Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
28 августа 2018 года
Дело № А75-10420/2018
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Заболотина А. Н., при ведении протокола секретарем Долговой О. В.., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югрео признании незаконным отказа во внесении сведений о принятом решении об изъятии недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости, с участием в деле в качестве заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью финансово – строительная компания «Запсибинтерстрой»,
при участия представителей сторон: от заявителя – не явились; от Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре – ФИО1 по доверенности от 04.06.2018; от общества – не явились,
установил:
департамент архитектуры и градостроительства Администрация города Сургута (далее – заявитель, орган местного самоуправления) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Управление Росреестра, орган регистрации) включить в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о принятом решении об изъятии для муниципальных нужд у ООО финансово – строительная компания «Запсибинтерстрой» земельного участка и объекта недвижимости.
Заявленные требования мотивированы наличием у органа регистрации обязанности внести соответствующие сведения в ЕГРН.
Определением суда от 10.07.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью финансово – строительная компания «Запсибинтерстрой» (далее – общество, ООО ФСК «Запсибинтерстрой»).
Заявитель явку представителя для участия в судебном разбирательстве не обеспечил. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. По тексту заявления просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута.
Общество явку представителя для участия в судебном разбирательстве не обеспечило. О времени и месте судебного заседания извещалось заказным почтовым отправлением по месту нахождения, которое возвращено в адрес суда по истечении срока хранения в связи с отсутствием адресата.
Представитель органа регистрации в судебном заседании возражал относительно заявленного требования по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование возражений указал, что заявителем представлены сведения в ненадлежащей форме, а так же ненадлежащим лицом, в связи с чем основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
На основании пункта 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд признал общество надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства и на основании части 2 статьи 200 названного кодекса счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута и общества.
Выслушав представителя Управления Росреестра и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации города Сургута от 19.02.2018 № 1177 у ООО ФСК «Запсибинтерстрой» для муниципальных нужд изъят земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества в целях строительства автомобильной дороги местного значения: участок улично – дорожной сети города Сургута вдоль жилого дома, расположенного по адресу: <...>, до парка имени Игоря Алексеевича Киртбая.
На основании пункта 4 статьи 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации копия постановления направлена в адрес органа регистрации.
Письмом от 26.02.2018 № 02-02-1260/18-0 орган регистрации уведомил департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута о необходимости представлять документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Названное письмо оценено департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута как отказ включить сведения о принятом решении в ЕГРН и оспорено в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными действий и решений должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункта 4 части 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления обязан в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд направить копию решения об изъятии в орган регистрации прав.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).
Пунктом 2 статьи 1 названного закона определено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с упомянутым законом сведений.
Согласно части 2 статьи 7 упомянутого закона ЕГРН состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость). В силу части 1 статьи 8 Закона о регистрации в реестр прав на недвижимое имущество вносятся основные и дополнительные сведения ЕГРН.
Пунктом 8 части 3 статьи 9 названного закона установлено, что сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости вносятся в дополнительные сведения ЕГРН.
В соответствии со статьей 13 Закона о регистрации внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: 1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; 2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; 3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Из буквального содержания приведенных норм права следует, что дополнительные сведения об объекте недвижимости вносятся в порядке межведомственного информационного взаимодействия или в уведомительном порядке.
Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, закреплены статьей 32 Закона о регистрации. Частью 1 названной статьи установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), а так же приведен закрытый перечень случаев, при которых направляются документы. Кроме того частью 16 упомянутой статьи закреплено, что перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок внесения сведений в ЕГРН в уведомительном порядке закреплен главой 5 Закона о регистрации.
Следует отметить, что представление документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а так же внесение сведений в уведомительном порядке не регулируют порядок представления органом местного самоуправления в орган регистрации сведений о принятом решении об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.
В целях разрешения спорного правоотношения суд полагает возможным и обоснованным руководствоваться следующим.
Согласно пункту 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Из содержания статьи 32 Закона о регистрации следует обязанность органов местного самоуправления направлять в орган регистрации решения (акты), принимаемые названными органами при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения.
Поскольку решение об изъятии имущества для муниципальных нужд принимается Администрацией города Сургута при исполнении соответствующих полномочий, такое решение подлежит включению в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, то есть в порядке, регулирующем сходные отношения.
В целях урегулирования информационного взаимодействия постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости.
Пунктами 33, 34 названных Правил определено, что при информационном взаимодействии документы предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" документы предоставляются на электронных носителях. Использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия". Документы, предоставляемые в орган регистрации прав в электронном виде, должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении, а также заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.
В соответствии со статьей 34 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью настоящей статьи случаев.
Материалами дела подтверждается факт направления решения об изъятии земельного участка в письменном виде, в связи с чем у органа регистрации не возникла обязанность включения таких сведений в ЕГРН в течение пятнадцати рабочих дней с даты поступления письменной информации о принятом решении.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях органа регистрации нарушения законодательства при невключении в ЕГРН сведений о принятом решении об изъятии земельного участка и объекта недвижимости для муниципальных нужд.
Доводы органа регистрации о представлении сведений о принятом решении неуполномоченным лицом не основаны на нормах права и не свидетельствуют о превышении департаментом полномочий.
Согласно статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд принимаются органами местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения. Согласно статьи 56.6 названного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд направляется в орган регистрации органом местного самоуправления, принявшим такое решение.
Из материалов дела следует, что решение об изъятии земельного участка и объекта недвижимости принято постановлением Администрации города Сургута. Согласно положению о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута, утвержденного решением Думы города Сургута от 27.12.2013, департамент является структурным подразделением Администрации города Сургута и создан в целях осуществления управленческих функций в области градостроительной деятельности и архитектуры. Подпунктом 12 пункта 7 статьи 3 Положения определено, что департамент наделен функциями осуществлять работы, связанные с изъятием земельных участков для муниципальных нужд.
Тем самым направление департаментом сведений о принятом решении об изъятии земельного участка и объекта недвижимости имело место в рамках предоставленных полномочий.
Оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных норм права, суд пришел к убеждению об отсутствии в действиях Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре нарушения законодательства при невключении в ЕГРН сведений, доведенных в адрес органа регистрации департаментом в письме от 26.02.2018 № 02-02-1260/18-0.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
решил:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья А. Н. Заболотин