ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-11481/09 от 08.12.2009 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

10 декабря 2009 г.

Дело № А75-11481/2009

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2009 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Шабановой Г.А., при ведении протокола заседания судьей Шабановой Г.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Жилищно-накопительного кооператива «Новострой» к Федеральной службе по финансовым рынкам об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 30.09.2009 № 62-09-355/ПН, вынесенного Региональным отделением в Уральском Федеральном округе,

с участием представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 10.11.2009, ФИО2 по доверенности от 10.11.2009

от ответчика – не явились,

установил:

Жилищно-накопительный кооператив «Новострой» (далее – ЖНК «Новострой», Кооператив, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам (далее – ФСФР, ответчик) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 30.09.2009 № 62-09-355/ПН, вынесенного Региональным отделением в Уральском Федеральном округе.

Заявленные требования мотивированы отсутствием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель ЖНК «Новострой» поддержал заявленные требования.

Ответчиком представлен отзыв, с заявленными требованиями не согласен по доводам, изложенным в нем.

Учитывая положения части 1 статьи 123, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением ЖНК «Новострой» требований действующего законодательства, ФСФР установлено, что Кооперативом в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.12.2006 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», Порядка представления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости, утвержденной приказом ФСФР России от 17.02.2006 № 06-17/пз-н ( в ред. от 03.10.2006 №06-112/пз-н) в регистрирующий орган не представлена ежеквартальная отчетность о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости за 1 квартал 2009 года.

26.06.2009 ответчиком в адрес ЖНК «Новострой» направлено предписание № 62-09-СФ- 08/6508 об устранении данных нарушений путем представления ответчику ежеквартального отчета за 1 квартал 2009 года на бумажном и магнитном носителях, в соответствии с порядком представления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости, утвержденной приказами ФС ФР России от 17.02.2006 № 06-17/пз-н (в ред.от 03.10.2006 №06-112/пз-н).

Данное предписание получено Обществом 02 июля 2009 года и подлежало исполнению в срок до 30 июля 2009 года включительно.

22.07.2009 в Региональное отделение ФСФР поступила ежеквартальная отчетность Кооператива за 1 квартал 2009 года на бумажном и магнитном носителях с письмом ( вх. № 62-09-6009/эм от 22.07.2009).

В ходе проверки представленных документов, установлено, что ежеквартальная отчетность за 1 квартал 2009 года Кооперативом представлена с нарушением п. 3 Порядка, а именно: в составе представленных документов отсутствовала ежеквартальная бухгалтерская отчетность Кооператива, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, за исключением отчета за 4 квартал; изменения в Устав (Устав в новой редакции), зарегистрированные в отчетном квартале; протокол общего собрания членов Кооператива, утвержденные общим собранием членов Кооператива, устанавливающий формы участия в деятельности Кооператива в отчетном квартале (прилагается вместе с решениями общего собрания членов Кооператива и правления Кооператива об их утверждении), решения общего собрания членов кооператива о порядке определения очередности приобретения Кооперативом жилых помещений, принятые в отчетном периоде, о чем 31.07.2009 должностными лицами Регионального отделения ФСФР составлен акт о неисполнении предписания РО ФС ФР России в УрФО об устранении нарушений законодательства РФ, исх. 62-09-СФ-08/6508 от 24.06.2009 г (л.д. 55).

По данному факту должностным лицом ответчика в отношении ЖНК «Новострой» 15.09.2009 составлен протокол об административном правонарушении №62-09-595/пр-ап по признакам части 9 статьи 19.5 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствии законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола (л.д.56-59).

По результатам рассмотрения протокола и иных материалов должностным лицом ответчика, в отсутствии законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление от 30.09.2009 № 62-09-355/ПН о привлечении ЖНК «Новострой» к административной ответственности на основании части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ЖНК «Новострой», обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (далее – Закон № 215-ФЗ) контроль за деятельностью кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, а также за соблюдением кооперативом требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и его территориальными органами.

