ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-9995/18 от 12.11.2018 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

13 ноября 2018 года                                                                                      Дело №А74-9995/2018

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2018 года.

Решение в полном объёме изготовлено  13 ноября 2018 года.

          Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.В. Гигель,

при ведении протокола секретарём судебного заседания В.А. Турчиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «ЕВРО СТРОЙ» (ИНН <***>,                         ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об отмене постановления от 8 июня 2018 года №Н-003-п-065-18 о назначении административного наказания,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: акционерного общества «Сибмост» (ИНН <***>,                                 ОГРН <***>), Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерства природных ресурсов и экологии  Республики Хакасия (ИНН <***>,                                 ОГРН <***>),

при участии в деле в качестве заинтересованного лица прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 06.09.2018;

Управления Росприроднадзора по Республики Хакасия – ФИО2 на основании доверенности от 19.12.2017 № ОК-5901 (т. 4 л.д. 98), ФИО3 на основании доверенности от 01.08.2018 № ГР-2641 (т. 4 л.д. 121);

прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия –                                              заместитель прокурора Кичеева Г.В. (служебное удостоверение).

Общество с ограниченной ответственностью «ЕВРО СТРОЙ» (далее – общество,               ООО «ЕВРО СТРОЙ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия (далее – Управление Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2018 №Н-003-п-065-18 о назначении административного наказания,  предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.

Определением арбитражного суда от 26.07.2018 к участию в деле в  качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Сибмост» (далее – АО «Сибмост»), Федеральное казённое учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» (далее - ФКУ УПРДОР «ЕНИСЕЙ»), Министерство природных ресурсов и экологии  Республики Хакасия (далее – Минприроды Хакасии), в качестве заинтересованного лица - прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, с учётом положений  части 1 статьи 123 АПК РФ признаются судом надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного заседания (определение арбитражного суда о привлечении к участию в деле третьих лиц от  26.07.2018 получено 02.08.2018, 03.08.2018 и  08.08.2018; определение арбитражного суда об отложении судебного разбирательства по делу от 26.10.2018 опубликовано  в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет 27.10.2018).

ФКУ УПРДОР «ЕНИСЕЙ»  заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьих лиц.

В ходе судебного разбирательства представители заявителя поддержали заявленные требования на основании доводов, изложенных в заявлении и дополнительных пояснениях (т. 1 л.д. 4-9, т. 4 л.д. 79).

ФКУ УПРДОР «ЕНИСЕЙ» в отзыве на заявление, поддержанном представителем в судебном заседании 26 октября 2018 года, и дополнении к отзыву  (т. 5), поддержал позицию заявителя, просил признать оспариваемое постановление незаконным.

Представители Управления Росприроднадзора, прокуратуры Усть-Абаканского района Республики Хакасия и Минприроды Хакасии возражали против удовлетворения заявленных требований на основании доводов, изложенных в отзывах на заявление (т. 1 л.д. 14-20, т. 4 л.д. 110-112, 118-120, т. 5 л.д. 34-36).

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ЕВРО СТРОЙ»  зарегистрировано в качестве юридического лица 13.07.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве. Основным видом деятельности общества является строительство жилых и нежилых зданий (код по ОКВЭД 41.20) (т. 3 л.д. 84-87).

По договору субподряда от 15.08.2017 ООО «ЕВРО СТРОЙ» (субподрядчик) обязался выполнить для АО «Сибмост» (подрядчика) работы по реконструкции и строительству автомобильной дороги Р-257 «Енисей» Красноярск – Абакан – Кызыл – граница с Монголией на участке км.389+000-км.–км.397+00, Республика Хакасия (далее – автомобильная  дорога Р-257 «Енисей») в соответствии с утверждённой проектной документацией в рамках исполнения подрядчиком государственного контракта от 27.10.2014 №2/113-14, заключённого с ФКУ «Байкалуправдор» (с 05.03.2018 переименовано в                        ФКУ УПРДОР «ЕНИСЕЙ») (т.3 л.д.102-120, т. 1 л.д. 93-95, т. 3 л.д. 54-57).   

Реконструкция автомобильной дороги Р-257 «Енисей» осуществляется на основании разрешения на строительство от 20.03.2015 №02-1/20, выданного ФКУ «Байкалуправдор» федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (т. 2 л.д. 48).

В прокуратуру Усть-Абаканского района 21.03.2018 поступило обращение исполнительного директора ООО «УТБО» о незаконном изъятии и вывозе  грунта с территории принадлежащего ООО «УТБО»  земельного участка (полигона), расположенного  по адресу: п.г.т. Усть-Абакан, Подкунинский хребет (т. 4 л.д. 58).

На основании заявления ООО «УТБО» прокурором Усть-Абаканского района 22.03.2018  принято решение №30 о проведении проверки в отношении ООО «ЕВРО СТРОЙ» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. Генеральному директору общества ФИО4 22.03.2018 вручены копия указанного решения и требование о явке в прокуратуру Усть-Абаканского района 27.03.2018 для дачи объяснений по факту производства работ по вывозу грунта на территории полигона                    ООО «УТБО» (т. 3 л.д. 11-14).

