Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
28 марта 2022 г.
Дело № А75-1162/2022
Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 28 марта 2022 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Лисянского Д.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Секериной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (ОГРН <***>,
ИНН <***>, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город
Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 34) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония № 11 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-мансийскому автономному округу – Югре" (ОГРН: <***> от 08.08.2002, ИНН: <***>, адрес: 628422, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) о взыскании штрафа в размере 121 000 руб.,
при участии представителей:
от истца – не явился;
от ответчика – не явился,
установил:
государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Отделение) обратилось
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
с заявлением о взыскании штрафных санкций в размере 121 000 руб. с федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 11 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-мансийскому автономному округу - Югре"
(далее- учреждение) за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений по форме СЗВ-М «дополняющая» за февраль 2021 года по решению
от 30.07.2021 № 027S19210007334.
Определением от 15.02.2022 дело назначено к судебному разбирательству
в судебном заседании на 22.03.2022.
Информация о предстоящем судебном заседании размещена в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» в сети «Интернет» (http://kad.arbitr.ru).
Ответчик представил возражение относительно рассматриваемого заявления. Сформированный отчет по форме СЗВ-М (исходный) за февраль 2021 года подан своевременно 11.03.2021 на 244-х застрахованных лиц, но не был принят органом Пенсионного фонда. 12.03.2021 поступило уведомление об устранении ошибок
в отношении застрахованного лица. Уточненные сведения в отношении одного осужденного с типом формы «дополняющая» направлены 11.03.2021. После чего 12.04.2021 сведения по форме «дополняющая» повторно представлены в орган Пенсионного фонда.
Заявитель представил документы в части оформления и направления уведомления
в адрес страхователя об устранении выявленных ошибок и (или) несоответствий.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 122, 123, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон,
надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав имеющиеся материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующие обстоятельства.
Органом пенсионного фонда в отношении ответчика проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон
№ 27-ФЗ).
В ходе проведенной проверки установлено, что сведения по формам форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2021 года представлены 25.02.2021 на одно застрахованное лицо. Сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за тот же период на 242-х застрахованных лиц представлены 12.04.2021 с нарушением установленного срока.
Полагая, что представление сведений на застрахованных лиц за указанный месяц
с типом отчета «дополняющая» свидетельствует о нарушении срока, должностными лицами Отделения составлен акт о выявлении правонарушения
в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования
от 02.07.2021 № 027S18210007204 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за несвоевременное предоставление указанных сведений.
Рассмотрев материалы проверки, Отделением вынесено решение от 30.07.2021
№ 027S19210007334 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций на общую сумму 121 000 руб. за несвоевременное представление ежемесячной отчетности
по установленным формам.
В целях добровольной уплаты финансовых санкций ответчику направлено требование от 20.08.2021 № 027S01210006331.
Акт, решение и требование направлены в установленном порядке в адрес ответчика, который знал о существе и размере предъявленных к нему претензий.
Требования Отделения в добровольном порядке не исполнены,
что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 16 Федерального закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со статьей 15Федерального закона № 27-ФЗ работодатель обязан
в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения
о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных
об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации
от 01.02.2016 № 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона
№ 27-ФЗ утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах». Согласно данному постановлению страхователь обязан отразить в данной форме свой регистрационный номер, наименование, идентификационный номер налогоплательщика, отчетный период, тип формы, а также индивидуальные сведения на застрахованных лиц в виде таблицы с отражением информации, указанной в пункте 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.
Для представления указанной ежемесячной отчетности указанным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», в поле «Тип формы» которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»:
-код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
-код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как следует из материалов дела, по спорному периоду (февраль 2021 года) первоначально сведения по форме СЗВ-М с типом формы «исходная» предоставлялись страхователем в установленные сроки (не позднее 15-го числа месяца, следующего
за отчетным периодом), что подтверждается сведениями самого Отделения и отражено
в составленных им документах.