Из подпункта 6 пункта 1 статьи 51 следует, что Кооператив обязан ежеквартально представлять отчетность о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности и иных требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков;

Приказом ФС ФР России от 17.02.2006 № 06-17/пз-н ( в ред. приказа ФС ФР России) от 03.10.2006 № 06-112/пз-н) утвержден Порядок представления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости (далее – Порядок)

Порядком установлены состав, сроки и процедура представления ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости жилищными накопительными кооперативами, а также иными организациями, привлекающими и использующими денежные

В соответствии с пунктом 2 Порядка ежеквартальный отчет представляется в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива, по формам, прилагаемым к настоящему Порядку и состоящим из:

- формы 1 "Общие сведения о жилищном накопительном кооперативе" (приложение N 1 к настоящему Порядку);

- формы 2 "Сведения о членах жилищного накопительного кооператива" (приложение N 2 к настоящему Порядку);

- формы 3 "Сведения о финансовой устойчивости деятельности жилищного накопительного кооператива" (приложение N 3 к настоящему Порядку);

- формы 4 "Сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности жилищного накопительного кооператива" (приложение N 4 к настоящему Порядку).

Согласно пункту 3 Порядка к ежеквартальному отчету прилагаются:

- ежеквартальная бухгалтерская отчетность Кооператива, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, за исключением отчета за четвертый квартал. В состав ежеквартального отчета за четвертый квартал включается годовая бухгалтерская отчетность Кооператива, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- изменения в устав (устав в новой редакции), зарегистрированные в отчетном квартале;

- протокол общего собрания членов Кооператива, устанавливающий формы участия в деятельности Кооператива, утвержденные общим собранием членов Кооператива в отчетном квартале (прилагается вместе с решениями общего собрания членов Кооператива и правления Кооператива об их утверждении);

- решения общего собрания членов Кооператива о порядке определения очередности приобретения Кооперативом жилых помещений, принятые в отчетном периоде.

Ежеквартальная отчетность представляется начиная с квартала, в котором Кооператив был зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 6 Порядка).

Ежеквартальная отчетность представляется Кооперативом в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива не позднее 45 дней после даты окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за четвертый квартал. Отчетность за четвертый квартал представляется Кооперативом в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Датой представления ежеквартальной отчетности считается дата поступления отчетности в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива (пункт 7 Порядка)

Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится Кооперативом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала (пункт 8 Порядка).

Ежеквартальная отчетность представляется Кооперативом в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива в форме электронного документа либо на бумажном носителе с одновременным направлением по электронной почте. Документы, входящие в состав ежеквартальной отчетности, представляемой в бумажном виде, нумеруются, сшиваются, подписываются лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа Кооператива или председателя коллегиального исполнительного органа Кооператива, а также лицом, ответственным за ее составление, скрепляются печатью Кооператива.

Одновременно с представлением ежеквартальной отчетности Кооператива на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива представляется по электронной почте с вложением соответствующего файла, содержащего текст ежеквартальной отчетности Кооператива в установленном ФСФР России формате, а также по шаблону электронного документа, раскрываемому в свободном доступе на сайте ФСФР России (www.fcsm.ru; www.fsfm.gov.ru).

Соответствие текста ежеквартальной отчетности Кооператива на магнитном носителе представляемой ежеквартальной отчетности Кооператива на бумажном носителе подтверждается письмом, подписанным лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа Кооператива или председателя коллегиального исполнительного органа Кооператива, а также лицом, ответственным за ее составление. (пункт 9 Порядка).

Таким образом, ЖНК «Новострой» обязано было представить ежеквартальный отчет за 1 квартал 2009 года в срок до 15.05.2009, однако данная обязанность не была исполнена.

Предписанием от 24.06.2009 № 62-09-СФ- 08/6508 заявителю установлен дополнительны срок для представления ежеквартального отчета за 1 квартал 2009 года – до 30.07.2009.

В предписании от 24.06.2009 № 62-09-СФ- 08/6508 указано, что в соотвествии с пунктом 3 Порядка к ежеквартальному отчету прилагаются:

- ежеквартальная бухгалтерская отчетность Кооператива, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, за исключением отчета за четвертый квартал. В состав ежеквартального отчета за четвертый квартал включается годовая бухгалтерская отчетность Кооператива, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- изменения в устав (устав в новой редакции), зарегистрированные в отчетном квартале;

- протокол общего собрания членов Кооператива, устанавливающий формы участия в деятельности Кооператива, утвержденные общим собранием членов Кооператива в отчетном квартале (прилагается вместе с решениями общего собрания членов Кооператива и правления Кооператива об их утверждении);

- решения общего собрания членов Кооператива о порядке определения очередности приобретения Кооперативом жилых помещений, принятые в отчетном периоде.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт непредставления приложений к ежеквартальному отчету за 1 квартал 2009 года, перечисленных в пункте 3 Порядка, подтверждается материалами административного дела: актом о неисполнении предписания от 31.07.21009 (л.д.55), протоколом об административном правонарушении от 15.09.2009, предписанием от 24.06.2009, оригиналами квартальной отчетности Кооператива.

