ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-10800/20 от 18.12.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

18 декабря 2020 г.

Дело № А75-10800/2020

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Косухиной Ю.С.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного учреждения Дума города Пыть-Яха к муниципальному казенному учреждению администрации города Пыть-Яха исполнительно-распорядительный орган муниципального образования о признании незаконным предписания от 21.04.2020 № 2,

без участия представителей сторон,

установил:

муниципальное казенное учреждение Дума города Пыть-Яха (далее   - Дума г. Пыть - Яха, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к муниципальному казенному учреждению администрации города Пыть-Яха исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (далее – заинтересованное лицо, отдел) о признании недействительным предписания от 21.04.2020 № 2 об устранении нарушений выявленных при проведении внеплановой проверки по вопросу правомерности начисления заработной платы, соблюдения норм трудового законодательства Российской Федерации в муниципальном казенном учреждении «Дума города Пыть-Яха».

Заинтересованное лицо с требованиями не согласно по мотивам. изложенным в отзыве и письменных пояснениях.

Учитывая положения статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации города Пыть-Яха от 06.02.2020 № 290 «О создании рабочей группы» контрольно ревизионным отделом администрации города Пыть–Яха была проведена внеплановая проверка по вопросу правомерности начисления заработной платы, соблюдения норм трудового законодательства Российской Федерации в муниципальном казенном учреждении «Дума города Пыть–Яха» за период с 01.01.2017 по 31.01.2020, составленная в виде акта внеплановой проверки от 21.02.2020, по результатам которой было вынесено предписание от 21.04.2020 № 2 о обеспечении возврата денежных средств в бюджет города Пыть-Яха размере 2 843 942, 28 рублей (том 1, л.д. 28-29, 57-70, 30-33).

Считая предписание от 21.04.2020 № 2 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежат доказыванию
по данному делу, являются обстоятельства, указывающие на то, что оспариваемое требование: не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия
у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение
или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 стать 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

Представление от 25.03.2020, направленное в адрес МКУ «Дума города Пыть-Яха» по результатам проведенной проверки, в установленные сроки не оспорено.

Часть 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджетные полномочия муниципальных образований. К ним отнесено, в том числе, установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.

Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ город Пыть-Ях утверждено решением Думы от 2.1.03.2014 № 258. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Положения о бюджетном процессе Администрация города определяет орган (должностное лицо) внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, являющийся органом (должностным лицом) администрации города Пыть-Яха. В связи с этим на контрольно-ревизионный отдел администрации города Пыть-Яха возложены функции но осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений (пункт 1.1. Положения о контрольно-ревизионном отделе администрации города Пыть-Яха, утвержденным 31.10.2018).

Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля определены статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Порядок осуществления контрольно-ревизионным отделом администрации города Пыть-Яха внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений утвержден постановлением администрации города от 01.10.2018 №302-па.

В соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1.5 Порядка осуществления контрольно-ревизионным отделом администрации города Пыть-Яха внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, государственные (муниципальные) учреждения.

В соответствии с решением Думы города от 19.12.2019 № 285 о бюджете города Пыть-Яха МКУ «Дума города Пыть-Яха» является главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5. пунктом 1 статьи 18 Устава города Пыть-Яха Дума города Пыть-Яха является представительным органом муниципального образования.

Согласно пункту 8 статьи 18 Устава Дума города Пыть-Яха является муниципальным казенным учреждением.

На основании изложенного, у контрольно-ревизионного отдела администрации города Пыть-Яха имеются полномочия, определенные бюджетным законодательством, для проведения проверки в отношении МКУ «Дума города Пыть-Яха», гак как является объектом муниципального финансового контроля.

Пунктом 11 статьи 1 Регламента Думы города Пыть-Яха, утвержденного решением думы города от 26.12.2019 № 299, финансирование деятельности думы осуществляется за счет средств местного бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. В проверяемом периоде, расходы на денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе в городе Пыть-Яхе, в проверяемом периоде (2017-2020 гг.) были предусмотрены бюджетными сметами муниципального казенного учреждения Дума города Пыть-Яха за счет средств местного бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ К бюджетным правоотношениям относятся:

-отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга;

-отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Составление и утверждение бюджетной сметы заявителя, осуществление расходов МКУ «Дума города Пыть-Яха» на основании бюджетной сметы является бюджетными правоотношениями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

Из вышеуказанного следует, что контрольно ревизионный отдел администрации юрода Пыть-Яха проводил проверку в рамках своих полномочий.

