).

В графе «Установил» должны быть отражены документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.

Вместе с тем, мотивировочная часть оспариваемого решения не содержит указание на документально подтвержденные факты неполноты либо недостоверности предоставленных учреждением сведений. В оспариваемом решении Пенсионный фонд каких-либо обстоятельств недостоверности (неполноты) сведений не устанавливал, в акте и в решении (их мотивировочных частях) не отражал. То есть указываемое Пенсионным фондом событие не описано.

Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о том, что из оспариваемого решения невозможно установить, какие конкретные виновные неправомерные действия были совершены страхователем, что свидетельствует о правовой неопределенности в вопросе привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете, и как следствие, является существенным нарушением требований, предъявляемых к содержанию такого решения.

Приведенные в ходе судебного разбирательства обстоятельства подлежали установлению и надлежащей фиксации в рамках проведенной проверки и вынесения решения. Действующее законодательство не предусматривает возможность восполнять описание события совершенного правонарушения на стадии судебного разбирательства.

Кроме того, судом также принято во внимание, что Пенсионным фондом как в акте о выявлении правонарушения, так и в оспариваемом решении указано на нарушение страхователем пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

При надлежащем обосновании и указании фактических обстоятельств нарушения со ссылками на соответствующие документы само по себе неточное указание пункта допущенного нарушения, за которое абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ установлена ответственность, не является нарушением со стороны контрольного органа.

Однако в рассматриваемой ситуации, данное обстоятельство имеет значение, поскольку перечень сведений, обязанность которых предусмотрена для страхователя (не принимая во внимание ежемесячная или ежегодная отчетность), имеют различия в их составе по пункту 2 и по пункту 2.2 названной статьи. В связи с чем имеет значение факт того, какие сведения, предоставленные страхователем являются недостоверными или неполными. Например, для отчетности по пункту 2 статьи 11 Закона не требуется предоставление идентификационного номера налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица), а для отчетности по пункту 2.2 данной статьи не требуется указания периодов деятельности застрахованного лица, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Суд не принимает во внимание письмо Пенсионного фонда от 01 августа 2019 года № 30-12/23364 (т.2 л.д.3), направленного в адрес страхователя, об исправлении опечатки в акте о выявленном правонарушении от 20 марта 2019 года, решении от 24 апреля 2019 года и требовании от 17 мая 2019 года, согласно которому следует считать верным основанием привлечения к ответственности пункт 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Законодательно не предусмотрено право Пенсионного фонда вносить исправления в документы, принятые по результатам проведенной проверки предоставленной страхователем отчетности. Кроме того, данные изменения в рассматриваемом случае являются существенным обстоятельством, влияющим на правовое обоснование вменяемого учреждению нарушения (неполнота и недостоверность - согласно пояснениям Пенсионного фонда в ходе судебного разбирательства).

Относительно выявленных ошибок при предоставлении отчетности, арбитражным судом установлено следующее.

Согласно пояснениям Пенсионного фонда (т.1 л.д.140) отчет учреждения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год по форме «исходная» принят частично, поскольку выявлены ошибки в части исчисления страхового периода, а именно код проверки «ВСЗЛ.ИС.1.1» (если «ЛьготныйСтаж.ИС.Основание» имеет значение «УИК104», должен быть заполнен блок «ЛьготныйСтаж.ИС.ВыработкаКалендарная»). То есть если при заполнении периода работы осужденных лиц в графе 10 указано значение «УИК104», то в графе 11 должно быть указано количество засчитанных в страховой стаж календарных месяцев и дней работы осужденного застрахованного лица (не должно равняться 0).

Как уже ранее указывалось, в уведомлении об устранении ошибок от 11 декабря 2018 года выявлена вышеуказанная ошибка в отношении 35 застрахованных лиц, в связи с чем проставлен код результата «30». В расшифровке указано, что блок «ЛьготныйСтаж.ИС.ВыработкаКалендарная» не указан (т.1 л.д.94-99).

Согласно протоколу проверки отчетности от 24 декабря 2018 года, по которому отчет учреждения принят, в отношении вышеуказанных застрахованных лиц выявлено предупреждение с кодом результата «20». В расшифровке указано, что если элемент «ЛьготныйСтаж.ИС.Основание» равен «УИК104», должен быть указан не нулевым ходя бы один из элементов: «ЛьготныйСтаж.ИС.ВыработкаКалендарная.ВсеМесяцы» или «ЛьготныйСтаж.ИС.ВыработкаКалендарная.ВсеДни». У перечисленных в протоколе застрахованных лиц «ВсеМесяцы» и «ВсеДни» не указаны (т.1 л.д.100-103).

