ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-98/07 от 14.02.2007 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан Дело №А74-98/2007

21 февраля 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2007 года

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2007 года

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Хакасия, город Абакан,

к обществу с ограниченной ответственностью «КАМАЗзапчасть», город Абакан,

о взыскании налоговых санкций в сумме 60.223,35 руб., начисленных на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость за июнь 2006 года.

Протокол судебного заседания вела судья Тутаркова И.В.

В судебном заседании принимали участие

от заявителя: Шубина Г.А., доверенность от 09 января 2007 года;

от общества с ограниченной ответственностью «КАМАЗзапчасть»: отсутствовал.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее - Налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «КАМАЗзапчасть» (далее – Общество) налоговых санкций в размере 60.223,35 руб., предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных по решению налогового органа № 10533 от 23 ноября 2006 года, принятому по результатам камеральной налоговой проверки.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, и документы, представленные в материалы дела.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «КАМАЗзапчасть» в судебном заседании отсутствовал, письменный мотивированный отзыв на заявление не представил. Определение арбитражного суда от 30 января 2007 года о назначении дела к судебному разбирательству, направленное арбитражным судом по месту регистрации Общества (г. Абакан, ул. Толстого, д. 75), получено 01 февраля 2007 года, что подтверждает почтовое уведомление № 47595 от 31 января 2007 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц общество с ограниченной ответственностью «КАМАЗзапчасть» зарегистрировано по адресу: город Абакан, ул. Толстого, 75.

Учитывая данное обстоятельство и положения части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в его отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «КАМАЗзапчасть» зарегистрировано в качестве юридического лица, 11 октября 1999 года Регистрационной палатой администрации города Абакана (регистрационный номер 3771) и внесено 16 сентября 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 102 190 052 1664.

03 октября 2006 года общество с ограниченной ответственностью «КАМАЗзапчасть» представило в Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Республике Хакасия вторую уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года, согласно которой налог, исчисленный с операций по реализации, составил 305.050,00 руб., налоговые вычеты - 303.930,00 руб., итого сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к уплате в бюджет за данный период – 952,00 руб.

В целях проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации по вопросу обоснованности предъявления к вычету указанных в декларации сумм и в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговой инспекцией в адрес Общества направлено требование № 22682 о предоставлении документов от 15 сентября 2006 года.

26 сентября 2006 года указанное требование получено обществом с ограниченной ответственностью «КАМАЗзапчасть», что подтверждает почтовое уведомление № 54743 от 21 сентября 2006 года. Документы, затребованные инспекцией поступили в Налоговую инспекцию 02 октября 2006 года.

15 ноября 2006 года Налоговая инспекция уведомила Общество о том, что 16 ноября 2006 года в 10 часов 00 минут состоится комиссия по материалам камеральной проверки в отношении декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года. В указанное время представитель Общества присутствовал на комиссии, с результатами проверки не согласился. В ходе проведения комиссии заместителем начальника инспекции советником государственной гражданской службы Российской Федерации III класса Новоселовой С.М. было решено назначить на 10 часов 00 минут на 23 ноября 2006 года повторную комиссию.

23 ноября 2006 года руководитель Общества Макеев С.А. согласился с решением Налоговой инспекции и указал, что в ближайшее время Обществом будет представлена уточненная декларация за спорный период.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной Обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года Налоговой инспекцией принято решение от 23 ноября 2006 года № 10533 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 60.223,35 руб., также доначислен налог, пени в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению Налоговой инспекции, Общество не подтвердило правомерность заявленных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года.

Решение от 23 ноября 2006 года № 10533 направлено налоговой инспекций в адрес Общества заказным письмом с уведомлением и получено им, что подтверждает представленная в материалы дела копия почтового уведомления № 44214 от 29 декабря 2006 года.

27 ноября 2006 года Налоговой инспекцией выставлено требование № 8026 об уплате налоговой санкции в размере 60.223,35 руб., которое получено Обществом 05 декабря 2006 года (почтовое уведомление № 45065).

Налоговые санкции до настоящего времени Обществом не уплачены, в связи с чем Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.

Оценив доводы заявителя и представленные в обоснование данных доводов доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что требование Налоговой инспекции является правомерным.

В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью «КАМАЗзапчасть» является налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового Кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.

Порядок применения налоговых вычетов регулирует статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Таким образом, из анализа названных выше норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для принятия налога на добавленную стоимость к налоговому вычету необходимо соблюдение налогоплательщиком условий, перечисленных в статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: товары, основные средства должны быть приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС; стоимость товаров, основных средств, в том числе налог на добавленную стоимость, должны быть оплачены; имеется документ, подтверждающий право на вычет (счет-фактура, полученный от поставщика); товары, основные средства должны быть приняты на учет.