Помощником прокурора Усть-Абаканского района Баканиным Д.С. 23.03.2018 у главного инженера ООО «ЕВРО СТРОЙ» получено объяснение, из которого следует, что в октябре 2017 года общество приступило к работе по выемке и вывозу грунта с земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 на участок автомобильной  дороги Р-257 «Енисей» (с участка было вывезено приблизительно 3000 м3 грунта); с декабря 2017 года до 17.03.2018 работы временно приостанавливались (т. 4 л.д. 18-19).

26.03.2018 помощником прокурора Усть-Абаканского района Баканиным Д.С. осуществлён совместный выезд с государственным инспектором  в Республике Хакасия по использованию и охране земель ФИО5, сотрудниками ООО «ЕВРО СТРОЙ» и ООО «УТБО» на земельный участок с кадастровым номером 19:10:010101:8 (расположенный по адресу: п.г.т. Усть-Абакан, Подкунинский хребет),  арендатором которого является ООО «УТБО» (земельный участок передан муниципальным образованием Усть-Абаканский район в аренду ООО «УТБО» по договору от 13.05.2008 на срок 49 лет для размещения полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов (т. 3 л.д. 44-48)).

В результате проведённого обследования земельного участка с применением фотофиксации установлено и зафиксировано в акте обследования земельного участка от 26.03.2018, что изъятие и вывоз общераспространённых полезных ископаемых с территории полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов осуществляется с помощью техники, привлечённой ООО «ЕВРО СТРОЙ» (экскаватор и грузовые автомашины) (т. 4 л.д. 57-77).

Водители транспортных средств пояснили, что осуществляют вывоз общераспространённых полезных ископаемых по указанию ООО «ЕВРО СТРОЙ» (т. 4 л.д. 22-24).

27.03.2018 помощником прокурора Усть-Абаканского района Баканиным Д.С. у генерального директора ООО «ЕВРО СТРОЙ» ФИО4 получено объяснение, согласно которому общество с сентября 2017 года производит выемку и вывоз грунта с территории земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 для выполнения работ по реконструкции автомобильной  дороги  Р-257 «Енисей» на основании договора субподряда, заключённого 15.08.2017 с АО «Сибмост» (в декабре 2017 года работы приостанавливались).  Место забора грунта не согласовывалось с ООО «УТБО», так как согласовано заказчику работ -  ФКУ «Байкалуправдор» постановлением Администрации Усть-Абаканского района от 28.08.2013 №1476-п (акт выбора земельного участка предварительного размещения объекта от 25.04.2013 для размещения грунтового резерва Р-257 «Енисей» Красноярск – Абакан – Кызыл – граница с Монголией на участке км.389+000-км.–км.397+00, Республика Хакасия, соглашение от 18.12.2014 между ООО «УТБО» и ФКУ «Байкалуправдор»). За вывоз грунта ФКУ «Байкалуправдор» выплатило ООО «УТБО» денежные средства  в размере 2 145 292 руб. Кроме того, место забора грунта было указано в проекте №3/118-ПМТ1 (т. 4 л.д. 37-38).

ФИО4 в Управление Росприроднадзора также представлено письменное объяснение от 26.03.2018, в котором указано, что работы по строительству автомобильной  дороги  Р-257 «Енисей» выполняются в соответствии с проектной документацией №3/118-ПМТ1, предусматривающей использование резерва грунта  объёмом 748 800 м3 для возведения насыпи земляного полотна. Резерв расположен в границах земельного участка (кадастровый номер 19:10:010101:8), предоставленного ООО «УТБО» в долгосрочную аренду.  18.12.2014 между ООО «УТБО» и ФКУ «Байкалуправдор» заключено соглашение, по которому ФКУ «Байкалуправдор» предоставлено право временно (до 31.12.2018) занять часть земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8. В соответствии с пунктом 2.1 данного соглашения размер убытков ООО «УТБО», причинённых временным занятием земельного участка для государственных нужд, составляет 2 145 292 руб. Указанная сумма ФКУ «Байкалуправдор» полностью оплачена (т. 3 л.д. 30-32).

ФИО4 27.03.2018 вручено уведомление о необходимости явиться 04.04.2018 в 14 час. 00 мин. в прокуратуру Усть-Абаканского района для ознакомления с материалами проверки по факту вывоза грунта с территории полигона ООО «УТБО» и для вручения постановления о возбуждении в отношении  ООО «ЕВРО СТРОЙ» дела об административном правонарушении (т. 3 л.д. 26). 

04.04.2018 помощником прокурора Усть-Абаканского района Баканиным Д.С. составлена справка (акт) по результатам проверки ООО «ЕВРО СТРОЙ» (т. 4 л.д. 55-56), в которой  отражены следующие обстоятельства, установленные в ходе проверки:

-В целях выполнения работ по реконструкции и строительству автомобильной  дороги Р-257 «Енисей» ООО «ЕВРО СТРОЙ» осуществляло выемку и вывоз общераспространённых полезных ископаемых с территории земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8, расположенного по адресу: п.г.т. Усть-Абакан, Подкунинский хребет.

-Для изъятия и вывоза недр с территории участка обществом были заключены договоры аренды механизмов (спецтехники) с экипажем с ООО «Ресурс», ООО «Крез»,  ООО «Авик», ООО «Аполлон» (т. 3 л.д. 125-134).