Сравнительный анализ показал, что в отношении одних и тех же застрахованных лиц выявлена одна и та же ошибка, которой автоматизированной системой входного контроля присвоены разные коды. При этом по коду результата «30» от страхователя требуется представление корректных сведений по перечисленным застрахованным лицам в пятидневный срок, по коду «20» - ситуация возможная, но требующая разъяснений (проверки).

Судом также принято во внимание, что 23 октября 2018 года учреждением направлялся отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, однако данный отчет не принят, поскольку страхователь вместо «дополняющей» указал «исходную» форму предоставляемых сведений за обозначенный отчетный период. Вместе с тем в уведомлении об устранении ошибок от 16 ноября 2018 года (т.1 л.д.136-139) Пенсионным фондом в отношении вышеуказанных 35 застрахованных лиц выявлена та же ошибка, которой присвоен код результата «20».

В связи с какими обстоятельствами в уведомлении от 12 декабря 2018 года в отношении тех же сведений застрахованных лиц системой входного контроля присвоен код «30» Пенсионным фондом пояснений не представлено.

Изложенное не позволяет суду сделать однозначный вывод о наличии вменяемого страхователю нарушения о представлении в Пенсионный фонд неполных или недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.

Представленные Пенсионным фондом «исходная» и «дополняющая» формы отчета СЗВ-СТАЖ за 2017 год, поступившие от страхователя (т.1 л.д.64-67, 69-71), не подтверждают позицию контрольного органа, поскольку противоречат представленным как им самим (в электронном виде), так и учреждением документам, сформированным системой входного контроля Пенсионного фонда.

При этом как следует из пояснений учреждения и представленных им документов («исходная» и ««дополняющая» формы отчета СЗВ-СТАЖ за 2017 год, направленные в Пенсионный фонд (т.1 л.д.76-92, 104-118), какие-либо изменения в представленные первоначально сведения страхователем не вносились, в том числе по спорным значениям. Данное обстоятельство также усматривается исходя из сведений в отношении застрахованного лица ФИО3, в отношении которого по данным Пенсионного фонда выявлена вышеназванная ошибка, на что указано в уведомлении от 11 декабря 2018 года. Страхователем по данному застрахованному лицу изменения не вносились, что следует из «дополняющей» формы отчета представленной как Пенсионным фондом, так и страхователем. Вместе с тем сведений о том, что по названному застрахованному лицу отчет не принят, материалы дела не содержат.

Ввиду изложенного, арбитражный суд приходит к вводу о недоказанности Пенсионным фондом события вменяемого страхователю нарушения (недостоверность (неполнота) представленных сведений).

Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

В связи с чем требование учреждения о признании незаконным решения Пенсионного фонда от 24 апреля 2019 года № 014S19190000802 подлежит удовлетворению, как не соответствующее положениям Федерального закона № 27-ФЗ и нарушающее права и законные интересы страхователя, необоснованно привлекая его к ответственности в виде наложения штрафной санкции.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает, что признание оспариваемого решения Пенсионного фонда незаконным само по себе устраняет допущенное нарушение прав и законных интересов учреждения.

Заявление Пенсионного фонда рассмотрено по правилам главы 26 АПК РФ.

В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В абзаце 17 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

С учетом приведенной нормы, Пенсионный фонд является уполномоченным органом по обращению в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в связи с нарушением законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Учитывая, признание судом решения Пенсионного фонда от 24 апреля 2019 года, послужившее основанием для направления требования от 17 мая 2019 года об уплате страхователем штрафной санкции в размере 17 500 рублей, незаконным, заявление Пенсионного фонда о взыскании указанного штрафа удовлетворению не подлежит ввиду отсутствия законных оснований для его взыскания.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, ее взыскание по настоящему делу не производится.

Руководствуясь статьями 48, 167-170, 176, 201, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Произвести замену стороны по делу - государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия на его правопреемника - государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное).

2. Удовлетворить заявление федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия».

Признать незаконным решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия от 24 апреля 2019 года № 014S19190000802 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, как не соответствующее положениям Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

3. Отказать государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонному) в удовлетворении заявления о взыскании с федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» финансовой санкции в размере 17 500 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья О.Е. Корякина