Так, страхователем 11.03.2021 в пределах отчетного периода представлены индивидуальные сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М с типом «исходная» на 244-х застрахованных лиц.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции
в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из толкования данной нормы следует, что законодателем установлено два состава правонарушения, влекущих привлечение к ответственности страхователя
за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица: - непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, - представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае, в качестве объективной стороны состава правонарушения заинтересованному лицу вменено непредставление страхователем
в установленный срок индивидуальных сведений по форме СЗВ-М (дополняющая), необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета
в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом, Отделение настаивает на законности своих действий, в том числе
по вынесению решения и выставлению требования об уплате штрафа.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон и обстоятельства дела, приходит к выводу об отсутствии
в действиях страхователя в данной части нарушений положений пункта 2.2 статьи
11 Федерального закона № 27-ФЗ, по следующим основаниям.
Код «исх» (исходная форма) используется при первичной подаче формы
СЗВ-М за отчетный период.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период,
то в рассматриваемом поле приводится код «доп» (дополняющая форма).
Формы с типом "дополняющая" представляются на застрахованных лиц, данные
по которым не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за ошибок, содержащихся
в ранее представленной отчетности, либо данные по ним в отчетности отсутствовали.
Установлено, что 25.02.2021, то есть фактически до момента начала отчетного периода пенсионным органом приняты и обработаны сведения, направленные учреждением на одного застрахованного лица. Указанные сведения приняты и загружены в систему в феврале 2021 года как сведения по форме СЗВ-М за февраль 2021 года (исходная).
Впоследующем, 09.03.2021 учреждением в программном обеспечении «Контур»
для формирования отчета СЗВ-М были внесены сведения о застрахованныхлицахза февраль 2021 года.
11.03.2021 учреждение в 10 часов 30 минут сформированотчет СЗВ-М (тип формы – исходная) на 244-х работников за февраль 2021, который направлен в орган Пенсионного фонда на проверку.
Согласно п. 38 Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах», утвержденной приказом № 211 н от 22.04.2020 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее Инструкция), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю необходимо представить уточненные данные в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления.
12.03.2021 в адрес страхователя поступило уведомление об устранении ошибок
и (или)несоответствий между представленными страхователями и сведениями, имеющимисяу органа Пенсионного фонда. Согласно протоколу проверки отчетности допущена ошибка. Отчет не был принят полностью, так как была указана форма «исходная» вместо«дополняющая», а также указан неверный СНИЛС двух осужденных.
12.04.2021 сведения за спорный период по форме СЗВ-М тип формы«дополняющая» на 242-х осужденных предоставлены учреждением к ранее представленным сведениямпо форме «исходная».
В связи с указанными обстоятельствами органом Пенсионного фонда зарегистрировано правонарушение за несвоевременное предоставление сведений
по форме СЗВ-М (дополняющая) за февраль 2021 года в отношении 242-х застрахованных лиц.
Исходя из анализа изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу,
что учреждение фактически не допустило вменяемых ему нарушений требований Федерального закона № 27-ФЗ.
Так, страхователем приняты необходимые и достаточные меры к своевременному представлению сведений по форме СЗВ-М тип формы «исходная» в отношении застрахованных лиц за февраль 2021 года в пределах отчетного периода - с 01.03.2021
по 15.03.2021.
Ранее отчет учреждения, составленный и предоставленный до начала отчетного периода ошибочно принят и загружен в систему 25.02.2021 как отчет по форме СЗВ-М
за февраль 2021 год с типом «исходная».
Указанное повлияло на то, что представленный 11.03.2021 в установленный срок полноценный отчет по форме СЗВ-М с типом «исходная», содержащий все необходимые сведения о 244-х застрахованных лицах, фактически не был принят и обработан.
Страхователь не имел возможностей предположить, что направленные до начала отчетного периода сведения могут повлиять впоследующем на загрузку сформированного в установленные сроки отчета СЗВ-М («исходная») за февраль 2021 года.
Сведений о том, что должник уклонялся от представления предусмотренных Федеральным законом необходимых сведений не имеется. Им фактически дважды предприняты попытки предоставления сведений по форме СЗВ-М с типом «исходная». Этапы отправки учреждений отчетов и сведений документально подтверждены.