Суд согласен с доводами заявителя об отсутствии обязанности у него представлять в Региональное отделение ФСФР устав в новой редакции, протокол общего собрания членов Кооператива, решения общего собрания членов Кооператива и правления Кооператива, поскольку в отчетном периоде изменения в устав ЖНК «Новострой» не вносились и собрания членов не проводились.

Вместе с тем, заявитель обязан представить ежеквартальную бухгалтерскую отчетность Кооператива, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Доказательств представления в составе квартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2009 года, Кооперативом не представлено.

Ссылки заявителя на сопроводительное письмо вх. 3 62-09-6009/ЭМ от 22.07.2009 судом признаются несостоятельными, поскольку из его содержания следует, что текст квартальной отчетности (1 квартал 2009 года) Кооператива на магнитном носителе соответствует предоставляемой квартальной отчетности на бумажном носителе, и не раскрывает состав предоставленных документов и информации.

В соответствии с текстом оспариваемого постановления арбитражным судом установлено, что вопрос о вине Общества в совершенном правонарушении, в том виде как она определена ст.2.1 КоАП РФ, административным органом исследовался и ему была дана соответствующая правовая оценка.

Так, из материалов дела следует, что административный орган, выявив нарушения законодательства со стороны ЖНК «Новострой» в части непредставления в составе представленных документов ежеквартальной бухгалтерской отчетности Кооператива, составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, за исключением отчета за 4 квартал, обозначило их в предписании и предоставило Кооперативу дополнительную возможность устранить данные нарушения посредством выполнения требований, изложенных в данном акте. При этом предписанием был установлен достаточный срок для устранения выявленных нарушений - до 30 июля 2009 г., при дате получения предписания 02 июля 2009 года.

В предписании Регионального отделения ФСФР указаны точные и определенные действия которые должны быть предприняты заявителем для исполнения предписания. Однако Кооператив не предпринял достаточных мер для исполнения предписания ответчика в установленный срок в полном объеме.

Помимо этого, как указал ответчик, в адрес ЖНК «Новострой» неоднократно направлялись предписания, которые Кооперативом по настоящий момент не исполнены от 04.12.2008 № 12690-003/05, от 27.02.2009 № 62-09-СФ-05/1964, от 08.10.2009 № 62-09-СК-05/10170 (л.д.65-70).

В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении 02.09.2009 заявитель извещался уведомлением от 03.08.2009 №62-09-08/7943 по адресу:628305, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, Промзона, ул. Набережная, строение 16 офис 201-202, однако доказательств получения заявителем указного уведомления на 02.09.2009 у ответчика отсутствовали, в связи с чем, уведомлением от 02.09.2009 №62-09-08/8955 ЖНК «Новострой» был повторно извещен о времени и месте составления протокола, в том числе посредством телеграфной связи, указанное уведомление получено заявителем 10.09.2009, телеграмма вручена 11.09.2009 (л.д.56-59).

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Кооператив был заблаговременно извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, однако Кооператив не воспользовался своим правом направить законного представителя для участия при составлении протокола, способного представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол от 15.09.2009 № 62-09-595/пр-ап составлен в отсутствии законного представителя лица привлекаемого к административной ответственности, не явившегося на составление протокола, о чем сделана соответствующая запись в протоколе, в соответствии с требованиями КоАП РФ.

В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

17.09.2009 Региональным отделением ФСФР вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в производстве по делу. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель извещен телеграммой от 17.09.2009, которая вручена руководителю ЖНК «Новострой» 18.09.2009 (л.д.63-64).

Таким образом, Кооператив был заблаговременно извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 30.09.2009, однако не воспользовался своим правом участвовать в рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства в случае несогласия с позицией Регионального отделения ФС ФР.

Срок давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) соблюден, полномочия на составление протокола и рассмотрение дела не превышены.

Из постановления от 30.09.2009 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания), что сумма штрафа определена в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление от 30.09.2009 о назначении административного наказания является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

требования Жилищн-накопительного кооператива «Новострой» о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 30.09.2009 № 62-09-355, вынесенного Региональным отделением в Уральском Федеральном округе Федеральной службы по финансовым рынкам оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Г.А. Шабанова