-ООО «УТБО» 16.03.2018 направило в адрес общества уведомление о запрете проезда транспортных средств и запрете вывоза грунта с территории полигона (т. 4 л.д. 13). Вместе с тем, ООО «ЕВРО СТРОЙ» продолжило изымать и вывозить грунт с земельного участка.

-Работы по выемке и вывозу общераспространённых полезных ископаемых  с территории полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов выполнялись в период с сентября 2017 года по 23.03.2018 (при этом в декабре 2017 года работы приостанавливались).

04.04.2018 заместителем прокурора Усть-Абаканского района в присутствии законного представителя ООО «ЕВРО СТРОЙ»  - генерального директора общества ФИО4  вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано, что общество самовольно добывало на земельном участке с кадастровым номером 19:10:010101:8 общераспространённые полезные ископаемые, вывозило их с территории полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов и использовало недра в своих целях вне границ земельного участка, на котором они были добыты. При этом лицензия на пользование недрами у ООО «ЕВРО СТРОЙ» отсутствует (т. 3 л.д. 4-10).

Выявленное правонарушение квалифицировано прокурором по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 04.04.2018 вручена законному представителю общества.

С правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, законный представитель общества ознакомлен, о чём свидетельствует его подпись на постановлении (т. 3 л.д. 10). 

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.04.2018 направлено на рассмотрение в Управление Росприроднадзора с сопроводительным письмом  от 05.04.2018 №7-25-2018 (получено административным органом 26.04.2018) (т. 2 л.д. 103).

27.04.2018 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия, заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора ФИО3 вынесено определение №Н-003-п-065-18, которым рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «ЕВРО СТРОЙ», назначено на 08.05.2018, в 14 час. 00 мин. Указанным определением обществу разъяснены права, предусмотренные статьями 24.2 – 24.4, 25.1, 25.4 – 25.5 КоАП РФ.  Определение вручено законному представителю общества 28.04.2018, что подтверждается его подписью на указанном документе (т. 1 л.д. 52).

Определениями Управления Росприроднадзора от 08.05.2018 №Н-003-п-065-18, от 23.05.2018 №Н-003-п-065-18/2, от 29.05.2018 №Н-003-п-065-18/3, от 01.06.2018 №Н-003-п-065-18/4срокирассмотрения  административного дела продлевались. Определение от 01.06.2018 №Н-003-п-065-18/4, которым рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 06.06.2018, в 14 час. 00 мин., получено 01.06.2018 представителем ООО «ЕВРО СТРОЙ» ФИО6, действующей на основании доверенности от 28.04.2018 (т. 1 л.д. 42-43, 45, 47, 51).

06.06.2018 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия, заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора ФИО3 в отсутствие законного представителя общества, в присутствии представителя ООО «ЕВРО СТРОЙ» ФИО6, представителей АО «Сибмост», ФКУ УПРДОР «ЕНИСЕЙ», прокуратуры Усть-Абаканского района рассмотрены материалы дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела 08.06.2018 вынесено постановление №Н-003-п-065-18, которым ООО «ЕВРО СТРОЙ» привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.3 КоАП РФ  за совершение административного правонарушения, выразившегося в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами. Обществу назначен административный штраф в размере 800 000 руб. (т. 1 л.д. 28-41).

Копия постановления вручена представителю общества ФИО6 08.06.2018.

Не согласившись с постановлением, общество в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок (18.06.2018) обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В обоснование требований заявитель приводит следующие доводы:

Для устройства насыпи земляного полотна в целях реконструкции федерального объекта - автомобильной  дороги  Р-257 «Енисей» проектной документацией предусмотрен сосредоточенный резерв грунта, расположенный на части земельного участка площадью 101 200 кв.м. в районе «Подкунинский хребет»  (р.п. Усть-Абакан) в границах земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8. Требования по разработке сосредоточенного грунтового резерва определены в проектной документации  3/118-ПМТ1 (т. 3 л.д. 27-28).

В ходе разработки проектной документации 24.11.2011 ООО «УТБО», являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8, согласовало размещение грунтового резерва на части данного земельного участка.

Постановлением Администрации Усть-Абаканского района от 28.08.2013 №1476-п заказчику работ - ФКУ «Байкалуправдор» утверждён акт №45 выбора и обследования земельного участка предварительного размещения объекта от 25.04.2013 для размещения грунтового резерва (т. 5 л.д. 17-20).

В связи с тем, что использование части земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 необходимо только на период реконструкции, основание для её изъятия для государственных нужд отсутствует.

В силу статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации возможно временное занятие земельного участка на основании соответствующего соглашения с правообладателем земельного участка с возмещением причинённых убытков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 №262  «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причинённых временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц».

В связи с этим между ООО «УТБО» и ФКУ «Байкалуправдор» 18.12.2014 было заключено соглашение о временном занятии земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 для проведения работ по реконструкции автомобильной дороги Р-257 «Енисей». Срок действия соглашения установлен на период выполнения работ, но не более чем по 31.12.2018 (т. 1 л.д. 139-141).