Из решения Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Хакасия от 23 ноября 2006 года № 10533 и материалов дела следует, что Общество в подтверждение правомерности заявленного вычета представило Налоговой инспекции совокупность документов, а именно: счет-фактуру № 0001040 от 31 мая 2006 года на сумму 5.000,00 руб., в том числе НДС - 762,71 руб. (ОАО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ»), счет-фактуру № 2273147 от 12 июня 2006 года на сумму 485,00 руб., в том числе НДС - 44,05 руб. (ООО «Актион-пресс»), счет-фактуру № 642 от 16 июня 2006 года на сумму 7.750,00 руб., в том числе НДС - 1.182,20 руб. (и.п. Магеря А.А.), счет-фактуру № 317 от 25 мая 2006 года на сумму 284.068,95 руб., в том числе НДС - 43.331,21 руб. (ООО «ПКФ ТАЛ»), счет-фактуру № 316 от 25 мая 2006 года на сумму 9.050,00 руб., в том числе НДС - 1.380,51 руб. (ООО «ПКФ ТАЛ»), счет-фактуру № 735 от 14 июня 2006 года на сумму 1.089.000,00 руб., в том числе НДС - 166.118,64 руб. (ООО «Сибавторесурс»), счет-фактуру № 1045 от 28 июня 2006 года на сумму 4.300,95 руб., в том числе НДС - 656,08 руб. (ООО «Абаканэнергосбыт»), счет-фактуру № 002778 от 26 февраля 2006 года на сумму 500.000,00 руб., в том числе НДС - 76.271,19 руб. (ОАО «Торгово-финская компания Камаз»), счет-фактуру № 228 от 29 июля 2006 года на сумму 80.000,00 руб., в том числе НДС - 12.203,39 руб. (ООО «ТФК Евразия»), счет-фактуру № 0001283 от 30 июня 2006 года на сумму 5.000,00 руб., в том числе НДС - 762,71 руб. (ОАО «Камазтехобслуживание»), счет-фактуру № 0301041007 от 30 июня 2006 года на сумму 2.376,23 руб., в том числе НДС - 362,48 руб. (ОАО «Сибирьтелеком), счет-фактуру № 00055915 от 30 июня 2006 года на сумму 2.525,44 руб., в том числе НДС - 385.24 руб. (ОАО «Ростелеком»), счет-фактуру № 100029696255 от 05 июня 2006 года на сумму 3.079,00 руб., в том числе НДС - 469,82 руб. (ОАО «Вымпелком»).

Арбитражный суд пришел к выводу, что отказ налогового органа в принятии к вычету налога на добавленную стоимость по данному основанию является правомерным, исходя из следующего.

В пункте 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов. Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.

Пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Как следует из решения налогового органа, основанием для отказа Обществу в принятии к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 303.930,0 руб. послужил тот факт, что представленные им 13  счетов-фактур составлены с нарушением положений подпункта 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанный в счетах-фактурах адрес: Абакан, Толстого, 75, а/я. 996, не являлся на тот момент адресом государственной регистрации Общества до внесения 15.11.2006 года соответствующих изменений, что подтверждается заявлением налогоплательщика от 13.11.2006 года и решением Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Хакасия о государственной регистрации № 2213 А.

Так, в 11 счетах-фактурах:

№ 0001040 от 31 мая 2006 года на сумму 5.000,00 руб., в том числе НДС - 762,71 руб. (ОАО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ»); № 2273147 от 12 июня 2006 года на сумму 485,00 руб., в том числе НДС - 44,05 руб. (ООО «Актион-пресс»); № 642 от 16 июня 2006 года на сумму 7.750,00 руб., в том числе НДС - 1.182,20 руб. (и.п. Магеря А.А.); № 317 от 25 мая 2006 года на сумму 284.068,95 руб., в том числе НДС - 43.331,21 руб. (ООО «ПКФ ТАЛ»); № 316 от 25 мая 2006 года на сумму 9.050,00 руб., в том числе НДС - 1.380,51 руб. (ООО «ПКФ ТАЛ»); № 735 от 14 июня 2006 года на сумму 1.089.000,00 руб., в том числе НДС - 166.118,64 руб. (ООО «Сибавторесурс»); № 1045 от 28 июня 2006 года на сумму 4.300,95 руб., в том числе НДС - 656,08 руб. (ООО «Абаканэнергосбыт»); № 002778 от 26 февраля 2006 года на сумму 500.000,00 руб., в том числе НДС - 76.271,19 руб. (ОАО «Торгово-финская компания Камаз»); № 228 от 29 июля 2006 года на сумму 80.000,00 руб., в том числе НДС - 12.203,39 руб. (ООО «ТФК Евразия»); № 0001283 от 30 июня 2006 года на сумму 5.000,00 руб., в том числе НДС - 762,71 руб. (ОАО «Камазтехобслуживание»); № 100029696255 от 05 июня 2006 года на сумму 3.079,00 руб., в том числе НДС - 469,82 руб. (ОАО «Вымпелком»), в графе «адрес покупателя» Обществом указан адрес: Абакан, Толстого, 75, а/я . 996, тогда как следовало «г. Абакан, Нижняя Согра, а/я 996».