Приведенные Думой г. Пыть-Яха понятия «представления», «предписания» в настоящий момент и на момент направления в МКУ «Дума города Пыть-Яха» предписания № 2 от 21.04.2020 не соответствуют положениям Бюджетного кодекса РФ (пункты 2, 3 статьи 270.2 БК РФ в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 71-ФЗ):

-под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях;

-под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения.

Исходя из вышесказанного, в представлениях органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля указываются все выявленные в ходе контрольных мероприятий нарушения, в том числе и бюджетные.

До изменений Бюджетного кодекса РФ, внесенных Федеральным законом от 01.04.2020 № 71-ФЗ, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могли выдавать представления и предписания только при выявлении бюджетных нарушений. Такие нарушения могут совершить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация), финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом), главный администратор (администратор) бюджетных средств, государственный (муниципальный) заказчик. Соответственно даже до принятия 71-ФЗ от 01.04.2020 года МКУ Дума города Пыть-Яха являлась объектом внутреннего финансового контроля, который подпадал под нормы статьи 270.2 БК РФ, так как является главным администратором бюджетных средств. С вступлением в силу 71-ФЗ от 01.04.2020 года законодатель расширил полномочия контролирующего органа и исключил слово «бюджетных» заменив словами «в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», слово «бюджетному» заменить словами «указанному в представлении», так проверяющие получили возможность предъявлять учреждениям требования при выявлении любых нарушений.

При исполнении полномочий орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляет проверку исполнения объектом контроля бюджетного законодательства Российской Федерации во взаимосвязи с другими правовыми актами, в том числе соблюдения объектом контроля положений Трудового кодекса Российской Федерации, региональных и других нормативных правовых актов, в целях подтверждения правомерности и полноты принятия (исполнения) обязательств учреждения. Аналогичную позицию поддерживает Министерство финансов Российской Федерации (письмо от 03.04.2018 № 02-09-09/21626).

МКУ «Дума города Пыть-Яха» в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 8 статьи 18 Устава Дума города Пыть-Яха является муниципальным казенным учреждением, осуществляющая управленческие функции. Статьями 6, 161, 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе оплату' труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Следовательно, при осуществлении контрольно-ревизионным отделом администрации города контрольных действий в целях подтверждения правомерности произведенных объектом контроля (муниципального казенного учреждения) расходов в рамках бюджетной сметы, в том числе на денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности, производится оценка таких расходов на соответствие их нормам действующего законодательства Российской Федерации, в том числе и трудового.

В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Бюджетного кодекса РФ главным администратором бюджетных средств является главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета. Понятия «главный распорядитель бюджетных средств», «главный администратор доходов бюджета» установлены статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации:

-главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом;

-главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

В соответствии с решением о бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденным решением Думы города от 19.12.2019 № 285, МКУ «Дума города Пыть-Яха» определено главным распорядителем бюджетных средств (приложение № 11 к решению о бюджете), главным администратором доходов бюджета (приложение № 3 к решению о бюджете).

Учитывая, что бюджет муниципального образования городской округ город Пыть-Ях утвержден решением Думы города Пыть-Яха, заявитель является и главным распорядителем бюджетных средств и главным администратором доходов бюджета.

В результате изложенного, предписание № 2 от 21.04.2020 направлено МКУ «Дума города Пыть-Яха» в рамках полномочий контрольно-ревизионного отдела администрации города, возложенных на него Бюджетным кодексом Российской Федерации, Порядком осуществления отделом внутреннего муниципального финансового контроля, утвержденного постановлением администрации города от 01.10.2018 №302-па.

Пунктом 3 части 3.1 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ) определено, что положения названного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Особенности организации и проведения финансово-бюджетного контроля урегулированы положениями главы 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой контрольно-ревизионный отдел осуществлял проверку в пределах своих полномочий на основании Порядка осуществления отделом внутреннего муниципального финансового контроля, утвержденного постановлением администрации города от 01.10.2018 № 302-па. Названным порядком не регламентированы сроки уведомления объекта контроля о проведении внеплановых проверок (пункты 1.7, 1.10). В день начала проверки и.о. председателя Думы города был уведомлен о ее проведении (письмо исх. № 31 -06 от 07.06.2020, том 1 л.д. 86).