Пунктом 2.1 указанного соглашения на основании отчёта об оценке убытков, причинённых изъятием или временным занятием земельных участков для государственных нужд, составленного ООО «ФинЭкспертиза-Красноярск»,  определены убытки ООО «УТБО» в размере 2 145 292 руб. Указанная сумма полностью оплачена (т. 1 л.д. 67-74, 142).

В соответствии со статьёй 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1«О недрах» (далее – Закон о недрах) арендаторы земельных участков  имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование общераспространённых полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка, для собственных нужд (не связанных с предпринимательской деятельностью), а также  строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

ФКУ «Байкалуправдор» использует общераспространённые  полезные ископаемые, находящиеся на арендуемой части земельного участка, для собственных нужд (реконструкции автомобильной дороги Р-257 «Енисей»).

Добыча грунта осуществляется ООО «ЕВРО СТРОЙ» на глубине до пяти метров. Добытый грунт используется для устройства насыпи автомобильной дороги, третьим лицам не отчуждается.  

Как следует из ведомостей объёмов и стоимости работ по договору субподряда от 15.08.2017, грунт не подлежит оплате как материал (т. 5 л.д. 21-33), то есть не используется в коммерческих целях.

Таким образом, для разработки сосредоточенного резерва грунта на земельном участке с кадастровым номером 19:10:010101:8 получение лицензии не требуется.

Следовательно, действия ООО «ЕВРО СТРОЙ» по разработке резерва грунта в рамках договора субподряда соответствуют действующему законодательству и не образуют состав  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Кроме того, ФКУ «Байкалуправдор» обращалось в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия за разъяснением, является ли грунт, извлекаемый из грунтового резерва, недрами, а его извлечение – добычей полезных ископаемых, требующей разрешения (лицензии). На обращение получен ответ от 10.08.2017,  согласно которому в пределах земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 участки недр местного значения, включённые в Перечень участков недр местного значения, утверждённый постановлением Правительства  Республики Хакасия от 22.02.2013 №80, не значатся; общераспространённые полезные ископаемые, включённые в территориальный баланс по Республике Хакасия, не числятся. Градостроительным кодексом не предусмотрено получение дополнительных разрешений для использования включённых в проект строительства (реконструкции) резервов грунта (т. 2 л.д. 100-101).

Письмом Минприроды Хакасии от 11.04.2018 №010-1463-ЮС генеральному подрядчику – АО «Сибмост» отказано в выдаче лицензии на право пользования участком недр (т. 1 л.д. 146-147).

Деятельность ООО «ЕВРО СТРОЙ» по разработке грунтового резерва при выполнении работ в рамках исполнения государственного контракта №2/113-14 от 27.10.2014 не является деятельностью, которая регулируется Законом о недрах.

Управление Росприроднадзора с требованиями общества не согласилось, указав следующее:

Использование земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 на основании соглашения, заключённого между ООО «УТБО» и ФКУ «Байкалуправдор», не соответствует его целевому назначению, указанному в кадастровом паспорте (размещение полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов) (т. 1 л.д. 109-117).

Изъятие  грунта на части земельного участка, предоставленного ФКУ «Байкалуправдор» для временного занятия с целью разработки грунтового резерва, вывоз его за границы земельного участка, использование его для целей строительства (работ по устройству насыпи земляного полотна) не позволит в дальнейшем использовать эту часть земельного участка по целевому назначению (размещение полигона ТБО).

В нарушение пункта 3.3.4 соглашения место забора и складирования грунта не было согласовано с ООО «УТБО», что подтверждается объяснением генерального директора             ООО «ЕВРО СТРОЙ». В связи с этим ООО «УТБО» направило в адрес ФКУ «Байкалуправдор» уведомление о расторжении соглашения (т. 1 л.д. 133-134).

Соглашение о временном занятии части земельного участка не является договором аренды, зарегистрированным в установленном порядке, поэтому у ФКУ «Байкалуправдор» отсутствуют права арендатора, в том числе предусмотренное статьёй 19 Закона о недрах право осуществлять в границах земельного участка без применения взрывных работ использование общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.

Согласно проектной документации площадь земельного участка разрабатываемого грунтового резерва составляет 101 200 м2, объём полезного слоя грунта – 748 800 м3, средняя мощность полезного грунта – 7,7м., площадь планировки дна резервов – 78 937,12 м2., в связи с чем глубина разрабатываемого  карьера грунтового резерва по окончании работ по разработке составила бы от 7 до 8 м. Для реализации проектных решений необходимым условием является наличие лицензии на право пользования недрами (отсутствует возможность руководствоваться требованиями статьи 19 Закона о недрах, предусмотренными для случаев, когда глубины проведения работ не превышают пяти метров).

В пункте 5 Проекта  производства работ на разработку грунтового карьера приведены средние значения физико-механических свойств следующих полезных материалов: суглинок лёгкий пылеватый твёрдой консистенции, суглинок лёгкий песчанистый твёрдой консистенции, суглинок лёгкий песчанистый дресвяный твёрдой консистенции, дресвяный грунт с супесчаным заполнителем твёрдой консистенции  (т. 3 л.д. 135-148).

