Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
27 января 2015 г.
Дело № А75-11787/2014
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Агеева А.Х., при ведении протокола секретарем судебного заседания Постниковой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН <***>, место нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «ЮГРА СТАЛЬ» (ОГРН <***>, место нахождения: 628181, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) о взыскании 500 000 рублей,
без участия представителей сторон,
установил:
Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЮГРА СТАЛЬ» (далее – ответчик) о взыскании суммы гранта в размере 500 000 рублей 00 копеек, предоставленного по договору № 71 от 16.05.2013.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение договорных обязательств ответчиком по договору о предоставлении гранта № 71 от 16.05.2013.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, ходатайств не заявляли.
В соответствии с положениями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16 мая 2013 года между истцом (Департамент) и ответчиком (грантополучатель) заключен договор о предоставлении гранта № 67 (далее - договор), в соответствии с которым истец обязался предоставить ответчику грант в размере 500 000 рублей 00 копеек (л.д. 16-19).
В соответствии с пунктом 1.2. договора грант предоставляется на реализацию инновационного бизнес-проекта «Строительство микрозавода по переработке металлолома и выпуску сортового металлопроката».
На основании пункта 2.2.2 договора Общество обязалось предоставить
в Департамент в течение одного года после предоставления гранта следующие документы: копии бухгалтерского баланса и налоговых деклараций по применяемым специальным режимам налогообложения (для применяющих такие режимы), а также статистическую информацию в виде копий форм федерального статистического наблюдения, предоставляемых в органы статистики, а также копии документов, подтверждающие фактически произведенные расходы субъекта инновационной деятельности.
Согласно пункту 4.2. договора предоставленный грант подлежит возврату в Департамент в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий настоящего договора, а также выявления в течение 1 года со дня предоставления гранта нецелевого использования либо обстоятельств, указанных в пункте 4.1 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих малых и средних инновационных компаний, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2010 № 241-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (далее – Порядок № 241-п).
Договор вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует
до выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств (пункт 5 договора).
Платежным поручением от 20.05.2013 № 2014730 истец перечислил ответчику грант в размере 500 000 рублей (л.д. 20).
Письмом от 15.04.2014 № 22-Исх-2728 истец уведомил ответчика (грантополучателя)
о необходимости предоставления в Департамент в срок до 21 мая 2014 года документов, подтверждающих целевое расходование полученных денежных средств (л.д. 21, 22).
В связи с непредставлением статистической информации в виде копий форм федерального статистического наблюдения, истец направил ответчику требование
о возврате суммы гранта от 23.06.2014 № 22-Исх-4801 (л.д. 23, 24).
Невозврат ответчиком полученных в виде гранта бюджетных денежных средств послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе.
По правилам пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Вид договора определяется содержанием основных прав и обязанностей сторон
по сделке.
Специальное гражданско-правовое регулирование правоотношений по предоставлению грантов отсутствует, вследствие изложенного, к обязательствам, возникшим из договора от 16.05.2013 № 67, применяются общие положения
об обязательствах (статьи 307-419 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии
с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого
и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Средства федерального бюджета
на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства
(в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на день заключения сторонами договора, предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджетеи принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В пункте 3 статьи установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам
(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 4.3 Порядка № 241-п, действовавшего на момент выдачи субсидии и заключения договора, в случае выявления в течение 1 года со дня предоставления гранта обстоятельств, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка (основания отказа
в предоставлении гранта), либо нецелевого использования гранта, предоставленный грант подлежит возврату в Департамент.
Согласно пункту 7.8 Порядка предоставления грантов начинающим малым инновационным компаниям, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров», утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 419-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы», вступившим в силу с 1 января 2014 года, Департамент прекращает выплату гранта и осуществляет мероприятия по ее возврату в бюджет автономного округа при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: нарушение получателем гранта федерального законодательства и (или) законодательства автономного округа; нарушение получателем гранта условий договора; выявление недостоверных сведений в документах, представленных получателем гранта в целях получения гранта, если при представлении достоверных сведений отсутствовали бы основания для предоставления гранта либо если недостоверные сведения повлияли на сумму гранта в сторону ее увеличения; непредставление получателем гранта документов в соответствии с подпунктом 3.1.9 пункта 3.1 настоящего порядка; отказ получателя гранта на осуществление Департаментом и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения организацией условий, целей и порядка предоставления гранта.
В обоснование требования о взыскании с ответчика суммы предоставленного гранта истец указал на неисполнение ответчиком обязанности по предоставлению в Департамент копий документов, перечисленных в письме Департамента от 15.04.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле,
на основании представленных доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, из представленных в дело истцом документов, усматривается, что ответчиком фактически деятельность по реализации указанного бизнес-проекта в рамках выделенных денежных средств осуществлялась, в том числе представлен ряд документов, перечисленных истцом в письме от 15.04.2014 и требовании о возврате гранта от23.06.2014, в частности согласно сопроводительного письма грантополучателя № 49 от 23.06.2014 в адрес истца были представлены налоговая декларация, бухгалтерский баланс, анкета получателя поддержки, копия платежного поручения № 83 от 29.05.2014 и договор № 245-Д от 29.05.2014.
Согласно первичным документам, не оспоренным истцом в порядке статей 65, 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные денежные средства израсходованы в целях, предусмотренных договором.
Существо гранта - безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности.
Таким образом, само по себе несвоевременное, либо не полное предоставление финансовых отчетов, с приложением подтверждающих документов, в случае отсутствия доказательств нецелевого использования средств гранта, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.
Соглашение о предоставлении гранта является действующим.
Наличие оснований для удовлетворения иска устанавливается судом на общих основаниях.
В рассматриваемом случае обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о том, что требование о возврате суммы гранта в размере 500 000 рублей 00 копеек (при доказанности реализации ответчиком проекта в указанной сумме и отсутствии доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании средств гранта) заявлено необоснованно. Исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.Х.Агеев