Также заявителем указано, что приказ либо распоряжение о проведении проверки
с указанием должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, целей, задач, предмета проверки и срока ее проведения, правовых оснований проведения проверки, перечня административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля, перечня документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, в адрес МКУ «Дума города Пыть- Яха» не представлено. Данная информация не соответствует действительности:

-Распоряжение администрации города Пыть-Яха от 06.02.2020 № 290-ра «О создании рабочей группы» (копия прилагается), которым была назначена внеплановая проверка в отношении МКУ «Дума города Пыть-Яха, содержит перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки (пункт 4), предмет (вопрос) проверки (пункт 1), срок проведения проверки (пункт 3), в преамбуле отражено основание проведения проверки - обращение депутатов Думы города Пьггь-Яха 6-го созыва исх. № 08-д от 24.01.2020, а также перечень административных регламентов по осуществлению контроля - Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Пунктом 3.2 Порядка осуществления отделом внутреннего муниципального финансового контроля, утвержденного постановлением администрации города от 01.10.2018 № 302-па, определено содержание распоряжения о назначении проверки. Указание в распоряжении целей и задач, перечня документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, названным пунктом Порядка не предусмотрено. Запросы о предоставлении необходимых для проведения проверки документов и информации в соответствии с пунктами 1.9, 1.14 Порядка были направлены дополнительно (исх. № 31-07 от 07.02.2020, № 31- 10 от 11.02.2020, № 31-11 от 12.02.2020, том 1, л.д. 88, 89, 90).

В результате доводы заявителя о грубом нарушении требований Федерального закона № 294-ФЗ, которое влечет признание незаконным предписания № 2 от 21.04.2020, несостоятельны.

В заявлении указано, что контрольно-ревизионным отделом администрации города при проведении проверки не установлено превышение выделенного на оплату труда объема денежных средств. Однако данный вопрос не являлся предметом проводимой проверки. В рамках контрольного мероприятия устанавливалась законность, обоснованность и правомерность назначения выплат денежного содержания, в том числе денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности, и их соответствие требованиям действующего законодательства в определенной области

По общему правилу требования статьи 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается. В то же время Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает ряд исключений из данного правила. А также статья 113 Трудового кодекса Российской Федерации допускает привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и в других случаях, не предусмотренных ТК РФ, но при соблюдении следующих условий:

-наличие законного основания для привлечения к работе в выходной и нерабочий праздничный день;

-письменное согласие работника, за исключением случаев, когда оно не требуется;

-учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в установленном ТК РФ случае;

-письменное распоряжение работодателя.

Соответственно, при объявлении рабочими днями выходные и нерабочие праздничные дни необходимо наличие законного основания, которое определяет цели и объемы выполняемых работ в такие дни.

В подтверждение вышесказанному, данная позиция изложена в Рекомендациях Федеральной службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней (утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол № 1, от 02.06.2014 ).

Кроме того, в соответствии с полномочиями контрольно-ревизионного отдела администрации города, определенными статьями 266.1, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком осуществления контрольно- ревизионным отделом администрации города Пыть-Яха внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений утвержденным постановлением администрации города от 01.10.2018 № 302-на, в ходе проведения проверки в адрес МКУ «Дума города Пыть-Яха» направлен запрос (исх. № 31-12 от 19.02.2020, том 1, л.д. 91) о предоставлении информации, подтверждающей необходимость осуществления деятельности в выходные и нерабочие праздничные дни председателя и заместителя председателя Думы города, с предоставлением подтверждающих документов. В установленный срок информация не предоставлена.

Также к проверке не представлен календарный план либо иной документ, содержащий расписание, график и т.д. мероприятий, приходящихся на выходные или нерабочие праздничные дни, в которых принимали участие должностные лица Думы города Пыть-Яха.

Кроме того, нарушены гарантии лицам, замещающим муниципальные должности, установленные статьей 21.1 Устава города Пыть-Яха, поскольку при объявлении выходных и нерабочих праздничных дней рабочими в отсутствие законного основания нарушена статья 110 Трудового кодекса Российской Федерации о 42 часовом еженедельном непрерывном отдыхе.