В соответствии с Перечнем общераспространённых полезных ископаемых по Республике Хакасия, утверждённым постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.11.2007 №371, суглинки относятся к общераспространённым полезным ископаемым.

Письма Минприроды Хакасии не содержат разрешения осуществлять работу с недрами без лицензии. В письме от 19.03.2018  №010-1043-ЮС  указано, что для получения заключения о наличии или отсутствии полезных ископаемых ФКУ «Байкалуправдор» необходимо обратиться в Отдел геологии и лицензирования по Республике Хакасия.  Письмом от 11.04.2018 №010-1463-ЮС отказано не в выдаче лицензии, а в предоставлении права пользования участком недр местного значения без проведения конкурса или аукциона (т. 1 л.д. 146-148).

Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Представитель прокурора Усть-Абаканского района просила отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на следующие доводы (т. 4 л.д. 118-120):

Пунктом 4.1.2 договора аренды земельного участка, заключённого между муниципальным образованием Усть-Абаканский район (арендодателем) и ООО «УТБО» (арендатором), предусмотрено право арендатора в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу (т. 3 л.д. 45).

Соглашение о временном занятии части земельного участка от 18.12.2014 не обладает признаками договора аренды, так как его предмет (часть земельного участка) не индивидуализирован, на кадастровом учёте не состоит.

Кроме того, соглашение  заключено сроком на 4 года, но не зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», поэтому  в силу пункта 2 статьи 609, пункта 3 статьи 433  Гражданского кодекса Российской Федерации считается незаключённым.

Таким образом, ФКУ «Байкалуправдор» не является арендатором, поэтому положения статьи 19 Закона о недрах на него не распространяются.

Довод заявителя об использовании грунта для собственных нужд ФКУ «Байкалуправдор» несостоятелен, так как грунт используется в рамках государственного контракта №2/113-14 от 27.10.2014 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги. Груз вывезен за пределы границ части земельного участка, предоставленной по соглашению.

Согласно  справке о полезных ископаемых под полигоном по утилизации бытовых и промышленных отходов в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия, выданной  Комитетом  по  геологии  и  использованию недр Республики Хакасия 09.12.1993, на данном земельном участке проводилась добыча глин и суглинков для производства кирпича в 60-х годах (т. 4 л.д. 44). Согласно проекту производства работ на разработку грунтового карьера полезный слой грунтового резерва представлен суглинком (т. 3 л.д. 135-148).

Отсутствие в пределах земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8  участков недр местного значения, общераспространённых полезных ископаемых, включённых в территориальный баланс Республики Хакасия, не является основанием для безлицензионной добычи общераспространённых полезных ископаемых.

Письмо Минприроды Хакасии от 10.08.2017 не является отказом в получении лицензии (с соответствующим заявлением общество не обращалось).

ФКУ УПРДОР «ЕНИСЕЙ», привлечённое к участию в деле в качестве третьего лица, поддержало требования заявителя. Полагает, что использование части земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 для разработки резерва грунта не противоречит его разрешённому использованию «размещение полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов», так как технология утилизации твёрдых бытовых отходов предусматривает изъятие грунта и устройство котлована для захоронения отходов (разработка резерва грунта предполагает дальнейшее использование образовавшегося котлована) (т. 5 л.д. 1-5).

Минприроды Хакасии в отзыве на заявление, поддержанном представителем в ходе судебного разбирательства, указало, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным; отсутствие на земельном участке с кадастровым номером 19:10:010101:8   общераспространённых полезных ископаемых, учтённых территориальным балансом запасов общераспространённых полезных ископаемых по Республике Хакасия, не является основанием для добычи полезных ископаемых без лицензии (т. 5 л.д. 34-36).

Дело рассмотрено в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 АПК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённому юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд  согласно арбитражному процессуальному законодательству.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с требованиями статей 25.11, 28.4 КоАП РФ, пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 27.01.2003 № 2 «О некоторого вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (пункт 15), арбитражный суд пришёл к выводу, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом.

С учётом положений частей 1 и 2 статьи  23.22 КоАП РФ, пунктов 1, 4, 5.1.1  Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утверждённого Постановлением  Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400,  пункта 4.1.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия, утверждённого приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 № 571, подпункта «ж» пункта 6 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426, приказа Управления Росприроднадзора от 01.03.2016 №37-к, арбитражный суд установил, что дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора.

Порядок и процедура привлечения к административной ответственности, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, проверена арбитражным судом и признана соблюдённой, заявителем не оспаривается.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено  с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. Законный представитель общества надлежащим образом извещён о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения административного дела. Права общества, установленные статьёй 25.1 КоАП РФ, обеспечены.

Оценив приведённые лицами, участвующими в деле, доводы и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу об отсутствии состава вменяемого обществу административного правонарушения в связи со следующим.

В силу  части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 7.3  КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 7.5 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.

Объективная сторона правонарушения заключается в пользовании недрами без соответствующего разрешения (лицензии).

Субъектом правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее пользование недрами без лицензии, либо лицо, в чьих интересах осуществляется пользование недрами.

Обществу вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной нормой и выразившегося в добыче (извлечении) общераспространённых полезных ископаемых из недр в границах земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 (принадлежащего ООО «УТБО» на праве аренды), без лицензии на право пользования недрами. 

