АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
29 декабря 2020 года Дело № А74-8900/2020
Резолютивная часть решения объявлена 9 декабря 2020 года.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Кузнецовой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении ФИО1 к административной ответственности на основании части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принимал участие представитель заявителя – ФИО2 на основании доверенности от 30.12.2019 № 03-30-4981/19, диплома (паспорт).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - Управление Росреестра, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к арбитражному управляющему ФИО1 о привлечении его к административной ответственности на основании части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, основывался на доводах, изложенных в заявлении и пояснениях к нему.
ФИО1 в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, является надлежащим образом извещенным о начавшемся процессе, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями статей 121, 123, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее – АПК РФ), провел судебное заседание и рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Управлением Росреестра рассмотрена жалоба УФНС России по Республики Хакасия от 09.07.2020 о ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим ФИО1 своих обязанностей в делах о несостоятельности (банкротстве) №А74-17349/2017, №А74-3375/2019.
20.07.2020 административным органом в адрес арбитражного управляющего направлено уведомление от 20.07.2020 №03-30-2464/20 о необходимости явки 03.09.2020 в 10 час. 00 мин. по адресу: <...> этаж, каб. 1, для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ. Уведомление направлено по адресу: 655017, <...>, а/я 300, Республика Хакасия.
03.09.2020 в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, должностным лицом административного органа в отношении арбитражного управляющего составлен протокол №00071920.
Указанным протоколом установлены следующие нарушения:
- не проведение собраний кредиторов, не представление отчетов о своей деятельности, не утверждение Положения о продаже дебиторской задолженности в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) №А74-17349/2017;
- не представление отчетов о своей деятельности в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) №А74-3375/2019.
Часть выявленных деяний квалифицировано административным органом как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, в связи с тем, что арбитражный управляющий ФИО1 привлекался к административной ответственности в виде предупреждения по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.02.2020 по делу №А74-14399/2020.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Дело рассмотрено судом в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 АПК РФ.
Заслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 12 статьи 20 Закона о банкротстве споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего, его отношениями с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, разрешаются арбитражным судом.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, статьей 14.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2017 № 478 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" должностные лица территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющие контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, уполномочены в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ.
Согласно списку должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному приказом Управления Росреестра по Республике Хакасия от 25.05.2017 №П/96, главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения, организации, мониторинга и контроля, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций ФИО2 уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ.
Следовательно, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1).
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (часть 2 указанной статьи).
Приведенным нормам корреспондируют положения статьи 28.2 КоАП РФ, в соответствии с которой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело (часть 2). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
Таким образом, положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4) (пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 10) указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
В пункте 24 постановления Пленума ВАС РФ № 10 разъяснено, что судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении №00071920 от 03.09.2020 составлен в отсутствие арбитражного управляющего и его представителя, в связи с чем судом в предмет доказывания включен вопрос о том, извещался ли надлежащим образом ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Статьей 25.15 КоАП РФ предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (часть 2 статьи 25.12 КоАП РФ)
Согласно части 4 статьи 25.15 КоАП РФ, если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.
Частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, действующее законодательство с целью обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусматривает необходимость принятия достаточных мер для извещения, привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении.
Как было указано выше, протокол об административном правонарушении составлен 03.09.2020 в отсутствие ФИО1
Как следует из уведомления от 20.07.2020 № 03-30-2464/20, уведомление о необходимости явки 03.09.2020 в 10 час. 00 мин. для составления протокола по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ подлежало направлению арбитражному управляющему ФИО1 в 2 адреса, известных административному органу: 655017, <...>, г. Абакан, а/я 300.
Между тем из приложенного к материалам дела списка внутренних почтовых отправлений от 20.07.2020 следует, что ФИО1 направлено одно письмо заказное с уведомлением по одному адресу: 655017, <...> а/я 300, Республика Хакасия.