По пункту 2, 4, 5, 6 описательной части представления заявитель указывает, что нарушение нормативного документа о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе в городе Пыть-Яхе, не свидетельствует о нарушении МКУ «Дума города Пыть-Яха» бюджетного законодательства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом.

Соответственно, решение думы города Пыть-Яха от 27.11.2018 № 208 «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе в городе Пыть-Яхе» является расходным обязательством муниципального образования городской округ город Пыть-Ях, принято и утверждено в рамках требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. Тем самым решение Думы города от 27.11.2018 № 208 регулирует бюджетные правоотношения в области денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе в городе Пыть-Яхе. Соответственно, нарушение положений названного решения Думы города Пыть-Яха следует квалифицировать как бюджетные.

-Исчисление размера основного ежегодного отпуска осуществлялось председателю и заместителю председателя Думы города на основании решения Думы города от 07.06.2006 № 54 «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска для лиц, замещающих муниципальные муниципальном образовании город Пыть-Ях», нормы которого нормативным правовым актам высшей юридической силы, а именно, Трудовому кодексу Российской Федерации, закону ХМАО-Югры от 28.12.2007 № 201-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», о чем заявителю было сообщено ранее письмом Главы города (исх. № 26-Исх-УД-7680 от 28.11.2019 том 1, л.д. 92), т.е. до момента утверждения графика отпусков работников Думы города Пыть-Яха на 2020 год.

Кроме того, лицам, замещающим муниципальные должности, не может быть предоставлен отпуск как муниципальному служащему, так как в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» указанные лица муниципальными служащими не являются.

Относительно доводов о незаконности пунктов 1, 2, 3, 4, 5 предписания, установлено, что предписание вынесено на основании ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с неустранением в установленный срок нарушений, указанных в представлении. Представление от 25.03.2020 направленно в адрес МКУ «Дума города Пыть-Яха» 25.03.2020, в срок до 15 апреля 2020 года нарушения, изложенные в представлении, не устранены.

Представление, как документ содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего муниципального финансового контроля нарушениях, в установленном порядке Думой города Пыть-Яха не оспаривался.

В соответствии с решением Думы города от 19.12.2019 № 285 о бюджете города Пыть-Яха МКУ «Дума города Пыть-Яха» является главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5, пунктом 1 статьи 18 Устава города Пыть-Яха Дума города Пыть-Яха является представительным органом муниципального образования.

Согласно пункту 8 статьи 18 Устава Дума города Пыть-Яха является муниципальным казенным учреждением.

Пунктом 11 статьи 1 Регламента Думы города Пыть-Яха, утвержденного решением думы города от 26.12.2019 № 299, финансирование деятельности думы осуществляется за счет средств местного бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. В проверяемом периоде, расходы на денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе в городе Пыть-Яхе, в проверяемом периоде (2017-2020 гг.) были предусмотрены бюджетными сметами муниципального казенного учреждения Дума города Пыть-Яха за счет средств местного бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ К бюджетным правоотношениям относятся:

-отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга;

-отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Составление и утверждение бюджетной сметы заявителя, осуществление расходов МКУ «Дума города Пыть-Яха» на основании бюджетной сметы является бюджетными правоотношениями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

Из вышеуказанного следует, что контрольно-ревизионный отдел администрации города Пыть-Яха проводил проверку в рамках своих полномочий.

Ссылка Думы г.Пыть-Яха на то, что в статье 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ контрольно-ревизионный отдел администрации города Пыть-Яха не отнесен к числе органов, осуществляющих контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не состоятельна, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ положения статьи не применяются в случаях, если федеральными законами установлен иной порядок организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, а также к мероприятиям по контролю (надзору), проводимым должностными лицами органов федеральной службы безопасности. В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Бюджетный кодекс РФ регулирует специфические правоотношения, в том числе правоотношения внутреннего финансового контроля, распространяющие свое действие на все органы местного самоуправления.

Органы прокуратуры не относятся к органам внутреннего финансового контроля, осуществление такого контроля Законом Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не предусмотрено.

По результатам исследования материалов дела и с учетом применения вышеуказанных норм права,  суд приходит к выводу о том,  оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует положениям трудового законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. Судебный акт размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебного акта на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  О.В. Зубакина