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом о недрах.

Согласно преамбуле указанного закона недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Статьёй 6 Закона о недрах определены следующие виды пользования недрами:

1) региональное геологическое изучение, включающее региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

4) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В абзаце 5 статьи 9 Закона о недрах указано, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии со статьёй 11 Закона о недрах  предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключён договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Согласно части 5 статьи 16 Закона о недрах  оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения – уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.  

Согласно пункту 2.1.5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.06.2013 №346 (далее – Положение №346), оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям Минприроды Хакасии.

В силу части 1 статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование, в том числе, для геологического изучения общераспространённых полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых или для осуществления по совмещённой лицензии их геологического изучения, разведки и добычи.

В пункте  6.1 статьи  3 Закона о недрах указано, что к общераспространённым полезным ископаемым отнесены полезные ископаемые, включённые в региональные перечни общераспространённых полезных ископаемых, определённые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.

Перечень общераспространённых полезных ископаемых по Республике Хакасия, утверждённый постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.11.2007 №371, включает, в том числе, гальку, гравий, валуны, песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы, суглинки (кроме используемых в цементной промышленности).

С учётом изложенного, извлечение из недр на территории Республики Хакасия гальки, гравия, валунов, песчано-гравийных, гравийно-песчаных, валунно-гравийно-песчаных, валунно-глыбовых пород, суглинков, отнесённых к числу общераспространённых полезных ископаемых, для использования в производственной и иной деятельности может осуществляться только на основании предусмотренного статьёй 11 Закона о недрах специального разрешения (лицензии).

В силу пункта 1 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах участки недр, содержащие общераспространённые полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.

Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (часть 3 статьи 2.3 Закона о недрах).

Пунктами  2.1.5.8,  2.1.5.6 Положения №345 к полномочиям Минприроды Хакасии отнесены подготовка перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространённые полезные ископаемые, составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространённых полезных ископаемых.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах право пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона, предоставляется без проведения конкурса или аукциона для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключённых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 

Общераспространённые полезные ископаемые, добываемые на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона и которые предоставлены в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 настоящего Закона, могут использоваться только в объёме и для целей выполнения соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (часть 3 статьи 18 Закона о недрах).

В силу части 1 статьи 18 Закона о недрах порядок предоставления участков недр местного значения в пользование (в том числе для геологического изучения общераспространённых полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых или для осуществления по совмещённой лицензии их геологического изучения, разведки и добычи) устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закон Республики Хакасия от 09.06.2012 №48-ЗРХ «О порядке предоставления участков недр местного значения и порядке пользования указанными участками недр» (далее – Закон №48-ЗРХ) устанавливает порядок предоставления участков недр местного значения на территории Республики Хакасия для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещённой лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Согласно статье 2 Закона №48-ЗРХ общераспространённые полезные ископаемые - часто встречающиеся на территории Республики Хакасия горные породы и минералы, используемые преимущественно для нужд местной промышленности и внутренних потребностей республики в качестве строительных материалов, включённые в региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространённым полезным ископаемым, сформированные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Участки недр местного значения - участки недр, содержащие общераспространённые полезные ископаемые, подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объём добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, и участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В силу статьи 3 Закона №48-ЗРХ основанием возникновения права пользования участками недр является принятие уполномоченным Правительством Республики Хакасия органом исполнительной власти Республики Хакасия решения:

а) о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр, включённым в перечень участков недр, утверждённый Правительством Республики Хакасия, для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых;

б) о предоставлении права пользования участком недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

в) о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространённых полезных ископаемых и включённым в перечень участков недр, утверждённый Правительством Республики Хакасия, для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространённых полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

г) о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;

д) о предоставлении права пользования участком недр, включённым в перечень участков недр, утвержденный Правительством Республики Хакасия, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

е) о предоставлении права пользования участком недр для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

Принятие указанного решения относится к полномочиям Минприроды Хакасии (пункт 2.1.5.19 Положения №346).

В соответствии с  пунктом 1 статьи 12 Закона №48-ЗРХ оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр заявителям осуществляется в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участками недр.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 18.10.2012 №691 утверждён Порядок  оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Хакасия (далее – Порядок №691).

Пунктом 1.1 Порядка №691 предусмотрено, что оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Хакасия осуществляет Минприроды Хакасии.

В силу пункта 1.2 Порядка №691 предоставление права пользования участками недр является основанием для оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Хакасия.

Таким образом, лицензия на пользование участком недр местного значения выдаётся  Минприроды Хакасии после принятия им решения о предоставлении заявителю права пользования соответствующим участком недр,  включённым в перечень участков недр, утверждённый Правительством Республики Хакасия

Согласно статье 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объём извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Из вышеприведённых норм следует, что пользование недрами, сопряжённое с добычей общераспространённых полезных ископаемых, включённых в региональный перечень общераспространённых полезных ископаемых, обусловлено наличием лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. При этом правообладателям земельных участков статьёй 19 Закона о недрах предоставлено исключительное, льготное право использовать общераспространённые полезные ископаемые для своих собственных (личных) нужд,  не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. 