Суд полагает, что объединение в списке почтовых отправлений административным органом два адреса в один, свидетельствует о ненадлежащем извещении арбитражного управляющего ФИО1 о дате, времени и месте составления протокола.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что на дату составления протокола административный орган не располагал сведениями о вручении указанного выше заказного письма ФИО1, поскольку согласно данным с официального сайта Почты России заказное письмо с почтовым идентификатором № 65591149193786 находилось в почтовом отделении связи на временном хранении с 01.09.2020 (возврат отправителю из-за истечения срока хранения). Данная распечатка датирована 04.09.2020, то есть после составления протокола об административном правонарушении.
Более того, согласно представленной арбитражному суду адресной справке ОРГ РФ УМВД МВД по Республике Хакасия, ФИО1 с 11.07.2019 зарегистрирован по месту жительства по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пирятинская (д. и кв.).
На данный адрес соответствующая корреспонденция административным органом не направлялась, доказательств обратного в дело не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что о составлении протокола об административном правонарушении 03.09.2020 арбитражный управляющий не был надлежащим образом уведомлен административным органом.
Доводы заявителя о том, что административный орган не знал о новом адресе, а информация об адресе, на который направлялось уведомление от 20.07.2020 (655017, <...>), поступила из Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций центрального аппарата Росреестра, отклоняется судом, поскольку заявителем, как было указано выше, уведомление от 20.07.2020 направлялось на иной адрес, а, кроме того, административным органом не обоснована невозможность выяснения вопроса о месте жительства арбитражного управляющего в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Ссылка административного органа на то, что ФИО1 ненадлежащим образом исполняет обязанности по получению корреспонденции в рамках дел о несостоятельности (банкротстве), а почтовый адрес 655016, г. Абакан, а/я 300 указан в делах о несостоятельности (банкротстве), также не подтверждает соблюдение порядка составления протокола об административном правонарушении в настоящем деле. Применительно к рассматриваемым отношениям не может быть применена презумпция недобросовестности лица, привлекаемого к административной ответственности. А, кроме того, как было указано выше, уведомление от 20.07.2020 направлялось на иной адрес, и данный почтовый адрес может быть использован только в рамках дел о несостоятельности (банкротстве).
Цель извещения состоит не в собственно направлении уведомления о составлении протокола, а в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения, а также реальную временную возможность обеспечить явку своего представителя (защитника). Риски признания уведомления надлежащим лежат на административном органе.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые выразились в не извещении ФИО1 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются безусловным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления административного органа, независимо от наличия либо отсутствия в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава вмененного административного правонарушения.
Помимо прочего, такие нарушения не позволяют арбитражному суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и установить все элементы состава вмененного административного правонарушения.
Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ также установлено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 г. № 597-О, судья осуществляет правосудие по делам об административных правонарушениях с учетом необходимости решения всех стоящих перед производством по данным делам задач, что само по себе предполагает возможность принятия им необходимых и достаточных мер, обеспечивающих достоверность исследуемых доказательств.
Во всяком случае судья, рассматривающий (пересматривающий) дело об административном правонарушении, оценивает представленные доказательства по делу об административном правонарушении по правилам, предусмотренным статьей 26.11 КоАП РФ, проверяя их не только по критериям относимости и допустимости, но и по критерию достоверности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года № 1086-О-О, от 29 мая 2012 года № 884-О, от 18 сентября 2014 года № 1817-О, от 19 июля 2016 года № 1731-О и др.). При этом КоАП РФ устанавливает прямой запрет на использование доказательств по делу об административном правонарушении, если такие доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2). Такое регулирование, направленное на обеспечение правильного разрешения дела об административном правонарушении, не предполагает произвольного применения.
С учетом изложенного, составленный с нарушением положений статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 03.09.2020 №00071920 не может быть признан допустимым доказательством по делу.
Нарушение процессуальных прав и гарантий арбитражного управляющего при производстве по делу об административном правонарушении носит существенный характер. Применительно к положениям статей 26.2, 28.2 КоАП РФ, суд пришел к выводу о непредоставлении Управлением Росреестра арбитражному управляющему гарантий защиты его прав при производстве по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Управления Росреестра о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ.
Выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике (напр., постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.06.2020 по делу № А58-9411/2019).
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Хакасия о привлечении ФИО1 к административной ответственности на основании части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с момента его принятия.
Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья И.А. Курочкина