Причиной того, что учреждению необходимо было дополнительно сформировать отчет СЗВ-М с типом «дополняющая» за февраль 2021 года стало ошибочное досрочное принятие в феврале 2021 года органом Пенсионного фонда отчета СЗВ-М с типом «исходная».
После отказа в загрузке отчета и получения разъяснений страхователем направлен отчет по форме СЗВ-М с типом формы «дополняющая» за февраль 2021 года, содержащий фактически те же сведения о застрахованных лицах, которые были представлены им 11.03.2021.
Возникшее в марте 2021 года несоответствие представленных сведений установленным формам и форматам Пенсионного фонда Российской Федерации возникло в том числе в результате ошибочного принятия и загрузки в феврале 2021 года сведений
и необоснованного присвоения имя типа «исходная» по форме СЗВ-М за февраль 2021 года.
Отчет СЗВ-М с типом «исходная» был направлен страхователем в установленный законом срок (11.03.2021), содержал по своей сути полные и достоверные сведения
по застрахованным лицам.
Исходя из сложившейся ситуации, а также содержания нормативных документов актов предположить, что ежемесячный отчет мог быть направлен в форме отличной
от СЗВ-М с типом «исходная», учреждению было фактически невозможно.
В соответствие с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ ответственность предусмотрена для страхователей, уклоняющихся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Оснований считать, что страхователь в рассматриваемой ситуации уклонялся
от представления предусмотренных Федеральным законом достоверных и полных сведений по установленным формам, не имеется.
Учреждение (страхователь) исполняло свои обязанности и принимало меры
к своевременному направлению сведений по формам СЗВ-М (исходная) за февраль 2021 года. Этапы отправки отчетов документально подтверждены.
В настоящем случае страхователь, несмотря на принятые им меры, в силу технических особенностей функционирования цифровых систем органа Пенсионного фонда, фактически был лишен возможности присвоения корректного статуса своевременно предоставленным им сведениям по форме СЗВ-М (исходная)
за февраль 2021 года.
Впоследующем учреждением после выяснения причин указанного и получения соответствующих указаний, приняты меры к разрешению ситуации и возникших противоречий.
Страхователем сведения по форме СЗВ-М повторно направлены в адрес органа Пенсионного фонда 12.04.2021 с типом «дополняющая», что позволяло обеспечить обработку сведений и присвоение им корректного статуса.
Таким образом, первоначальные сведения по форме СЗВ-М (исходная)
за февраль 2021 года, содержащие необходимые сведения о застрахованных лицах
по установленной форме, представлены страхователем своевременно, что допускает
не применять к ответчику финансовые санкции.
Несоответствие представленных сведений установленным формам и форматам Пенсионного фонда Российской Федерации, повлекшее необходимость направления уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий, вызвано обоюдными действиями страхователя и органа Пенсионного фонда, имевшими место в феврале
2021 года.
Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусматривает ответственность за несоблюдение страхователем порядка представления сведений
в форме электронных документов в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Вместе с тем органом Пенсионного фонда подобное нарушение учреждению
не вменено. Ссылка на возможное нарушение учреждением порядка представления сведений в форме электронных документов отсутствует в составленных Отделением акте
от 02.07.2021 № 027S18210007204 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете, решении от 30.07.2021 № 027S19210007334 о привлечении страхователя
к ответственности, требовании от 20.08.2021 № 027S01210006331 об уплате финансовых санкций.
Кроме того, претензии в отношении учреждения выдвинуты органом Пенсионного фонда впервые. Обратного суду не представлено. Суд принимает также во внимание факт отсутствия со стороны страхователя каких-либо нарушений за иные периоды, отсутствие задолженности по страховым взносам.
При указанных обстоятельствах привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, не может является обоснованным и правомерным. Состав вменяемого учреждению правонарушения
в указанной ситуации отсутствует.
Отделение согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. В связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины
не рассматривается.
Руководствуясь статьями 9, 48, 67, 68, 71, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Д.П. Лисянский