ООО «ЕВРО СТРОЙ» привлечено к административной ответственности за пользование недрами путём добычи грунта с земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8, расположенного по адресу:  п.г.т. Усть-Абакан, Подкунинский хребет, принадлежащего ООО «УТБО» на праве аренды (полигон для утилизации твёрдых бытовых отходов), в отсутствие лицензии на право пользования недрами. 

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что в сентябре-декабре 2017 года, марте 2018 года  общество, не имеющее лицензии на пользование недрами,  добывало грунт на части земельного участка площадью 101 200 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 (временно занятой ФКУ «Байкалуправдор» на основании заключённого с ООО «УТБО» соглашения о временном занятии части земельного участка от 18.12.2014), вывозило грунт с территории указанного земельного участка и использовало его для устройства насыпи земляного полотна в целях выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги Р-257 «Енисей» (на основании договора субподряда от 15.08.2017, заключённого с АО «Сибмост»).

Между тем, в оспариваемом постановлении и при рассмотрении дела в арбитражном суде административный орган не установил, какие именно общераспространённые полезные   ископаемые, предусмотренные региональным перечнем общераспространённых полезных ископаемых,  добыты и вывезены обществом с территории полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов.

Из анализа Перечня общераспространённых полезных ископаемых по Республике Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.11.2007 №371, следует, что грунт не является общераспространённым полезным ископаемым.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.11.2015 №Ф02-6056/2015 по делу №А74-440/2015.

Нормативное обоснование того, что грунт относится к общераспространённым полезным ископаемым, Управлением Росприроднадзора не приведено.

Как уже было указано выше, Перечень общераспространённых полезных ископаемых, утверждённый Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.11.2007 №371, включает такие виды общераспространённых полезных ископаемых, как галька, гравий, валуны, песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы, суглинки.

В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие с очевидностью  установить, что общество добывало какие-либо из приведённых видов общераспространённых полезных ископаемых.

Довод административного органа о том, что добытый и вывезенный обществом  за пределы спорного земельного участка грунт содержал суглинки, носит предположительный характер.

Состав извлечённого грунта Управлением Росприроднадзора не исследовался, с соответствующим запросом в Минприроды Хакасии административный орган не обращался.

Ссылка представителей Управления Росприроднадзора  и прокурора Усть-Абаканского района на утверждённый  ООО «Стройкапитал» Проект  производства работ на разработку грунтового карьера, согласно которому полезный слой сосредоточенного грунтового резерва представлен, в том числе, суглинком  лёгким  пылеватым  твёрдой консистенции, суглинком лёгким песчанистым твёрдой консистенции, суглинком лёгким песчанистым дресвяным твёрдой консистенции (т. 3 л.д. 135-148), не принимается во внимание арбитражным судом, поскольку указанные сведения противоречат сведениям, содержащимся в иных документах, представленных в материалы дела.

Как следует из справки о полезных ископаемых под полигоном по утилизации бытовых и промышленных отходов в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия, выданной Комитетом по геологии и использованию недр Республики Хакасия 09.12.1993, на спорном земельном участке проводилась добыча глин и суглинков для производства кирпича в 60-х годах; промышленные запасы выработаны полностью, разведанных полезных ископаемых, числящихся на балансе, нет, в связи с чем согласовывается организация на участке полигона под отходы (т. 4 л.д. 44).

В силу пункта 1 части 1, части 3 статьи 2.3 Закона о недрах участки недр, содержащие общераспространённые полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения, перечень которых утверждается  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

По смыслу пункта 1 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах критерием отнесения участка недр к участкам недр местного значения является содержание на указанных участках общераспространённых полезных ископаемых.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.02.2013 №80 утверждён Перечень участков недр местного значения по Республике Хакасия.

Доказательств того, что в пределах спорного земельного участка имеются участки недр, содержащие общераспространённые полезные ископаемые и включённые в Перечень участков недр местного значения по Республике Хакасия, утверждённый указанным постановлением, административным органом не представлено.

В письме Минприроды Хакасии от 10.08.2017 №010-3495-ЮС указано, что в пределах земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8  участки недр местного значения, включённые в Перечень участков недр местного значения по Республике Хакасия, не значатся, общераспространённые полезные ископаемые, включённые в территориальный баланс по Республике Хакасия, не числятся  (т. 2 л.д. 100).

Кроме того, указанным письмом орган, уполномоченный на  оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения, разъяснил обратившемуся в его адрес с соответствующим запросом                              ФКУ «Байкалуправдор», что получение разрешения (лицензии) на выполнение работ по извлечению грунта из резерва и перемещению его в насыпь земляного полотнане требуется.

Письмами Минприроды Хакасии от 11.04.2018 №010-1463-ЮС, от 19.03.2018 №010-1043-ЮС также подтверждён факт отсутствия в Перечне участков недр местного значения по Республике Хакасия земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 в границах Усть-Абаканского района, п.г.т. Усть-Абакан  (т. 1 л.д. 146-148). 

При этом письмом от 11.04.2018 №010-1463-ЮС Минприроды Хакасии отказало                  АО «Сибмост» в предоставлении права пользования земельным участком с кадастровым номером 19:10:010101:8 на том основании, что он не включён в перечень участков недр местного значения в связи с отсутствием на данном участке общераспространённых полезных ископаемых.