В двух счетах-фактурах, а именно: № 0301041007 от 30 июня 2006 года на сумму 2.376,23 руб., в том числе НДС - 362,48 руб. (ОАО «Сибирьтелеком), № 00055915 от 30 июня 2006 года на сумму 2.525,44 руб., в том числе НДС - 385.24 руб. (ОАО «Ростелеком»), в графе «адрес покупателя» Обществом указан адрес: а/я . 996, тогда как следовало «г. Абакан, Нижняя Согра, а/я 996».

Согласно свидетельству серии 19 № 0003586 от 20 октября 1999 года Общество поставлено Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия на налоговый учет в качестве налогоплательщика. В тот период времени адресом регистрации Общества, указанным в свидетельстве о постановке на учет, являлась Республика Хакасия, г. Абакан, Нижняя Согра, а/я 996.

13 ноября 2006 года в Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Республике Хакасия поступило заявление от общества с ограниченной ответственностью «КАМАЗзапчасть» о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Данным заявлением Общество просило внести изменения, касающиеся юридического и почтового адресов, и указать в учредительных документах новый адрес: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Толстого, 75.

15 ноября 2006 года данное заявление было зарегистрировано Налоговой инспекцией, что подтверждается решением Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Хакасия о государственной регистрации № 2213 А.

Арбитражный суд пришел к выводу, что отказ налогового органа в принятии к вычету НДС по данному основанию соответствует положениям статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 12 и 13 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» изменения в учредительные документы общества подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен статьей 18 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 18 названного закона государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, который в случае перемены места нахождения юридического лица вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Исходя из вышеизложенного изменение адреса места нахождения, внесенное в учредительные документы Общества, приобретает силу для третьих лиц (поставщиков по спорным счетам-фактурам) с момента их государственной регистрации налоговым органом, то есть - 15 ноября 2006 года.

Как следует из материалов дела, оформление и предъявление счетов-фактур (февраль, май, июнь, июль 2006 года), а также предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость (03.10.2006г.) имело место до изменения адреса Общества и внесения соответствующих изменений в его учредительные документы (15.11.2006г.).

В этой связи арбитражный суд считает правильным вывод налогового органа о том, что представленные Обществом счета-фактуры не соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанный в оспариваемых счетах-фактурах адрес не являлся адресом государственной регистрации Общества до внесения 15 ноября 2006 года соответствующих изменений, что подтверждается заявлением налогоплательщика от 13 ноября 2006 года и решением Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Хакасия о государственной регистрации от 15.11.2006 года № 2213 А.

В силу пункта 2 статьи 169, статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации именно счета-фактуры являются документами, служащими основанием для принятия налога на добавленную стоимость к вычету и, как следствие, к возмещению.

В этой связи арбитражный суд, оценив в совокупности изложенные выше доказательства, пришел к выводу о том, что у Общества отсутствовали основания для предъявления к налоговому вычету налога на добавленную стоимость в сумме 303.930,00 руб. по спорным счетам-фактурам.

Неисполнение налогоплательщиком возложенных на него обязанностей привело к неполной уплате налога на добавленную стоимость за июнь 2006 года в сумме 301.116,99 руб. (303.930,23 – 2.813,24), что в силу статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации подпадает под признаки налогового правонарушения, ответственность за которые установлена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) начисляется штраф в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.

На период принятия заявителем решения о привлечении Общества к налоговой ответственности по лицевому счету налогоплательщика имелась переплата в размере 2.813,24 руб., которая была учтена при начислении штрафных санкций.

Принимая во внимание данные обстоятельства, у Налоговой инспекции имелись правовые основания для непринятия к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 303.930,23 руб. и, как следствие, для привлечения Общества к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 60.223,35 руб. ((303.930,23 – 2.813,24) *20%).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему спору составляет 2.306,70 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина относится на Общество.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Хакасия.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КАМАЗзапчасть», зарегистрированного в качестве юридического лица 11 октября 1999 года Регистрационной палатой администрации города Абакана (регистрационный номер 3771) и внесенного 16 сентября 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 102 190 052 1664, расположенного по адресу: город Абакан, улица Толстого, д. 75, в доход бюджета соответствующего уровня штраф в сумме 60.223,35 руб., предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость по уточненной налоговой декларации за июнь 2006 года, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2.306,70 руб.

2. Выдать исполнительные листы после вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия в течение месячного срока со дня его принятия либо путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия И.В. Тутаркова