Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
5 декабря 2014 г.
Дело № А75-10185/2014
Резолютивная часть решения объявлена 5 декабря 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме 5 декабря 2014 года
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муртазиной А.В. рассмотрев в судебном заседании дело
№ А75-10185/2014 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирская Сервисная Компания» к административной ответственности,
без участия представителей сторон,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
(далее – Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд
с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), общества с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирская Сервисная Компания» (далее – Общество).
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество как оператор связи в нарушение пункта 13 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей, страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила ведения ЕАИС), 02.09.2014, 03.09.2014, 04.09.2014, 05.09.2014, 06.09.2014, 07.09.2014, 08.09.2014 не обращалось за выгрузкой информации из Единого реестра в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что является нарушением условий выданной Обществу лицензии № 84445.
Определением суда от 29.09.2014 заявление административного органа принято
в порядке упрощенного производства на основании частей 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 24.11.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, предварительное судебное заседание назначено на 05.12.2014 в 11 часов 00 минут, судебное заседание назначено
на 05.12.2014 в 11 часов 10 минут.
От административного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела
в отсутствии представителя.
От Общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания, при этом Общество ссылается на позднее получение судебного уведомления о времени и месте судебного разбирательства. Вместе с тем, из пояснений Общества следует, что судебное почтовое отправление с определением суда о времени и месте судебного разбирательства от 24.11.2014, поступило в почтовое отделение г. Нижневартовска 29.11.2014, было вручено представителю Общества 03.12.2014. При этом, как следует из информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России» 29.11.2014 имела место неудачная попытка вручения адресату поступившего отправления с отметкой о том, что адресат самостоятельно заберет отправление.
Кроме того, определение суда о принятии заявления к рассмотрению в порядке упрощенного производства от 29.09.2014 также не было получено Обществом и возвращено в арбитражный суд с отметкой органа почтовой связи об истечении срока хранения почтового отправления.
Таким образом, именно ненадлежащая деятельность Общества по получению поступившей своевременно почтовой корреспонденции повлекла позднее получение им определения суда от 24.11.2014.
Учитывая сокращенные сроки рассмотрения спора о привлечении к административной ответственности, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, судом в удовлетворении ходатайства об отложении предварительного судебного заседания отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие.
Возражений относительно перехода в судебное заседание непосредственно после завершения предварительной подготовки в материалы дела от лиц, участвующих
в деле, не поступило.
На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 суд завершил предварительную подготовку по делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
От Общества отзыв на заявление не поступил.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражным судом установлено следующее.
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию телематических услуг связи на основании лицензии № 84445, выданной Роскомнадзором, сроком действия с 14.02.202110 до 14.02.2016 (л.д. 32-34).
В целях оказании услуг связи Общество в соответствии с условиями лицензии и пункта 4 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи (утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87), обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю доступ к сети связи лицензиата, доступ к информационным системам информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, прием и передачу телематических электронных сообщений.
В силу пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ
«О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) оператор связи, оказывающий услуги
по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
(далее – Закон № 149-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов
в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).
Единый реестр ведется в соответствии с Правилами ведения ЕАИС.
Согласно пункту 13 Правил ведения ЕАИС перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет» (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет».
На основании части 12 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ Роскомнадзором установлен и утвержден приказом от 21.02.2013 № 169 Порядок получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Порядок).
На основании пунктов 3 и 4 Порядка получение доступа к информации из Единого реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайте в сети «Интернет» vigruzki.rkn.gov.ru.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 26 Правил № 575 оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
На основании пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 84445 оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу действующего законодательства контроль за осуществляемой ответчиком лицензионной деятельностью, в том числе, за соблюдением вышеуказанных требований законодательства, осуществляет Управление.
В ходе проведенного 08.09.2014 мониторинга Единой информационной системы должностным лицом заявителя установлено, что Общество авторизовано
для использования указанного веб-сервиса, но 02.09.2014, 03.09.2014, 04.09.2014, 05.09.2014, 06.09.2014, 07.09.2014, 08.09.2014 не обращалось за выгрузкой информации из Единого реестра в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что является нарушением условий выданной ответчику лицензии.
Результаты вышеуказанного мероприятия зафиксированы протоколом мониторинга информации Единой информационной системы Роскомнадзора
от 08.09.2014 № 5-С с приложением к нему распечатки из информационной системы
(л.д. 29-30).
По выявленному факту нарушения пункта 5 статьи 46 Закона № 126-ФЗ, подпункта «а» пункта 26 Правил № 575 и пункта 5 условий лицензии № 84445, заместителем начальника территориального отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления ФИО1 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 11.09.2014 № 1509 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 18-22).
Полномочия на составление протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предоставлены должностным лицам Управления
частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ с учетом приказа Минкомсвязи Российской Федерации от 04.05.2010 № 70 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы
об административных правонарушениях».
Протокол составлен в отсутствии представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 29 Закона № 126-ФЗ предусмотрено, что юридические лица
и индивидуальные предприниматели могут оказывать услуги связи только при наличии у них соответствующей лицензии. Перечень наименований услуг связи, вносимых
в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона № 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами
и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.02.2005
№ 87 в Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи включено требование об оказании услуг
в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан: оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Аналогичные условия предусмотрены пунктом 5 выданной Обществу лицензии № 84445.
Материалами дела подтверждается оказание Обществом телематических услуг связи с нарушением условий выданной ему лицензии, которое выразилось
в не осуществлении Обществом 02.09.2014, 03.09.2014, 04.09.2014, 05.09.2014, 06.09.2014, 07.09.2014, 08.09.2014 ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в порядке, установленном Законом № 149-ФЗ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное виновное действие (бездействие) лица. При этом законодателем определены два признака, позволяющих признать вину юридического лица, - наличие
у него возможности выполнить предписание соответствующих правил и непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Сведения о наличии препятствий, не позволивших Обществу исполнить требования законодательства, суду не представлены. Осуществление лицензируемого вида деятельности в области оказания телематических услуг связи должно обеспечиваться Обществом в соответствии с обязательными требованиями законодательства.
Суд считает, что Общество, осуществляя лицензируемую деятельность, не могло не знать о лицензионных правилах, а также обязано было соблюдать условия выданной лицензии.
Таким образом, арбитражным судом установлено наличие события административного правонарушения, вина Общества в его совершении, обоснованность и правомерность составления протокола об административном правонарушении от 11.09.2014 № 1509, а также наличие всех необходимых правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек, нарушений при проведении процедуры оформления выявленного факта административного правонарушения суд не выявил.
На основании изложенного, заявленные требования о привлечении
Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая установленные по делу обстоятельства суд полагает возможным назначение Обществу минимального размера наказания, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственной государственной пошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирская Сервисная Компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано 04.07.2007 в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, место нахождения: 628600, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Административный штраф уплатить по следующим реквизитам: расчетный счет <***>, получатель Управление Федерального казначейства
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Управления Роскомнадзора
по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре
и Ямало-Ненецкому автономному округу), ИНН <***>, КПП 720301001,
в РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск, ОКТМО 71876000 (г.Сургут),
КБК 096 1 16 90040 04 6000 140, БИК 047162000, лицевой счет <***>, назначение платежа: «прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в бюджеты городских округов».
Квитанция об уплате должна быть представлена в Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня
его принятия. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности,
если размер административного штрафа за административное правонарушение
не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения
в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы
в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.А. Голубева