Таким образом, учитывая положения пункта 1 статьи 12 Закона №48-ЗРХ, пункта 1.2 Порядка №691,  у Минприроды Хакасии отсутствовали основания для выдачи АО «Сибмост»  лицензии на пользование участком недр местного значения.

Вышеприведённые письма Минприроды Хакасии – исполнительного органа  государственной власти Республики Хакасия, осуществляющего управление в области отношений недропользования, опровергают доводы административного органа о наличии на спорном земельном участке общераспространённых полезных ископаемых и, соответственно, об обязанности получения лицензии на пользование недрами.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает событие вменяемого в вину              ООО «ЕВРО СТРОЙ» административного правонарушения недоказанным.  

Суд признаёт обоснованным довод Управления Росприроднадзора и прокурора Усть-Абаканского района о том, что ООО «ЕВРО СТРОЙ» и ФКУ «Байкалуправдор» (переименованное с 05.03.2018 в ФКУ УПРДОР «ЕНИСЕЙ») не относятся к категориям землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков – лиц, которым статьёй 19 Закона о недрах предоставлено право использовать без лицензии  общераспространённые полезные ископаемые для своих собственных (личных) нужд,  не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Соглашение о временном занятии части земельного участка, заключённое 18.12.2014 между ООО «УТБО» и ФКУ «Байкалуправдор», не наделяет последнего правами арендатора, так как по своей правовой природе не является договором аренды (заключено в порядке статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возмещение убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков за счёт лиц, в пользу которых ограничиваются их права).

Вместе с тем, данное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как  факт нахождения на территории спорного земельного участка  общераспространённых полезных ископаемых материалами дела не подтверждён.

С учётом изложенного, в действиях (бездействии) общества отсутствует объективная сторона вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В пункте 16.1 указанного постановления разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Административным органом не приведено аргументированных доводов и не представлено достаточных доказательств в обоснование того, что заявителем не были приняты необходимые и зависящие от него меры для соблюдения вышеуказанных требований законодательства.

Из обстоятельств дела следует, что общество, выполняя без лицензии на пользование недрами работы по выемке и вывозу грунта с земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 на участок автомобильной дороги Р-257 «Енисей», руководствовалось разъяснениями Минприроды Хакасии – исполнительного органа  государственной власти Республики Хакасия, осуществляющего управление в области отношений недропользования.

Как уже было указано выше, согласно  разъяснениям, изложенным в письмах Минприроды Хакасии от 10.08.2017  №010-3495-ЮС, от 11.04.2018 №010-1463-ЮС, от 19.03.2018 №010-1043-ЮС (направленных в адрес АО «Сибмост» и ФКУ «Байкалуправдор» в ответ на соответствующие запросы), в пределах земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8  участки недр местного значения, включённые в Перечень участков недр местного значения по Республике Хакасия, не значатся, общераспространённые полезные ископаемые, включённые в территориальный баланс по Республике Хакасия, не числятся, в связи с чем  получение разрешения (лицензии) на выполнение работ по извлечению грунта с территории данного земельного участка не требуется, оснований для  предоставления АО «Сибмост» права пользования земельным участком не имеется (т. 2 л.д. 100, т. 1 л.д. 146-147).

Довод прокурора о том, что соответствующие обращения в Министерство природных ресурсов Республики Хакасия последовали только после проведенной проверки, опровергается материалами дела.

В обращении от 08.08.2017 в адрес и.о. министра природных ресурсов Республики Хакасия ФИО7 (т.  2 л.д. 101) ФКУ «Байкалуправтодор» просит разъяснить, является ли извлечение грунта из грунтового резерва, расположенного  на спорном земельном участке, добычей недр и какие разрешительные документы (лицензии) необходимо оформить подрядной организации, производящей работы по извлечению грунта из резерва и перемещение в насыпь земляного полотна.

Соответственно,  в ответе от 10.08.2017  №010-3495-ЮС на указанное обращение (т.2 л.д.100) министр  природных ресурсов Республики Хакасия ФИО7 сообщает о том, что получение дополнительных разрешений на использование, включенных в проект строительства (реконструкции) резервов грунта не предусмотрено, вместе с тем использование  грунта для иных целей, не предусмотренных проектом строительства и реконструкции автомобильной дороги, будет являться нарушением законодательства  о недропользовании – безлицензионной добычей общераспространенных полезных ископаемых.

Таким образом, в действиях общества, руководствовавшегося разъяснениями об отсутствии обязанности получения лицензии на пользование недрами для выполнения работ по извлечению грунта с территории земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8, отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришёл к выводу о том, что состав вменяемого обществу административного правонарушения Управлением Росприроднадзора не доказан.

В силу положений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события и состава административного правонарушения являются обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учётом изложенного арбитражный суд полагает, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины в рамках данного дела не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «ЕВРО СТРОЙ», г. Москва, зарегистрированного в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве 13 июля 2016 года.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республики Хакасия от 8 июня 2018 года №Н-003-п-065-18 о назначении административного наказания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                            Н.В. Гигель